Детский туризм в дошкольных учреждениях
консультация (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_turizm.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский туризм в физическом воспитании для целостного развития личности ребенка.
Отличительная особенность здоровьесберегающей технологии детский туризм - доступность, эффективность, эмоциональность, соответствие основным видам двигательной активности. Данная технология в дошкольном образовании повышает уровень проведения традиционных занятий физкультурой, вносит положительные эмоции, удовлетворяет потребности ребенка в укреплении здоровья, формировании положительного и активного отношения к здоровому образу жизни, способствует развитию способностей занимающихся, их физическому развитию и физической подготовленности. Основная цель их применения состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным занятиям, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.
Туристические прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной деятельности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Занимаясь пешим туризмом с элементами спортивного туризма, дети успешно овладевают разными видами ходьбы и бега, лазания, что способствует укреплению их здоровья. Походы стимулируют мыслительную деятельность, а также требуют наблюдательности. Походы, прогулки, экскурсии всегда проводятся в коллективе, когда один зависит от другого. В походах четко распределяются роли и обязанности каждого, поэтому создаются благоприятные условия для воспитания у старших дошкольников чувства ответственности, укрепляются волевые качества – умение терпеть, ждать, преодолевать трудности. Менее проблемно решаются и задачи трудового воспитания: дети приобретают навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Совершенствуются все физические качества ребенка и формируются навыки ориентировки в пространстве.
Практическое применение технологии детский туризм в физическом развитии дошкольников
Цель: Содействие всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка, укрепление здоровья, профилактика заболеваний и приобщение к здоровому образу жизни путем использования детского туризма.
Задачи:
- Образовательные:
Способствовать развитию физических качеств у детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями используя технологию детский туризм.
Расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт.
Способствовать развитию интереса и потребности в занятиях детским туризмом.
- Оздоровительные:
Укреплять здоровье детей, развивать мышечную силу, выносливость. Приобщать детей к здоровому образу жизни, вырабатывая потребность в регулярных занятиях физической культурой.
- Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям с использованием детского туризма.
Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.
Цель определяет систему психолого-педагогических принципов:
Принцип развивающего образования;
Принцип деятельности;
Принцип научной обоснованности и практической применяемости;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип полноты, необходимости и достаточности;
Принцип доступности;
Принцип наглядности;
Принцип интеграции.
Создание условий для занятий детским туризмом. Для реализации задач физического развития детей необходимо создать условия в соответствии с требованиями ФГОС:
∙ Использование интенсивных методов обучения – выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях.
∙ Создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
∙ Создание условий для участия родителей воспитанников в образовательной деятельности по физическому развитию.
∙ Подбор материала, позволяющего решить большой круг разнообразных задач развития ребенка.
∙ Обеспечить психологический комфорт детей и педагогов в процессе выполнения туристических прогулок, походов, праздников, слетов.
∙ Выбор оптимальной системы занятий.
∙ Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.
Детский туризм
Туризм как особый вид деятельности человека предусматривает разные организационные формы. Некоторые из них вполне доступны детям дошкольного возраста.
Поход - активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, лодках, плотах, велосипедах и т.д.). В походах сочетаются выполнение образовательных задач с организацией условий походной жизни (разбивка бивуака, приготовление пищи на костре или перекус, преодоление природных преград и др.).
Туристический поход - форма организации туристической деятельности, предусматривающая выполнение достаточно высоких нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту, овладение специальными прикладными знаниями и навыками.
Туристическая прогулка – форма организации туристической деятельности, предполагающая кратковременное (3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками. При организации работы с дошкольниками рекомендуется обратиться к наиболее распространенным форма детского туризма: туристические прогулки, походы, слеты, праздники. Таким образом, туристическая прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.
При определении содержания работы, связанной с освоением старшими дошкольниками основ детского пешего туризма, необходимо учитывать составляющие общей подготовки юного туриста, которая предполагает: 1)Теоретическую подготовку с постановкой задач по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, включающую:
- краеведческую подготовку – формирование знаний о родном крае и правилах поведения в природе;
- топографическую подготовку – ознакомление с пространственными отношениями (ориентировка в карте, схеме);
-умение ориентироваться на местности, в предметно- пространственном окружении, определение частей света по компасу;
2) Физическую подготовку в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и специальную подготовку, заключающуюся в формировании умений и навыков пешеходных прогулок, куда входят:
-техника пешего туризма – приобретение умений рационального и безопасного преодоления препятствий;
3)Овладение практическими навыками туриста (выбор места стоянки, установка палатки, укладка рюкзака, разведение костра, вязка узлов, подборка продуктов и одежды для похода).
Дети включаются в увлекательную разнообразную деятельность: двигательную, познавательную, игровую, художественно – творческую. В ходе такой деятельности у дошкольников формируются знания, умения, навыки, необходимые для участия в туристических прогулках. Чтобы процесс доставлял детям удовольствие, важно осуществлять его через интересную совместную деятельность педагога и детей. Это могут быть свободные беседы, сопровождаемые рассматриванием иллюстраций, слайдов, предметов туристического снаряжения, чтением художественной, энциклопедической литературы.
Подготовить детей к прогулкам можно и в ходе образовательной деятельности.
Хороший образовательный и воспитательный эффект дают специально подобранные дидактические игры, развивающие упражнения, кроссворды, загадки, направленные усвоение правил безопасного поведения в природе и во время движения по улице, способов ориентировки. Тематические подвижные игры с элементами туристической техники: «Переправься через болото», «Ловкий турист», «Сложи рюкзак» убеждают детей в необходимости правильно и быстро выполнять двигательные задания, совершенствовать технику преодоления препятствий. Специально подобранные игры по ориентированию: «Следопыты», «Лисица и охотники», «Точный глазомер», «Север - юг», «Магнитные стрелки» развивают у детей внимание, память аналитическое мышление, речь, быстроту реакции, формирует умение быть собранными, организованными, самостоятельными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Профилактика детского травматизма в дошкольном учреждении"
Консультаия для педагогов детского сада по профилактике детского травматизма в дошкольном учреждении...
Рекомендации для воспитателей по организации детской деятельности в дошкольном учреждении на летний период
Данный материал будет полезен для воспитателей и педагогов дополнительного образования при организации детской деятельности в летний оздоровительный период в дошкольном учреждении....
Детское экспериментирование в дошкольном учреждении
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются так...
Поддержка и развитие детской инициативы в Дошкольном учреждении.
В развитии инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...
Методическая разработка плана мероприятий по профилактике детского травматизма в дошкольных учреждениях.
Методическая разработка плана мероприятий по профилактике детского травматизма в дошкольных учреждениях на год, для детей младшего возраста от 3 до 4 лет....
Памятка о культуре поведения родителей на детском празднике в дошкольном учреждении
Праздники в детском саду проводятся для детей, а не для родителей, как зачастую привыкли считать....