Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сам себе режиссёр"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Гададова Мадина Фикретовна

Управление образования администрации муниципального образования

«Гусевский городской округ»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 26»

 

 

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на Педагогическом совете

МАДОУ «Детский сад № 26»

Протокол №  01  от 05.08.2024г.

 

УТВЕРЖДАЮ

И.о. заведующего  МАДОУ «Детский сад № 26»

 

_________________Т.Ф. Максакова

Приказ  по МАДОУ «Детский сад № 26»

                                        05.08.2024г.  № 20

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   технической направленности

«Сам себе режиссер»

 

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 9 месяцев

              

 

 

 

 

 

Автор программы:

Гададова Мадина Фикретовна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Гусев, 2024.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра.

С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.  Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.

Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения.

Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация – искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».

Ведущая идея программы — создание современной практико-ориентированной высокотехнологичной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать проектно-анимационную, а также использование в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.

Идея программы состоит в следующем: занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.

Ключевые понятия:

Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.

Покадровая анимация или стоп-моушн  (stop motion с англ. — «остановка-движение») — техника анимационного кинопроизводства, при которой объектами сьемки физически манипулируют, перемещая и (или) видоизменяя их небольшими шагами между отдельно сфотографированными кадрами, так что они будут казаться самостоятельно движущимися или изменяющимися при воспроизведении серии кадров.

Пластилиновая анимация (мультипликация) — вид мультипликации. Фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с модификацией (этих объектов) в промежутках между кадрами.

Рисованная анимация (мультипликация) — технология анимации, основанная на покадровой съёмке немного отличающихся двумерных рисунков.

Песочная анимация (мультипликация) – направление изобразительного искусства, а также технология создания мультипликационных сюжетов.

Кукольная анимация (мультипликация) – метод объемной мультипликации.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная    общеразвивающая программа «Сам себе режиссер» имеет техническую направленность.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность образовательной программы

Анимационные технологии являются современными и эффективными средствами, которые способствуют рациональной организации образовательной деятельности, применению личностно-ориентированного подхода, активному использованию технических средств обучения, интеллектуальному развитию ребёнка и раскрытию его творческих способностей.

«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» –

 необычайное искусство, объединяющее воедино самые разные виды творчества.

В анимационном кино посредством слова, звука, изображения

отображаются мысли и чувства творящего, которым может быть не только взрослый человек, но и ребёнок. Возможности проявления детского творчества (сочинительство, изобразительная и анимационная деятельность, техника звуковой речи) при использовании современных коммуникативно-информационных технологий приобретают новую форму своего отражения.

Именно мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, потому как создание фильма - это сложный, многоструктурный процесс, результат которого зависит от слаженности

в работе всего детско-взрослого творческого коллектива.

Педагогическая целесообразность образовательной программы.

Программа «Сам себе режиссер» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации анимационной деятельности, выполнении анимационных роликов, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести практические навыки.

Практическая значимость образовательной программы

В процессе создания мультфильмов происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

-принцип единства развития, обучения и воспитания;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип доступности;

-принцип наглядности;

-принцип взаимодействия и сотрудничества;

-принцип комплексного подхода.

Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс анимационной деятельности,      организации   коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков.  Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать анимационную деятельность детей.

Цель образовательной программы.

Творческое развитие ребенка через приобщение к миру мультипликации и создание мультфильмов.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Образовательные:

Дать представления об основных технологиях создания мультфильмов –

планирование общей работы, разработка и изготовление героев, фонов и декораций, установка освещения, съёмка кадров; научить различным видам анимационной деятельности с применением разнообразных художественных материалов; познакомить учащихся с основными видами мультипликации, освоить пластилиновую и кукольную анимации, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;

Развивающие:

Формировать интерес к анимационному творчеству; сформировать самостоятельность, творческую активность, ответственность в создании творческого проекта;

Воспитательные:

Повысить мотивацию обучающихся к изобретательству и созданию собственных сюжетов; формировать у обучающихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественно законченного результата; поддержать умение работы в команде.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся,

участвующих в реализации образовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сам себе режиссер» предназначена для детей в возрасте 6-7 лет. В этом возрасте игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.

В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными

предметами.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям— он важен для углубления их пространственных представлений.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

 Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

 В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.  К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Особенности организации образовательного процесса

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы: 8-10 человек.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятия

1 час -30 минут.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы требуется 36 часов, включая подготовку к показу мультфильмов родителям и детям других групп детского сада.

