Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)
На экранах телевизоров, плакатах в общественном транспорте и на улице мы видим большое количество рекламы различных медикаментов. Дети не представляют, что еще не так давно наши предки лечились исключительно в «лесной аптеке». Эти растения растут у нас под ногами, а ребята даже не представляют, что их можно использовать в медицине.
Идея проекта родилась после вопроса одного из ребят группы: «А для чего нам на участке мята? Мама ее у нас в огороде выполола, сказала, что это сорняк»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Морозко»
Проект
«Лекарственные растения»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовили воспитатели:
Середа Т.П.
Богданова А.П.
Мегион 2024г
Содержание
Введение
- Актуальность
- Паспорт проекта
- Этапы реализации проекта
- Распределение деятельности участников проекта по этапам
- Перспективное планирование мероприятий проекта
- Выполнение проекта
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
В дошкольном учреждении воспитание экологической культуры воспитанников является важной задачей воспитательной работы с детьми.
Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Применение метода проекта позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.
Проектная деятельность обеспечиваетвзаимосвязь образовательных областей Познавательное развитие. Развитие речи. Художественно- эстетическое развитие. Социально- коммуникативное развитие. Физическое развитие. Взаимосвязь образовательных областей позволяет углубить и расширить представления детей о лекарственных растениях. Приобретаемые в этих условиях знания, умения навыки, становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных услови
1. Актуальность. На экранах телевизоров, плакатах в общественном транспорте и на улице мы видим большое количество рекламы различных медикаментов. Дети не представляют, что еще не так давно наши предки лечились исключительно в «лесной аптеке». Эти растения растут у нас под ногами, а ребята даже не представляют, что их можно использовать в медицине.
Идея проекта родилась после вопроса одного из ребят группы: «А для чего нам на участке мята? Мама ее у нас в огороде выполола, сказала, что это сорняк»
2.Паспорт проекта
Название проекта: "В мире лекарственных растений"
2. Руководители Зиннурова Лариса Ивановна,Корнийчук Валентина Николаевна воспитатели МБДОУ Детский сад №6 «Буратино"
3. Возраст — подготовительная к школе группа» Солнышко»
5. Цель проекта: Формирование у ребят представлений о лекарственных свойствах растений и о возможностях их применения с целью оздоровления человека.
Задачи: - Обогащать представления детей о растениях и их лекарственных свойствах;Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности и речь детей, навыки моделирования и экспериментирования.
-Формировать эстетическое восприятие окружающего природного мира, экологически грамотное поведение в природе
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Срок проекта: ноябрь- январь.
Образовательные области:
Участники проекта: Воспитатели дети и родители воспитанников.
Предполагаемый результат:Закрепление знаний и представлений детей о лекарственных растениях. Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками о лекарственных растениях. Применение сформированных навыков связнойречи в различных ситуациях общения. Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой) Заинтересованность и активное участие родителей в образовательномпроцессе детского сада.
Создание альбома «Лекарственные растения нашего края». «Бабушкины рецепты» Должны знать:
Должны уметь:
Дальнейшее развитие проекта:
Работа с родителями в рамках проекта: …. (Приложение 1)
Продукт проектной деятельности:
3. Этапы реализации проекта
Iэтап – Организационно-подготовительный.
1.Подбор программно-методического обеспечения.
За основу была принята программа …. В дополнение к программе отобрана следующие технологии
2. Пополнение развивающей среды:
Особое внимание уделялось подбору материала дляпроекта «В мире лекарственных растений»…… Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность пользоваться материалом не только в процессе специальной ООД, но и в самостоятельной деятельности:
- в группе организован уголок экологии с учетом возраста и психофизических возможностей данной группы;
- сформирована методическая подборка дидактических игр: Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «Какая часть этого растения целебная?», «От какого растения часть».Лото «Лекарственные растения».
(Приложение 3)
- подобран материал для развития мелкой моторики рук;
- пополнена картотека игр направленные на развитии всех видов восприятия, внимания, памяти.
3. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.
Оптимальной является диагностика усвоения детьми знаний и умений по образовательной области познавательного развития. Проводилась диагностика детей с целью определить исходный уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способностями в объеме образовательной программы повсем областям, в индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов. По итогам диагностики стало возможным обобщить и осмыслить сильные и проблемные зоны детского коллектива в целом, а также более эффективно планировать педагогический процесс и прогнозировать желаемый результат. (Приложение 4).
4. Анкетирование родителей.
Собран банк данных об информированности и уровне педагогической компетенции родителей в сфере познаний лекарственных трав и объёма знаний развития ребенка, а также выявлен социальный запрос семей воспитанников. С целью сбора данной информации была разработана специальная анкета.
5. Составление перспективногоплана мероприятий к проекту, обсуждение и корректировка перспективного плана
II этап – Основной:
Непосредственная реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
III этап – Заключительный
- Подведение итогов.
IV этап – Презентация проекта
- Презентация проекта.
4. Распределение деятельности участников проекта по этапам.
Этапы | Воспитатели | Дети | Родители |
1 этап | Подбор программно-методического обеспечения | Подбор иллюстраций, картинок о лекарственных растений. | |
Изучение литературы по теме | Рассматривание иллюстраций о лекарственных растений. | ||
Подбор материала для предметно-практической деятельности. Изготовление пособия: книга «Лекарственные растения глазами детей», «Бабушкин лечебник». Подбор дидактических игр «Узнай по запаху» | Изготовление гербария из лекарственных трав | ||
Пополнение развивающей среды | Выставка рисунков «Лекарственные растения» | Участие в анкетировании | |
Диагностика детей по образовательной области познание. | Ознакомление с результатами диагностики детей | ||
Родительское собрание. Анкетирование. | Вхождение в проблему | ||
Составление перспективного плана мероприятий к проекту. Обсуждение и корректировка плана мероприятий к проекту | Рисование буклетов: «Берегите лекарственные растения нашего края» | Беседа с детьми о пользе лекарственных растений. | |
2 этап | Формулирование проблемы. Создание игровой ситуации. | Вхождение ребенка в проблему, вживание в игровую ситуацию. Участие в акции «Берегите лекарственные растения нашего края» | Рассматривание энциклопедий о лекарственных растениях. Просмотр видео- роликов о лекарственных растениях. |
ООД по образовательной области познавательное развития. «Лекарственные растения» Консультации для родителей. Индивидуальная работа с детьми. | Участие в ООД. Выполнение предметно-практических действий в соответствии с задачами ООД. Изготовление открыток из цветного пластилина «Лекарственное растения» | Закрепление материала дома. Изготовление книги «Бабушкин лечебник» Вместе с детьми. Конкурс рисунков «Лекарственные растения» | |
3 этап | Итоговая. КВН «Лекарственные растения» Подготовка к презентации проекта. | Подготовка к КВН «Лекарственные растения». Подготовка к презентации проекта. | Посещение итоговой ООД |
4 этап | Презентация проекта. Развлечения « У самовара, я и моя мама» | Загадки - отгадки родителям о лекарственных растениях. | Участие в презентации. |
5. Перспективный план мероприятий к проекту «Лекарственные растения».
Этап | Срок выполнения | Форма проведения |
| Ноябрь (1 – 3 неделя) | Определение целей и задач проекта. |
Подбор методической литературы, иллюстративного материала. | ||
Обсуждение содержания проектной деятельности | ||
Диагностика уровня развития знаний, представлений, анализ результатов | ||
Составление перспективногоплана мероприятий | ||
Анкетирование Родительское собрание | ||
Обсуждение и корректировка плана мероприятий | ||
Пополнение РППС в группе | ||
| Ноябрь (4 неделя) | Беседа «Лекарственные растения» |
Чтение художественной литературы о лекарственных растений. | ||
Оформление стенда для родителей «О пользе лекарственных растений для человека» | ||
ООД «Лекарственные растения» | ||
Консультация для родителей: «Лекарственные растения вместо таблеток» | ||
Декабрь (1 неделя) | Д/И «Узнай по запаху» | |
ООД «Лесная аптека» | ||
Декабрь (2неделя) | КВН « Лекарственные растения» | |
Д/И «Угадай по запаху | ||
Январь (3 неделя) | Беседа « Лекарственные растения» | |
Чтение рассказов о лекарственных растениях. | ||
Конкурс рисунков для родителей и детей «Лекарственные растения» | ||
Чтение сказки «Лекарственные растения» | ||
Д/и «Собери ромашку» | ||
Чтение произведений: о лекарственных растениях. | ||
Творческое задание для родителей и детей изготовления гербария из лекарственных трав.….. | ||
Январь (3 неделя) | ||
Изготовление буклетов «Лекарственные растения» для проведения акции. Заучивание считалок, загадок, стихотворений о лекарственных растениях. | ||
Выставка рисунков «Лекарственные растения» | ||
Настольные игры: «Гербарий лекарственных растений». «Растения» | ||
| Январь (3 неделя) | Подготовка к презентации проекта:
Выпуск книг: «Лекарственные растения глазами детей» «Бабушкин лечебник» |
4. Итоговый | Январь (4 неделя) | Презентация проекта. Развлечение для детей и родителей «У самовара я и моя мама» |
6. Выполнение проекта.
Первым шагом внедрения проекта «Лекарственные растения.» стало изучение специальной методической литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение: …..Подобраны стихотворения, загадки, пословицы, скороговорки о лекарственных растениях. (Приложение 5). Разработаны конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с лекарственными растениями для реализации проекта.Для родительского уголка созданы папки – передвижки: «Лекарственные растения и их польза для человека» поместили информацию о проекте: проблема, цели, задачи. Подготовили консультации для родителей «Лекарственные растения вместо таблеток», памятки «Лечебные чаи». Для родительского собрания была выбрана тема «Знакомство с лекарственными растения». Во время проведения собрания была представлена выставка дидактических игровых пособий, настольные игры. В конце собрания вручены родителям памятки «Польза лекарственных растений». В индивидуальных беседах старались убедить в необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей.
Отобрали формы и методы для работы сдетьми: знакомство с литературными произведениями. Сочинение сказок, рассказов, стихов, пословиц, скороговорок, дидактические и подвижные игры. Наблюдения, исследования во время прогулки, развлечения, игры-инсценировки, лепка, рисование, беседы.
Второй шаг – создание соответствующей развивающей предметно- пространственной среды в группе. С этой целью изготовлены и размещены: дидактические, настольные игры. В свободное пользование предоставлены карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски лекарственных растений. В книжном уголке размещены книги для просмотра и чтения, детские журналы о лекарственных растениях.
Реализация проекта началась с моделирования проблемной ситуации. Заранее подготовлено дидактическое пособие «Узнай по запаху». В гости к детям пришёл доктор детского сада Наталья Владимировна. Она приглашает детей в младшую группу, чтобы девочка Маша выпила таблетку от простуды, но она не любит пить таблетки? Наталья Владимировна попросила детей помочь ей. С помощью решения проблемных вопросов дети вступали в диалог, высказывали свою точку зрения, аргументировали её, задавали вопросы. Дети подготовительной группы предложили напоить девочку Машу вкусным лечебным чаям. Этот приём позволял формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, лидерские качества детей, психологически подготавливать к обучению в школе, стимулировать общение детей. В ходе реализации проекта закрепили знания о пользе лекарственных растениях.
По заданию героя дети вместе с родителями выполняли рисунки на тему «Лекарственные растения глазами детей»изготавливали гербарий лекарственных растений. Провели акцию «Лечебные растения нашего края».
