Методическая разработка мастер-класса "Игры, которые лечат"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Щукин Максим Борисович

Материал предназначен для использования сотрудниками детских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_igry_kotorye_lechat.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №106 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Мастер-класс для педагогов:

«Игры, которые лечат»

Подготовил: инструктор физического воспитания

Щукин М.Б.

Санкт-Петербург

2024


МАСТЕР-КЛАСС «ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ»

Дата проведения: 05.04.2024

Цель мастер-класса: повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу овладения здоровьесберегающими технологиями в ДОУ.

Задачи:

- расширить представления о физическом и психологическом здоровье дошкольников; показать согласованное функционирование этих двух составляющих компонентов, их единство;

- познакомить и обучить педагогов практическим способам и приемам игровой техники детей дошкольного возраста и их значение для развития ребенка;

- создать условия и благоприятный морально-психологический климат для плодотворного общения участников мастер-класса с целью: снять нервное и физическое напряжение, зарядить их позитивом и жизнерадостностью!

Форма проведения мастер-класса: с педагогами, без участия детей.

Предварительная работа: подготовка оборудования; проведение с детьми игр, направленных на формирование двигательной активности и «умных» эмоций.

Материалы: конспект по теме мастер-класса.

Задачи для детей:

- закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки;

- развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;

- формировать навыки выразительности, пластичности в движении; - совершенствовать эмоционально-волевую сферу, способствовать развитию произвольной регуляции поведения.

Структура мастер–класса:

1. Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретически–практическая часть. «Игры, которые лечат». Значение основных составляющих здоровьесбережения и здоровьеформирования. Пояснение, рекомендации и проведение игровой техники, связанной с двигательной активностью и развитием эмоциональной сферы детей.

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

        Ход мастер-класса:

I. Вступительная часть.

1. Организационный момент. Встреча участников. Подготовка к практической части мастер-класса.

2. Целевые установки. Содержание мастер-класса.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Скажите громко и хором, друзья, Деток вы любите? (Нет или да)

- Пришли вы учиться, Или сил совсем нет? Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

- Я вас понимаю… Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

- Дайте мне тогда ответ - помочь откажетесь мне? (Нет)

- Последний вопрос, ответьте, друзья - активными будете? (Нет или да)

Большое спасибо и так начнем нашу работу. Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня – «Игры, которые лечат», на примерах игр и упражнений. Совместно с вами мы познакомимся с двумя составляющими компонентами здоровья дошкольников, а в процессе практической деятельности вы освоите некоторые игровые техники. Надеемся, что сегодняшний мастер–класс поможет вам использовать в своей работе этот материал для развития и сохранения физического и психологического здоровья детей. Итак, мы начинаем. Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического и социально-личностного развития. Одними из непременных условий этого являются формирование двигательной активности и развитие эмоциональной сферы детей. Перед тем, как преступить к практической части, я хотел бы провести с вами утренний фильтр «Волшебный цветок добра» (показ с педагогами). Необходимо встать в круг, представить в руках у себя волшебный цветок и подарить его другому со словами–комплиментами. Для этой игры необходимо создать атмосферу доверия, радости и душевного комфорта.

2. Теоретическо–практическая часть.

Вопрос к коллегам: Я хотел бы задать вам вопрос. Так что такое «Здоровье»?

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия. Основываясь на определении термина «Здоровье», выделяют 4 следующие его компоненты: здоровье физическое, психическое здоровье, здоровье социальное, духовно-нравственное здоровье. Сегодня мы поговорим о двух из них – физическом и психическом здоровье, как влияет эмоциональная сфера на физическое состояние детей. Но для начала уточним, определения этих терминов:

1. Здоровье физическое – это, когда у вашего ребёнка высокая работоспособность, он устойчив к заболеваниям, соответствует в процессах роста и развития биологическим и социальным потребностям, когда у него отсутствуют хронические заболевания.

2. Психическое здоровье - умение управлять своими чувствами, эмоциями и мыслями (умение проявлять критичность к себе, адекватность психических реакций; способность изменять своё поведение в ситуациях, способность планировать собственную жизнь). Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое, а значит и физическое здоровье, только согласованное функционирование этих двух компонентов, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

- Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточное развитие моторики пальцев рук. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Исправлению и коррекции психического и физического состояния ребенка помогут используемые здоровьесберегающие технологии.

Какие вы знаете и используете технологии? В течение дня используем как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых:

• дыхательная гимнастика, • артикуляционная гимнастика, • пальчиковая гимнастика, • гимнастика для глаз, • массаж и самомассаж, • физкультминутки, • психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, • тренинги на устранение отрицательных эмоций, • релаксационные упражнения, • подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Эти игры помогут: - Снять нервное напряжение, накопившееся в детях и взрослых, и зарядить их позитивом и жизнерадостностью! - Наладить контакт между детьми и педагогами. - Развить ловкость и координацию движений.