               Основные методы обучения

Метод — способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

На занятиях учебных групп и коллективов может использоваться несколько методов, при этом они будут взаимопроникать друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие педагогов и обучающихся.

В современных технологических условиях процесс обучения требует методологической адаптации с учетом новых ресурсов и их специфических особенностей.

       Участие в образовательных событиях позволяет обучающимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения.

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом. Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели.

Каждое занятие условно разбивается на 2 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

  1. часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие;
  2. часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога).

 Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности; часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.

Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению материала.

            Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других. Например, при изготовлении декораций обучающимся необходимо высказаться, аргументированно защитить свою работу. Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Деловая игра, как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные), показывает им возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей профессии.

Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

- самостоятельная творческая работа учащихся;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.

      Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

       Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);

- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

Планируемые результаты

В работе над программой обучающиеся получают не только новые знания, но также надпредметные компетенции: умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения.

Образовательные:

Обучающиеся изучили историю возникновения мультипликации, познакомились с основными технологиями создания мультфильмов, с различными видами анимации. Научились создавать, пластилиновую и кукольную анимацию и озвучивать мультфильмы. 

Развивающие:

Обучающиеся научились организовывать своё рабочее место, соблюдать технику безопасности, работать с научно-технической информацией. Умеют составлять несложные сценарии, пользоваться компьютерными программами, предназначенными для видеомонтажа. Научились создавать персонажей, фоны и декорации, сочетать различные материалы для реализации творческого замысла.

Воспитательные:

Повысилась мотивация обучающихся к изобретательству и созданию собственных сюжетов; сформировалось у обучающихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественно законченного результата; усвоили работу в команде.

Механизм оценивания образовательных результатов.

1. Уровень теоретических знаний.

-Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал.

Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими

вопросами.

-Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного

раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

-Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать

логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений.

Работа с инструментами, техника безопасности.

-Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности.

-Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами.

-Высокий уровень. Четко и безопасно работает инструментами.

3. Способность изготовления конструкций.

-Низкий уровень. Не может изготовить нужный материал без помощи педагога.

-Средний уровень. Может изготовить материал при подсказке педагога.

-Высокий уровень. Способен самостоятельно изготовить нужный материал.

4. Степень самостоятельности изготовления конструкции

-Низкий уровень. Требуется постоянные пояснения педагога при изготовлении

нужного материала.

-Средний уровень. Нуждается в пояснении последовательности работы, но

 способен после объяснения к самостоятельным действиям.

 -Высокий уровень. Самостоятельно выполняет операции по изготовлению

нужного материала.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

просмотр мультфильмов.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

       Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Материально-технические условия

Оборудование и программное обеспечение анимационной студии:

- помещение, соответствующее требованиям СП 2.4.3648-20;

- детская мультстудия;

- видеокамера с функцией покадровой съемки;

- штатив, на который крепится видеокамера;

- настольная лампа;

- компьютер с программой для обработки отснятого материала

(монтаж осуществлялся в программе Stop Motion);

- подборка музыкальных произведений

 (для звукового оформления мультфильма);

- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса

 (звуковое решение мультфильма);

- художественные и иные материалы для создания изображений

(бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).

- флеш-накопители для записи и хранения материалов;

- устройство для просмотра мультипликационных фильмов:

проектор с экраном или монитор компьютера

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

- технологические карты;

- изделия с образцами,

- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе;

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,

показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

- практический (выполнение работ используя технологические карты)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные

 способы деятельности.

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с педагогом.

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:

При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

 - словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);

-   стимулирования (соревнования, выставки, поощрения);

  В программе предусмотрены три уровня освоения программы:

общекультурный – предполагающий развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенных образовательных областях, обогащение опыта общения, совместной

образовательной деятельности; углубленный – предполагающий формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. 

Информационное обеспечение реализации программы

Программное обеспечение: операционная система: Windows (XP или выше). Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome

Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Формы контроля и оценочные материалы

Методы педагогического мониторинга:

  • опрос;
  • наблюдение;
  • практическое задание.

Формы педагогического мониторинга:

  • контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
  • собеседования.

Оценочные материалы

Мониторинг результатов освоения программы

Ф.И. ребенка

Критерии оценки

Критерии оценки

Критерии оценки

Критерии оценки

Критерии оценки

Критерии оценки

Критерии оценки

Итоговый показатель

Правильно держит инструменты

Осмысленно и правильно использует специальную терминологию

Составляет базовые алгоритмы

Составляет базовые алгоритмы (лепка)

Составляет базовые элементы

(песочная анимация)

Способен представить свою работе

Способен проанализировать свою работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Формы и критерии оценки результативности определяются самим педагогом и заносятся в протокол, чтобы можно было определить отнесенность обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

1

Что такое мультфильм?

2

1

1

Наблюдение и анализ работ

2

Обратная сторона экрана

2

0,5

1,5

Наблюдение и анализ работ

3

Шаг за шагом

2

1

1

Наблюдение и анализ работ

4

Персонаж - кто это? 

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

5

Сюжет. Сказочная история

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

6

Декорации. Построим волшебный мир.

3

0,5

2,5

Наблюдение и анализ работ

7

Камера - мотор!

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

8

Говорим и показываем

3

0,5

2,5

Наблюдение и анализ работ

9

Фильм, фильм, фильм

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

10

История кукольной анимации. Придумывание сюжета

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

11

Для чего нужны декорации? Подготовка декораций

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

12

Как куклы двигаются? Подготовка кукол-героев.

Съемка мультфильма

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

13

Озвучиваем мультфильм. Монтаж. 

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

14

Фильм, фильм, фильм

2

0,5

1,5

Наблюдение и анализ работ

15

Итого

36

11.5

24,5

 

     

   СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

                 9 месяцев обучения (36 часов, 1 час в неделю)

 

Тема 1. Что такое мультфильм? (2 часа)

Теория: знакомство с мультстудией;

Практика: обсуждение известных детских мультфильмов; обсуждение роли мультфильма в жизни ребенка;

Тема 2. Обратная сторона экрана. (2 часа)

Теория: знакомство детей с различными анимационными техниками; знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм;

Практика: просмотр мультфильмов, созданных другими детьми;

Тема 3. Шаг за шагом (2 часа)

Теория: знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание;

Практика: обсуждение данных составляющих на примере мультфильма

"Пластилиновая ворона"

Тема 4. Персонаж - кто это?  (3 часа)

Теория: знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика,

 жесты, движения);

Практика: создание собственного персонажа (рисунок и рассказ о нем);

Тема 5. Сюжет. Сказочная история (3 часа)

Теория: знакомство детей с правилами составления сюжета (завязка, развязка, заключение);

Практика: упражнение "Составление рассказа по картинке"; создание сюжета

совместно со всеми детьми, используя созданных ранее персонажей;

обучение технике раскадровки;

Тема 6. Декорации. Построим волшебный мир. (3 часа)

Теория: изучение способов изготовления декораций; знакомство с различными материалами;

Практика: изготовлений декораций по придуманному сюжету

Тема 7Камера - мотор! (3 часа)

Теория: знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма; обучение технике безопасности в мультстудии;

Практика: съемка мультфильма по заранее написанному сюжету

Тема 8Говорим и показываем (3 часа)

Теория: продолжаем знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма;

Практика: продолжение съемки мультфильма; озвучивание и монтаж мультфильма; просмотр мультфильма, обсуждение проделанной работы;

Тема 9. Фильм, фильм, фильм!  (1 часа)

Теория: продолжаем знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма;

Практика: презентация готового мультфильма родителям, детям других групп, педагогам; обсуждение полученных результатов; викторина для детей

"Что мы знаем о мультфильме"

Тема 10. История кукольной анимации. Придумывание сюжета (3 часа)

Теория: изучение способов изготовления декораций; знакомство с различными материалами;

Практика: разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма.

Тема 11.  Для чего нужны декорации? Подготовка декораций (3 часа)

Теория: изучение способов изготовления декораций; знакомство с различными материалами;

Практика: изготовление и установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах.

Тема 12.  Как куклы двигаются? Подготовка кукол-героев.

Съемка мультфильма (3 часа)

Теория: изучение способов изготовления декораций; знакомство с различными материалами;

Практика: установка декораций и расставление персонажей мультфильма.

Отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения

 (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру.

Тема 13. Озвучиваем мультфильм. Монтаж.  (3 часа)

Теория: продолжаем знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма;

Практика: учатся выразительно произносить закадровый текст.  Игра «Говорим разными голосами»

Тема 14. Фильм, фильм, фильм!  (2 часа)

Теория: продолжаем знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма;

Практика: презентация готового мультфильма родителям, детям других групп, педагогам; обсуждение полученных результатов;

 

                             Календарный учебный график.