Презентация проекта « Лекарственные растения» прошла в форме развлечения для детей и родителей «У самовара я и моя мама» Каждый ребёнок загадывал загадку о лекарственных растениях. Воспитанники проводили дегустацию для родителей лечебных чаёв. Дети наглядно продемонстрировали уровень развития знаний и представлений о лечебных свойствах лекарственных растений.
В реализации проекта использовались такие приёмы, как:
- задания разной степени сложности;
- использование моделей и схем, которые позволяют формировать умение анализировать информацию, переводить её в условные обозначения – «кодировать»;
- проблемные вопросы;
- постановка задач «открытого типа», предполагающих множество верных решений;
- самостоятельное выполнение практических действий;
- обсуждение и анализ собственной деятельности и деятельности других детей.
- «правило волны» многократное возвращение к пройденному материалу …….
Для формирования и закрепления у детей знаний о лекарственных растениях в ООД включались дидактические игры и упражнения такие как: « Собери ромашку» «Узнай по запаху»
Так же эффективно использовался подручный дидактический материал просмотр видео роликов, наблюдения за растениями помогающий усвоить знания детей о лекарственных растениях.
Заключение
Проведенная работа подтверждает прогнозируемый результат: при целенаправленном и систематическом применении проектной деятельности у детей сформированы знания о лекарственных растениях; умения применять в быту. Данные итоговой диагностики, проведенной в январе месяце, подтверждают прогнозируемый результат: количественный уровень усвоения программы по ознакомлении детей с лекарственными травами по группе составил высокий уровень90%, средний уровень 10% детей с низким уровнем 0%.
Благодаря методу проекта стало возможным создать единое познавательно творческое пространство в детском саду и семье воспитанников. В ходе реализации проекта у детей возрос уровень познавательных интересов. Дети активно участвовали в проектной деятельности, с желанием выполняли задания: учили стихи, загадки, рисовали буклеты, лепили цветы, собирали и высушивали лекарственные травы. При встрече с родителями они с увлечениемрассказывали о своих открытиях о пользе лекарственных растений.
Методы и приёмы, применяемые в ходе реализации проекта, способствовали формированию знаний, развитию у дошкольников познавательного интереса, стремление к самостоятельной практической деятельности.
Так как проект «Лекарственные растения» показал свою эффективность, в будущем планируется: дальнейшая его реализация в работе с воспитанниками последующих наборов; пополнение проекта новыми разработками, мини-проектами; обобщение полученного опыта в форме публикаций.
Список литературы.
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011.
2. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
3. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
4. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.
5.Гончароа Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета 2008г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-385823-1623349413.jpg)
Конспект НОД по валеологии «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями. Подмосковье. г.Красногорск 2015г.
Цель:Расширить связь с окружающей средой, с социумом. Уточнить представления детей о лекарственных растениях. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Обогащать словарный з...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-942205-1504025640.jpg)
Кроссворд "Лекарственные растения" для детей старшего дошкольного возраста
Кроссворд с вопросами и ответами для детей старшего дошкольного возраста. Цель: расширение кругозора детей.Задачи:- активизировть мыслительную деятельность детей;- закреплять знание детей о расти...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-861826-1480872898.png)
Картотека дидактических игр по ознакомлению с растениями для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-1181943-1574012897.jpg)
Непрерывная образовательная деятельность «Мир растений» для детей старшего дошкольного возраста.
Представлен конспект непрерывной образовательной деятельности «Мир растений» для детей старшего дошкольного возраста, с использованим современных образовательных технолог...
Экологический проект «Лекарственные растения Смоленского края» (старший дошкольный возраст)
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с пр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-964028-1509187782.jpg)
Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста
Проектная деятельность обеспечивает взаимосвязь всех образовательных областей и позволяет углубить и расширить представления детей, о лекар...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/24/picture-1494102-1708761648.jpg)
Педагогический проект по теме: «Лекарственные растения » для детей старшего дошкольного возраста.
проект предназначен в помощь воспитателям ДОУ, как практический материал для использования с детьми старшего дошкольного возраста. Тема экологического воспитания в ДОУ была и остается актуальной, дети...