Оздоровительный терренкур ТРОПИНКИ ЗДОРОВЬЯ
проект (подготовительная группа)
Работа "Тропинки здоровья" представляет собой познавательно-оздоровительный проект терренкура (оздоровительной тропы), разработанный для МБДОУ ЦРР – детский сад №14 "Росинка" г. Ставрополя. Автор проекта - воспитатель по физическому развитию Хапчаева С.Н.
Проект направлен на решение актуальной проблемы формирования у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни через систему специально организованных маршрутов на территории детского сада. В работе подробно описана методика организации терренкура, включающая шесть тематических станций: "Внимательный пешеход", "Будущие олимпийцы", "Игры на асфальте", "Цветочная клумба", "Юные казачата" и метеостанция "Горный воздух".
Особенность проекта заключается в комплексном подходе к развитию детей, интеграции различных образовательных областей (физическое, познавательное, социально-коммуникативное развитие) и включении регионального компонента через знакомство с казачьей культурой. Практическая значимость работы состоит в создании трансформируемой развивающей среды, способствующей повышению двигательной активности детей, развитию познавательных способностей и формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Проект рассчитан на долгосрочную реализацию и адресован педагогам дошкольных учреждений, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnyy_terrenkur_tropinki_zdorovya.docx | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №14 Росинка» г. Ставрополя
Терренкур
познавательно-оздоровительный
проект
«Тропинки здоровья»
Воспитатель
по физическому развитию:
Хапчаева С.Н.
Ставрополь, 2024г.
Паспорт проекта
Название проекта | «Тропинки здоровья» |
Тит проекта | Долгосрочный |
Проблема | Недостаточная сформированность у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. |
Актуальность | Самое драгоценное, что есть у человека — это здоровье. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Необходимо, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания, о витаминах, об их пользе для здоровья человека. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости. Эти обстоятельства налагают на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. |
Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящая перед нашим дошкольным учреждением. Ведь это значит - заложить фундамент в развитие здорового поколения в будущем. | |
Цель | Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения, развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. |
Задачи |
|
полученные знания при решении познавательных и практических задач.
| |
Участники проекта | Педагоги, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитанники старшего дошкольного возраста… |
Этапы проекта |
(презентация проекта - фотовыставка) |
Срок реализации проекта | Апрель 2024г. |
Ожидаемый результат |
|
Оздоровительные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.
Цель оздоровительного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Задачами оздоровительного терренкура являются:
– упражнять детей в основных движениях;
– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;
– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;
– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;
– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
– формировать эстетическое восприятие дошкольников;
– приобщать детей к здоровому образу жизни;
– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
За последние годы территория детского сада преобразилась благодаря усилиям педагогов и родителей. Мы старались, чтобы среда стала проблемно насыщенной, приспособленной к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, открыта для изменений.
Для того, чтобы реализовывать технологию оздоровительных терренкуров, необходимо создать трансформируемую среду в соответствии с меняющимися интересами и возможностями дошкольников, а именно – разработать тематические «станции», макеты, зоны игр, подобрать необходимое оборудование и атрибуты.
Возможны различные варианты оздоровительных терренкуров. Маршрут должен включать в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород и другие возможные объекты на территории ДОУ и за его пределами. Это могут быть познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, комплекс оздоровительных физических упражнений, театрализация, экспериментирование, различные виды игр. Сложность маршрутов и содержание зависит прежде всего от возраста детей, погодных условий, времени года, количества детей, образовательных задач.
При прохождении оздоровительного терренкура мы оздоравливаем организм воспитанников, повышаем уровень их инициативы, самостоятельности, двигательной и речевой активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.
А чтобы вызвать у детей живой интерес, можно предложить им поучаствовать в составлении образовательного маршрута или создать собственную инсталляцию из бросового или природного материала.
Оздоровительные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие с применением здоровьесберегающих технологий. Но если в своем творчестве пойти дальше, то можно задействовать и речевое развитие, и художественно-эстетическое. Все зависит от тематики терренкура и содержания деятельности на станциях.
Перед проведением оздоровительного терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности, проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить. Напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно.
Мы предлагаем такие варианты станций:
- Станция «Внимательный пешеход» (гр10): на данной станции мы обучаем детей безопасному поведению, учим быть дисциплинированными, осторожными, наблюдательными, закрепляем правила дорожного движения на практике, играя в сюжетно – ролевые и дидактические игры с использованием выносных знаков.
Эстафеты «Веселый самокат», «За рулем!»
- Станция «Будущие олимпийцы» (гр 8 ): Во время этой остановки на спортивной площадке воспитатель или воспитатель по физической культуре организует подвижные игры с дошкольниками и физкультминутки. На этой станции мы развиваем двигательную активность детей, воспитываем дружеские отношения в игре.
- Станция «Игры на асфальте» (гр1): Воспитатель или инструктор по физической культуре проводит подвижные игры на асфальте, на котором заранее нарисованы «классики», «змейки», «ходилки» с цифрами, буквами. Вместе с детьми рисуем мелом.
Интересно использовать лабиринты летом - лабиринт на асфальте, осенью – лабиринты сухих листьев, зимой – снежные лабиринты
- Станция «Цветочная клумба» (гр 11): уточняем названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждаем к сравнительным высказываниям; обращаем внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитываем чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их.
Цель: Знакомство с разнообразием цветущих растений, формирование осознанно-правильного отношения к растительному миру.
На территории нашего детского сада растет много цветов на клумбах, сделанных руками педагогов, и на многочисленных зеленых лужайках.
По маршруту бодрости идём
Не спешим, не отстоём.
Вот выходим мы на круг
Тысячи цветов вокруг!
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки… (Божья коровка)
У нее 4 крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют ее …(Стрекоза)
Сок цветов душистых пьет.
