Обобщение опыта работы «Игротерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности»
материал (средняя группа)

Гетманская Елена Викторовна

Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются его естественным состоянием, потребностью, создают положительный эмоциональный фон. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Коммуникативные способности каждого индивидуальны, особенно они отличаются у детей группы компенсирующей направленности.

Игры этих детей имеют свои особенности, т.к. игровая деятельность  требует от ребёнка определённого уровня развития  познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности к определенным волевым усилиям, которые зачастую оказываются у них нарушенными.

Наиболее эффективным методом коррекционной помощи  является терапия игрой, в которой ребенок  - ведущее  лицо, а педагоги поддерживают дружеские отношения  и помогают утвердить его «Я» в детском обществе и  для него самого. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, воспитание, труд. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

 «Игротерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности»

Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются его естественным состоянием, потребностью, создают положительный эмоциональный фон. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Коммуникативные способности каждого индивидуальны, особенно они отличаются у детей группы компенсирующей направленности.

Игры этих детей имеют свои особенности, т.к. игровая деятельность  требует от ребёнка определённого уровня развития  познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности к определенным волевым усилиям, которые зачастую оказываются у них нарушенными.

Наиболее эффективным методом коррекционной помощи  является терапия игрой, в которой ребенок  - ведущее  лицо, а педагоги поддерживают дружеские отношения  и помогают утвердить его «Я» в детском обществе и  для него самого. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, воспитание, труд.  

Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность прожить в игре, волнующие его ситуации  при полном внимании и сопереживании взрослого, а также сберечь  физическое, эмоциональное и психическое здоровье наших воспитанников.

Проводится игротерапия    в свободное время  в основном  во второй половине дня. Время строго не фиксируется, зависит от поставленных задач. Занятие организуют   незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Основной частью игротерапевтической работы является проведение разнообразных игр на развитие  коммуникативных навыков, социализации, таких игр  как: игры-инсценировки, игры-забавы, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры, подвижные, игры-имитации, хороводные игры,  в процессе которых  дети  учатся сотрудничать, активно слушать, воспринимать информацию, а также правильно говорить.  В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности, а также  возможность     проявления  эмоций, переживаний, фантазий, самовыражения,  снятия  психоэмоционального  напряжения,  уверенности в себе,  избавления от страхов.

При организации  игр мы   соблюдаем определенные условия: игра должна соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка;   пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым;   стимулировать ребёнка к активным и самостоятельным действиям;  отвечать определённым эстетическим требованиям.

Все подвижные игры благотворно воздействуют на организм растущего ребенка. Ограничивать  в движении детей, страдающих теми или иными заболеваниями не нужно, так как они активно растут. Мышцы, находящиеся в динамике движения, развиваются интенсивнее, а недостаток активных действий может оказать  негативное влияние на опорно-двигательный аппарат,  нервную, иммунную, эндокринную и другие системы детского организма.  Поэтому в своей работе используем следующие игры.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата для укрепления мышечного корсета, формирования правильной осанки  используем самую простую  игру «Котёнок», в которой ребенок имитирует игру котенка, прогибает спинку, сворачивается клубочком,   передвигается на четвереньках.

Для  укрепления мышечно-связочного аппарата стоп советуем игру «Платочек», сначала ребенок учится захватывать пальцами ноги платок, переносить его через палку. Потом игра приобретает соревновательный характер: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив.

Для профилактики различных заболеваний  дыхательных путей вырабатываем правильное дыхание, тренируем дыхательные мышцы,  улучшаем носовое дыхание с помощью игры «Пузырьки», игра  «Лыжник» тренирует согласованность динамических и дыхательных движений.

Рассмотрим  несколько игр, которые мы используем  для  коррекции гиперактивности. Для снятия напряженности, излишней двигательной активности  играем в игру  «Передай мяч».  Мяч можно бросать друг другу или передавать, убрав руки за спину, можно усложнить, например, передавать с закрытыми глазами или использовать в игре  мяч и любую игрушку, или 2 мяча.

Одна из любимых игр детей – игра, которая их сплачивает,  развивает взаимопомощь,  взаимовыручку называется  «Пролезь в обруч».   Необходимо пропустить обруч по кругу при этом, не расцепляя рук.

Для повышения самооценки, уверенности в себе, развитию доверительных отношений используем  игру «Гусеница». Дети с удовольствием  «становятся»  одной гусеницей и  передвигаются вместе  по комнате.

Очень нравится игра   «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего — «дракон ловит свой хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона встает другой ребенок.

Для развития эмоциональной сферы  и поднятия эмоционального тонуса предлагаем поиграть детям в игру «Кубик  эмоций». Детям  среднего возраста достаточно трудно распознавать и передавать эмоции, т.к. это требует определенных знаний и  определенного уровня развития. Есть несколько вариантов игры:  ребенок  кидает кубик и  показывает мимикой и жестами выпавшую на кубике эмоцию,  а остальные угадывают и находят картинку на кубике.  Следующий вариант:  ребенок бросает кубик  и все вместе стараются передать  выпавшую на кубике эмоцию. Очень интересно получилось, когда совместили показ эмоции с походкой.

Упражнение «Передай маску» заключается в повторении эмоции соседа и передаче совершенно другой эмоции.  

Все помнят такие хорошо знакомые с детства игры «Прятки», «Жмурки», «Пятнашки», «Догонялки».  Они помогают детям избавиться от внутренних страхов, а также позволяют снять эмоциональное напряжение.  

Есть одно хорошее упражнение на расслабление  называется «Воздушный шарик».  В  котором дети представляют себя большим воздушным шаром (набирают воздух, надувая щеки), напрягают  мышцы тела, а потом медленно выпускают воздух одновременно  расслабляя мышцы тела. Выполняют упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Таким  образом,  игра - неотъемлемая часть жизни детей. Играть приятно, играть легко, в игре  дети  проживают счастливое состояние.  Играют, чтобы играть, получить удовольствие от  игры, а достижение цели лишь венчает полученное удовольствие. В игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности и для общения. В игре минимальное количество правил, которые необходимо соблюдать,  а все остальное поле для свободного проявления своей индивидуальности. В игре все равны  и все испытывают удовлетворение от равенства, которого так не достает в социальном мире. С помощью игры ребенок раскрывается и устанавливает контакт с окружающим миром и детским социумом.

Доступность игровой терапии позволяет активно использовать ее в коррекционной работе, она не отнимает много времени, но приносит очень много пользы!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.

Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....

"Игротерапия, как один из видов здоровьесберегающих технологий".

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия....

Статья. «Ортопедическая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Ортопедическая гимнастика- это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья....

Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми ...

Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками, позволяет выявить психологические проблемы у ребенка, обнаружить скрытые и подавленные чувства и эмоц...