Что такое "здоровьесберегающие технологии"
консультация (средняя группа)
Забота о здоровье подрастающего поколения — это первостепенная задача образования. И, конечно, профилактика и коррекция разного рода недугов являются приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса в системе дошкольного образования. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) активно реализуются технологии здоровьесбережения.
Что такое "здоровьесберегающие технологии"
Осуществление мероприятий воспитательного, прлофилактического, оздоровительно-коррекционного характера в образовательном процессе через разные формы сотрудничества детей, родителей, педагогов и медиков, называется технологиями здоровьесбережения. Данное понятие подразумевает все стороны формирования личности малыша: и физическое становление, и познавательное развитие, и поведенческую линию. Воздействие технологий здоровьесбережения на личность позволяет ставить цели их реализации:
· обеспечение безопасности жизни и здоровья малыша (например, в предметно-развивающих зонах не должно быть игрушек с острыми элементами или оборудования, несущего угрозу для детей);
· накопление представлений ребят о понятии "здоровье", его приоритетности как в собственной жизни, так и в жизни других людей;
· ознакомление и практическая реализация способов ведения ЗОЖ, в том числе и посредством согласованного с родителями осуществления элементарных мер по закаливанию;
· воспитание навыков оказания первой медицинской помощи (в средней группе малыши осваивают меры оказания первой помощи при порезах, ссадинах).
Виды технологий здоровьесбережения и их задачи в средней группе
Физкультурная оздоровительная технология: суть понятия - отработка качественных показателей физического состояния (гибкости, выносливости, силы), а также работа нацеленная на удовлетворение потребности малыша в движении.
Задачи для детей 4-5 лет:
· ознакомление с терминами, используемыми при освоении навыка построения ("шеренга", "колонна");
· обучение навыку слушать и понимать свое физическле состояние после выполнения задания (например, после бега появилось чувство усталости, которое быстро сменилось бодростью);
· расширение представлений о значении тех или иных упражнений (Например, зрительная гимнастика помогает отдохнуть глазам).
Профилактическая (медицинская) технология: суть понятия - осуществление мер профилактического характера для укрепления и сохранения здоровья воспитанников.
Задачи для детей 4-5 лет:
· проведение обязательного медицинского обследования узкими специалистами с целью объективной оценки состояния здоровья малышей;
· приобщение к ЗОЖ посредством закаливающих процедур (например, хождение босиком по песку в летний период);
· ознакомление с основными аспектами понятия "здоровое питание" (потреблять меньше жирного, исключить вредные чипсы, гамбургеры и пр.).
Социально-психологическаяя технология, реализуемая воспитателем в тесном контакте с психологом при помощи проведения тестов, наблюдения: суть понятия - выбор методов и приемов для обеспечения эмоционально комфортного состояния детей.
Задачи для детей 4-5 лет:
· диагностика семейного воспитания (через составления малышами описаний самих себя);
· выполнение родителями тестов для определения уровня владением материалом относительно возрастных психологических особенностей детей.
Просветительская (валеологическая) технлогия, нацеленная на взаимодействие с семьями воспитанников: суть понятия - проиобщение семей к ЗОЖ.
Задачи для детей 4-5 лет:
· знакомство с возможными опасными ситуациями в быту (пожар, обморожение, перегрев на солнце);
· правила поведения при возникновении экстренной ситуации;
· памятка родителям о том, как организовать рабочее место малыша, чтобы у него не возникли нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
взаимодействие с детьми и родителями для оформления уголка здоровья в группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabota_o_zdorove_podrastayushchego_pokoleniya.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Забота о здоровье подрастающего поколения — это первостепенная задача образования. И, конечно, профилактика и коррекция разного рода недугов являются приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса в системе дошкольного образования. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) активно реализуются технологии здоровьесбережения.
Что такое "здоровьесберегающие технологии"
Осуществление мероприятий воспитательного, прлофилактического, оздоровительно-коррекционного характера в образовательном процессе через разные формы сотрудничества детей, родителей, педагогов и медиков, называется технологиями здоровьесбережения. Данное понятие подразумевает все стороны формирования личности малыша: и физическое становление, и познавательное развитие, и поведенческую линию. Воздействие технологий здоровьесбережения на личность позволяет ставить цели их реализации:
- обеспечение безопасности жизни и здоровья малыша (например, в предметно-развивающих зонах не должно быть игрушек с острыми элементами или оборудования, несущего угрозу для детей);
- накопление представлений ребят о понятии "здоровье", его приоритетности как в собственной жизни, так и в жизни других людей;
- ознакомление и практическая реализация способов ведения ЗОЖ, в том числе и посредством согласованного с родителями осуществления элементарных мер по закаливанию;
- воспитание навыков оказания первой медицинской помощи (в средней группе малыши осваивают меры оказания первой помощи при порезах, ссадинах).
Виды технологий здоровьесбережения и их задачи в средней группе
Физкультурная оздоровительная технология: суть понятия - отработка качественных показателей физического состояния (гибкости, выносливости, силы), а также работа нацеленная на удовлетворение потребности малыша в движении.
Задачи для детей 4-5 лет:
- ознакомление с терминами, используемыми при освоении навыка построения ("шеренга", "колонна");
- обучение навыку слушать и понимать свое физическле состояние после выполнения задания (например, после бега появилось чувство усталости, которое быстро сменилось бодростью);
- расширение представлений о значении тех или иных упражнений (Например, зрительная гимнастика помогает отдохнуть глазам).
Профилактическая (медицинская) технология: суть понятия - осуществление мер профилактического характера для укрепления и сохранения здоровья воспитанников.
Задачи для детей 4-5 лет:
- проведение обязательного медицинского обследования узкими специалистами с целью объективной оценки состояния здоровья малышей;
- приобщение к ЗОЖ посредством закаливающих процедур (например, хождение босиком по песку в летний период);
- ознакомление с основными аспектами понятия "здоровое питание" (потреблять меньше жирного, исключить вредные чипсы, гамбургеры и пр.).
Социально-психологическаяя технология, реализуемая воспитателем в тесном контакте с психологом при помощи проведения тестов, наблюдения: суть понятия - выбор методов и приемов для обеспечения эмоционально комфортного состояния детей.
Задачи для детей 4-5 лет:
- диагностика семейного воспитания (через составления малышами описаний самих себя);
- выполнение родителями тестов для определения уровня владением материалом относительно возрастных психологических особенностей детей.
Просветительская (валеологическая) технлогия, нацеленная на взаимодействие с семьями воспитанников: суть понятия - проиобщение семей к ЗОЖ.
Задачи для детей 4-5 лет:
- знакомство с возможными опасными ситуациями в быту (пожар, обморожение, перегрев на солнце);
- правила поведения при возникновении экстренной ситуации;
- памятка родителям о том, как организовать рабочее место малыша, чтобы у него не возникли нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
- взаимодействие с детьми и родителями для оформления уголка здоровья в группе.
Виды работы в рамках технологий по здоровьесбережению
Физкультурно-оздоровительная технология | ||
Ритмопластика | Для развития различных групп мышц, памяти, внимания и чувства ритма. В средней группе акцент делается на упражнения, способствующие формированию правильной осанки, исправлению походки, а также для эмоционального раскрепощения. | Упражнение «Пингвины идут»: под фразу «Лёд да лёд, а по льду пингвин идёт» малыши ходят по комнате на внутренней стороне стопы, при этом переваливаются с левой ноги на правую и хлопают себя по бокам. |
Упражнение «Снеговик» |
Физкультминутка | Применяется на каждом занятии для снятия интеллектуального напряжения, а также для смены вида деятельности. | Физкультминутка для средней группы |
Подвижные игры | Для удовлетворения потребности малышей 4–5 лет в двигательной активности. | Подвижная игра для средней группы |
Релаксация | Применяется для расслабления отдельных групп мышц, а также для общей релаксации всего организма. | Упражнение «Лимон» для релаксации мышц рук. Дети опускают ручки вниз и имитируют выдавливание сока правой рукой под рифмовку:
— Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю — Сок лимонный выжимаю. Всё в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. На последние слова дети бросают «лимон» и расслабляют ручку. Повторяют комплекс, «положив лимон» в другую руку. |
