Мастер класс «Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Цель: использование Су-Джок массажёров в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- освоить педагогами применение Су Джок терапии на занятиях;
- создать условия для включения всех педагогов в активную деятельность при проведении мастер-класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка»
Мастер-класс
«Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
Провела: учитель-логопед С.А. Пантелеенко
2023 г.
Вступительное слово мастера.
Мастер. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Су Джок терапия в логопедической работе».
Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях можно и нужно использовать Су Джок терапию, которая активизирует развитие речи ребёнка. Су Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ёжиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребёнка, развивает тактильную чувствительность.
Данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекцию речевых нарушений. Проявляя живой интерес к занятиям с тренажёрами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия.
При массаже Су Джок шариком воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа. Поэтому массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Чтобы процесс массажа не показался им скучным для детей дошкольного возраста, массажный шарик я обозначила как ёжик, и использую во время массажа под общим названием «Приключения ёжика».
Для своего мастер-класса я выбрала высказывание Василия Александровича Сухомлинского: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Цель: использование Су-Джок массажёров в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- освоить педагогами применение Су Джок терапии на занятиях;
- создать условия для включения всех педагогов в активную деятельность при проведении мастер-класса.
- повысить уровень компентентности педагогов в вопросах коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Оборудование: «Су Джок» - шарики, столы, мультимедийная установка.
Этапы мастер-класса.
Влияние техники Су-Джок на возрастные особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук.
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной. Влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование моторной и речевой области.
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии. Одной из таких нетрадиционных инновационных техник является техника Су-Джок, в последнее время активно использующаяся учителями логопедами ДОУ.
Буду рада, если данная технология будет использоваться в своей работе вами.
Цели Су Джок терапии:
- Нормализовать мышечный тонус;
- Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- Скорректировать речевые нарушения.
Приёмы Су Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребёнок воздействует на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребёнка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребёнка. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий приём это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребёнка и прокатываются по ним, массируя каждый палец. С помощью шаров – «ёжиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
1. Массаж Су Джок шариками.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять, (сжимать и разжимать пальцы)
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су Джок шариков при автоматизации звуков. (Ребёнок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алёша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребёнок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ёжик без дорожек, не бежит ни от кого.
С головы до ножек, весь в иголках ёжик. Как же взять его?
4. Использование Су Джок шариков при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично упражнения: «Назови ласково», «Скажи наоборот» и тд.
5. Использование Су Джок шариков для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зелёный. По заданию логопеда ребёнок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции логопеда ребёнок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; ребёнок должен описать действие взрослого.
Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашейработе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемовспособствуютболееинтересному,проведениюкоррекционно-образовательнойпедагогов и детей в детском саду.
Главные преимущества использования массажёров Су Джок следущие:
- безопасность использования;
- самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей;
- с помощью Су Джок терапии можно решать сразу несколько коррекционных задач (автоматизация звуков, звукового и слогового анализа слов, совершенствовании лексико–грамматических категорий, развития памяти и внимания);
- проводится самомассаж, как правило, в игровой форме;
- обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.
Имитация занятия.
А сейчас, мы с вами попробуем на себе действие шарика. И он расскажет вам свою сказку.
Сказка про Ёжика.
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ёжик.
(показать шарик в открытой ладони).
Ёж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.
(несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су Джок).
Однажды ранним летним утром захотел Ёжик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками.
(катать шарик по ладони вперед-назад).
Долго бежал Ёж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.
(круговые движения шариком по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против).
Ёжику стало страшно – он испугался, но желание узнать, что находится на другом берегу, всё же было сильнее. И он решился!
(зажать шарик в ладошке).
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик – сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый – и перебрался на другой берег! (прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).
А там поляна – большая, круглая, красивая!
(круговые движения шариком по ладони).
На поляне видимо-невидимо цветов. Красиво, как в сказке! Стал Ёжик цветочки нюхать: маки, и васильки, и ромашки, и колокольчики, и незабудки! (на каждое название цветка прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).
Решил собрать Ёжик красивый букет из маков, васильков, ромашек, колокольчиков и незабудок. Вот какой огромный букет получился!
(прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка).
Обрадовался Ёжик и отправился в обратный путь. Обошёл круглую полянку, (круговые движения шариком по ладони).
ступил на мостик – один шаг, второй, третий, четвертый, пятый… и он на другом берегу!
(прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).
Быстро побежал Ёжик по дорожке. Добрался до своего домика!
(катать шарик по ладони вперед-назад).
А когда пришёл вечер, закрыл Ёжик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!
(закрыть шарик в ладошке).
Мастер. Молодцы. Вот какую интересную сказку рассказал нам Ёжик.
Моделирование.
А теперь мы с вами сейчас попробуем сами придумать сказку и движения. Я даю вам первое слово, а вы поочереди передавая шарик продолжаете сказку, и придумываете движение шариком к этой сказке.
После этого участники представляют сказку с применением «Су Джок».
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка. Кроме того, альтернативные методы и приёмы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж супражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада,оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно,использование Су–Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Заключительное слово мастера.
- Как вы думаете можно его применять в своей практике?
-Что ва заинтерисовало в данном методе?
Спасибо за внимание! Всем желаю здоровья, успехов и творчества!
Список литературы:
1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
2. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.
3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
4. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160
5. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)...
Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.
Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....
«Су-Джок терапия в коррекционной работе учителя – логопеда»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...
"СУ-ДЖОК терапия в коррекционной работе учителя-логопеда"
Материал представлен в виде картотеки упражнений с использованием СУ-ДЖОК терапии в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками в ДОУ....
План самообразования. Тема «Су-джок терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи»
В настоящее время известно множество методов и приемов развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Я решила изучать и использовать в своей коррекционно-развивающей работе массажные мячики Су-...
Презентация на тему: "Эффективное использование приёмов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда".
laquo;Песочная терапия» - позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации...