Использование Су-Джок с моторным планированием на занятии логопеда
статья (подготовительная группа)

Косенко Надежда Владимировна

Использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей, а моторное планирование подталкивает развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kosenko_n.v.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Су-джок с моторным планированием на занятии логопеда.

Н.В. Косенко, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями № 69 «Пчёлка» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Речь – это очень сложный и многоплановый процесс. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.  

Одной из опосредованных, но часто применяемой на практике методикой, является Су-джок терапия. Су по-корейски это кисть, а Джок – стопа.

На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.  В коррекционной работе приёмы Су-джок терапии я использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус.

Метод Су-Джок терапии является универсальным методом. Этот метод прост и эффективен, не требует значимых материальных затрат, глубоких медицинских знаний и сложных навыков, использует простые инструменты. Данный метод в полной мере может освоить каждый человек независимо от возраста, и применять его в повседневной жизни с пользой не только для своего здоровья, но и здоровья своих близких. Достаточно один раз понять принцип Су-Джок терапии, для того чтобы пользоваться им всю жизнь. Это, бесспорно, лучший метод самопомощи.

Таким образом, методика Су-Джок терапии имеет ряд особенностей и преимуществ перед другими видами нетрадиционной восточной медицины.

1. Данный метод отличается безопасностью, универсальностью, высокой эффективностью.

2. Значительно расширяет диагностические и лечебные возможности.

3. Эффективно борется (уменьшает или полностью купирует) с болевым синдромом любого происхождения, независимо от нозологии.

4. Сравнительно редки побочные явления.

5. Значительно сокращает сроки лечения и дальнейшей реабилитации.

6. Позволяет эффективно влиять на тип и характер патологического процесса.

7. Может применяться как самостоятельный метод лечения или в комплексе с другими методами.

     Когда ребёнку или даже взрослому приходится выполнять новые действия, то это требует моторного планирования.

Моторное планирование находится между идеей и совершением действий.

     Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности.

     Моторное планирование – мостик между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «говорит» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это. Исследователи отмечают, что у большинства детей с различными речевыми нарушениями и аутизмом есть дефицит моторного планирования. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии.

     Моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – «новый», «непривычный»!

Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым,– это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия, здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений.

Известно, что все логопеды используют в работе артикуляционную гимнастику – очень эффективный и полезный способ развития мышц артикуляционного аппарата.

Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, или праксис.

     В своей логопедической практике я соединила метод су-джок с моторным планированием. Во- первых эти два метода не противоречат друг другу. Во- вторых такое применение позволяет сэкономить время занятия и выполнить, как можно больше заданий за одно занятие. В- третьих это интересно детям, и приносит хороший результат.

     Вот некоторые упражнения:

  1. Берем Су-джок: красный в правую руку и синий в левую руку. Если я глажу тебя по голове, ты сжимаешь красный Су-джок, если я глажу тебя по спине, ты сжимаешь синий Су-джок. (5-6 раз)
  2. Берем Су-джок: красный в правую руку и синий в левую руку. Если я стучу в барабан 1 раз, ты сжимаешь красный Су-джок, если я стучу 2 раза, ты сжимаешь синий Су-джок.
  3. Катаем Су-джок по ладони до кончика каждого пальца и обратно; проговариваем поочередно слоги за-за потом жа-жа,  чередуя пальцы .
  4. Берём синий Су-джок в правую руку, красный Су-джок в левую руку. Если слышишь слово со звуком (з), сожми красный Су-джок и повтори слово, если слышишь слово со звуком (ж), сожми синий Су-джок и повтори слово: жал, зал, дерзать, держать, грожу, грозу, наживать, жевать, зевать, называть, зевал, жевал, ужи, узы, разок, рожок.
  5. Открываем Су-джоки и кладём на стол половинку синего слева и половинку красного справа. Если слышишь слово со звуком (л), нажимай левой ладонью на синий Су-джок, если слышишь слово со звуком (Р), нажми правой ладонью на красный Су-джок (рожь, ложь, роза, рожки, ложки, лоза, урок, улов, плов, плошки, розы, лозы, ров, крот, плот, лов, трон, слон, брошка, блошка).
  6.    Задание, как предыдущее, только слева кладём красный, а справа синий. И нажимаем так же левой рукой на синий, правой рукой на красный.
  7. Кладём руку на стол ладонью кверху. От ладони к кончику пальца катаем Су-джок и одновременно проговариваем слова, с автоматизируемым звуком. Например: по 2 раза прокатываем и проговариваем так же слова: простор, разгар, размер, разговор, квартира, кругозор, проверка, проворный, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, разбирать, распороть, трактор, тротуар.
  8. Кладём на стол пять половинок Су- джока. Проговариваем чистоговорку, нажимая на каждый слог подушечкой пальца правой руки, начиная с большого. Потом проделываем левой. Потом сразу двумя руками. (ра-ра-ра-ров-на-я-го-ра; ро-ро-ро- е-дем-на -мет-ро; ру-ру-ру-кра-сим-ко-ну-ру)  

     Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Из вышеуказанного следует сделать вывод: использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей, а моторное планирование подталкивает развитие. При одновременном использовании этих двух приёмов эффективно стимулируются речевые зоны коры головного мозга. Развивается координация движений и мелкой моторики. Развивается произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Список использованных источников

  1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004-С.82.
  2. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие- Ростов н/Д; Феникс, 2009.
  3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
  4. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».

Известно, что основными целями  применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...

Консультация для родителей "Использование Су-Джок терапии в работе логопеда"

Конссультация для родителей логопедической группы. Также ее можно использовать как рекомендации воспитателям массовых групп....

Использование Су-Джок терапии в работе логопеда

Су-Джок терапия, основанная  на традиционной акупунктуре и восточной медицине. Она считается  одной из самых лучших систем самооздоровления....

Использование ИКТ и ЦОР на коррекционно-развивающих занятиях логопеда

В современном мире  дети уже с младшего дошкольного возраста умеют обращаться с различными электронными устройствами, в том числе с лёгкостью осваивают  и с удовольствием играют в компьютерн...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий логопеда

Календарно- тематический план для подготовительной группы...

Эффективность использования комплекса с видеобиоуправлением «Тимокко» на индивидуальных занятиях логопеда

Эффективность использования развивающе- коррекционного комплекса с видеобиоуправлением «Тимокко» (совместная разработка НПФ «Амалтея» и израильских специалистов в области совре...

Мастер класс «Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетичес...