Программа для дошкольников "Страна эмоций"
рабочая программа

Манаева Екатерина Владимировна

Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребёнку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

Поэтому специалистам — психологам, педагогам, воспитателям, родителям — необходимо развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_strana_emotsiy.docx52.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

« Страна эмоций»

Подготовил воспитатель

Е.В.Манаева

Содержание:

  1. Консультация для педагогов « Развитие эмоций у детей через театрализованную деятельность»
  2. Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка»
  3. Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
  4. Конспект «Волшебный мешочек» в старшей группе
  5. Картотеки игр на эмоциональное развитие
  6.  Наглядность (иллюстрации, картинки)
  7. Временные рамки проведения игры на эмоциональное развитие для разных возрастных групп
  8. Создание художественно-эстетической среды в группе (информация для воспитателей)
  9. Виды игр на эмоциональное развитие.

Развитие эмоций у детей через театрализованную деятельность

Консультация для педагогов


Хочется поделиться с коллегами своим небольшим опытом. Может быть, моя статья не станет руководством к действию, но думаю, она поможет многим педагогам в работе с детьми.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

Работая в детском саду, я заметила действительно, что дети, которые приходят к нам в детский сад они замкнутые, многие очень агрессивные, не умеют выражать свои мысли и эмоции. И я решила начать работать с детьми через театрализованную деятельность. Ведь именно театр и искусство помогает понять другой мир, мир эмоций, переживаний.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. У ребёнка развивается интуиция, смекалка, повышается самооценка. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными.

Наиболее доступными для детей дошкольного возраста являются театрализованные игры. Они пользуются неизменной любовью у детей. Дошкольники с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Дети смеются.  когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы придти на помощь.

Во время игры ребёнок чувствует себя раскованно, свободно. Я различаю театрализованные игры в зависимости от эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается сюжет. Подбираю сказки, стихотворения или сюжеты, которые наиболее ярко могут отразить эмоциональный мир ребёнка. Произведения подбираю как весёлые, так и грустные с учётом познавательных ценностей детей

В работе с детьми использую режиссёрские игры - это настольный театр или на магнитной доске. Где ребёнок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, он действует за него, изображает его интонацией, мимикой, но при этом его пантомимика не развивается, так как действует неподвижной игрушкой. Часто дети обыгрывают сюжет который происходил с ними в жизни, конец бывает печальный, но в игре можно изменить ход событий. Воспитатель спрашивает, а что можно было бы сделать по-другому и ребёнок начинает самостоятельно придумывать другой ход событий. Настроение у него улучшается, и он смотрит на мир другими глазами.

Наиболее интересны детям игры-драматизации, в этом случае ребёнок играет сам - используя интонацию, мимику и пантомимику. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх – драматизациях дети лучше раскрепощаются, а в дальнейшем и идут на контакт.

Так же в работе с детьми использую и игры – упражнения на развитие эмоциональной сферы. Эти игры можно проводить в любое свободное время в группе и на прогулке. Приведу пример нескольких игр:

Игры-упражнения:

1. Выбери девочку.

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Описание игры. Дети выбирают из предложенных карточек с изображением весёлой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А.Барто.

Зайку бросила хозяйка,- 
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог, 
Весь до ниточки промок.

- Ребёнок обыгрывают сюжет с зайчиком. Потом задаю вопрос: “Какая девочка бросила зайку?”. Дети поднимают соответствующую карточку.

Далее читаю стихи – “Бычок”, “Уронили мишку на пол”, “Я люблю свою лошадку”. Дети обыгрывают по очереди сюжет, а остальные поднимают соответствующие карточки.

2. Джин.

Цель: развитие выразительных движений, групповая сплоченность

Описание игры. Дети встают в круг с поднятыми вверх руками, направленных к центру и изображают бутылку, в которой живёт Джин. Ребёнок, выбранный на роль Джина, находится в центре круга. После волшебных слов “Крибле! Крабле! Бумс!”, которые все дети произносят хором, они расступаются и выпускают Джина. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себя выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием движений и фраз, подтверждающих данное состояние.

3. Я животное.

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи.

Описание игры. Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь и т.д.

Этюды на развитие выразительности жестов, эмоций, фантазии, памяти, внимания:

1. “Ваське стыдно” (этюд на выражение стыда).

У девочки Гали была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать. Один раз положила куклу в кроватку спать. Забрался кот Васька и столкнул её на пол. Увидела это Галя и стала ругать Ваську: “Зачем, ты Васька мою куклу уронил?” А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.

2. “Баба-Яга” (этюд на выражение гнева).

Баба Яга поймала Алёнушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть Алёнушку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки нет – сбежала. Рассердилась Баба Яга, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3. “Уходи” (этюд на выразительность жеста).

Ребёнок отталкивает обидчика. Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

Таким образом, чтобы работа по театрализованной деятельности проходила успешно, необходимо её проводить в комплексе, использовать театрализованные игры, игры-драматизации, этюды, игры-упражнения.

Желаю всем успешной работы с детьми!

Консультация для родителей

«Эмоциональное благополучие ребенка»

Одна из самых важных потребностей в жизни человека

(по А. Маслоу) - потребность в безопасности в раннем возрасте обеспечивается в основном родителями. Самая важная роль в обеспечении эмоционального комфорта ребенка принадлежит, конечно, маме и зависит от взаимодействия с ребенком, проявления безусловной любви и поддержки.

Если ребенок получает от родителей любовь и поддержку у него возникает состояние эмоционального комфорта, а это обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль, ориентацию на жизненный успех. И, напротив, если человек ощущает эмоциональное неблагополучие, то это может проявиться в агрессии, подавленности, в страхах, обидах, изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь.

Воспитывая ребенка, будь то родитель, воспитатель детского сада, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, каждый, кто принимает участие в воспитании личности несет ответственность за его эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие ребенка – залог психического здоровья и ребенка и взрослого человека, сформировавшейся личности. Его основа формируется в детском возрасте, следовательно, зависит от среды окружения ребенка, родных и близких ребенку, их отношение и реакции на его поведение.

От того как близкие:

•        научат ребенка доверять близкому окружению;

•        сформируют правильное отношение к «плохим» поступкам;

•        сформируют тесное взаимодействие ребенка с родными, близкими и друзьями;

•        правильно организуют совместный досуг с ребенком;

•        способствуют проявлению гуманных чувств;

•        научат сопереживать и чувствовать настроение собеседника;

•        сформируют адекватную самооценку;

•        научат выражать не только положительные эмоции (чувство юмора, чувстве удивления, радость), но и отрицательные (направить плохое настроение в положительное «русло»; направить негативную энергию и раздражение в какое-либо дело, а не на конкретного человека);

•        удовлетворят потребности ребенка в телесном контакте (поглаживание ребенка, массаж, объятия);

•        научат преодолевать препятствия в ситуации соревнования и соперничества

зависит эмоциональное благополучие ребенка и будущего взрослого человека.

Какой же он, эмоционально благополучный ребенок?

Это ребенок, который:

•        улыбается,

•        непосредственно ведет себя в разных ситуациях,

•        общительный;

•        доброжелательный;

•        способность  выслушать других;

•        не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и аргументируя свой выбор;

•        ласков с родными и близкими;

•        не проявляет агрессии;

•        не берет чужие вещи без спроса;

•        в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение;

•        проявляет чувство юмора;

•        не повышает голос;

•        считается с мнением окружающих;

•        прислушивается к советам взрослых.

Итак, как же можно воспитать и вырастить ребенка эмоционально благополучным?

Уважаемые родители, помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:

•        Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;

•        Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры;

•        Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев;

•        На своем примере показывайте значимость своей семьи;

•        Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания;

•        Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому у кого неприятность, горе;

•        Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди»;

•        Формируйте адекватную самооценку;

•        Постарайтесь стать самым близким другом;

•        Учите дорожить друзьями;

•        Учите ребенка быть внимательным к окружению;

•        Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;

•        Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни!

Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего дня!

Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Занятия

Программные задачи

Методы и приёмы

Сентябрь

Обследование детей. Изучение понимания эмоциональных состояний детей, изображенных на картинках.

Выявить, как дети понимают эмоциональное состояние, изображенных на картинках людей.

Вопросы по картинкам с изображением детей, у которых ярко выражены различные эмоции.

Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций.

Выявить  эмоциональные проявления детей при анализе предложенных ситуаций, описанных в рассказе взрослого.

Подборка ситуаций из жизни детей, где один проявляет сочувствие, а другой нет; вопросы.

Изучение способности детей к эмпатическим переживаниям, беседа о настроении.

Изучение эмоционального оттенка детей на состояние неблагополучия сверстника; дать детям понятие о настроении, о том, что оно бывает разное, учить различать, какое настроение у друзей.

Дидактическое пособие «Сложим картинку» (в усложненных вариантах), указания; иллюстрации: подборка «Разное настроение, художественные слова – вопросы.

Игра «Эти рожицы странные»

Познакомить детей с набором эмпатических пиктограмм, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Карточки с пиктограммами (радость, огорчение, удивление, гнев, страх), указания.

Октябрь

Просмотр мульфильма «Дюймовочка» (сказка Г. Х. Андерсена), беседа «Кого из героев этой сказки вы бы отправили в страну «Злюки – Глюки»»

Познакомить детей с содержанием сказки «Дюймовочка», учить отвечать на вопросы, используя выражения из художественного произведения,

учить детей высказывать свое мнение, обосновывать его, различать добро и зло в сказке, стараться понимать эмоциональное состояние героев, переживать и радоваться вместе с ними, познакомить с пособием «лесенка нравственности»

Вопросы, просмотр мультфильма, загадки, работа с пособием «лесенка нравственности».

Рассматривание иллюстраций по произведению (просмотр презентации).

Учить детей видеть эмоциональное состояние героев, и на основе этого, давать некоторым кадрам презентации соответствующие названия: «Нежданная встреча», «Отчаяние Дюймовочки»…

Просмотр презентации.

Этюды на выражение различных эмоций, игры – драматизации. Темы: «Дюймовочка ухаживает за ласточкой», «В стране маленьких эльфов»

Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, учить определять схожесть эмоциональных состояний героев из сказки и эпизодов; учить драматизировать отдельные этюды, разговаривать за героев из сказки, иногда самостоятельно или при помощи взрослого учить разыгрывать ситуации, не описанные в художественном произведении, в процессе игры переключаться на темы, затрагивающие жизнь группы.

Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений, художественное слово, повторное чтение некоторых эпизодов.

Беседа «Знакомство с барометром настроения»

Познакомить детей с данным пособием, объяснить, для чего используется данная ширма, как ей пользоваться, определиться с детьми в выборе индивидуальных меток, обозначить инициалы.

Показ, объяснение, рассматривание.

Ноябрь

Чтение произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка», беседа по произведению.

Познакомить с произведением «Лев и собачка», побеседовать о содержании рассказа, вспомнить пословицы о дружбе, помочь детям понять идею произведения, уделить внимание на развитие таких чувств, как сочувствие, сопереживание, разобрать понятие – настоящий друг, развивать речь детей.

Чтение, вопросы, пословицы.

Рассматривание иллюстраций: лев знакомится с собачкой; собачка умирает.

Обратить внимание на эмоциональное состояние зверей, рассмотреть иллюстрации к эпизодам, учить определять настроение зверей на иллюстрациях, закрепить навык работы с пиктограммами.

Рассматривание иллюстраций, вопросы, использование карточек с  пиктограммами.

Этюды на выражение эмоций.

Развивать правильное понимание эмоционально – выразительных движений, развивать навык перевоплощения в героев из произведения для свободного развития игр – драматизаций.

Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений.

Игры – драматизации: «Лев знакомится с собачкой», «Собачка заболела», «Выздоровление друга».

Развивать навык самостоятельно разыгрывать небольшие эпизоды из произведений, отражая при этом эмоциональное состояние героев; через беседу с персонажами затронуть тему: «Кого из детей группы можно назвать настоящим другом, почему?» Закрепить навык определять настроение персонажей, показывать это настроение мимикой и жестами.

Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений, повторное чтение некоторых эпизодов, обыгрывание эпизодов.

Декабрь

Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по произведению.

Познакомить детей с содержанием произведения; совершенствовать диалогические и монологические формы речи, обращать внимание на эмоциональные переживания героев, учить самостоятельно характеризовать поступки героев, находить смысловое значение сказки, определить его пословицей.

Чтение, загадки, внесение сказочных персонажей, вопросы, пословицы.

Рассматривание иллюстрации «Скупая женщина с дочкой и падчерицей»

Через рассматривание иллюстраций развивать умение определять настроение героев, учить обосновывать своё мнение, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь чужому горю.

Рассматривание иллюстрации, вопросы.

Этюды на выражение эмоций, игра – драматизация «Встреча мачехиной дочки с месяцами» (месяцы одарили девочку и отправили домой).

Развивать правильное понимание эмоционально – выразительных движений, учить понимать схожесть эмоциональных состояний героев из сказки и из этюдов; учить перевоплощаться в героев из сказки, подражать их эмоциональному состоянию, через беседу с персонажами затронуть тему, волнующую всех детей: «Человека провожают по уму, а встречают по одёжке».

Чтение, беседа, вопросы, указания, показ выразительных движений, обыгрывание, беседа с персонажами, повторное чтение некоторых эпизодов.

Игра «Какое настроение у Петрушки» (на прогулке)

Продолжать формировать навык определять настроение по описанным ситуациям, учить показывать настроение мимикой и выразительными движениями.

Объяснение, вопросы, показ.

Январь

Чтение произведения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», беседа по произведению «К славному подвигу каждый готов»

Познакомить детей с содержанием произведения, побеседовать по содержанию; через восприятие произведения на формирование личности ребенка, воспитывать чувство долга, желание помочь чужому горю, совершенствовать монологические и диалогические формы речи.

Выразительное чтение, вопросы, повторное чтение некоторых эпизодов, обыгрывание макета горящего дома, художественное слово

Рассматривание иллюстраций по произведению, о профессии пожарника.

Через рассматривание иллюстраций показать, как люди мужественно переносят трудности своей работы, не боясь опасности, спасают людей; учить характеризовать эмоциональное состояние героев, закреплять умение узнавать эмоциональное состояние героев на картинках.

Рассматривание иллюстраций, вопросы.

Этюды на выражение эмоций, игры – драматизации (сюжет для игр выбирают сами дети)

Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, развивать навык перевоплощения для лучшего развития игр – драматизаций; учить изображать эмоциональное состояние героев через игру – драматизацию, воспитывать у детей чувства сопереживания чужому горю.

Чтение, вопросы, показ выразительных движений, контроль восприятия за развитием сюжета.

Игра «Винт» (на прогулке)

Учить детей правильно понимать и показывать выразительные движения.

Вопросы, показ выразительных движений.

Февраль

Чтение произведения Б. И. Бажова «Серебряное копытце»

Познакомить детей с содержанием художественного произведения, побеседовать по содержанию, обратить внимание на роль кошки в развитии сюжета.

Выразительное чтение, вопросы.

Рассматривание иллюстраций по произведению.

Обратить внимание на эмоциональное состояние героев: что с ними происходит, почему они плачут; через рассматривание иллюстраций учить определять настроение героев, обосновывать свое мнение.

Рассматривание иллюстраций, вопросы.

Этюды на выражение эмоций; игры – драматизации (предложить побеседовать с любимым героем из сказки)

Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, учить определять эмоциональное состояние героев при обыгрывании эпизодов; совершенствовать навык обыгрывания понравившихся эпизодов; через беседу с любимыми героями затронуть проблемы, касающиеся всей группы (стараться быть внимательнее, добрее относиться друг к другу)

Чтение, вопросы, показ выразительных движений, обыгрывание эпизодов, беседа с персонажами, внесение волшебного сундучка (пальчиковый театр)

Игра «Как исправить плохое настроение у друзей»

Развивать навык у детей узнавать по мимике лица настроение своих друзей, стараться помочь в трудную минуту, развеселить, утешить.

Вопросы, барометр настроения.

Март

Чтение произведения «Кукушка» (ненецкая сказка), беседа по произведению с использованием эмпатических пиктограмм.

Познакомит детей с содержанием сказки, объяснить непонятные слова: чум, малица; работать с детьми над умением определять эмоциональное состояние героев сказки, учить самостоятельно анализировать ситуации, воспитывать чувство сопереживания, развивать навык работы с пиктограммами.

Выразительное чтение, объяснение, вопросы, игровой прием «Волшебное письмо»; карточки с пиктограммами, загадки, пословицы.

Словесное упражнение «Скажи ласково о маме»

Воспитывать сочувствие, заботливое отношение к матери, развивать словарный запас детей: любимая, заботливая, ласковая, внимательная и т. п.

Вопросы

Рассматривание иллюстраций по произведению «Кукушка»

Учить определять эмоциональное состояние героев в содержании на картинках, высказывать свое отношение к происходящему, ориентируясь по рисункам.

Иллюстрации к произведению, загадки, вопросы.

Этюды на выражение эмоций, игра – драматизации по сказке «Кукушка»- предлагаемые ситуации: «Как помочь маме», «Дети ухаживают за больной матерью».

Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста; учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки, через игру и общение с персонажами воспитывать нравственные чувства у детей, учить дополнять игру новыми ситуациями, не описанными в сказке, помочь в развитии сюжета.

Вопросы, указания, чтение, показ выразительных движений, объяснение, повторное чтение некоторых эпизодов, введение новых персонажей в игру, атрибуты для игр – драматизаций.

Апрель

Чтение произведения Жилинс – кайте «Про снежинку, которая не таяла»

Познакомить детей с содержанием сказки, определить общую идею произведения.

Выразительное чтение, вопросы.

Беседа по произведению «Про снежинку, которая не таяла»

Через идею произведения воспитывать такие чувства, как сочувствие, сопереживание, желание помочь своим друзьям; воспитывать уважение к старшим, чувство ответственности за свои поступки, учить понимать настроение героев.

Использование пиктограмм, вопросы, чтение этюдов из произведения.

Рассматривание иллюстраций по произведению.

Обратить особое внимание на эмоциональное состояние героев, что с ними происходит, учить ориентироваться на содержание сказки.

Рассматривание иллюстраций, вопросы, художественное слово.

Этюды на выражение эмоций.

Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, развивать навык перевоплощения героев.

Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений.

Май

Игра «Радостное настроение»

Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние людей, животных, птиц.

Вопросы, указания.

Обследование детей (аналогичное как в начале года)

Выявить, как дети понимают эмоциональное состояние, изображенных на картинках людей; изучение эмоционального оттенка детей на состояние неблагополучия сверстника.

Вопросы, объяснения, карточки с эмоциональным оттенком, дидактическое пособие «Сложим картинку» (указания в осложненных вариантах)

Совместное мероприятие родителей с детьми «Важней всего погода в доме»

Создать атмосферу взаимного понимания и комфорта при общении детей и родителей, закреплять навык адекватного выражения своих эмоций.

Рисунки, стихи, иллюстрации, пословицы и поговорки.

Оформление уголка по сказкам.

Создавать в группе условия для эмоционального развития детей, для развития игр – драматизации.

Привлечь к оформлению детей, вопросы, предложения.

Конспект «Волшебный мешочек» в старшей группе

Этап

Содержание

Вводный

…- Сегодня мы отправляемся в сказочную страну под названием     «Страна  эмоций», и войти в неё нам поможет «волшебный цветок». Детям предлагается встать вокруг волшебного цветка, чтобы не мешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок пропустить нас в сказочную страну…

Основной

… Наш волшебный цветок привёл нас в «Страну эмоций», здесь нас ожидают разные игры и задания. Не мешая друг другу, дети отходят в сторону, и садятся в круг на стулья.
— Посмотрите, какой красивый мешочек нам оставили жители сказочной страны. Это мешочек настроений, он расскажет нам какие эмоции, и настроение бывают у жителей сказочного царства…
Ребёнок, не глядя, вынимает из волшебного мешочка маленький мешочек определённого цвета. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.
Педагог: Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)
Это мешочек не обычный, он с заданием.
— А вы можете показать сейчас, своё настроение своим выражением лица, своими эмоциями?..
… Нахмурьтесь, как

  • осенняя грозовая туча;
  • как рассерженный человек;
  • как злая волшебница.

2. Улыбнитесь, как

  • кот на солнце;
  • как самый счастливый человек на свете;
  • как летний солнечный денёк;
  • как хитрая лиса.

3. Разозлитесь, так

  • как ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;
  • как человек, которого ударили…

Заключительный

…Молодцы! Отлично поработали!

Картотека игр на эмоциональное развитие

Название игры

Вид

Группа

Цели

Содержание

«Спаси птенца»

Сюжетно-ролевая

Театрализованная

Познакомится с методами саморегуляции

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам.

«Я рада вас приветствовать»

Сенсорная

Дидактическая

  • расширение сенсорных представлений;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • настрой на совместную работу.

Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на неё. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Миша, я рад тебя видеть!

«Паровозик с именем»

Подвижная

На имитацию

  • тренировка умения координировать свои действия с действиями других ребят;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • настрой на совместную работу.

Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда «паровоз» будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть своё имя.
Я начну: «Све-та, Све-та…». Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть своё имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять её имя… Поехали!
Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет «паровозиком», и мы уже втроём будем повторять его имя.
И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.

Иллюстрации, картинки

Поскольку в играх идёт речь о переживаниях, эмоциях, то обязательным элементом наглядности являются картинки людей разного возраста, выражающие разные эмоции. По таким иллюстрациям малыши смогут осознать то, что все люди могут испытывать одинаковые чувства, а также проиграть варианты реакции на те, или иные эмоциональные проявления: плачущего — пожалеть, грустного — развеселить и т.д.

загадки

На лице цветёт — От радости растёт. (Улыбка);

Что на всех языках звучит одинаково? (Плач и смех).

Если игры связаны с темой настроений, преодоления злости, то в качестве мотивационного приёма я зачитываю детям такое стихотворение:

Утром ранним поднимаясь,

Собираясь в добрый путь,

 Умываясь, наряжаясь,

Ты улыбку не забудь!

 С ней идти гораздо легче

 И немного веселей,

 С ней не давит груз на плечи,

И кругом полно друзей!

 Улыбаться чаще стоит —

Интересней станет жить,

Ведь улыбка не позволит

Ни тебе, ни мне тужить!!!!

Временные рамки проведения игры на эмоциональное развитие для разных возрастных групп

Возраст

Временной отрезок (средние показатели)

1,5–3 года (первая младшая группа)

5–7 минут

3–4 года (вторая младшая)

4–5 лет (средняя)

7–8 минут

5–6 лет (старшая)

8–10 минут

6–7 лет (подготовительная)

10–12 минут

Создание художественно-эстетической среды

в группе

Информация воспитателям Создание художественно-эстетической среды в группе

Эстетически организованная среда – это созданная в образовательном учреждении обстановка, в которой живёт ребёнок, условия организации воспитания и развития ребёнка и осуществление разнообразных видов детской деятельности.

Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействует на их эмоции, настроение, жизнедеятельность, а также служит для создания эмоционально-психологического комфорта в детском учреждении.

Эстетическая среда создаётся по «законам красоты», потому что основой её является искусство как классическое, так и народное, во всех его видах. Оно напоминает всю жизнь ребёнка, вызывая у него чувство прекрасного. Каждый ребёнок в окружающей его среде в учреждении может найти то, что его больше всего привлекает, радует, создаёт хорошее настроение.

Эстетически организованная среда является одним из условий создания для ребёнка максимального психологического комфорта во время нахождения его в детском саду. Поэтому много усилий направлено на  создание домашней обстановки, способствующей воспитанию гармонически развитой личности. Большое внимание уделяется подбору и расстановке мебели, игрушкам, и учебным пособиям.

Игра – это основной вид деятельности для всех наших воспитанников. Вся жизнь детей в детском саду – организация и проведение занятий, овладение навыками самообслуживания, особенно для малышей, должна проходить в игровой форме. Групповые комнаты необходимо наполнять игровым материалом для сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных и дидактических игр. Конструкция, формы, размеры и функциональные свойства игрушек должны полностью соответствовать возрастным особенностям детей и обеспечивать ребёнку необходимый комфорт и безопасность во время игры. 
Нельзя использовать в работе игрушки, побуждающие детей к агрессии ( доспехи, пистолеты, военная техника и т.п.).

В оборудовании группы для детей 5 – 6 лет появляется больше игрушек, способствующих развитию мелкой моторики рук, воображения, приобретению определённых навыков, необходимых для успешного осуществления разнообразных видов деятельности и помогающих постепенно переходить к подготовке к школе. Игрушки и другие предметы для игр должны храниться в больших коробках и в любой момент быть доступны детям.

Важное значение необходимо уделять оформлению уголка ИЗО, главная задача которого развивать художественно-творческие способности у детей – ведь занятия рисованием, лепкой, аппликацией занимают большое место в воспитательно-образовательной работе с детьми всех возрастных групп. Здесь дети должны иметь возможность рисовать различными видами художественных материалов: пастелью, сангиной, углём, акварелью, гуашью, мелками, цветными карандашами, фломастерами, кистями.

В группе, в доступных для детей месте должны храниться учебно-наглядные пособия (портреты и иллюстрации знаменитых художников, изделия народных промыслов, художественные альбомы). Всё это используется в работе с детьми как учебно-наглядные пособия для уточнения и обогащения представлений детей, для знакомства их с выразительными средствами искусства, позволяющими художникам передавать образы действительности.

Также в группе можно разместить экспозицию по народному декоративно-прикладному искусству, где будут собраны изделия городецких, павлово-посадских, жостовских мастеров, игрушки филимоновские, абашевские, дымковские, полхов-майдановские, богородские. При подборе экспозиции необходимо соблюдать принципы доступности экспонатов для восприятия детей и их подлинности.

В качестве наглядных пособий в специальный папках можно представить произведения мастеров народных промыслов: Гжель, Семёновская игрушка, Палех, Федоскино, а также лепные и изобразительные работы самих детей.

Самое ближайшее окружение детей в детском окружении – группа со всеми прилегающими помещениями – это, так называемая, микросреда. Поэтому, большое внимание надо уделять их оформлению и оборудованию, созданию благоприятной, уютной и вместе с тем учитывающей необходимость деловой обстановки, в которой дети живут и занимаются.

Интерес к красочным, искусно выполненным пособиям вызывает у детей желание заниматься. Вместе с тем эстетические качества материалов и пособий радуют детей своей формой, цветом, приятной на ощупь поверхностью; дети испытывают удовольствие от занятий с ними, у них развиваются эстетические чувства, формируется представление о культуре материалов и пособий для занятий.

Дети должны принимать активное участие в создании эстетически организованной среды в своей группе: оформлять группу к различным праздникам, выполнять рисунки, создавать скульптурные композиции, делать аппликации для участия в конкурсах и выставках, которые постоянно проходят в стенах ДОУ.

Процесс воспитания необходимо построить таким образом, чтобы дети активно включались в создание эстетической среды. Учиться красиво сервировать столы, смотреть за порядком в группе, вовремя убирать игрушки, ухаживать за комнатными растениями и следить за своим внешним видом.

Создание прекрасного в повседневном быту – один из важных элементов эстетического воспитания детей. И главными помощниками детей в этом нелёгком деле являются воспитатели и педагоги.

Виды игр на эмоциональное развитие

Группа игр

Вид

Цели

Пример (возрастная группа)

Дидактические

Настольная

  • развивать внимание;
  • учиться анализировать увиденное и услышанное.

«Найди лицо»: детям раздаётся два комплекта карточек — с героями, переживающими какие-то эмоции, и со смайликами.

Музыкальная

  • учиться распознавать передаваемые музыкой настроения;
  • воспитывать эстетический вкус.

«Подбери картинку»: дети подбирают картинку с изображением персонажей в разном настроении под подходящую по эмоциям музыку. Для музыкального сопровождения можно взять «Детский альбом» Чайковского.
(Средняя группа)

Словесная

  • учиться улавливать настроение через речь;
  • развивать монологическую/диалогическую речь.

«Нарисуй настроение»: дети слушают историю (можно взять аудиосказку «Сказка о рыбаке и рыбке», например) и рисуют деда/бабу в конкретном сюжетном повороте (к примеру, радостного деда, когда он рыбку поймал, или грустную бабку в начале сказки), а затем описывают эмоции нарисованного героя.
(Подготовительная группа)

Подвижные

На имитацию

  • учиться распознавать эмоции по движениям;
  • тренироваться в беге, ходьбе;
  • развивать речь.

«Угадай настроение». Выбирается водящий, остальные дети — пчёлки, которые, выбрав себе конкретную эмоцию, «летают» по площадке. Задача водящего: поймать пчёлку, осалив её, и угадать, какую эмоцию она демонстрирует.
(Средняя, старшая группы)

На тренировку ловкости и внимания

  • учиться повторять динамику движений;
  • развивать внимание;
  • тренировать навык расшифровки эмоций по невербальным проявлениям;
  • развивать речь.

«Человек и отражение»: дети разбиваются на пары, один из участников — человек, другой — его отражение. Первый показывает свои эмоции через движения, второй в точности их копирует. По команде «Стоп» все останавливаются, участник-отражение описывает, что за эмоции показывал «человек».
(Средняя, старшая группы)

Театрализованные игры

Сюжетно-ролевая

  • учиться передавать эмоции вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • воспитывать сопереживание.

«Что случилось»: малыши разыгрывают сценку «Мама забирает ребёнка из детского сада», в которой и у «мамы», и у «малыша» определённое настроение. Задача аудитории: назвать и объяснить эмоции участников, составив цельный рассказ.
(Старшая группа)

Режиссёрская

  • тренировать навык выбора средств выразительности для демонстрации той или иной эмоции;
  • развивать творческий потенциал;
  • воспитывать умение работать в группе.

«Подскажи и помоги»: малыши по очереди показывают различные эмоции, остальные участники помогают «персонажам» советами. Например, этого нужно отвести в больницу — он ведёт себя так, будто у него болит зуб, этого надо пожалеть — он чем-то расстроен и т.д.
(Подготовительная группа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корекционно-развивающая программа "Сказочный мир эмоций"

Включает в себя пояснительную записку, программу работы, список литературы, конспект одного из занятий и презентацию....

Коррекционно – развивающая программа «В мире эмоций» для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии дошкольников.

Занятия для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной ко...

Программа по развитию эмоций

Программа  по развитию эмоц. сферы для детей  старшего возрастаКрюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА (Л.П.Стре...

Программа по развитию эмоций

Программа  по развитию эмоц. сферы для детей  старшего возрастаКрюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА (Л.П.Стре...

Развивающая программа по развитию эмоций "Радуга эмоций".

Развивающая программа по развитию эмоций "Радуга эмоций"....

Коррекционно – развивающая программа «В мире эмоций»

В последние годы одной из самых серьёзных социальных проблем является нарушение эмоционально-волевой сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Ребенок дошкольного возраста мало осо...

Трениговая программа "В царстве эмоций"

Данная тренинговая программа представляет собой работу с детьми 4-6 лет, имеющими нарушения в поведении и эмоциональном развитии, предполагает вовлечение родителей в решение эмоциональных проблем дете...