Доклад-презентация «Представление опыта по реализации проекта здоровьесберегающей направленности в работе с детьми с ОВЗ»
проект

Доклад-презентация "Представление опыта по реализации проекта здоровьесберегающей направленности в работе с детьми с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskoe_zdorove_ovz.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование психического здоровья  детей с ОВЗ.

 В дошкольном возрасте важно уделять особое внимание укреплению здоровья ребенка, так как в этот период у детей закладываются первые представления  о его ценности, начинают формироваться потребности и привычки здорового образа жизни.

Следовательно, одной из основных задач  в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка в первую очередь, как физического так и психологического.

Одним из условий успешной работы в данном направлении  является взаимодействие с родителями для выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка в ДОУ и семье. Особенно важно это взаимодействие в работе с детьми с ОВЗ, так как им нужна четкая индивидуальная система психического и физического развития, которая будет реализовываться не только в детском саду, но и в семье. А для этого родителям необходимо знать методы,  способы и направления  работы с ребенком, чтобы продолжать их в домашних условиях. И только в условиях устойчивого тандема «семья – детский сад» возможна устойчивая положительная динамика в развитии ребенка с ОВЗ.

Для выработки продуктивного взаимодействия с семьями воспитанников в направлении здоровьесбережения нами был разработан проект «Малыши-крепыши». Целью которого стало начальное формирование основ здорового образа жизни у детей группы компенсирующей направленности.

Для достижения данной цели мы выделили приоритетными для себя следующие задачи:

- формировать первоначальные навыки здорового образа жизни у детей;

- объединить усилия с семьями воспитанников для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.

Для реализации данных задач были применены следующие пути и методы работы: 

  • ежедневная работа с детьми по сохранению и укреплению здоровья:

- утренняя гимнастика;

- артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика;

- гимнастика пробуждения (хождение по «дорожке здоровья», самомассаж массажными рукавичками»);

- подвижные игры в группе и на улице;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

-воспитание культуры поведения за столом.

Все эти мероприятия позволили выработать у детей привычку соблюдать режим дня, придерживаться культурно-гигиенических правил.

  • Образовательные задачи проекта решались через групповые и индивидуальные занятия следующей формы:

- тематические беседы «Для чего нужна зубная паста?», «Зачем нам мыло?», «Безопасность в группе», «Разные виды спорта», «В здоровом теле – здоровый дух», «Польза прогулок на свежем воздухе», «Мои помощники», «Таблетки растут на грядке», «Правила личной гигиены».

- чтение художественной литературы «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр».

- сюжетно-ролевые игры «Научим куклу умываться», «Котенок Тимка заболел», «Полезные продукты – волшебный мешочек».

- рисование «Синий мяч», «Овощи и фрукты», «Моя зубная щетка».

- аппликация «Большой и маленький мячик», «Витамины в банке»,

Но в работе с детьми с ОВЗ для усвоения материала недостаточно традиционных форм занятий. Здесь необходимо придерживаться принципов многократного повторения, заинтересованности, индивидуализации и преемственности с родителями.

Так если мы читали книгу «Айболит», то затем родители приглашали к нам в гости в группу настоящего врача, который рассказал детям о своей работе, продемонстрировал медицинский инструментарий и даже дал поиграть, а что-то и оставил в подарок. Этот визит носил не только информационный характер, но и помог детям снизить страх перед больницей и медицинскими работниками. А потом дети и сами пробовали себя в роли доктора: играли в больницу, ставили уколы, лечили кукол и животных.

Если мы разговаривали о пользе фруктов, то потом делали аппликацию «Витамины в банке», кто-то выполнял работу самостоятельно, кто-то методом «рука в руке». А затем родителям предлагалось дома покормить детей вкусными фруктами и рассказать о том где они растут и на сколько полезны и отправить нам фотоотчет.

Если мы рассказывали о утренней гигиене, то затем играли в игру «Кукла Таня проснулась», рисовали зубные щетки, а родители на практике учили детей умываться и чистить зубы.

Таким образом, дети узнали о пользе фруктов и овощей, о видах спорта, способах гигиены; познакомились и узнали больше о своем теле.

Чтобы привлечь родителей к проекту мы провели следующие мероприятия:

- «Лотерея здоровья» - родители выбирали отдельную тему по здоровьесбережению, им предлагалось выполнить задание и отправить фотоотчет по следующим темам: «Я чистюля», «Мои любимые виды спорта», «Хорошее настроение – залог здоровья», «Мои любимые витамины», «Дома на прогулке».

- «Укрепим иммунитет» - совместно с родителями были изготовлены и заправлены чесночницы для детей, которые родители одевали детям  и детки ходили с ними в течении дня.

- «На зарядку становись» - родители были приглашены на проведение утренней зарядки, где выполняли вместе с детьми упражнения, познакомились с методами проведения самомассажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики.

