Корекционно-развивающая программа "Сказочный мир эмоций"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Включает в себя пояснительную записку, программу работы, список литературы, конспект одного из занятий и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapiska.doc | 46.5 КБ |
skaz_mir_emociy.doc | 145.5 КБ |
zapovednik1.doc | 58.5 КБ |
skazochnyy_mir_emociy-programma.ppsx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Каждый человек уникален и неповторим, но есть у нас и много общего. Каждому из нас хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Наиболее актуальна данная проблема в детстве, когда от воздействия социума, от которого, кстати, у ребенка еще нет защиты, зависит его развитие, будет ли оно благополучным, или на пути становления личностью маленькому человечку встретятся трудности. Одной из таких трудностей может стать недостаточно успешное общение вследствие недоразвития эмоциональной сферы.
Безусловно, роль эмоций на ранних этапах развития наиболее велика, т.к. само общение между взрослым и ребенком проходит на уровне эмоций и эмоционального реагирования, но в старшем дошкольном возрасте ребенок постепенно начинает овладевать своими эмоциями: в первую очередь осознавать их, а затем и в некоторой степени управлять. Эмоционально-мотивационную готовность, т.е. наличие эмоциональной устойчивости, потребности в общественно-значимой и общественно оцениваемой деятельности, отсутствие импульсивности и пр., даже выделяют в качестве компонента психологической готовности к школьному обучению.
Наши эмоции в общении находят ряд выражений: это и мимика, и пантомимика, и жесты, и интонация, и речь, и многое-многое другое. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что в свою очередь, может быть причиной углубления астенических черт характера и появления невротических наслоений(1).
Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника(1).
Кроме того, для того чтобы успешнее справляться с трудностями детям необходимо раскрепощение чувств, развитие креативности, творческого мышления.
Для того чтобы скомпенсировать эмоциональные трудности детей, помочь им успешнее адаптироваться в социуме и была составлена программа коррекции и развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста “Сказочный мир эмоций”, которая в данный момент успешно реализуется в ДОУ “ муниципальный детский сад присмотра и оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией №16” города Орла и приносит свои результаты.
Цель программы “Сказочный мир эмоций”: укрепление психического здоровья детей.
Задачи:
- развитие и коррекции эмоциональной сферы
- стабилизация психических процессов, снятие напряженности
- развитие творческого воображения, оригинальности мышления, стимулирование творческого самовыражения
- формирование социально-нравственного императива, умения анализировать и оценивать свои поступки и эмоции, а также поступки и эмоции других людей с позиции нравственности, социальных норм, развитие способности к сопереживаниию
- развитие саморегуляции детей
- способствование повышению уверенности в себе, формирование положительного самовосприятия, самооценки
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Группа должна состоять из 7-10 человек.
Оптимальная продолжительность занятий – 30-40 минут.
Оптимальная периодичность проведения занятий 1-2 раза в неделю.
Программу реализует педагог-психолог, т.к. он может получить определенную диагностическую информацию, а также может управлять спонтанно-возникшем терапевтическим процессом (в ходе, например, рисуночных техник).
Из наиболее необходимого оборудования можно выделить: магнитофон, кассеты с записями музыки, набор пиктограмм, альбомы, краски, сказочная атрибутика.
Рекомендацией к проведению является положение детей во время занятия: в кругу на стульчиках, пуфиках или ковре.
Используемые методы:
- сказкотерапия
- драмтерапия, имитационные и ролевые игры
- арттерапия
- психогимнастика
- метод направленного воображения
- техники и приемы ауторелаксации и саморегуляции
- элементы групповой дискуссии
В качестве контроля овладения умением выражать эмоции, распознавать их, можно использовать:
1) комплект заданий для изучения эмоциональной сферы ребенка, предложенный Минаевой В.М. в пособии для практических работников дошкольных учреждений “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры”.
2) методики из книги С.В. Велиевой “Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста”.
Для диагностики результатов в области улучшения общего эмоционального самочувствия, в частности снижения уровня тревожности, можно использовать методику уровня тревожности Дорки и В. Амена в пособии М.А.Панфиловой “Игротерапия общения”.
Способность создавать оригинальные образы у детей можно продиагностировать с помощью методики О.М.Дьяченко “Дорисовывание фигур”.
Отработка знаний и умений проходит в 4 этапа:
- получение информации о содержании той или иной эмоции, её причин и пр.
- получение знаний о способах выражения, совладания той или иной эмоцией, этической оценке выражения той или иной эмоции.
- применение полученных знаний в конкретных ситуациях на закрепляющих занятиях.
- перенос умений, освоенных на занятиях в повседневную жизнь ребенка.
Последнее, осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с другими педагогами ДОУ и родителями детей.
Большинство занятий имеют четкую структуру:
- ритуал начала занятий
- ознакомление с эмоцией, её проигрывание в форме эвристической беседы, игр
- игры, упражнения, направленные на закрепление полученных знаний
- релаксационные упражнения, ритуал окончания занятий, обсуждение занятия
При составлении данной программы я опиралась на работы Н.А. Сакович, М.И. Сакович, О.В. Хухлаевой, Е.А. Алябьевой, С.В. Крюковой, М.А. Панфиловой, В.М. Минаевой, Г.М. Жучковой, Н.Л, Кряжевой, О.А. Шороховой, К.Фопеля.
Литература.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. 2003. – 208с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2002. – 160с.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. –М.: АРКТИ, 2000. – 48с.
- Практика сказкотерапии / под ред. Н.А.Сакович. – СПб.: Речь, 2005. – 224с.
- Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2005. – 64с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4 – М.: Генезис, 2003. – 160с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с.
- Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005. – 175с.
Предварительный просмотр:
Тематический план “Сказочный мир эмоций”.
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
1 2 | Я такой Путешествие в лес | Адаптация к занятиям. Развитие чувства принадлежности к группе. Развитие самосознания, позитивного отношения к себе. Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения к своему “Я” Формирование чувства принадлежности к группе. Развитие репертуара телесных ощущений, воображения. |
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят всем в глаза и улыбаются.
4. Беседа “Чем отличаются люди друг от друга”
Дети кладут свои ладошки в круг так, чтобы получилось крепкое рукопожатие, которое никому не разжать
Дети колонной за педагогом (а затем ведущий меняется) идут по лесу преодолевая различные препятствия, останавливаясь для игр и упражнений.
| Магнитофон, кассета с релаксирующей музыкой (звуки леса) |
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
3 4 | “Радость 1” “Радость 2” | Первичное знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека Продолжение знакомства с чувством радости, развитие эмпатии, воображения, творческого мышления. Развитие саморегуляции. |
дети по кругу говорят соседу справа, что рады видеть его
составляющие: мимика, пантомимика, речь)
дети по кругу показывают смешные рожицы, чтобы рассмешить остальных
детям предлагаются карточки с изображениями предметов, явлений природы, сказочных персонажей и пр. дети должны придумать предмет радости данной вещи.
дети по очереди по желанию показывают различных персонажей с помощью платка (бабочка, принцесса, волшебник, баба-Яга, фокусник, морская волна, лиса и пр.)(2.52)
| Зеркало, пиктограмма “Радость” Пиктограмма “радость”, зеркало, картинки с различными предметными изображениями, платок |
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
5 6 7 8. 9 | “Грусть”1 “Грусть”2 “Гнев” 1 Гнев 2 Злостики, боязливики и грустишки | Первичное знакомство с чувством грусти, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Развитие эмпатии Продолжение знакомства с чувством грусти, развитие воображения. Развитие саморегуляции, формирование уверенности в себе, обретение полноты ощущений. Первичное знакомство с чувством гнева, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Развитие эмпатии. Продолжение знакомства с чувством гнева, развитие воображения. Развитие саморегуляции, умения справляться со своей агрессией, формирование уверенности в себе. Гармонизация эмоционального состояния, развитие творческого воображения, совершенствование механизмов саморегуляции |
дети получают мини-пиктограммы, половина из которых “грусть”, другая “радость”, делятся парами. Один в паре выражает грусть, другой утешает, затем меняются мини-пиктограммами.
Психогимнастика с перерывами на игры 6. этюд “Лесовичок с хворостом” Лесовичок несет на спине хворост. Вот он остановился, положил его у своих ног и говорит; - “Я так устал, я очень устал...” выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены. Одна половина детей – лесовички, другие помощники, которые помогают ему донести рюкзак, меняются
дети передают клубок друг другу и рассказывают, когда они бывают грустными, наматывая ниточку на палец, затем клубок сматывается и забирает с собой их грустные чувства.
обращение внимания на – лицо -плечи -руки -голос 4. мимическая гимнастика “Солнечный зайчик” 5. выражение эмоции “грусть” перед зеркалом 6. рисование “грустные картинки” 7. беседа “помощь Пьеро и самому себе” 8. релаксация под музыку, чтение текста “теплый как солнце, легкий как дуновение”(7.130)
Ребята, представьте себе, что вся ваша злость скопилась на кончиках пальцев, дотронтесь пальчиками до листка, через них ваша злость переходит на листочки, а вам нужно её нарисовать… Вся ваша злость навсегда останется на этих листочках, а они в моем кабинете.
6. ритуал окончания занятия “узел дружбы” | Пиктограмма “грусть”, зеркало, магнитофон, бодрая, радостная музыка Пиктограмма “грусть”, зеркало, магнитофон, тихая, спокойная музыка, клубок ниток Пиктограмма “гнев”, зеркало, магнитофон, тихая, расслабляющая музыка, листы бумаги, краски, кисточки Пиктограмма “гнев”, магнитофон, спокойная музыка, шарфы, газеты Белые маски, гуашь, фломастеры, карандаши, вырезки из журналов, цветная бумага |
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
10 11 | Страх1 Страх2 | Первичное знакомство с чувством страха, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Развитие эмпатии Продолжение знакомства с чувством страха, развитие воображения, речи. Развитие саморегуляции, формирование уверенности в себе, обретение полноты ощущений. |
дети передают по кругу свечу со словами “я дарю тебе мое тепло”
ребята должны придумать чего боится герой картинки и как ему помочь
| Рассказ Н.Носова “Живая шляпа”, пиктограмма “страх”, листы бумаги, краски, кисточки Свеча, дидактическая игра “эмоциональные сказки”, магнитофон, кассета со звуками леса |
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
12 | “В зоопарке” | Закрепляющее занятие. Закрепление знаний об эмоциях: “радости”, “грусти”, “злости” “страха”, закрепление умения адекватно выражать свои эмоциональные состояния, способности понимать эмоциональные состояния других людей. Развитие эмпатии, произвольности, воображения. |
письмо представляет собой 2 пиктограммы, нарисованные на одном листе: грусть, радость. Дети придумывают небольшие сказки, в которых фигурируют данные эмоциональные состояния в нужном порядке.
дети стоят в кругу и изображают животных в том состоянии, которое говорит ведущий: - трусливый зайчик - злой медведь - грустный слон - веселые мартышки - злой волк - спокойная сова 8. мини релаксация “солнечный зайчик” | Письмо с пиктограммами |
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
13 | “Гости из сказки” | Развитие саморегуляции, умения справляться со своими негативными эмоциональными состояниями. Формирование положительной самооценки, уверенности в себе. Развитие социальной компетенции: эмпатии, альтруизма. |
дети сами определяют порядок оказания помощи, в зависимости от их выбора предлагается тот или иной блок: Пьеро:
Карабас-Барабас: 1. ребята голосом показывают как Карабас-Барабас просит о помощи
Дуремар: 1. ребята голосом показывают как Дуремар просит о помощи
5. Танец радости под веселую музыку. | Изображение персонажей: Пьеро, Карабас-Барабас, Дуремар. Подушка-упрямка, Кроссворд “Золотой ключик” Магнитофон, кассета с веселой музыкой |
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
14 | “Как Иванушка Аленушку выручал” | закрепление понятий: “радость”, “грусть”, “злость”, “страх” способствование повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, развитие умения справляться с собственной агрессией, грустью, формирование позитивного отношения к своему “Я”, развитие социальной компетенции: развитие умения выражать собственные эмоции и распознавать эмоции других людей, формирование позитивного отношения к сверстникам, развитие способности к сопереживанию, эмпатии |
ребята должны разложить жильцов в домики, согласно их настроению
| Конверт, изображения плачущего Иванушки, Бабы-Яги Коврик Плакаты с изображениями “грустного” и “веселого” домика, дидактическая игра “театр настроения”, воздушные шарики по количеству детей, магнитофон, кассета с музыкой |
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
15 16 17 | Удивление1 Удивление2 “В королевстве музыки” Стыд. “Маша и котенок” | Первичное знакомство с чувством удивления, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Развитие эмпатии, воображения Продолжение знакомства с чувством удивления, развитие креативности, символических представлений. Развитие саморегуляции, формирование уверенности в себе. Формирование положительного отношения к родителям. Развитие сенсорно-перцептивной сферы. Первичное знакомство с чувством стыда, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Формирование морально-нравственного компонента личности. |
ребенок бросает кубик эмоций, предварительно указав, кто будет голосом передавать эмоциональное состояние, изображенное на его грани. Фраза “мне выпал ход”. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание
- хмуримся как снеговые тучки - радуемся как солнышки - удивляемся цветку в снегу - пугаемся, пробегающего рядом, волка 4. встреча с феей музыки, постановка проблемы: перепуталась вся музыка и обитатели королевства запутались в своих эмоциях 5. прослушивание музыки, подбор подходящих эмоций. 6. Танец радости. 7. рассказ о мамах по кругу 8. рисование мам на основе скрипичного ключа 9. ритуал окончания занятия “узел дружбы”
- что подумал котенок о Маше ? - поняла ли Маша, что поступила неправильно? Вопрос в конце чтения: Как называется чувство, которое испытала Маша?
9. ритуал окончания занятия “узел дружбы” | Фокус: 3 кольца, один с прорезью Пиктограмма “Удивление” Кубик эмоций Нарисованные заготовки шаров, магнитофон, кассета с записью релаксирующей музыки Кукла-фея, заготовки со скрипичным ключом, магнитофон, кассеты с записями музыки: П.И. Чайковский “Новая кукла”, С.Майкапара “Тревожная минута”, “Раздумье” и пр. рассказ В.Герчик “Девочка и котята”, пиктограмма “удивление”, альбомы, цветные карандаши, мягкая игрушка- котенок |
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
18 19 | Хвастунишки Робость “Страна молчунов” | Первичное знакомство с чувством самодовольства, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Формирование морально-нравственного компонента личности. Первичное знакомство с чувством робости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Повышение самооценки. Развитие сенсорно-перцептивной сферы. | 1. ритуал “дружба начинается с улыбки” 2. чтение сказки “приключения новогодней мишуры” (1.68) 3. беседа “почему нельзя хвастаться” 4. показ пиктограммы “Самодовольство”, обсуждение, воспроизведение 5. игра “хвастунишки” дети по кругу хвастаются
| рассказа “приключения новогодней мишуры”, пиктограмма “Самодовольство” магнитофон, кассета с записью спокойной музыки Пиктограмма “робость” |
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
20 21 | Отвращение “Прогулка по городу” Жадность | Первичное знакомство с чувством отвращения, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Формирование морально-нравственного компонента личности. Первичное знакомство с чувством жадности, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Формирование морально-нравственного компонента личности. |
-засучили рукава, собираем бумажки, взяли веники-подмели, взяли тряпочки, намочили, отжали, помыли скамейки, взяли ведро, кисть, покрасили скамейку, вытерли руки, любуемся, радуемся порядку и чистоте 9. релаксация “деревья” 10.ритуал окончания занятия “узел дружбы”
9. мини-релаксация “капельки” | Пиктограмма “отвращение” Бумага сказка “жадный зайка”, маска или ушки зайца |
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
22 | Музей несуществующих животных | Закреплений понятия об эмоциях, их выражении и распозновании. Развитие творческого самовыражения, креативности. Развитие эмпатии. |
каждый ребенок по кругу выполняет какое-либо движение (или что-либо для собственного выражения), остальные повторяют за ним.
детям предлагается реквизит, с помощью которого они должны перевоплотится в сказочных животных
детям надеваются маски (т.е. они не видят свою, но видят маски других детей), им необходимо узнать какая на них маска, для этого они показывают эмоции, изображенные на масках других детей. Условие – разговаривать нельзя
| Маски с изображением эмоций, реквизит (платки, тряпки, веревки, палочки и пр.) Альбом, краски, кисточки, баночки с водой, цветные карандаши, фломастеры и пр. Плакат с нарисованным волшебным лесом Магнитофон, кассета с записью веселой необычной музыки, желательно, африканские мотивы |
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
23 | Волшебная страна чувств | Закреплений знаний об эмоциях, их выражении и распозновании. Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства. Развитие интереса к самому себе. Повышение самооценки. |
| Заготовки масок с прорезями для глаз; краски, кисти, вырезанные из различных журналов и книг картинки; клей; свеча; сказочная атрибутика; аудиокассета с записью спокойной музыки. |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие:
“В гостях у сказки”.