 

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической  направленности

«Сам себе режиссер»

1

Начало учебного года

01 сентября

2

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий

36 занятий

6

Количество часов всего

36 часов

7

Окончание учебного года

30 мая

8

Период реализации программы

02.09.2024 – 30.05.2025

 

Воспитательная работа

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

  1. гражданско-патриотическое 
  2. нравственное и духовное воспитание;
  3. воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  4. интеллектуальное воспитание;
  5. здоровьесберегающее воспитание;
  6. правовое воспитание и культура безопасности;
  7. воспитание семейных ценностей;
  8. формирование коммуникативной культуры;
  9. экологическое воспитание.

Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических

знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий. 

Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы, диспуты.

Методы: беседа, мини-викторина, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый.

Планируемый результат: повышение мотивации к изобретательству и созданию собственных конструкций; сфорсированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

  

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.  

Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерами робототехническим конструктором, правила

поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь 

2.

Международный день пожилых людей

Нравственное воспитание

В рамках занятий

Октябрь

3.  

Защита проектов внутри группы

Нравственное воспитание, трудовое воспитание

В рамках занятий

Октябрь -май

4.

День конституции Российской Федерации

Патриотическое воспитание

В рамках занятий

Декабрь

5.  

Беседа о празднике «День защитника Отечества»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Февраль 

6.

Беседа о празднике «8 марта»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Март

7.

Беседа о празднике День Победы

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание

В рамках занятий

май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 N 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 N 597.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года N 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного

Литература для педагогов:

  1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М., 2019.

(в электроном виде)

  1. Матвеева О., Мультипликация в детском саду // Ребёнок в детском саду, 20019. - №5(в электроном виде)
  2. Иткин В.Д. Что делает мультипликационный фильм интересным

Литература для обучающихся и родителей:

1.   Иллюстрации по теме 6 -7 лет

 

    Интернет-ресурсы:

1.   Мультфильмы своими руками.       http://veriochen.livejournal.com/121698.html.

  1. Обучающие видео по созданию мультфильмов. Видеосервис YouTube.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_sebe_rezhisser.docx50.61 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования

«Гусевский городской округ»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 26»

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на Педагогическом совете

МАДОУ «Детский сад № 26»

Протокол №  01  от 05.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о. заведующего  МАДОУ «Детский сад № 26»

_________________Т.Ф. Максакова

Приказ  по МАДОУ «Детский сад № 26»

                                        05.08.2024г.  № 20

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   технической направленности

«Сам себе режиссер»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 9 месяцев

        

Автор программы:

Гададова Мадина Фикретовна

 

г. Гусев, 2024.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра.

С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.  Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.

Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения.

Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация – искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».

Ведущая идея программы — создание современной практико-ориентированной высокотехнологичной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать проектно-анимационную, а также использование в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.

Идея программы состоит в следующем: занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.

Ключевые понятия:

Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.

Покадровая анимация или стоп-моушн  (stop motion с англ. — «остановка-движение») — техника анимационного кинопроизводства, при которой объектами сьемки физически манипулируют, перемещая и (или) видоизменяя их небольшими шагами между отдельно сфотографированными кадрами, так что они будут казаться самостоятельно движущимися или изменяющимися при воспроизведении серии кадров.

Пластилиновая анимация (мультипликация) — вид мультипликации. Фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с модификацией (этих объектов) в промежутках между кадрами.

Рисованная анимация (мультипликация) — технология анимации, основанная на покадровой съёмке немного отличающихся двумерных рисунков.

Песочная анимация (мультипликация) – направление изобразительного искусства, а также технология создания мультипликационных сюжетов.

Кукольная анимация (мультипликация) – метод объемной мультипликации.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная        общеразвивающая программа «Сам себе режиссер» имеет техническую направленность.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность образовательной программы

Анимационные технологии являются современными и эффективными средствами, которые способствуют рациональной организации образовательной деятельности, применению личностно-ориентированного подхода, активному использованию технических средств обучения, интеллектуальному развитию ребёнка и раскрытию его творческих способностей.

«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» –

 необычайное искусство, объединяющее воедино самые разные виды творчества.

В анимационном кино посредством слова, звука, изображения

отображаются мысли и чувства творящего, которым может быть не только взрослый человек, но и ребёнок. Возможности проявления детского творчества (сочинительство, изобразительная и анимационная деятельность, техника звуковой речи) при использовании современных коммуникативно-информационных технологий приобретают новую форму своего отражения.

Именно мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, потому как создание фильма - это сложный, многоструктурный процесс, результат которого зависит от слаженности

в работе всего детско-взрослого творческого коллектива.

Педагогическая целесообразность образовательной программы.

Программа «Сам себе режиссер» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации анимационной деятельности, выполнении анимационных роликов, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести практические навыки.

Практическая значимость образовательной программы

В процессе создания мультфильмов происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

-принцип единства развития, обучения и воспитания;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип доступности;

-принцип наглядности;

-принцип взаимодействия и сотрудничества;

-принцип комплексного подхода.

Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс анимационной деятельности,        организации   коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков.  Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать анимационную деятельность детей.

Цель образовательной программы.

Творческое развитие ребенка через приобщение к миру мультипликации и создание мультфильмов.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Образовательные:

Дать представления об основных технологиях создания мультфильмов –

планирование общей работы, разработка и изготовление героев, фонов и декораций, установка освещения, съёмка кадров; научить различным видам анимационной деятельности с применением разнообразных художественных материалов; познакомить учащихся с основными видами мультипликации, освоить пластилиновую и кукольную анимации, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;

Развивающие:

Формировать интерес к анимационному творчеству; сформировать самостоятельность, творческую активность, ответственность в создании творческого проекта;

Воспитательные:

Повысить мотивацию обучающихся к изобретательству и созданию собственных сюжетов; формировать у обучающихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественно законченного результата; поддержать умение работы в команде.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся,

участвующих в реализации образовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сам себе режиссер» предназначена для детей в возрасте 6-7 лет. В этом возрасте игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.

В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными

предметами.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям— он важен для углубления их пространственных представлений.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

 Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

 В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.  К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Особенности организации образовательного процесса

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы: 8-10 человек.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятия

1 час -30 минут.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы требуется 36 часов, включая подготовку к показу мультфильмов родителям и детям других групп детского сада.

               Основные методы обучения

Метод — способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

На занятиях учебных групп и коллективов может использоваться несколько методов, при этом они будут взаимопроникать друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие педагогов и обучающихся.

В современных технологических условиях процесс обучения требует методологической адаптации с учетом новых ресурсов и их специфических особенностей.

       Участие в образовательных событиях позволяет обучающимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения.

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом. Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели.

Каждое занятие условно разбивается на 2 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

  1. часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие;
  2. часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога).

 Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности; часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.

Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению материала.

            Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других. Например, при изготовлении декораций обучающимся необходимо высказаться, аргументированно защитить свою работу. Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Деловая игра, как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные), показывает им возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей профессии.

Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

- самостоятельная творческая работа учащихся;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.

      Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

       Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);

- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

Планируемые результаты

В работе над программой обучающиеся получают не только новые знания, но также надпредметные компетенции: умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения.

Образовательные:

Обучающиеся изучили историю возникновения мультипликации, познакомились с основными технологиями создания мультфильмов, с различными видами анимации. Научились создавать, пластилиновую и кукольную анимацию и озвучивать мультфильмы.  

Развивающие:

Обучающиеся научились организовывать своё рабочее место, соблюдать технику безопасности, работать с научно-технической информацией. Умеют составлять несложные сценарии, пользоваться компьютерными программами, предназначенными для видеомонтажа. Научились создавать персонажей, фоны и декорации, сочетать различные материалы для реализации творческого замысла.

Воспитательные:

Повысилась мотивация обучающихся к изобретательству и созданию собственных сюжетов; сформировалось у обучающихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественно законченного результата; усвоили работу в команде.

Механизм оценивания образовательных результатов.

1. Уровень теоретических знаний.

-Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал.

Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими

вопросами.

-Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного

раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

-Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать

логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений.

Работа с инструментами, техника безопасности.

-Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности.

-Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами.

-Высокий уровень. Четко и безопасно работает инструментами.

3. Способность изготовления конструкций.

-Низкий уровень. Не может изготовить нужный материал без помощи педагога.

-Средний уровень. Может изготовить материал при подсказке педагога.

-Высокий уровень. Способен самостоятельно изготовить нужный материал.

4. Степень самостоятельности изготовления конструкции

-Низкий уровень. Требуется постоянные пояснения педагога при изготовлении

нужного материала.

