Проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР"
проект

Абсаликова Светлана Наэльевна
Проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №14 "Дружба" г.Ярцева Смоленской области (МБДОУ "Детский сад №14")

Проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР"

Составил и выполнил

воспитатель

Абсаликова С. Н.

2023

Актуальность темы

        Здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь и сохранять. Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек здорового образа жизни. Вот почему в детском саду следует воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению культурно-гигиеническим навыкам, вырабатывать привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние здоровья и здоровья окружающих. Именно поэтому в дошкольном учреждении любая деятельность (игровая, двигательная т. д.) должна носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Сегодня наблюдается особый интерес к физическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей.

        Важнейшая задача ДОУ — охрана и укрепление здоровья решается с помощью воспитания здоровьесберегающего поведения детей, построенного на их активности. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса.  

        Всестороннее обследование двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании в физическом развитии. К ним относится гипер или гиподинамия, нарушение общей и ручной моторики, дискоординация движений, заметное отставание в показателях основных физических качеств, нарушение ориентировки в пространстве, осанке и др.  Патология в психической сфере прежде всего проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Своеобразно поведение детей данной категории: им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или заторможенность, апатичность, чувство ущемленности. Нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий. Нарушения со стороны центральной нервной системы часто являются первопричиной соматических заболеваний. Изменения в системе дошкольного образования последних лет отразились и на содержании коррекционно — развивающего обучения. В современных программах стали предлагаться новые здоровьесберегающие технологии: «Развивающая педагогика оздоровления» Ю.Ф.Змановского, Т.В. Кудрявцева, Б.Б. Егорова, программно- методические пособия Е.А. Мастюковой, Г.А. Бутко и др. Все это говорит о том, что стратегия воспитания здорового ребенка перестала быть только медицинской проблемой. Еще Е.А. Аркин в своих работах указывал на единство медицинских и педагогических подходов к оздоровлению, отмечая огромное влияние на здоровье ребенка. В процессе воспитательно – оздоровительной работы в ДОУ реализация потребностей в движении у ребенка происходит при помощи подвижных игр, обеспечивающих двигательное развитие, радость, эмоциональный подъем. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребенка и наряду с другими причинами ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игровая деятельность – естественный спутник жизни ребенка, его потребность в активных движениях, жизнерадостных жестах, звуках, мимике. Доказано, что позитивно – эмоциональные физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее действие на организм, могут обеспечить восстановление и укрепление здоровья. Игра целостно воздействует на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, что повышает функциональный уровень всей психической деятельности. Благодаря этим свойствам подвижные игры доступны и здоровым детям, и детям с отклонениями в развитии. На  занятиях параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками, динамическими паузами целесообразно применять оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки).

        Вид проекта: познавательно-исследовательский.

        Продолжительность: долгосрочный (3 месяца)

        Участники проекта: дети 4-7 лет группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, родители, воспитатель группы, логопед.

        Цели проекта: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни. Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ.

        Задачи проекта:

Образовательные:

• Формировать начальные представления о человеческом организме.

• Совершенствовать знания о здоровом питании, о пользе овощей и фруктов, витаминов для здоровья человека.

• Учить элементарным приемам сохранения здоровья.

Развивающие:

• Развивать у детей потребность в активной деятельности.

• Развивать связную речь.

Воспитательные:

• Воспитывать потребность в ЗОЖ, вырабатывать привычку к соблюдению режима.

• Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ.

• Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе и окружающему миру.

        Взаимосвязь образовательных областей:

• речевое развитие;

• познавательное развитие;

• социально-коммуникативное развитие;

• физическое развитие;

• художественно-эстетическое развитие.

        Ожидаемые результаты: Увеличение объема двигательной активности в течение дня. Научить детей с ОВЗ быстрее и качественнее выполнять различные двигательные задания, научить управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами игр. Пробудить интерес к играм и игровым упражнениям, улучшить показатели двигательной подготовленности. Повысить интерес родителей к проблемам физического воспитания детей, активно участвовать в организации разнообразных занятий как дома, так и в детском саду. Развитие у детей осознания своего здоровьесберегающего поведения как по инициативе взрослого, так и по своему усмотрению. Приобретенные знания позволят им устанавливать причинно – следственные связи между своим поведением и его возможными последствиями, создаются предпосылки к проявлению способности объяснять, выражать в речи, почему они поступили соответствующим образом.

        Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

• Подбор литературы, иллюстраций, игр.

• Приобщение родителей к проекту, беседы.

• Написание проекта.

• Разработка плана реализации проекта.

2 этап – основной.

• Беседы

• Познавательные занятия.

• Игры-инсценировки.

• Чтение художественной литературы.

• Дидактические игры, настольные игры, ролевые игры.

• Рассматривание иллюстраций, плакатов, энциклопедий.

• Исследовательская деятельность, игры-эксперименты.

3 этап – заключительный.

Анализ итогов работы по проекту.

Заключение

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса. Сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. Коррекционно – развивающая работа по здоровьесберегающим технологиям способствует комплексному преодолению нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание на  занятиях условий для оптимального физического и нервно – психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.

Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...

Поговорим о современных технологиях- ТРИЗ технологии в работе с детьми

Поговорим о современных технологиях Основные этапы методики ТРИЗ1. Поиск сутиПеред детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является исти...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

«Сторисек» - технология будущего. Использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста по обогащению словарного запаса и мотивации к чтению.

Данную технологию можно использовать как при ознакомлении с художественной литературой так и на занятиях по развитию речи....