"Сенсорная комната в работе педагога-психолога в ДОУ"
статья по коррекционной педагогике

Кулигина Анна Леонидовна

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 5" с. Кневичи Артемовского городского округа

Статья в журнал «Воспитатель детского сада»:

«Сенсорная комната в работе педагога-психолога ДОУ»

Автор: Кулигина Анна Леонидовна

Организация: МБДОУ «Детский сад №5»

Населенный пункт: Приморский край, г. Артем, с. Кневичи

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Сенсорная комната предназначена для оказания комплексной помощи детям: это развитие психических процессов и снятие эмоциональной напряженности, мышечной усталости, а также достижение состояния релаксации и душевного равновесия.

Цель занятий в сенсорной комнате: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:

  1. профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  2. создание положительного эмоционального состояния;
  3. формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
  4. облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
  5. формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
  6. развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом
  7. развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Показания к занятиям в сенсорной комнате являются психологические проблемы: депрессия, гипо и гиперактивность, стрессы, неврозы, агрессия, нарушение сна, страхи, нарушение эмоциональных контактов и конфликты, нарушение опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания.

Количественный состав группы: до 5 человек или индивидуально.

Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.

 

В сенсорной комнате на базе МБДОУ «Детский сад № 5» представлено оборудование:

Используемое оборудование

задачи

1

Тактильная дорожка

полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия

2

Световой стол для рисования песком

 

используется для развития тактильного восприятия, формирования уверенности в себе, снижения нервно-психического напряжения, обогощения восприятия и воображения. Упражнения развивают тактильно-кинестическую чувствительность и мелкую моторику рук.

3

Воздушно-пузырьковая колонна с рыбками

 

активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации

4

Воздушно пузырьковая панель

 

 

5

Фибероптический островок

 

Тренировка и развитие тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения.

6

Пучок фибероптических волокон «Волшебный фонтан»

 

формирует представление о цвете, позволяет снять эмоциональное напряжение

7

Проэктор «Релакс», фотопроэкционное колесо «Космос», «Океан», колесо спецэффектов «Жидкое»

 

Помогает расслабиться, оказывает

зрительную стимуляцию, развивает

фантазию.

8

Декоративно-развивающая панель «Дерево»

 

предназначены для развития мелкой моторики, а также для изучения времен года, пространственная ориентировка.

9

Ширма с тактильными мешочками

 

развивать мелкую моторику
-учить анализировать тактильные ощущения.
-развивать воображение, эмоциональную сферу.
-расширять словарный запас.

10

Настенный модуль для развития запястья

 

предназначен для развития запястья, путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям. Движения происходят слева направо, что дополнительно формирует направления движения, как при письме.
Главное назначение модуля – подготовка руки и глаз к письму.

 

Упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты:

волшебный водопад (Воздушно пузырьковая панель)

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

Запомни узоры (Световой стол с песком)

Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, распределения и концентрации внимания; Развитие тактильных и цветовых ощущений; Формирование позитивной мотивации общения; Повышение уверенности в себе; Развитие саморегуляции.

«Золотая рыбка» (Воздушно-пузырьковая колонна с рыбками)

Цель игры: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.

Релаксация «Радуга» (лежа на мягком покрытии, Проэктор «Релакс»):

Целый день мы путешествовали с вами по волшебной стране! Давайте ляжем на ковер отдохнем, устраивайтесь поудобнее, слушайте и меня.(звучит музыка)

Глазки закрываются,
Отдых начинается.…

Чтоб расслабиться сегодня,
Дышим мы легко, свободно.

Вдох и тихий-тихий выдох —
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох —
Тело, словно в облаках.

Наши ручки так устали,
Нам лепили, рисовали,
Пусть немножко отдохнут.

И почувствуют уют…

Наши ножки так устали,
Целый день они скакали,
Пусть немножко отдохнут
И почувствуют уют…

Вдох и тихий-тихий выдох —
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох —
Тело, словно в облаках…

Так приятно расслабляться,
Но пора всем просыпаться.
Хорошенько потянитесь!
И друг другу улыбнитесь!

-Пошевелите руками, ногами и медленно встаньте.

 

Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей, повышается настроение и возрастает желание прийти сюда еще раз.

В процессе работы по развитию сенсомоторной деятельности у большинства детей формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, в определенной степени развиваются все виды восприятия, закладываются основы развития мыслительных операций. Приобретают навыки произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления.

В процессе посещения сенсорной комнаты дети привыкают к целенаправленной деятельности, в которой прослеживается: мотив, способы деятельности, самоконтроль, самооценка.

© 2019 Журнал «Воспитатель детского сада»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 65250
Редакция журнала: info@vospitatelds.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога

Учебно-методическое пособие с презентацией ориентировано на реальную помощь педагогу-психологу в освоении навыков и умений и в организации самостоятельного изучения представленного вида работы....

Волшебная комната в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения

Данная презентация отражает работу педагога-психолога в детском саду с использованием специального оборудования сенсорной комнаты. В презентации представлена коррекционно-развивающая программа "Волшеб...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХСЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ...

Доклад "Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ"

Региональный круглый стол по теме "Использование инновационных форм и методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ". 2016 год....

Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с дошкольниками.

Сенсорная комната - организованная окружающая среда, которая с помощью раличных элементов создает ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплекс...

Использование сенсорного оборудования в работе педагога - психолога

Основной задачей современных дошкольных образовательных организаций является обеспечение оптимальных условий для формирования разносторонне развитой и гармоничной личности. При этом особое внимание уд...

Использование развивающего набора «Сенсорный ящик» в работе педагога-психолога.

Сенсо-моторное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста...