Проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР"
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_s_detmi_s_zpr.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР"
Составил и выполнил
воспитатель
Абсаликова С. Н.
2023
Актуальность темы
Здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь и сохранять. Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек здорового образа жизни. Вот почему в детском саду следует воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению культурно-гигиеническим навыкам, вырабатывать привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние здоровья и здоровья окружающих. Именно поэтому в дошкольном учреждении любая деятельность (игровая, двигательная т. д.) должна носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Сегодня наблюдается особый интерес к физическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей.
Важнейшая задача ДОУ — охрана и укрепление здоровья решается с помощью воспитания здоровьесберегающего поведения детей, построенного на их активности. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании в физическом развитии. К ним относится гипер или гиподинамия, нарушение общей и ручной моторики, дискоординация движений, заметное отставание в показателях основных физических качеств, нарушение ориентировки в пространстве, осанке и др. Патология в психической сфере прежде всего проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Своеобразно поведение детей данной категории: им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или заторможенность, апатичность, чувство ущемленности. Нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий. Нарушения со стороны центральной нервной системы часто являются первопричиной соматических заболеваний. Изменения в системе дошкольного образования последних лет отразились и на содержании коррекционно — развивающего обучения. В современных программах стали предлагаться новые здоровьесберегающие технологии: «Развивающая педагогика оздоровления» Ю.Ф.Змановского, Т.В. Кудрявцева, Б.Б. Егорова, программно- методические пособия Е.А. Мастюковой, Г.А. Бутко и др. Все это говорит о том, что стратегия воспитания здорового ребенка перестала быть только медицинской проблемой. Еще Е.А. Аркин в своих работах указывал на единство медицинских и педагогических подходов к оздоровлению, отмечая огромное влияние на здоровье ребенка. В процессе воспитательно – оздоровительной работы в ДОУ реализация потребностей в движении у ребенка происходит при помощи подвижных игр, обеспечивающих двигательное развитие, радость, эмоциональный подъем. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребенка и наряду с другими причинами ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игровая деятельность – естественный спутник жизни ребенка, его потребность в активных движениях, жизнерадостных жестах, звуках, мимике. Доказано, что позитивно – эмоциональные физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее действие на организм, могут обеспечить восстановление и укрепление здоровья. Игра целостно воздействует на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, что повышает функциональный уровень всей психической деятельности. Благодаря этим свойствам подвижные игры доступны и здоровым детям, и детям с отклонениями в развитии. На занятиях параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками, динамическими паузами целесообразно применять оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки).
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный (3 месяца)
Участники проекта: дети 4-7 лет группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, родители, воспитатель группы, логопед.
Цели проекта: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни. Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Формировать начальные представления о человеческом организме.
• Совершенствовать знания о здоровом питании, о пользе овощей и фруктов, витаминов для здоровья человека.
• Учить элементарным приемам сохранения здоровья.
Развивающие:
• Развивать у детей потребность в активной деятельности.
• Развивать связную речь.
Воспитательные:
• Воспитывать потребность в ЗОЖ, вырабатывать привычку к соблюдению режима.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ.
• Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе и окружающему миру.
Взаимосвязь образовательных областей:
• речевое развитие;
• познавательное развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• физическое развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты: Увеличение объема двигательной активности в течение дня. Научить детей с ОВЗ быстрее и качественнее выполнять различные двигательные задания, научить управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами игр. Пробудить интерес к играм и игровым упражнениям, улучшить показатели двигательной подготовленности. Повысить интерес родителей к проблемам физического воспитания детей, активно участвовать в организации разнообразных занятий как дома, так и в детском саду. Развитие у детей осознания своего здоровьесберегающего поведения как по инициативе взрослого, так и по своему усмотрению. Приобретенные знания позволят им устанавливать причинно – следственные связи между своим поведением и его возможными последствиями, создаются предпосылки к проявлению способности объяснять, выражать в речи, почему они поступили соответствующим образом.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
• Подбор литературы, иллюстраций, игр.
• Приобщение родителей к проекту, беседы.
• Написание проекта.
• Разработка плана реализации проекта.
2 этап – основной.
• Беседы
• Познавательные занятия.
• Игры-инсценировки.
• Чтение художественной литературы.
• Дидактические игры, настольные игры, ролевые игры.
• Рассматривание иллюстраций, плакатов, энциклопедий.
• Исследовательская деятельность, игры-эксперименты.
3 этап – заключительный.
Анализ итогов работы по проекту.
Заключение
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса. Сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. Коррекционно – развивающая работа по здоровьесберегающим технологиям способствует комплексному преодолению нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание на занятиях условий для оптимального физического и нервно – психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.
Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...
Выступление на региональной научно-практической конференции "Инновации и современные технологии в системе образования" по теме: "Образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ", 2016 г.
В данном выступлении описан опыт работы школы-интерната для детей с ОВЗ по применению образовательных технологий....
Поговорим о современных технологиях- ТРИЗ технологии в работе с детьми
Поговорим о современных технологиях Основные этапы методики ТРИЗ1. Поиск сутиПеред детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является исти...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...
Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».
laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....
«Сторисек» - технология будущего. Использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста по обогащению словарного запаса и мотивации к чтению.
Данную технологию можно использовать как при ознакомлении с художественной литературой так и на занятиях по развитию речи....