Возраст детей: старший дошкольный.
Группа: 5-10человек.
Задачи:
- Развитие способности ребенка генерировать различные способы и алгоритмы выхода из проблемных ситуаций и, как следствие, коррекция тревожности и агрессивности
- способствование повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности
- развитие социальной компетенции
- накопление положительного эмоционального опыта, укрепление социального иммунитета
- развитие творческого мышления
необходимое оборудование: музыкальное сопровождение, костюмы Бабы-Яги, Буратино, Водяного, Феи, Королевы сказок, стража ворот, волшебные ворота, трон, дидактическая игра “вперед за приключениями”, фланелеграф, кирпич, кроссворд “Золотой” ключик, книга, затемнения на окнах, светотехнические приспособления.
методические приемы: элементы сказкотерапии, драмтерапии, беседа, наглядные средства
используемая литература:
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.
2. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А.Сакович. – СПб.: Речь, 2004. – 224с.
Методический прием | Обоснование | Конспект занятия |
Драматизация Постановка проблемы Выдвижение гипотез Отгадывание загадок Разгадывание кроссворда Прослушивание музыки Постановка задачи Упражнение “Возьми себя в руки” Упражнение “Волшебная река” Прослушивание музыки Психогимнастика Беседа Сказочные загадки Упражнение “Лабиринт” Работа с фланелеграфом Беседа Ритуал окончания занятия Беседа-обобщение | Начало развития сюжета Формирование умения критически мыслить в проблемных ситуациях, умения выдвигать множество предположений Облегчение перехода в новую ситуацию
Формирование творческого мышления, воображения Актуализация знаний о персонажах сказки “Золотой ключик”, формирование умения выявлять основные личностные качества героев Релаксирующий момент, развитие воображения Развитие, умения генерировать множество ответов на поставленный вопрос Закрепление навыков социальной компетенции Формирование групповой сплоченности Развитие творческого потенциала, умения генерировать различные идеи Развитие воображения, снятие мышечных зажимов Актуализация знаний о сказках Формирование групповой сплоченности Развитие памяти, пространственной координации Формирования понимания важности сказки как духовной ценности общества, Умение осознавать в сказке поучающий смысл Выход из сказочной ситуации Обобщение опыта занятия, развитие рефлексивных навыков | Звучит тревожная музыка, на сцене стоит рассерженная королева заповедника сказок: “Что происходит в этом мире! Детям перестали читать сказки, они забывают о сказочных героях, моих маленьких подопечных, они не помнят мои имена. В заповеднике все реже звучит детский смех, в нем поселилась тишина. У них теперь новые друзья – Спайдер-мены, Шреки. А раз так, не видать больше детям сказок! Снип-снап-снурре, снурре-вазиллюре” – водит рукой над толстой волшебной книгой, а затем захлопывает её. Уходит. Начинается другая, более спокойная музыка.”А в это время в детском саду…” Входят ведущий с детьми. Вед.: “Ребята, сегодня на занятии, я хотела бы прочитать вам сказку”. Ведущий открывает книгу, дети устраиваются вокруг кружком. В книге сказок нет. Вед: “Ребята, все сказки куда-то пропали. Какой ужас. Что же делать?” Дети: “Необходимо разобраться, что с ними случилось. Может их кто-то похитил, или они сами куда-то ушли. У нас единственный выход отправляться в сказку и все выяснить”. -Кто помнит волшебные слова -Крибле-крабле-бумс Начинает звучать музыка. Появляются ворота и страж (кукла-марионетка или ребенок). Страж: Здравствуйте, мои маленькие странники! Вы стоите у ворот заповедника сказок. Наша королева повелела не пускать в страну тех, кто не умеет фантазировать. Но вы, я вижу, не такие. Однако, приказ королевы – закон. Я, Страж сказочных ворот, должен проверить, какие вы придумщики, и поэтому приготовил для вас испытания. Справитесь с ними – ворота откроются. Первое испытание. В одной сказочной стране есть огненная река, ничего живого не растет у ее берегов. Как можно перейти огненную реку? Второе испытание. Перед вами Чудо-Юдо – зверь диковинный. Отгадайте, каких зверей он в себя спрятал? Ну, молодцы! Теперь я вижу, что вас можно пустить в нашу страну. Далее, дети проходят по одному через ворота. Вед: “Вот ребята мы и в заповеднике!”