-Средний уровень. Нуждается в пояснении последовательности работы, но

 способен после объяснения к самостоятельным действиям.

 -Высокий уровень. Самостоятельно выполняет операции по изготовлению

нужного материала.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

просмотр мультфильмов.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

       Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Материально-технические условия

Оборудование и программное обеспечение анимационной студии:

- помещение, соответствующее требованиям СП 2.4.3648-20;

- детская мультстудия;

- видеокамера с функцией покадровой съемки;

- штатив, на который крепится видеокамера;

- настольная лампа;

- компьютер с программой для обработки отснятого материала

(монтаж осуществлялся в программе Stop Motion);

- подборка музыкальных произведений

 (для звукового оформления мультфильма);

- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса

 (звуковое решение мультфильма);

- художественные и иные материалы для создания изображений

(бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).

- флеш-накопители для записи и хранения материалов;

- устройство для просмотра мультипликационных фильмов:

проектор с экраном или монитор компьютера

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

- технологические карты;

- изделия с образцами,

- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе;

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,

показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

- практический (выполнение работ используя технологические карты)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные

 способы деятельности.

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с педагогом.

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:

При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

 - словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);

-   стимулирования (соревнования, выставки, поощрения);

  В программе предусмотрены три уровня освоения программы:

общекультурный – предполагающий развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенных образовательных областях, обогащение опыта общения, совместной

образовательной деятельности; углубленный – предполагающий формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.  

Информационное обеспечение реализации программы

Программное обеспечение: операционная система: Windows (XP или выше). Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome

Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Формы контроля и оценочные материалы

Методы педагогического мониторинга:

  • опрос;
  • наблюдение;
  • практическое задание.

Формы педагогического мониторинга:

  • контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
  • собеседования.

Оценочные материалы

Мониторинг результатов освоения программы

Ф.И. ребенка

Критерии оценки

Критерии оценки

Критерии оценки

Критерии оценки

Критерии оценки

Критерии оценки

Критерии оценки

Итоговый показатель

Правильно держит инструменты

Осмысленно и правильно использует специальную терминологию

Составляет базовые алгоритмы

Составляет базовые алгоритмы (лепка)

Составляет базовые элементы

(песочная анимация)

Способен представить свою работе

Способен проанализировать свою работу

        

Формы и критерии оценки результативности определяются самим педагогом и заносятся в протокол, чтобы можно было определить отнесенность обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

1

Что такое мультфильм?

2

1

1

Наблюдение и анализ работ

2

Обратная сторона экрана

2

0,5

1,5

Наблюдение и анализ работ

3

Шаг за шагом

2

1

1

Наблюдение и анализ работ

4

Персонаж - кто это?  

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

5

Сюжет. Сказочная история

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

6

Декорации. Построим волшебный мир.

3

0,5

2,5

Наблюдение и анализ работ

7

Камера - мотор!

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

8

Говорим и показываем

3

0,5

2,5

Наблюдение и анализ работ

9

Фильм, фильм, фильм

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

10

История кукольной анимации. Придумывание сюжета

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

11

Для чего нужны декорации? Подготовка декораций

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

12

Как куклы двигаются? Подготовка кукол-героев.

Съемка мультфильма

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

13

Озвучиваем мультфильм. Монтаж.  

3

1

2

Наблюдение и анализ работ

14

Фильм, фильм, фильм

2

0,5

1,5

Наблюдение и анализ работ

15

Итого

36

11.5

24,5

     

   СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

                 9 месяцев обучения (36 часов, 1 час в неделю)

Тема 1. Что такое мультфильм? (2 часа)

Теория: знакомство с мультстудией;

Практика: обсуждение известных детских мультфильмов; обсуждение роли мультфильма в жизни ребенка;

Тема 2. Обратная сторона экрана. (2 часа)

Теория: знакомство детей с различными анимационными техниками; знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм;

Практика: просмотр мультфильмов, созданных другими детьми; 

Тема 3. Шаг за шагом (2 часа)

Теория: знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание;

Практика: обсуждение данных составляющих на примере мультфильма

"Пластилиновая ворона"

Тема 4. Персонаж - кто это?  (3 часа)

Теория: знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика,

 жесты, движения);

Практика: создание собственного персонажа (рисунок и рассказ о нем);

Тема 5. Сюжет. Сказочная история (3 часа)

Теория: знакомство детей с правилами составления сюжета (завязка, развязка, заключение);