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее …(Пчела)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь…(Жук)
Мы крылышки расправим-
Красив на них узор.
Мы кружимся пархаем-
Какой кругом простор!...(Бабочка)
В мае весело летает,
Все, наверно, его знают.
Весело жужжит: Жжух, жжух,
Потому что... (Майский жук)
Он жужжит, и он пищит,
Укусить всех норовит.
Тонкий носик выставляет,
В кожу, как укол, вставляет.
Сам собою очень мал,
Надоедливый ... (Комар)
Эстафета «Собери ромашку»
Дети бегут до ориентира, где разложены желтые кружочки («сердцевина ромашки»). Каждый участник должен прикрепить к сердцевине лепесток. Выигрывает та команда, которая первая соберет ромашку.
- Станция «Юные казачата» станция народных игр и песен (гр16).
Знакомим детей с национальными играми и песнями казаков
Цель: Создание условий для развития интереса детей к образу жизни казаков через участие в традиционных казачьих праздниках, играх, забавах и соревнованиях.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать первоначальные представления об обычае казачьих состязаний, игр.
-Расширить знания детей о традициях, культуре и быте Терских казаков.
Развивающие:
- Совершенствовать физические способности детей, развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость.
-Побуждать к проявлению творчества и самовыражения в двигательной активности, играх, использовании фольклора, народных танцев, пословиц и поговорок Донских казаков.
Воспитательные:
-Воспитывать гордость за своих предков, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности.
Предполагаемый результат: реализация потенциальных возможностей детей старшего дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности посредством казачьих игр.
Игра «Путы» Ноги завязываются платком или веревкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади. И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.
«Игра в шапку» На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Игра «Папаха» Под музыку дети папаху передают по кругу и приговаривают: «Ты лети, лети папаха, ты лети, лети вперёд. У кого папаха будет, тот на круг пускай идёт!» Музыка смолкает, у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и, надевает папаху, садится на «коня» и галопом скачет внутри круга, а дети хлопают в ладоши.
Игра «Удочка» Дети стоят по кругу. Ведущий в кругу с «удочкой-верёвкой» с грузом на конце верёвки. По сигналу ведущий крутится, раскручивая веревку, дети должны её перепрыгнуть. Не успевший прыгнуть – выбывает.
- Метеостанция «Горный воздух» (гр 3): Здесь дети учатся наблюдать за изменениями состояния погоды, анализировать и делать выводы.
Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
Дидактические задачи:
1. Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами: компасом, термометром, барометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами;
2. Обучать детей снятию показаний приборов;
3. Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;
4. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
5. Формировать представления о четырех частях света;
6. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога.
Метеорологическое оборудование детской метеостанции:
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.
Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.
Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
Термометр- прибор для измерения температуры воздуха.
Ветряной рукав - прибор для измерения силы ветра.
Солнечные часы - прибор для определения времени.
Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.
Традиционное оборудование: термометр, компас.
Самая необходимая вещь на метеоплощадке – термометр. Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен на веранде, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени.
С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.
Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, можно измерять количество осадков.
Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра. А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.
На метеостанции имеется стенд, на котором наглядно отражены погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели.
Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
Мы используем оборудование как традиционное (термометр, компас), так и изготовленное из подручного материала совместно с детьми (дождемер, султанчики, флюгер, барометр, песочные и солнечные часы).
- Станция настольных игр «Игры разума» (гр13)
Соревнование двух команд в шахматы.
Список литературы:
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб. 2007.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы - М.,2004.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ - М.: АРКТИ, 2005;
- Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших
- дошкольников. Волгоград. 2010.
- Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 - 8 лет, Ярославль,2003.
- С.О. Филиппова «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «Детство-Пресс» 2009 г.
- Т.Е. Харченко «Физкультурные праздники и развлечения» Детство- Пресс, 2009 г
- Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада.//Старший воспитатель.- 2015г/ № 7
- Александра Пшеничникова. Как использовать всю территорию детского сада для летних прогулок. Примеры маршрутов. // Старший воспитатель.- 2018г /№ 7.
- Яровой А.В. «Казачьи домашние игры донских казаков (шермиции): использование компонентов традиционной культуры донских казаков в образовательном и воспитательном процессе в казачьих учебных заведениях» методическое пособие / А.В. Яровой. Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2022. – 54 с.
12. Интернет ресурсы:
-
- scenarij-provedenija-pokrovskih-k?ysclid=lakqolxedy193677207
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровительный досуг "Тропинка к здоровью" 2 младшая группа
Конспект оздоровительного досуга "Тропинка к здоровью" 2 младшая группа...
Интегрированная прогулка по тропе здоровья «Терренкур» «Поездка воображаемый зимний лес» для средней группы.
Интегрированная прогулка по тропе здоровья «Терренкур» для средней группы, составлен на основе игровых упражнений и подвижных игр....
Оздоровительный досуг "По тропе здоровья"
Оздоровительный досуг для среднего дошкольного возраста....
Губанова С. А.Терренкур - тропа здоровья для детей на участке детского сада.
.Консультация , составленная Губановой С. А. для детей старшего возраста в группе компенсирующей направленности Терренкур - тропа здоровья для детей на участке детского сада....
Паспорт терренкура «Тропа здоровья»
В настоящее время термин терренкур также употребляют в значении тропа здоровья — специально проложенный маршрут, предназначенный для оздоровительной ходьбы и бега. Проводится терренкур...
Терренкур «Тропа Здоровья»
Терренкур -один из элементов физкультурно-оздоровительной работы.Который позволяет:приобщить детей к здоровому образу жизни;повысить сопротивляемости инфекционным заболеваниям;улучшить эмоционально-пс...
Проект летней оздоровительной работы «Тропа здоровья».
Проектлетней оздоровительной работы«Тропа здоровья»...