Играя с детишками, вы как будто сами попадаете в свое детство, становитесь непосредственными и начинаете лучше понимать своих детей, а значит вместе с ребенком меняетесь и вы, ваши отношения друг с другом. Эффективность таких методик уже давно доказана. Игра положительно влияет на ребенка. Он обретает новые определенные навыки и умения в той или иной деятельности, в том числе и в общении. Игра обладает и лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие обстоятельства в облегченной форме. Лучше начинать игровые занятия с тех игр, которые направлены на улучшение общего психологического самочувствия. Наше знакомство мы начнем с игр и упражнений, направленных на формирование психологического здоровья дошкольников и в частности: на коррекцию агрессивности, на коррекцию тревожности и коррекцию поведения детей с нарушением общения. Сейчас мы попробуем освоить некоторые игровые техники.

А сейчас, уважаемые коллеги, перейдем к играм и упражнениям, направленным на развитие, укрепление и поддержание здоровья.

Игры на коррекцию агрессивности: 

Детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

«Злые — добрые кошки». Цель: снятие общей агрессии. Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя.

«Минута шалости». Цель: психологическая разгрузка. Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется — прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами!» (показ с педагогами) Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты - капуста». В ответ: «А ты - редиска» или «А ты - слива» и т. д. Игра останавливает, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик!», «А ты - розочка!».

Игры на коррекцию тревожности и страхов: 

Сегодня наиболее распространена точка зрения, рассматривающая страх как реакцию на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревожность - как переживание неопределенной, смутной угрозы преимущественно воображаемого характера.

«Настроение и походка» (показ с педагогами). Взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем как воробей, а теперь – как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем к ней на шею и обнимем ее».

Игры и упражнения на коррекцию нарушения в развитии коммуникативных навыков:

Формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения старших дошкольников.

Игра «Слепец и поводырь» (показ с педагогами). Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновений с другими парами, дает соответствующие пояснения, относительно их передвижения и т. д. Затем дети меняются ролями. По окончанию игры детей просят ответить, кто чувствовал себя надежно и уверенно, у кого было желание полностью довериться партнеру. Это то, что касается к психическому здоровью.

Перейдем к физическому здоровью. 

С наступлением весны или осени детки начинают болеть чаще и для профилактики болезней горла и носа можно проводить следующие игры:

Игры, которые лечат при болезнях носа и горла (ринит, фарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды). При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировки дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения.

Дыхательная гимнастика - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильную осанку и смыкание губ. Игры на дыхание: «Задуй свечу», «Насос», «Не урони шарик» и. т. д. Игра с педагогами «Дует ветер».

Гимнастика для глаз. Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов. Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо –

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

2. Пальчиковая гимнастика. Что дает пальчиковая гимнастика детям? Способствует овладению навыками мелкой моторики. Помогает развивать речь. Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка, среднего пальца - кишечника, позвоночника, массаж безымянного - помогает работе сердца. Игровая форма не только развивает малышей. Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики руки полезными являются занятия с разнообразными предметами. В представленных играх для проведения массажа используются маленькие детские машинки и обычный карандаш, словом то, что всегда найдется под рукой. Педагоги, выполняют пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая игра «Гонки». (Муз. сопровождение В. Агутин «Шоферская», слова Н. Нищева, авт. аранжировка О. Мячикова). Массаж выполняется с помощью маленькой детской машинки.

Раз, два, три, четыре, пять (Возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого пальца)

Можно гонки начинать. (Теперь – начиная с безымянного)

По кругу, по кругу. (Теперь – по кругу в одну и другую сторону)

Вперед и назад,

Но пальцы машинку мою (Вновь катают машинку по пальчикам)

Тормозят, которые слегка согнуты. (Закрылись)

Машинка стоит в гараже. (Сжимают кулак)

И фары погасли, не светят уже. (Заглядывают в маленькое отверстие в кулаке)

Заводим мотор, выезжаем! (Действия повторяются на другой руке)

Игры по методу «Расскажи стихи руками»:

Стрекоза 

Вот какая стрекоза, (показываем размер двумя руками)

Как горошины глаза. (прикладываем руки к глазам)

Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо),

Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед),

Ну совсем как вертолет. Мы летаем высоко, (поднимаем руки вверх)

Мы летаем низко, (присаживаемся на корточки) Мы летаем далеко,

(приставляем к голове руку козырьком)

Мы летаем близко. (руки в стороны — бегаем по комнате).

В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с такой проблемой, как нарушение осанки. Это частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки, особенно в раннем возрасте, отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. Основной профилактикой нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы. Выработке парильной осанки помогает игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередовать с дыхательными упражнениями. Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка.

Часто родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!», «Не сутулься!» -  ошибка, так как частица «не» детьми не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки: «Иди прямо», «Выше подбородок» и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. А лучше всего играть почаще в игры на развития осанки. Игры: «Зоопарк» - дети мимикой, движениями, звуками изображают зверей, а «экскурсанты» отгадывают зверя.

Выполняют педагоги «Мастер мяча».