Пальчиковая гимнастика | Способствует развитию мелкой моторики, что в средней группе позволяет начать работу по подготовке руки к письму. | Игра для пальчиков в средней группе |
Гимнастика для глаз | Для профилактики нарушений зрения, а также с целью коррекции имеющихся отклонений. В частности, некоторых форм косоглазия. | Задания для гимнастики глаз |
Дыхательная гимнастика | Цель этого вида работы — научить малышей правильно дышать, полноценно обеспечивая организм кислородом. | Комплекс дыхательной гимнастики |
Гимнастика пробуждения | Для осуществления плавного перехода от сна к бодрствованию. | Комплекс гимнастики пробуждения |
Профилактическая технология | ||||
Физкультурные занятия | Непосредственная образовательная деятельность, комбинирующая все приёмы взаимодействия, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. | Проведение физкультурного занятия в средней группе | ||
Самомассаж | Дети учатся понимать своё тело, ощущения, а также развивают мелкую моторику. | Для массажа рук: Домик едет по тропинке- объезжает все тропинки. (Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу) То улитка ползёт, домик на себе везёт. («Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу) Вот подул ветерок, закачался листок. (Поколачивание кулачками) И опять по травинке (Поглаживание руки ладонью) Медленно ползёт улитка. (При повторении делается массаж другой руки) |
Игры | Помогают систематизировать знания, умения и навыки детей, связанные с вопросами сохранения и укрепления здоровья малышей, через основной вид деятельности детей — игру. | Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты». Малыши раскладываются карточки с изображением разных продуктов по двум корзинкам (шляпам): в одну — полезные, в другую — вредные. Каждый продукт малыши называют, стараясь вспомнить объяснения педагога, почему эта пища вредная или почему полезная. |
Игра на имитацию «Правила гигиены». Считалочкой выбирается водящий. Остальные участники получают по карточке с изображением какой-либо гигиенической процедуры (умывание, расчёсывание, обтирание и пр.). Дети по очереди мимикой и жестами показывают процедуру, водящий угадывает, о чём идёт речь. | ||
Социально-психологическая технология | ||
Музыкальное воздействие | Используется в основном для создания положительного эмоционального настроя малышей. Сопровождает все этапы режима дня. | Утренний сбор проводится под музыку, создающую атмосферу уюта, тепла и взаимопонимания. Идеальным вариантом для этого, по мнению детских психологов, являются произведения Моцарта. Кроме того, можно использовать: «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»); музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа);
Для дневного сна психологи рекомендуют тихие, спокойные произведения:
Для снятия усталости в конце дня уместны будут: Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»;
|
Арт-терапия | Помогает избавляться от стрессов, снимает психологическое напряжение, а также стимулирует развитие навыков взаимодействия с другими людьми, учит быть внимательным и сосредоточенным. Развивает речь, мышление и память. | Упражнение «Каракули»: дети рисуют хаотичные линии простым карандашом, затем самостоятельно или при помощи педагога пытаются увидеть в них образы, которые при необходимости дорисовывают. После чего малыш описывает своё произведение. |
Сказкотерапия | Способ взаимодействия с детьми, позволяющий откорректировать те или иные поведенческие отклонения у малышей. Сказкотерапия также способствует избавлению от детских страхов. | В 4–5 лет малыши, желая во всём походить на взрослых, порой берутся за дела, которые им ещё не под силу. Естественно, что это приводит к ошибкам, необходимости переделывать. Для борьбы с хвастовством и необъективной оценкой себя своим воспитанникам я рассказываю сказку о муравье Быстроножке. «Жил-был муравей по имени Быстроножка. Очень ценили его в муравейнике, ведь он очень хорошо умел строить дома для своих товарищей. Но вот однажды Муравьишка подумал, что окружающие муравьи ему только мешают: топчутся под ногами, бегают. Тогда решил Муравьишка, что для работы ему никто не нужен, и восточную часть муравейника он выстроит сам. Прогнал он всех помощников, и хоть и было трудно, не сдавался. Правда, делал всё спустя рукава, мол, и так сойдёт. И вот настало время сдавать работу муравьиному Королю. Для проверки прочности Король приказал тысяче муравьёв попрыгать на отстроенном крыле муравейника. И уже после первого прыжка домик рухнул. Стыдно стало Быстроножке, он извинился, что переоценил себя, расхвастался. Король дал ему помощников, и через 4 дня домик был полностью отстроен, ещё и утеплён».
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...