Детский туризм в дошкольных учреждениях
консультация (старшая группа)

В статье рассмотрены цели, задачи, принципы работы доу по детскому туризму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_turizm.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Детский  туризм в физическом воспитании для целостного развития личности ребенка.

    Отличительная особенность здоровьесберегающей технологии детский туризм - доступность, эффективность, эмоциональность, соответствие основным видам двигательной активности. Данная технология в дошкольном образовании повышает уровень проведения традиционных занятий физкультурой, вносит положительные эмоции, удовлетворяет потребности ребенка в укреплении здоровья, формировании положительного и активного отношения к здоровому образу жизни, способствует развитию способностей занимающихся, их физическому развитию и физической подготовленности. Основная цель их применения состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным занятиям, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

     Туристические прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной деятельности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Занимаясь пешим туризмом с элементами спортивного туризма, дети успешно овладевают разными видами ходьбы и бега, лазания, что способствует укреплению их здоровья. Походы стимулируют мыслительную деятельность, а также требуют наблюдательности. Походы, прогулки, экскурсии всегда проводятся в коллективе, когда один зависит от другого. В походах четко распределяются роли и обязанности каждого, поэтому создаются благоприятные условия для воспитания у старших дошкольников чувства ответственности, укрепляются  волевые качества – умение терпеть, ждать, преодолевать трудности. Менее проблемно решаются и задачи трудового воспитания: дети приобретают навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Совершенствуются все физические качества ребенка и формируются навыки ориентировки в пространстве.

 Практическое применение технологии детский туризм в физическом развитии дошкольников

     Цель: Содействие всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка, укрепление здоровья, профилактика заболеваний и приобщение к здоровому образу жизни путем использования детского туризма.

Задачи:

  1. Образовательные:

Способствовать развитию физических качеств у детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями используя технологию детский туризм.

Расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт.

Способствовать развитию интереса и потребности в занятиях детским туризмом.

  1. Оздоровительные:

Укреплять здоровье детей, развивать мышечную силу, выносливость. Приобщать детей к здоровому образу жизни, вырабатывая потребность в регулярных занятиях физической культурой.

  1. Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям с использованием детского туризма.

Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов:

 Принцип развивающего образования;

 Принцип деятельности;

 Принцип научной обоснованности и практической применяемости;

 Принцип систематичности и последовательности;

Принцип полноты, необходимости и достаточности;

 Принцип доступности;

 Принцип наглядности;

 Принцип интеграции.

       Создание условий для занятий детским туризмом. Для реализации задач физического развития детей необходимо создать условия в соответствии с требованиями ФГОС:

 Использование интенсивных методов обучения – выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях.

 Создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

  Создание условий для участия родителей воспитанников в образовательной деятельности по физическому развитию.

 Подбор материала, позволяющего решить большой круг разнообразных задач развития ребенка.

 Обеспечить психологический комфорт детей и педагогов в процессе выполнения туристических прогулок, походов, праздников, слетов.

 Выбор оптимальной системы занятий.

 Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.

Детский туризм

Туризм как особый вид деятельности человека предусматривает разные организационные формы. Некоторые из них вполне доступны детям дошкольного возраста.

 Поход - активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, лодках, плотах, велосипедах и т.д.). В походах сочетаются выполнение образовательных задач с организацией условий походной жизни (разбивка бивуака, приготовление пищи на костре или перекус, преодоление природных преград и др.).

    Туристический поход - форма организации туристической деятельности, предусматривающая выполнение достаточно высоких нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту, овладение специальными прикладными знаниями и навыками.

   Туристическая прогулка – форма организации туристической деятельности, предполагающая кратковременное (3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками. При организации работы с дошкольниками рекомендуется обратиться к наиболее распространенным форма детского туризма: туристические прогулки, походы, слеты, праздники. Таким образом, туристическая прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.

При определении содержания работы, связанной с освоением старшими дошкольниками основ детского пешего туризма, необходимо учитывать составляющие общей подготовки юного туриста, которая предполагает: 1)Теоретическую подготовку с постановкой задач по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, включающую:

- краеведческую подготовку – формирование знаний о родном крае и правилах поведения в природе;

- топографическую подготовку – ознакомление с пространственными отношениями (ориентировка в карте, схеме);

 -умение ориентироваться на местности, в предметно- пространственном окружении, определение частей света по компасу;

2) Физическую подготовку в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и специальную подготовку, заключающуюся в формировании умений и навыков пешеходных прогулок, куда входят:

-техника пешего туризма – приобретение умений рационального и безопасного преодоления препятствий;

3)Овладение практическими навыками туриста (выбор места стоянки, установка палатки, укладка рюкзака, разведение костра, вязка узлов, подборка продуктов и одежды для похода).

   Дети включаются в увлекательную разнообразную деятельность: двигательную, познавательную, игровую, художественно – творческую. В ходе такой деятельности у дошкольников формируются знания, умения, навыки, необходимые для участия в туристических прогулках. Чтобы процесс доставлял детям удовольствие, важно осуществлять его через интересную совместную деятельность педагога и детей. Это могут быть свободные беседы, сопровождаемые рассматриванием иллюстраций, слайдов, предметов туристического снаряжения, чтением художественной, энциклопедической литературы.

Подготовить детей к прогулкам можно и в ходе образовательной деятельности.

Хороший образовательный и воспитательный эффект дают специально подобранные дидактические игры, развивающие упражнения, кроссворды, загадки, направленные усвоение правил безопасного поведения в природе и  во время движения по улице, способов ориентировки. Тематические подвижные игры с элементами туристической техники: «Переправься через болото», «Ловкий турист», «Сложи рюкзак» убеждают детей в необходимости правильно и быстро выполнять двигательные задания, совершенствовать технику преодоления препятствий. Специально подобранные игры по ориентированию: «Следопыты», «Лисица и охотники», «Точный глазомер», «Север - юг», «Магнитные стрелки» развивают у детей внимание, память аналитическое мышление, речь, быстроту реакции, формирует умение быть собранными, организованными, самостоятельными.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Профилактика детского травматизма в дошкольном учреждении"

Консультаия для педагогов детского сада по профилактике детского травматизма в дошкольном учреждении...

Рекомендации для воспитателей по организации детской деятельности в дошкольном учреждении на летний период

Данный материал будет полезен для воспитателей и педагогов дополнительного образования при организации детской деятельности в летний оздоровительный период в дошкольном учреждении....

Детское экспериментирование в дошкольном учреждении

 В период дошкольного детства формируются способности к начальным  формам обобщения,  умозаключения, абстракции. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются так...

Поддержка и развитие детской инициативы в Дошкольном учреждении.

В развитии  инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

Методическая разработка плана мероприятий по профилактике детского травматизма в дошкольных учреждениях.

Методическая разработка плана мероприятий по  профилактике детского травматизма в дошкольных учреждениях на год, для детей младшего возраста от 3 до 4 лет....

Памятка о культуре поведения родителей на детском празднике в дошкольном учреждении

Праздники в детском саду проводятся для детей, а не для родителей, как зачастую привыкли считать....