Детское экспериментирование в дошкольном учреждении
консультация на тему

Енекова Ольга Анатольевна

   В период дошкольного детства формируются способности к начальным  формам обобщения,  умозаключения, абстракции. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые  ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя делает вывод, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiyaenekova.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района

«Детский сад № 30 «Сказка» комбинированного вида

г. Вольска Саратовской области»

Консультация для воспитателей

Тема:  «Детское экспериментирование

в дошкольном учреждении»

Подготовила

воспитатель Енекова О.А.

   В период дошкольного детства формируются способности к начальным

формам обобщения,  умозаключения, абстракции. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые  ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя делает вывод, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Существует три уровня реализации «исследовательского обучения»:

      1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребёнку.

      2. Педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

      3.Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

    Представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребёнка

   В образовательном процессе ДОУ учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей.

  Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.

   Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем возрасте, познавая окружающий мир , он стремиться не только рассмотреть предмет , но и потрогать руками, языком, понюхать и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и воде, различная окраска объектов окружающей действительности. Словесно-логическое мышление детей  седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.

     Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

     По мнению педагогов Симонова П.В. и Ершова П.М., творческие личности – это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда. Тогда как  современные воспитатели всё чаще сталкиваются с тем, что ребёнок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею», Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия , где каждый ребёнок может найти себе дело по силам.

    Познавательная активность ребёнка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, опытом творческой деятельности. Основой познавательной деятельности ребёнка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и её достижения. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя  реализуется посредством использования им различных методов и приёмов активизации интеллектуальной сферы ребёнка.

    Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определённую систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности наблюдения, выполняемые детьми самостоятельно в пространственной среде группы. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие  законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта,

    В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с законами смешения веществ и элементарными правилами безопасности. Эксперимент же специально организуемый педагогом безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы.

       Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование  для проведения опыта  вносятся в предметно-развивающую среду группы для самостоятельного воспроизведения ребёнком.

     В связи с этим  в ДОУ эксперимент должен отвечать следующим условиям:

    -  максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

    -  безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;

    -  показ только существенных сторон явления или процесса , отчётливая видимость  изучаемого явления, возможность участия ребёнка в повторном показе эксперимента.

     В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате исследования.

       Однако знакомство дошкольников с физическими явлениями окружающего мира отличается по содержанию и методам от школьного обучения. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

       Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка возможно при выполнении педагогом двух важных условий:

      -  стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем

      -  включиться в реальный фактичеки осуществляемый ребёнком эксперимент    Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия – таковы три составляющие личностно-развивающего обучения.

   Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы  занимает особое место в системе разнообразных знаний  об окружающем. Включая детей в процесс поиска причины  того или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Профилактика детского травматизма в дошкольном учреждении"

Консультаия для педагогов детского сада по профилактике детского травматизма в дошкольном учреждении...

Рекомендации для воспитателей по организации детской деятельности в дошкольном учреждении на летний период

Данный материал будет полезен для воспитателей и педагогов дополнительного образования при организации детской деятельности в летний оздоровительный период в дошкольном учреждении....

Поддержка и развитие детской инициативы в Дошкольном учреждении.

В развитии  инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

Методическая разработка плана мероприятий по профилактике детского травматизма в дошкольных учреждениях.

Методическая разработка плана мероприятий по  профилактике детского травматизма в дошкольных учреждениях на год, для детей младшего возраста от 3 до 4 лет....

Статья для педагогов. О детском экспериментировании в дошкольном образовательном учреждении

Статья для педагогических работников (по материалам работы А. Шлемко)....

Статья ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья  ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...