"Сенсорная комната в работе педагога-психолога в ДОУ"
статья по коррекционной педагогике
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья в журнале "Воспитатель детского сада" | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5" с. Кневичи Артемовского городского округа
Статья в журнал «Воспитатель детского сада»:
«Сенсорная комната в работе педагога-психолога ДОУ»
Автор: Кулигина Анна Леонидовна
Организация: МБДОУ «Детский сад №5»
Населенный пункт: Приморский край, г. Артем, с. Кневичи
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Сенсорная комната предназначена для оказания комплексной помощи детям: это развитие психических процессов и снятие эмоциональной напряженности, мышечной усталости, а также достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
Цель занятий в сенсорной комнате: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- создание положительного эмоционального состояния;
- формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
- облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
- формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом
- развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
Показания к занятиям в сенсорной комнате являются психологические проблемы: депрессия, гипо и гиперактивность, стрессы, неврозы, агрессия, нарушение сна, страхи, нарушение эмоциональных контактов и конфликты, нарушение опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания.
Количественный состав группы: до 5 человек или индивидуально.
Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.
В сенсорной комнате на базе МБДОУ «Детский сад № 5» представлено оборудование:
№ | Используемое оборудование | задачи |
1 | Тактильная дорожка | полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия |
2 | Световой стол для рисования песком
| используется для развития тактильного восприятия, формирования уверенности в себе, снижения нервно-психического напряжения, обогощения восприятия и воображения. Упражнения развивают тактильно-кинестическую чувствительность и мелкую моторику рук. |
3 | Воздушно-пузырьковая колонна с рыбками
| активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации |
4 | Воздушно пузырьковая панель
| |
5 | Фибероптический островок
| Тренировка и развитие тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения. |
6 | Пучок фибероптических волокон «Волшебный фонтан»
| формирует представление о цвете, позволяет снять эмоциональное напряжение |
7 | Проэктор «Релакс», фотопроэкционное колесо «Космос», «Океан», колесо спецэффектов «Жидкое»
| Помогает расслабиться, оказывает зрительную стимуляцию, развивает фантазию. |
8 | Декоративно-развивающая панель «Дерево»
| предназначены для развития мелкой моторики, а также для изучения времен года, пространственная ориентировка. |
9 | Ширма с тактильными мешочками
| развивать мелкую моторику |
10 | Настенный модуль для развития запястья
| предназначен для развития запястья, путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям. Движения происходят слева направо, что дополнительно формирует направления движения, как при письме. |
Упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты:
волшебный водопад (Воздушно пузырьковая панель)
Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Запомни узоры (Световой стол с песком)
Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, распределения и концентрации внимания; Развитие тактильных и цветовых ощущений; Формирование позитивной мотивации общения; Повышение уверенности в себе; Развитие саморегуляции.
«Золотая рыбка» (Воздушно-пузырьковая колонна с рыбками)
Цель игры: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.
Релаксация «Радуга» (лежа на мягком покрытии, Проэктор «Релакс»):
Целый день мы путешествовали с вами по волшебной стране! Давайте ляжем на ковер отдохнем, устраивайтесь поудобнее, слушайте и меня.(звучит музыка)
Глазки закрываются,
Отдых начинается.…
Чтоб расслабиться сегодня,
Дышим мы легко, свободно.
Вдох и тихий-тихий выдох —
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох —
Тело, словно в облаках.
Наши ручки так устали,
Нам лепили, рисовали,
Пусть немножко отдохнут.
И почувствуют уют…
Наши ножки так устали,
Целый день они скакали,
Пусть немножко отдохнут
И почувствуют уют…
Вдох и тихий-тихий выдох —
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох —
Тело, словно в облаках…
Так приятно расслабляться,
Но пора всем просыпаться.
Хорошенько потянитесь!
И друг другу улыбнитесь!
-Пошевелите руками, ногами и медленно встаньте.
Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей, повышается настроение и возрастает желание прийти сюда еще раз.
В процессе работы по развитию сенсомоторной деятельности у большинства детей формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, в определенной степени развиваются все виды восприятия, закладываются основы развития мыслительных операций. Приобретают навыки произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления.
В процессе посещения сенсорной комнаты дети привыкают к целенаправленной деятельности, в которой прослеживается: мотив, способы деятельности, самоконтроль, самооценка.
© 2019 Журнал «Воспитатель детского сада»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 65250
Редакция журнала: info@vospitatelds.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога
Учебно-методическое пособие с презентацией ориентировано на реальную помощь педагогу-психологу в освоении навыков и умений и в организации самостоятельного изучения представленного вида работы....
Волшебная комната в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Данная презентация отражает работу педагога-психолога в детском саду с использованием специального оборудования сенсорной комнаты. В презентации представлена коррекционно-развивающая программа "Волшеб...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХСЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ...
Доклад "Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ"
Региональный круглый стол по теме "Использование инновационных форм и методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ". 2016 год....
Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с дошкольниками.
Сенсорная комната - организованная окружающая среда, которая с помощью раличных элементов создает ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплекс...
Использование сенсорного оборудования в работе педагога - психолога
Основной задачей современных дошкольных образовательных организаций является обеспечение оптимальных условий для формирования разносторонне развитой и гармоничной личности. При этом особое внимание уд...
Использование развивающего набора «Сенсорный ящик» в работе педагога-психолога.
Сенсо-моторное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста...