Консультация для педагогов "Работа в сенсорной комнате с детьми раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Журавлева Ольга Михайловна
            В ходе работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате мы заметили, что интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследовательские действия, способствует развитию двигательной активности, тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов  торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, стимулируется интерес к познавательной деятельности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа в сенсорной комнате с детьми раннего возраста»

            В ходе работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате мы заметили, что интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследовательские действия, способствует развитию двигательной активности, тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов  торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, стимулируется интерес к познавательной деятельности детей. 
В ряде занятий световые эффекты выступают фоном, усиливающим эффект совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами и т. д. 
Сенсорная комната как среда для работы с детьми раннего возраста в нашем саду используется в следующих целях:
• для развития у детей эмоциональных ощущений в комплексе с формированием сенсорно-перцептивных представлений о цвете, звуке, движении и т. п.;
• для диагностики особенностей развития и выявления детей «группы риска», требующих квалифицированной помощи;
• для проведения коррекционно-развивающих занятий на основе комплексного использования интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты, направленных на коррекцию нарушений функций кинестетического, слухового, зрительного анализаторов, психических процессов у детей «группы риска», развитие навыков их невербального общения с окружающими. 
• для комплексной лечебно-оздоровительной работы с детьми.

Организация занятий с детьми первого года жизни

Эмоциональное развитие. Эмоциональное общение с ребенком — одно из самых важных условий его развития. На первом году жизни становление эмоций и общение со взрослым являются ведущими направлениями нервно-психического развития ребенка.
Специальное оборудование й сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизируя речевые проявления.
В ответ на ласковое обращение, сопровождаемое улыбкой, легко получить ответную улыбку, а затем и проявление эмоциональной экспрессии.
При проведении стимулирующих занятий в сенсорной комнате педагог не только сам обогащается положительными эмоциями, исходящими от ребенка, но и, используя способность детей к подражанию, знакомит их с различными эмоциональными проявлениями.
Следует учесть, что показателем психического развития ребенка в этот возрастной период является только ответная реакция (улыбка, гуление, лепет и т. д.) на эмоционально-радостное общение со взрослым.
Спонтанные эмоциональные экспрессии — показатель хорошего самочувствия ребенка и не более.
Голосом, позой, интонацией, нежными прикосновениями следует выражать ребенку свою любовь, стремление разделить с ним разные эмоциональные состояния и оградить его от отрицательных эмоций. В эмоциональных играх ребенок чувствует радость от общения с близкими людьми, что является предпосылкой для начала обучения и воспитания.
Развитие общих движений. Для нормального развития мозга необходимо, прежде всего, движение. И чем оно разнообразнее, интенсивнее и жизнерадостнее, тем эффективнее развитие ребенка, особенно его интеллектуальной сферы. Когда ребенок начинает ползать или сидеть без поддержки, самостоятельно ходить, возможности узнавания (познания) возрастают. Например, бросать на пол предметы и получать знания об их свойствах и качествах значительно проще и легче, когда он сидит. 
Занятия, в ходе которых используются различные движения, нормализуют мышечный тонус, развивают общую моторику . 
Развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций — важный аспект общеразвивающей работы с детьми раннего возраста. Ребенок учится сосредоточивать взгляд на предметах, прислушиваться к их звучанию. Это становится основой его перцептивной деятельности, которая сопряжена с появлением предметных действий ― манипуляций. Эти действия доорудийные, то есть действия ребенка с предметами не соответствуют их функциям и назначению (он их ощупывает, бросает, берет в рот и т. п.). Позднее появляются элементарные результативные действия.
Зрительно-тактильно-кинестетические связи образуются уже в тот момент, когда ребенок направляет руки к предмету и овладевает им. Прикасаясь ладонями, пальцами к предмету, ребенок испытывает определенные ощущения. Предмет воспринимается как объект, обладающий определенной формой, массой, упругостью и свойствами: твердый — мягкий, теплый — холодный, толстый — тонкий и т. д. Воспринятый предмет становится стимулом целенаправленного движения руки, которое осуществляется под контролем зрения, то есть зрительный анализатор выполняет ведущую роль в развитии руки. Это взаимодействие можно выразить так: глаз «учит» руку, а рука «учит» глаз.
Развитие вкусовых ощущений и обоняния. Представления о вкусе и запахе очень важны для маленького ребенка. Как правило, для детей с недостатками развития сенсорной сферы и познавательных особенностей вкус и запах являются важнейшими способами знакомства с окру-жающим миром. Для ребенка было бы слишком сложно понять, что это за предмет, если он его никогда не пробовал на вкус, поэтому не запрещайте детям обследовать предмет ртом, просто соблюдайте правила гигиены.
Занятия в сенсорной комнате могут быть как основным, так и дополнительным лечебным методом, в зависимости от того, какая задача выдвигается на первый план.  

Оборудование сенсорной комнаты:

1.             Панно «Звездное небо»- это панель из черного пластика в лампе, в нее вмонтированы мельчайшие фиброволокна, при включении создает эффект ночного неба. Панно находится на уровне детей, создается иллюзия, что до неба можно дотронуться рукой. Картинка медленно меняется, звезды то появляются, то исчезают в медленном темпе в разном порядке. Используется в момент релаксации «Созерцаем ночное небо», «Летим к звездам», в игровых моментах «Смотрим в иллюминатор ракеты», на развитие внимания «Хлопни в ладоши, когда увидишь изменения» и т. п.

2.             Интерактивная «Гроза»- россыпь фиброоптических волокон, закрепленных на потолке в виде облака, длинною 2 метра, цвет которых постоянно меняется при включенном режиме, или горит одним цветом при остановленном режиме, наверху мигает лампочка создавая иллюзию молнии, есть шумовой эффект дождя. Волокна можно перебирать руками, гладить ими себя или друга, наматывать на руку. Используется в момент релаксации «Слушаем дождик», снятие негативных эмоциональных переживаний «Смоет всё дождем», «Не боимся мы грозы», развитие слухового и зрительного восприятия «Хлопни, когда услышишь, что дождик пошел», «Какой цвет у тебя в ладошке» и т. п. Похожая статья: Психолого-педагогическая работа по снижению агрессии младших школьников с нарушением интеллекта в интерактивной среде темной сенсорной комнаты

3.             Безопасная «Пузырьковая колонна» с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей — в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся рыбки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена «Мягкой платформой». А «Безопасное угловое зеркало» создает неповторимый оптический эффект расширения пространства. Используется в момент релаксации «Наблюдаем за рыбками», развитие внимания «Сколько раз твоя рыбка доплыла до верха», «Сколько раз вода поменяла свой цвет», «Посчитай пузырики», воображения «Придумай рассказ про любую рыбку» и т. п.

4.             Переливающиеся цветы — светильник в виде букета цветов (на основе светооптических волокон) создает уют. Эффект мерцания с поражает красотой, привлекает внимание и успокаивает.

6.             «Настенное панно – «Квадрат». Используется для релаксации, развития внимания «Что видишь? Что слышишь?», воображения «Придумай рассказ».

 7.             Светильник «Ночное небо» — пластмассовый светильник с разноцветными лампочками, меняющими свой цвет, внутри, и прорезями в виде созвездий снаружи, что создает эффект звездного неба. Светильник можно направлять в любое место, крутить в руках, что создает иллюзию полета. Помимо релаксации используется для развития воображения «Мимо какой планеты ты пролетаешь? Кто там живет? Какой он? Что он делает?», а также для ритуала прощания «Возьми с собой любовь».

 8.             Мягкий инвентарь- напольный ковер, маленькие подушки в виде различных образов, трапеция с гранулами — это подушечка в форме небольшой горки, с помощью которой можно принять удобную позу, подложив ее под голову или ноги. Ее можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие трапецию, способствуют мягкой тактильной стимуляции.

 9.             Музыкальный центр с набором дисков — музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Все вышеописанные приборы помогают ребенку определиться со своими чувствами, ответить на вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Нравиться- не нравиться», «Хорошо- плохо», «Приятно-неприятно». При работе в группе развивают коммуникативные навыки, уровень эмпатии. Для работы с детьми в темной сенсорной комнате разработана программа.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

познавательно-речевому  направлению развития  воспитанников  № 113 «Непоседы»

 «Работа в сенсорной комнате с детьми раннего возраста»

                                                                            Подготовила:

                                                               педагог-психолог МАДОУ

                                                                           Детский сад №113 «Непоседы»

                                                                          Журавлева Ольга Михайловна 

 

г. Набережные Челны 2016 г.



Предварительный просмотр:

«Работа в сенсорной комнате с детьми раннего возраста»

            В ходе работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате мы заметили, что интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследовательские действия, способствует развитию двигательной активности, тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов  торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, стимулируется интерес к познавательной деятельности детей. 
В ряде занятий световые эффекты выступают фоном, усиливающим эффект совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами и т. д. 
Сенсорная комната как среда для работы с детьми раннего возраста в нашем саду используется в следующих целях:
• для развития у детей эмоциональных ощущений в комплексе с формированием сенсорно-перцептивных представлений о цвете, звуке, движении и т. п.;
• для диагностики особенностей развития и выявления детей «группы риска», требующих квалифицированной помощи;
• для проведения коррекционно-развивающих занятий на основе комплексного использования интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты, направленных на коррекцию нарушений функций кинестетического, слухового, зрительного анализаторов, психических процессов у детей «группы риска», развитие навыков их невербального общения с окружающими. 
• для комплексной лечебно-оздоровительной работы с детьми.

Организация занятий с детьми первого года жизни

Эмоциональное развитие. Эмоциональное общение с ребенком — одно из самых важных условий его развития. На первом году жизни становление эмоций и общение со взрослым являются ведущими направлениями нервно-психического развития ребенка.
Специальное оборудование й сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизируя речевые проявления.
В ответ на ласковое обращение, сопровождаемое улыбкой, легко получить ответную улыбку, а затем и проявление эмоциональной экспрессии.
При проведении стимулирующих занятий в сенсорной комнате педагог не только сам обогащается положительными эмоциями, исходящими от ребенка, но и, используя способность детей к подражанию, знакомит их с различными эмоциональными проявлениями.
Следует учесть, что показателем психического развития ребенка в этот возрастной период является только ответная реакция (улыбка, гуление, лепет и т. д.) на эмоционально-радостное общение со взрослым.
Спонтанные эмоциональные экспрессии — показатель хорошего самочувствия ребенка и не более.
Голосом, позой, интонацией, нежными прикосновениями следует выражать ребенку свою любовь, стремление разделить с ним разные эмоциональные состояния и оградить его от отрицательных эмоций. В эмоциональных играх ребенок чувствует радость от общения с близкими людьми, что является предпосылкой для начала обучения и воспитания.
Развитие общих движений. Для нормального развития мозга необходимо, прежде всего, движение. И чем оно разнообразнее, интенсивнее и жизнерадостнее, тем эффективнее развитие ребенка, особенно его интеллектуальной сферы. Когда ребенок начинает ползать или сидеть без поддержки, самостоятельно ходить, возможности узнавания (познания) возрастают. Например, бросать на пол предметы и получать знания об их свойствах и качествах значительно проще и легче, когда он сидит. 
Занятия, в ходе которых используются различные движения, нормализуют мышечный тонус, развивают общую моторику . 
Развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций — важный аспект общеразвивающей работы с детьми раннего возраста. Ребенок учится сосредоточивать взгляд на предметах, прислушиваться к их звучанию. Это становится основой его перцептивной деятельности, которая сопряжена с появлением предметных действий ― манипуляций. Эти действия доорудийные, то есть действия ребенка с предметами не соответствуют их функциям и назначению (он их ощупывает, бросает, берет в рот и т. п.). Позднее появляются элементарные результативные действия.
Зрительно-тактильно-кинестетические связи образуются уже в тот момент, когда ребенок направляет руки к предмету и овладевает им. Прикасаясь ладонями, пальцами к предмету, ребенок испытывает определенные ощущения. Предмет воспринимается как объект, обладающий определенной формой, массой, упругостью и свойствами: твердый — мягкий, теплый — холодный, толстый — тонкий и т. д. Воспринятый предмет становится стимулом целенаправленного движения руки, которое осуществляется под контролем зрения, то есть зрительный анализатор выполняет ведущую роль в развитии руки. Это взаимодействие можно выразить так: глаз «учит» руку, а рука «учит» глаз.
Развитие вкусовых ощущений и обоняния. Представления о вкусе и запахе очень важны для маленького ребенка. Как правило, для детей с недостатками развития сенсорной сферы и познавательных особенностей вкус и запах являются важнейшими способами знакомства с окру-жающим миром. Для ребенка было бы слишком сложно понять, что это за предмет, если он его никогда не пробовал на вкус, поэтому не запрещайте детям обследовать предмет ртом, просто соблюдайте правила гигиены.
Занятия в сенсорной комнате могут быть как основным, так и дополнительным лечебным методом, в зависимости от того, какая задача выдвигается на первый план.  

