Обобщение опыта работы «Игротерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности»
материал (средняя группа)
Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются его естественным состоянием, потребностью, создают положительный эмоциональный фон. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Коммуникативные способности каждого индивидуальны, особенно они отличаются у детей группы компенсирующей направленности.
Игры этих детей имеют свои особенности, т.к. игровая деятельность требует от ребёнка определённого уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности к определенным волевым усилиям, которые зачастую оказываются у них нарушенными.
Наиболее эффективным методом коррекционной помощи является терапия игрой, в которой ребенок - ведущее лицо, а педагоги поддерживают дружеские отношения и помогают утвердить его «Я» в детском обществе и для него самого. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, воспитание, труд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
«Игротерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности»
Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются его естественным состоянием, потребностью, создают положительный эмоциональный фон. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Коммуникативные способности каждого индивидуальны, особенно они отличаются у детей группы компенсирующей направленности.
Игры этих детей имеют свои особенности, т.к. игровая деятельность требует от ребёнка определённого уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности к определенным волевым усилиям, которые зачастую оказываются у них нарушенными.
Наиболее эффективным методом коррекционной помощи является терапия игрой, в которой ребенок - ведущее лицо, а педагоги поддерживают дружеские отношения и помогают утвердить его «Я» в детском обществе и для него самого. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, воспитание, труд.
Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность прожить в игре, волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, а также сберечь физическое, эмоциональное и психическое здоровье наших воспитанников.
Проводится игротерапия в свободное время в основном во второй половине дня. Время строго не фиксируется, зависит от поставленных задач. Занятие организуют незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Основной частью игротерапевтической работы является проведение разнообразных игр на развитие коммуникативных навыков, социализации, таких игр как: игры-инсценировки, игры-забавы, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры, подвижные, игры-имитации, хороводные игры, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, воспринимать информацию, а также правильно говорить. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности, а также возможность проявления эмоций, переживаний, фантазий, самовыражения, снятия психоэмоционального напряжения, уверенности в себе, избавления от страхов.
При организации игр мы соблюдаем определенные условия: игра должна соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка; пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым; стимулировать ребёнка к активным и самостоятельным действиям; отвечать определённым эстетическим требованиям.
Все подвижные игры благотворно воздействуют на организм растущего ребенка. Ограничивать в движении детей, страдающих теми или иными заболеваниями не нужно, так как они активно растут. Мышцы, находящиеся в динамике движения, развиваются интенсивнее, а недостаток активных действий может оказать негативное влияние на опорно-двигательный аппарат, нервную, иммунную, эндокринную и другие системы детского организма. Поэтому в своей работе используем следующие игры.
При заболеваниях опорно-двигательного аппарата для укрепления мышечного корсета, формирования правильной осанки используем самую простую игру «Котёнок», в которой ребенок имитирует игру котенка, прогибает спинку, сворачивается клубочком, передвигается на четвереньках.
Для укрепления мышечно-связочного аппарата стоп советуем игру «Платочек», сначала ребенок учится захватывать пальцами ноги платок, переносить его через палку. Потом игра приобретает соревновательный характер: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив.
Для профилактики различных заболеваний дыхательных путей вырабатываем правильное дыхание, тренируем дыхательные мышцы, улучшаем носовое дыхание с помощью игры «Пузырьки», игра «Лыжник» тренирует согласованность динамических и дыхательных движений.
Рассмотрим несколько игр, которые мы используем для коррекции гиперактивности. Для снятия напряженности, излишней двигательной активности играем в игру «Передай мяч». Мяч можно бросать друг другу или передавать, убрав руки за спину, можно усложнить, например, передавать с закрытыми глазами или использовать в игре мяч и любую игрушку, или 2 мяча.
Одна из любимых игр детей – игра, которая их сплачивает, развивает взаимопомощь, взаимовыручку называется «Пролезь в обруч». Необходимо пропустить обруч по кругу при этом, не расцепляя рук.
Для повышения самооценки, уверенности в себе, развитию доверительных отношений используем игру «Гусеница». Дети с удовольствием «становятся» одной гусеницей и передвигаются вместе по комнате.
Очень нравится игра «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего — «дракон ловит свой хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона встает другой ребенок.
Для развития эмоциональной сферы и поднятия эмоционального тонуса предлагаем поиграть детям в игру «Кубик эмоций». Детям среднего возраста достаточно трудно распознавать и передавать эмоции, т.к. это требует определенных знаний и определенного уровня развития. Есть несколько вариантов игры: ребенок кидает кубик и показывает мимикой и жестами выпавшую на кубике эмоцию, а остальные угадывают и находят картинку на кубике. Следующий вариант: ребенок бросает кубик и все вместе стараются передать выпавшую на кубике эмоцию. Очень интересно получилось, когда совместили показ эмоции с походкой.
Упражнение «Передай маску» заключается в повторении эмоции соседа и передаче совершенно другой эмоции.
Все помнят такие хорошо знакомые с детства игры «Прятки», «Жмурки», «Пятнашки», «Догонялки». Они помогают детям избавиться от внутренних страхов, а также позволяют снять эмоциональное напряжение.
Есть одно хорошее упражнение на расслабление называется «Воздушный шарик». В котором дети представляют себя большим воздушным шаром (набирают воздух, надувая щеки), напрягают мышцы тела, а потом медленно выпускают воздух одновременно расслабляя мышцы тела. Выполняют упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Таким образом, игра - неотъемлемая часть жизни детей. Играть приятно, играть легко, в игре дети проживают счастливое состояние. Играют, чтобы играть, получить удовольствие от игры, а достижение цели лишь венчает полученное удовольствие. В игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности и для общения. В игре минимальное количество правил, которые необходимо соблюдать, а все остальное поле для свободного проявления своей индивидуальности. В игре все равны и все испытывают удовлетворение от равенства, которого так не достает в социальном мире. С помощью игры ребенок раскрывается и устанавливает контакт с окружающим миром и детским социумом.
Доступность игровой терапии позволяет активно использовать ее в коррекционной работе, она не отнимает много времени, но приносит очень много пользы!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.
Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....
"Игротерапия, как один из видов здоровьесберегающих технологий".
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия....
Конспект НОД по познавательному развитию детей с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: "Весна, весна на улице...."
Конспект занятия с детьми с нарушением речи по ознакомлению с окружающим миром: явлениями весны, живой и неживой природой....
Статья. «Ортопедическая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Ортопедическая гимнастика- это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья....
Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми ...
Конспект образовательной деятельности с элементами здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Волшебная страна Здоровья»
формиование у детей общих представлений о здоровье...
Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками, позволяет выявить психологические проблемы у ребенка, обнаружить скрытые и подавленные чувства и эмоц...