Проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста"
материал
«Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Сухомлинский В.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad1.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.
Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».
Ранний возраст — это в буквальном смысле — начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Моя задача — помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение — все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.
Цель: заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы.
Задачи:
- Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста;
- Организовать предметно - развивающую среду для проведения занятий с детьми;
- Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения у малышей;
- Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
- Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
- Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
- Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и тд.
- Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «Домик на елке», «Крокодилы», идр.
- Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:
Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.
А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто
Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!
- Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и тд.
- Гимнастика пробуждения – стараюсь включать спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
- Использованием массажного Шарика су-джок малыши с удовольствием повторяют движения, стараюсь проводить упражнения в стихах:
Я мячом круги катаю взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: шарики су-джок, кисточки, пёрышки, шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.
- Арт-терапия - С помощью художественного творчества помогаю ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить ребенка. В течение дня включаю в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги», «Рисование пластилином».
Для эмоционального развития детей использую
- Технологию воздействия цветом. Цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Сколько удивления и восторга вызывают у ребят эксперименты с красками, нетрадиционные способы рисования по мятой бумаге. В своей работе использьзую такие игры с цветом, как, «Цветная водичка», игры с атласными лентами, игры с султанчиками, игра «Карусель».
К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:
- Утренняя гимнастика - я разработала на каждую неделю комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Самолетики» и др.
- Физкультурные занятия - стараюсь проводить интегрированные занятия с элементами изобразительной деятельности, конструирования, с музыкальным сопровождением. Использую нетрадиционное оборудование, такое как «Сенсорные мешочки», «Волшебные прищепки», «Сенсорный цветок», «Сенсорное панно».
К коррекционным технологиям относятся:
- Артикуляционная гимнастика – изготовила разрезную картотеку упражнений для губ, щек, языка.
- Музыкотерапия — помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка. И я Широко использую ее в течении дня , в зависимости от вида деятельности.
- Сказкотерапию - Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а так же положительно влияет на его здоровье. Каждый день я сталкиваюсь с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии.
Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.
Совместно с родителями я создала клуб «Малыши-крепыши», где провожу консультации и беседы: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Значение режима дня в жизни дошкольника» и др.
Использую папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).
Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы:
- психогимнастик «Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях;
- имитационные игры, игровые упражнения «Мы-волшебники», «Разноцветные карточки», «Волшебные крючочки» и др., способствующие развитию творческих способностей и навыков общения, снятию проблем, сопутствующих «кризису трех лет».
В рамках проектной деятельности провожу с родителями различные конкурсы: «Моя спортивная семья», «Я люблю зарядку», изготовление книжек-малышек, например «Волшебная фея», «Как приучить ребенка чистить зубки» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми раннего возраста .
Оздоровительная работа в Детском саду...
Перспективное планирование по использованию нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми раннего возраста
Перспективное планирование по использованию нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми раннего возраста...
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ...
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми раннего возраста.
Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспеч...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»
При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требов...
«Использование современных технологий в работе с детьми раннего возраста» (из опыта работы)
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от ф...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (Из опыта работы)
Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании детей является то, что они до...