- для повышения компетенций родителей в сфере зоровьесбережения и поддержания интереса к проекту, в приемной группы была оформлена рубрика «Если хочешь быть здоров», где выставлялись консультации и советы по соблюдению здорового образа жизни,  а так же выставлялись фотоотчеты мероприятий проекта.

Как говорится: «Хорошее настроение  - залог здоровья», что особенно важно для детей с ОВЗ. Поэтому большое влияние было уделено стабилизации эмоционального состояния и поддержанию хорошего настроения в течении всего проекта.

- Для этого ежедневно проводились «минутки релаксации», с помощью световых эффектов и расслабляющей музыки, что помогало детям снизить уровень эмоционального напряжения.

Для поднятия настроения в проект были включены игры с мыльными пузырями и воздушными шарами.

- «День мыльного пузыря» - в этот день дети не только ловили мыльные пузыри, но и рисовали с помощью мыльных пузырей, что зарядило позитивом на целый день, а так же способствовало развитию дыхания, артикуляции, мелкой моторики и восприятия цвета.

- «День воздушного шарика» - детям вручался шарик при утренней  встрече, после чего проводились игры с шариками в течении дня, что обязательно поднимало настроение детям.

- Родители тоже нуждаются в хорошем настроении, а что может лучше поднять настроении маме, как не улыбка собственного ребенка. С целью зарядить позитивом родителей и детей была организована фотовыставка «Хорошее настроение – залог здоровья!».

Завершили проект мы итоговым физкультурно-оздоровительным совместным с родителями развлечением «Мы здоровые ребятки». Родители с удовольствием приняли участие в развлечении, смогли увидеть своих детей в атмосфере сада, поиграть, побегать и попрыгать вместе с ними. Это позволило не только способствовать развитию детско-родительских отношений, но и привело к огромной радости детей.

Так же родители приняли активное участие в развитии предметно-развивающей среды. Так был создан «Сундучок здоровья», в который вошел методический инструментарий, направленный на укрепление как физического, так и психического здоровья.

После завершения проекта «Малыши-крепыши» мы приступили к реализации проекта «Давайте жить дружно», который так же направлен на формирование психического здоровья. Основываясь на имеющихся проблемах психического здоровья воспитанников,  целью проекта стало профилактика агрессивного поведения и снижение уровня агрессивности. Для достижения данной цели мы выделили следующие задачи:

- познакомить детей с миром эмоций;

- научить распознавать эмоциональные состояния окружающих и свои собственные;

- научить выражать гнев социально приемлемыми способами;

- гармонизировать эмоциональное состояние воспитанников.

Данные задачи реализовываются через следующие мероприятия:

- беседы «Что такое гнев?», «Почему я злюсь?», «Что делать, если я разозлился?», «Учимся играть дружно», «Смелость, сила, агрессия».

- дидактические игры «Угадай эмоцию», «Изобрази эмоцию», «Раздай настроение».

- применение в воспитательной работе педагогических методов «Три ступени», «Позитивное воспитание», «Тайм-аут», установление и визуализация правил поведения в группе.

- визуализация гнева через игры-эксперименты

Для обучения социально приемлемым способам выхода гнева и  альтернативным методам общения создается сундук психологической безопасности, в который входит такой инструментарий как мячики-кидалки, банка-кричалка, коробка злости, коробка-мирилка, подушки-колотушки.

Для закрепления положительного результата проводятся мероприятия направленные на гармонизацию эмоционального состояния такие как минутки релаксации, игры с воздушными шарами, мыльными пузырями и т.д.

Завершить проект мы планируем итоговым занятием «Давайте жить дружно!»

Психическое и физическое здоровье неразрывно связаны между собой. Так если ребенок себя плохо чувствует физиологически, он испытывает подавленность, плохое настроение. И наоборот, если ребенок испытывает неудовлетворенность в общении, положительных эмоциях – это сказывается на его здоровье физическом. Поэтому сдоровьесберегающие мероприятия должны быть взаимосвязаны между собой. И тогда у нас получится воспитать здоровых, сильных, умных и добрых детей в силу их возможностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В.А.Сухомл...

Фотоотчет "Реализация современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми"

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознаное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих и...

Проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста"

laquo;Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное р...

Проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ с использованием народных традиций по теме "Цена крошки хлеба велика"

Проект способствует укреплению физического и психического здоровья детей. Развивает активный двигательный и эмоциональный интеллект, познавательный интерес к обычаям, традициям народа. Углубляет и рас...

Обобщение опыта работы «Игротерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности»

Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются его естественным состоянием, потребностью, создают положительный эмоциональный фон. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, ко...

Проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР"

Проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР" ...

Долгосрочный проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР" на 2022-2023 учебный год

Долгосрочный проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР" ...