МАСТЕР МЯЧА.

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Необходимый материал: мячи, по одному на каждого игрока.

Ход игры. Ведущий раздает детям мячи, и они по его команде выполняют задания.

Вариант. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Игры, направленные на исправление плоскостопия. 

Плоскостопие чаще всего встречаются у слабых, физически плохо развитых детей. Оно отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка. Игры должны укреплять связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовать общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы «не разводя носков». Это игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием различных предметов пальцами ног, приседанием в положении: «носки внутрь, пятки разведены». При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиванием с высоты.

Игры: «Спящий Кот», «Ловкие ноги»

Ловкие ноги 

Цель игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимый материал: ковер, палки и платки по числу игроков. Ход игры. Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2-4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно приговаривать: Я платок возьму ногой, Поднесу его к другой, И несу, несу, не сплю Палку я не зацеплю.

Кроме частых респираторных заболеваний и нарушения осанки мне пришлось столкнуться с ещё одной проблемой, такой как ожирение у детей, это очень серьезная проблема. При этом заболевании в организме происходят изменения, сходные с процессом старения. Такой ребенок значительно чаще подвержен сахарному диабету, артериальной гипертонии, желчекаменной болезни. У него возможен самый худший прогноз при травмах. Для эффективного лечения необходимо, чтобы все члены семьи личным примером смогли бы изменить отношение ребенка к активным подвижным играм, к зарядке, спорту. Подвижные игры при этом заболевании проводятся для повышения интенсивности обменных процессов, увеличения энергетических затрат организма. При постоянных играх повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается работоспособность, улучшается функциональное состояние сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Рекомендуются игры, чередующие бег с ходьбой. Для снижения веса ребенка можно поиграть в следующие игры: «Рак и воробей», «Стройные елочки», «Кот и воробушки», «Попрыгунчики», «Самый быстрый», «Мы веселые ребята», «Горелки», «Салочки», «Веселые котята», «Зайцы и Лиса», «Поймай белочку», «Перелет птиц» и. т. д. Часто бывает, что ребенок болен и не может активно двигаться, но он не настолько болен, чтобы оставаться в постели. В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому, что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором или компьютером утомляет его, и он начинает хандрить. Хандра, уныние и плохое настроение отнимают сил ничуть не меньше, чем болезнь. Не позволяйте ребенку становиться пассивным и безучастным, заставьте работать его воображение, фантазирование, выдумку. Во время творческого процесса у человека изменяется восприятие времени, снижаются или исчезают болевые ощущения, пропадает усталость, включаются внутренние резервы, помогающие выздоравливать. Этот процесс можно назвать «активной медитацией». Игры: «Волшебники», «Волшебный ковер», «Рисуем ногами», «Волшебные ладошки», «Подарки», словесные игры, игры на ТРИЗ и. т. д.

Помните, самое главное - это не то во что играть, а то, как играть.

А теперь я бы хотел вас познакомить с общими рекомендациями по проведению игр:

1. Для ребенка во время и после болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки.

2. Следует переключаться с одной игры на другую с перерывами на отдых.

3. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разносторонние воздействия.

4. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим, интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру.

5. Необходимо проветривать комнату перед игрой, очистить нос от слизи для правильного носового дыхания. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Если вы видите, что задание оказалось сложным, можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложную игру, упростить сюжет игры, включать паузы отдыха и дыхательные упражнения. Но всегда следует помнить, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Даже если вам не удается соблюдать режим занятий (оздоровительный эффект возможен лишь при длительных занятиях: 3-4 месяца ежедневно, то просто играть с ними почаще. Это самая лучшая форма выражения любви и заботы. Все эти игры позволяют проводить лечебно-профилактические занятия в веселой, занимательной форме. Игры никогда не наскучат детям, они помогут не только снять нервное напряжение, но и разовьют фантазию, увеличат творческий потенциал ребенка. Понимайте «своих» детей и растите вместе! Спасибо за внимание.

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Растения которые лечат"

Все о растениях, приносящих пользу в лечении человека...

Методическая разработка занятия "Фломастеры, которые умели слышать музыку"

Игровой сеанс поможет создать условия для раскрытия творческого самовыражения, потенциала и способностей каждого ребёнка....

Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Игры, которые лечат»

Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Игры, которые лечат» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в области освоения игровой техники детей дошкольного возраста. Игры, ко...

Методическая разработка "Долги, над которыми время не властно"

laquo;Есть долги, над которыми время не властно»Ведущая: (можно голос за сценой) Есть долги, над которыми время не властно,  вглубь времен уходит Победа , но мы навсегда запомним...

Методическая разработка "Мир, в котором я живу"

Основные задачи:1. Вызвать интерес у детей к окружающему миру вокруг нас. Закреплять знания детей о предметах ближайшего окружения (мебель, одежда, посуда).Учить называть их части (из чего состоят, дл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Данная разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива. Данный материал может быть исп...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Данная разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива. Данный материал может быть исп...