Практика: упражнение "Составление рассказа по картинке"; создание сюжета

совместно со всеми детьми, используя созданных ранее персонажей;

обучение технике раскадровки;

Тема 6. Декорации. Построим волшебный мир. (3 часа)

Теория: изучение способов изготовления декораций; знакомство с различными материалами;

Практика: изготовлений декораций по придуманному сюжету

Тема 7.  Камера - мотор! (3 часа)

Теория: знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма; обучение технике безопасности в мультстудии;

Практика: съемка мультфильма по заранее написанному сюжету

Тема 8.  Говорим и показываем (3 часа)

Теория: продолжаем знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма;

Практика: продолжение съемки мультфильма; озвучивание и монтаж мультфильма; просмотр мультфильма, обсуждение проделанной работы;

Тема 9. Фильм, фильм, фильм!  (1 часа)

Теория: продолжаем знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма;

Практика: презентация готового мультфильма родителям, детям других групп, педагогам; обсуждение полученных результатов; викторина для детей

"Что мы знаем о мультфильме"

Тема 10. История кукольной анимации. Придумывание сюжета (3 часа)

Теория: изучение способов изготовления декораций; знакомство с различными материалами;

Практика: разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма.

Тема 11.  Для чего нужны декорации? Подготовка декораций (3 часа)

Теория: изучение способов изготовления декораций; знакомство с различными материалами;

Практика: изготовление и установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах.

Тема 12.  Как куклы двигаются? Подготовка кукол-героев.

Съемка мультфильма (3 часа)

Теория: изучение способов изготовления декораций; знакомство с различными материалами;

Практика: установка декораций и расставление персонажей мультфильма.

Отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения

 (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру.

Тема 13. Озвучиваем мультфильм. Монтаж.  (3 часа)

Теория: продолжаем знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма;

Практика: учатся выразительно произносить закадровый текст.  Игра «Говорим разными голосами»

Тема 14. Фильм, фильм, фильм!  (2 часа)

Теория: продолжаем знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма;

Практика: презентация готового мультфильма родителям, детям других групп, педагогам; обсуждение полученных результатов;

                             Календарный учебный график.

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической  направленности

«Сам себе режиссер»

1

Начало учебного года

01 сентября

2

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий

36 занятий

6

Количество часов всего

36 часов

7

Окончание учебного года

30 мая

8

Период реализации программы

02.09.2024 – 30.05.2025

Воспитательная работа

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

  1. гражданско-патриотическое  
  2. нравственное и духовное воспитание;
  3. воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  4. интеллектуальное воспитание;
  5. здоровьесберегающее воспитание;
  6. правовое воспитание и культура безопасности;
  7. воспитание семейных ценностей;
  8. формирование коммуникативной культуры;
  9. экологическое воспитание.

Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических

знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.  

Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы, диспуты.

Методы: беседа, мини-викторина, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый.

Планируемый результат: повышение мотивации к изобретательству и созданию собственных конструкций; сфорсированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

   

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.  

Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерами робототехническим конструктором, правила

поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь  

2.

Международный день пожилых людей

Нравственное воспитание

В рамках занятий

Октябрь

3.  

Защита проектов внутри группы

Нравственное воспитание, трудовое воспитание

В рамках занятий

Октябрь -май

4.

День конституции Российской Федерации

Патриотическое воспитание

В рамках занятий

Декабрь

5.  

Беседа о празднике «День защитника Отечества»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Февраль  

6.

Беседа о празднике «8 марта»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Март

7.

Беседа о празднике День Победы

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание

В рамках занятий

май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 N 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 N 597.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года N 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного

Литература для педагогов:

  1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М., 2019.

(в электроном виде)

  1. Матвеева О., Мультипликация в детском саду // Ребёнок в детском саду, 20019. - №5(в электроном виде)
  2. Иткин В.Д. Что делает мультипликационный фильм интересным

Литература для обучающихся и родителей:

1.        Иллюстрации по теме 6 -7 лет

    Интернет-ресурсы:

1.         Мультфильмы своими руками.       http://veriochen.livejournal.com/121698.html.

  1. Обучающие видео по созданию мультфильмов. Видеосервис YouTube.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Добро творить - себя веселить»

За короткое время нельзя научить детей быть милосердными, но принимая участие в подобных программах, они получают возможность научиться простому человеческому общению друг с другом, заботе о ближнем, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...