Конспект НОД по валеологии «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями. Подмосковье. г.Красногорск 2015г.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Цель:
Расширить связь с окружающей средой, с социумом. Уточнить представления детей о лекарственных растениях. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Обогащать словарный запас детей. Развивать связную речь детей
Задачи:
Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Развивать интерес к природе родного края, укреплять связь детей с семьёй, дать представление о том, что в быту о нас заботится природа: шампуни из трав, мыло, крема, лекарственные препараты, чай, выпечка…
Словарь:
валеология- наука о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности, о взаимосвязи растительного мира и человека, душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабрец, "саше", сухоцветы, рафия(используется, как скраб, мочалка, внутри мыла для красоты)
Оборудование:
Иллюстрации и фотографии растений, энциклопедии "Лекарственные растения","Травы и цветы"Аптечные упаковки:ромашка,подорожник,шалфей,зверобой,лаванда,душица
Для аппликации оборудование: сшитые мешочки для "саше", сушёная трава-лаванда, аптечной расфасовки, тонкая шёлковая лента, контейнеры с клеем ПВА, кисти и салфетки, кусочки ткани для украшения-аппликации, ножницы, шаблоны бабочек, простой карандаш или фломастеры, чайная ложка для того, чтобы положить травку в мешочек, лаванда в коробочках.
Подарки, сделанные своими руками-"Саше из трав",сделанные вместе с детьми -для хорошего сна дома.
высушенные лекарственные растения- аптечные упаковки с травяными сборами, чайнички с настоями трав, бокалы для чаепития по количеству детей и родителей.
Приглашённые гости и участники:
"Работа с родителями" - пригласить принять участие в беседе и помочь мне напоить детей вкусными, ароматными травяными чаями детей- бабушку воспитанника, одетую в старинную одежду: расписную шаль, длинную юбку, жакет…
Создать тёплую доброжелательную атмосферу, поставить вазы с живыми цветами, сухоцветами, небольшими «охапками»-букетиками сухих лекарственных растений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.konspekt_nod_po_valeologiilekarstvennye_rasteniya.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по валеологии для детей старшего
дошкольного возраста совместно с родителями.
«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» Подмосковье.г.Красногорск 2015г.
Цель: Расширить связь с окружающей средой, с социумом. Уточнить представления детей о лекарственных растениях. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Обогащать словарный запас детей. Развивать связную речь детей.
Задачи:
Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Развивать интерес к природе родного края, укреплять связь детей с семьёй, дать представление о том, что в быту о нас заботится природа: шампуни из трав, мыло, крема, лекарственные препараты, чай, выпечка…
Словарь: валеология- наука о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности, о взаимосвязи растительного мира и человека, душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабрец, "саше", сухоцветы, рафия(используется, как скраб, мочалка, внутри мыла для красоты)
Оборудование:
Иллюстрации и фотографии растений, энциклопедии "Лекарственные растения","Травы и цветы"Аптечные упаковки:ромашка,подорожник,шалфей,зверобой,лаванда,душица
Для аппликации оборудование: сшитые мешочки для "саше", сушёная трава-лаванда, аптечной расфасовки, тонкая шёлковая лента, контейнеры с клеем ПВА, кисти и салфетки, кусочки ткани для украшения-аппликации, ножницы, шаблоны бабочек, простой карандаш или фломастеры, чайная ложка для того, чтобы положить травку в мешочек, лаванда в коробочках.
Подарки, сделанные своими руками-"Саше из трав",сделанные вместе с детьми -для хорошего сна дома.
высушенные лекарственные растения- аптечные упаковки с травяными сборами, чайнички с настоями трав, бокалы для чаепития по количеству детей и родителей.
Приглашённые гости и участники:
"Работа с родителями" - пригласить бабушку воспитанника, одетую в старинную одежду: расписную шаль, длинную юбку, жакет…
принять участие в беседе и помочь мне угостить детей вкусным, ароматным травяным чаем.Создать тёплую доброжелательную атмосферу, поставить вазы с живыми цветами, сухоцветами, небольшими «охапками»-букетиками сухих лекарственных растений
Ход занятия:1 часть.
Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего крымского полуострова. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадываетесь, о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).
За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы. Может быть, кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие? Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?
Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей). Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)
Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.
А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.
Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.
(Ромашка)
Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику.
Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай».
Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.
Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это ПРИРОДА.
Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать в домашних условиях и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете?
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь её! А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ иллюстрации с изображением зверобоя).
Желтый цвет, дыряв листок, но, как «доктор Айболит всех излечит, исцелит…»
Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.
В самом конце беседы предполагается угощение ароматным чаем- травяными
настоями-"Ромашка","Шалфей", "Зверобой", "Душица".
Это ещё не всё. Я предлагаю сделать "саше"-это маленькие мешочки с ароматной травкой- лавандой, которая успокаивает и настраивает человека на хороший, спокойный и сладкий сон.
2 часть. АППЛИКАЦИЯ-"САШЕ" С ЛАВАНДОЙ.
Вот вам мешочки, которые я для вас сшила, вам надо их украсить аппликацией.
Можно приложить трафарет бабочки на цветную ткань, обвести и вырезать, затем наклеить на мешочек , клеем, промокнуть сверху салфеткой. Затем возьмите чайную ложку, аккуратно наполните мешочки травкой и завяжите красивой шёлковой ленточкой. Называется такой мешочек с травкой-"САШЕ". Предлагаю вам взять их домой и класть недалеко от кроватки для хорошего сна и самочувствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» на тему: «Царство лекарственных растений» для детей старшей группы.
Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в про...
Кроссворд "Лекарственные растения" для детей старшего дошкольного возраста
Кроссворд с вопросами и ответами для детей старшего дошкольного возраста. Цель: расширение кругозора детей.Задачи:- активизировть мыслительную деятельность детей;- закреплять знание детей о расти...
Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.
В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...
.Сборник «Сказки почемучки» и «Лесная аптека»: сказочная энциклопедия лекарственных растений для детей дошкольного возраста. 5-7 лет.
Тамара Крюкова о книге «Сказки Почемучки»: Кто не задавал по сто разных "почему" в день? Иногда вопросов так много, что даже взрослые не могут на них ответить. Для эт...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки га...
Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста
Проектная деятельность обеспечивает взаимосвязь всех образовательных областей и позволяет углубить и расширить представления детей, о лекар...
Педагогический проект по теме: «Лекарственные растения » для детей старшего дошкольного возраста.
проект предназначен в помощь воспитателям ДОУ, как практический материал для использования с детьми старшего дошкольного возраста. Тема экологического воспитания в ДОУ была и остается актуальной, дети...