Оборудование сенсорной комнаты:

1.             Панно «Звездное небо»- это панель из черного пластика в лампе, в нее вмонтированы мельчайшие фиброволокна, при включении создает эффект ночного неба. Панно находится на уровне детей, создается иллюзия, что до неба можно дотронуться рукой. Картинка медленно меняется, звезды то появляются, то исчезают в медленном темпе в разном порядке. Используется в момент релаксации «Созерцаем ночное небо», «Летим к звездам», в игровых моментах «Смотрим в иллюминатор ракеты», на развитие внимания «Хлопни в ладоши, когда увидишь изменения» и т. п.

2.             Интерактивная «Гроза»- россыпь фиброоптических волокон, закрепленных на потолке в виде облака, длинною 2 метра, цвет которых постоянно меняется при включенном режиме, или горит одним цветом при остановленном режиме, наверху мигает лампочка создавая иллюзию молнии, есть шумовой эффект дождя. Волокна можно перебирать руками, гладить ими себя или друга, наматывать на руку. Используется в момент релаксации «Слушаем дождик», снятие негативных эмоциональных переживаний «Смоет всё дождем», «Не боимся мы грозы», развитие слухового и зрительного восприятия «Хлопни, когда услышишь, что дождик пошел», «Какой цвет у тебя в ладошке» и т. п. Похожая статья: Психолого-педагогическая работа по снижению агрессии младших школьников с нарушением интеллекта в интерактивной среде темной сенсорной комнаты

3.             Безопасная «Пузырьковая колонна» с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей — в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся рыбки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена «Мягкой платформой». А «Безопасное угловое зеркало» создает неповторимый оптический эффект расширения пространства. Используется в момент релаксации «Наблюдаем за рыбками», развитие внимания «Сколько раз твоя рыбка доплыла до верха», «Сколько раз вода поменяла свой цвет», «Посчитай пузырики», воображения «Придумай рассказ про любую рыбку» и т. п.

4.             Переливающиеся цветы — светильник в виде букета цветов (на основе светооптических волокон) создает уют. Эффект мерцания с поражает красотой, привлекает внимание и успокаивает.

6.             «Настенное панно – «Квадрат». Используется для релаксации, развития внимания «Что видишь? Что слышишь?», воображения «Придумай рассказ».

 7.             Светильник «Ночное небо» — пластмассовый светильник с разноцветными лампочками, меняющими свой цвет, внутри, и прорезями в виде созвездий снаружи, что создает эффект звездного неба. Светильник можно направлять в любое место, крутить в руках, что создает иллюзию полета. Помимо релаксации используется для развития воображения «Мимо какой планеты ты пролетаешь? Кто там живет? Какой он? Что он делает?», а также для ритуала прощания «Возьми с собой любовь».

 8.             Мягкий инвентарь- напольный ковер, маленькие подушки в виде различных образов, трапеция с гранулами — это подушечка в форме небольшой горки, с помощью которой можно принять удобную позу, подложив ее под голову или ноги. Ее можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие трапецию, способствуют мягкой тактильной стимуляции.

 9.             Музыкальный центр с набором дисков — музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Все вышеописанные приборы помогают ребенку определиться со своими чувствами, ответить на вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Нравиться- не нравиться», «Хорошо- плохо», «Приятно-неприятно». При работе в группе развивают коммуникативные навыки, уровень эмпатии. Для работы с детьми в темной сенсорной комнате разработана программа.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

познавательно-речевому  направлению развития  воспитанников  № 113 «Непоседы»

 «Работа в сенсорной комнате с детьми раннего возраста»

                                                                            Подготовила:

                                                               педагог-психолог МАДОУ

                                                                           Детский сад №113 «Непоседы»

                                                                          Журавлева Ольга Михайловна 

 

г. Набережные Челны 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по сенсорному развитию с детьми раннего возраста.Автор: воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Зуй З.И.

Программное содержание:- формирование полноценного восприятия окружающей действительности, закрепление знаний о цвете, форме и размере, развитие мелкой моторики рук, воображения; развитие внимания, ло...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию с детьми раннего возраста «Рубашка для кота»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо сенсорному развитию с детьми раннего возраста...

"Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста (от года до двух лет)"

Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....

Отчет воспитателя второй группы раннего возраста "Работа по сенсорному развитию с детьми раннего возраста"

Материал может быть полезен воспитателям и  использован в своей работе. В отчете описаны цели, задачии , дидактические игры по сенсорному развитию....

Сенсорные игры с детьми раннего возраста

Картотека игр по сенсорному развитию...

«Особенности организации подвижной игры в групповой комнате с детьми раннего возраста»

Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно. Можно провести игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуал...

Игры и упражнения для занятий в сенсорной комнате с детьми дошкольного возраста

Занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития, - один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей. В сенсорной ком...