. Мы оказываемся на поляне, где перед кроссвордом стоит задумчивый Буратино и потирает лоб. Буратино: “Эх, мне бы только бы это суметь, она бы весь рот открыла”. Замечает ребят: “Ой, а вы кто такие?” Дети: “Мы из детского сада, у нас пропали все сказки из книжек и мы пошли в сказочную страну, чтобы все выяснить. Вы не знаете, что случилось?”. Буратино: “Ааа…Да это все здесь знают… Это наша Королева рассердилась, что дети перестали читать сказки, а смотрят по телевизору всякую ерунду. Вот она книгу волшебную и захлопнула, “не видать” говорит “детям больше сказок”. Вот так-то вот.” Дети: “Понятно…Надо к королеве идти, сказать, что мы сказки любим и нам они нужны. А что ты, Буратино, делаешь?” Буратино: “А это мне Мальвина задачку задала, все учит меня, не поможете решить?” Дети разгадывают сказочный кроссворд (см. Приложение) Буратино: “Спасибо, ребята, побегу Мальвине расскажу, что все сделал”. Дети: “А как же нам добраться до Королевы?” Буратино: “Ой, да тут в чулане давно ковер-самолет лежит, забирайте, да летите на нем до самой Королевы. До свидания. Доброго пути.” Садимся на ковер-самолет. Звучит музыка. Мы рассматриваем воображаемые облака, на что они похожи. Ведущий: “Ребята дождик начинается, скорее под зонтик”. Пока прячемся по зонтиком входит Баба-Яга. Ведущий: “Ребята, ковер промок и больше не летит. Придется нам добираться самостоятельно. А это кто?” Баба-Яга ходит из угла в угол. Баба-Яга: “Всех съем, никого не помилую… Съем и косточек не оставлю…Ууу…Вот я их…” (грозит кулаком).”Да что же это такое, что ж я все злюсь? Нет, надо что-то с этим делать… Но что? А вы еще кто такие? – замечая детей”. Дети отвечают. Баба-Яга: “А вы мне можете помочь?” Ребята обучают Бабу-Ягу справляться со своим гневом различными способами. Рвать бумагу, намочить руки холодной водой - остудиться, полежать- отдохнуть, упражнения “возьми себя в руки”, “врасти в землю” и пр. -Давайте покажем. Баба-Яга, как только ты почувствовала, что забеспокоилась, хочешь кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека. Баба-Яга: “Спасибо, ребята, выручили вы меня, а далеко вы путь держите?” Объясняют. Баба-Яга: “Как добраться до королевы я не знаю, но об этом, наверняка, знает Водяной, у него и спросите. Смотрите, здесь берет начало волшебная река, по ней вы и доберетесь до Водяного.” Ребята встают в два ряда, один напротив другого, это берега реки. Между ними лежит длинный отрез ткани, они приседают и берут его, натягивая в 10 см от пола. Каждый по очереди должен проплыть по реке, преодолевая сопротивление материала, каждый сам решает, как он будет двигаться, быстро или медленно, прямо или с водоворотами, кружась на месте. Когда пловец проплыл весь путь, он становится берегом и плывет следующий. Играет аудиозапись “Звуки ручья”. Водяной напевает свою песенку. Дети здороваются. Водяной: “Здравствуйте, здравствуйте, а вы кто такие и куда идете?” Дети объясняют. Водяной: “Дааа… Путь не близкий, я вам подскажу дорогу, если вы мне поможите. На днях нашел я в своем болоте кирпич, а что делать с ним не знаю, как его использовать? Подскажите мне.” Дети изобретают различные способы использования кирпича. Водяной: “Ну, спасибо, ребятушки. Столько идей мне подсказали! Я бы сам ни за что не додумался! А идти вам нужно вот по этой тропинке, куда-нибудь она вас да выведет. До свидания.” Дети становятся гуськом за ведущим, повторяют за ним движения. Идут по тропинке, подлезают под кустами, перепрыгивают через лужи, переступают, высоко поднимая ноги, через корни деревьев и т.д. На пути встречается Фея. Фея: “Я маленькая Фея, а вы кто? И куда направляетесь?” Дети отвечают. Фея: “Хорошо, я помогу вам, но сначала проверю, хорошо ли вы знаете сказки, любите ли вы их, а то может вы меня обманываете. Скажите из какой сказки эти слова:
Дети отгадывают. Фея: “Ну, теперь я вижу, что вы любите и читаете сказки. А до дворца Королевы сказок рукой подать. Надо только пройти через лабиринт, но если вы дружные, то у вас все получится. Удачи вам, ребята!” Дети встают в круг и берутся за руки. Через плечо ведущего продето кольцо из корсажной ленты (корсажная лента длиной 1 метр 20 сантиметров, крепко связанная в кольцо). Не разнимая рук, необходимо пропустить это кольцо по эму кругу. Чтобы усложнить задание, можно сложить кольцо вдвое (лабиринт сужается). Если кто-то отпустил руку соседа, начинается сначала. В это время на сцене появляется Королева сказок. Королева: “Я рада приветствовать вас в своем Дворце. Но расскажите мне, как вы меня нашли, вам кто-то помогал? У меня есть план моей Сказочной страны, покажите где и кто встретился вам на дороге. Дети раскладывают на фланелеграфе план. Королева: “На протяжении всего вашего пути я следила за вами и хочу признать, что вы выбрали правильный путь. Те, кто побы вал у нас, многому научились, и это помогло им кое-что изме нить в своем реальном мире. Вы тоже стали другими: научи лись любить себя и других, научились слышать, видеть и гово рить, а главное — дружить и совершать добрые дела. Но скажите мне зачем вам нужны сказки, почему вы их любите”. После ответов детей: “Вы растопили мое сердце. Я верю, что детям нужны сказки, и поэтому готова снова открыть свою книгу мудрости, вернув сказки в реальный мир. Но не забывайте, что если к сказке не относиться с трепетом и любовью, то сказка начинает болеть Забвением, а это очень страшная болезнь”. Королева открывает книгу, звучит таинственная музыка. Королева: “А теперь возвращайтесь домой. Помогут вам в этом воздушные шарики, на которых вы полетите домой и моя волшебная палочка. Снип-снап-снурре, снурре-вазилюрре“. Звучит музыка, дети кружатся, королева уходит. Вед: “Вот, ребята, мы снова и дома. Мы проделали очень важное путешествие, с целью вернуть сказки всем детям, это настоящее наше достояние, истинный кладезь мудрости.” Вед: “А теперь не пора ли нам возвращаться в группу?” |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель программы “Сказочный мир эмоций ”:
Задачи: - развитие и коррекции эмоциональной сферы - стабилизация психических процессов, снятие напряженности - развитие творческого воображения, оригинальности мышления, стимулирование творческого самовыражения - формирование социально-нравственного императива, умения анализировать и оценивать свои поступки и эмоции, а также поступки и эмоции других людей с позиции нравственности, социальных норм, развитие способности к сопереживаниию - развитие саморегуляции детей - способствование повышению уверенности в себе, формирование положительного самовосприятия , самооценки
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Группа должна состоять из 7-10 человек. Оптимальная продолжительность занятий – 30-40 минут. Оптимальная периодичность проведения занятий 1-2 раза в неделю.
Средства контроля комплект заданий для изучения эмоциональной сферы ребенка, предложенный Минаевой В.М. в пособии для практических работников дошкольных учреждений “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры”. Для диагностики результатов в области улучшения общего эмоционального самочувствия, в частности снижения уровня тревожности, можно использовать методику уровня тревожности Дорки и В. Амена . Способность создавать оригинальные образы у детей можно продиагностировать с помощью методики О.М.Дьяченко “ Дорисовывание фигур”.
Отработка знаний и умений проходит в 4 этапа:
Структура:
Результаты
Спасибо, за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка корекционно-развивающего занятия в подготовительной группе "Морское путешествие"
Корекционно-развивающее занятие педагога психолога в подготовительной группе Программное содержание:1. Развивать вним...
Использование нетрадиционных техник рисования в корекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями.
Выступление на сименаре для воспитателей и учителей начальных классов. Презинтация детских работ дошкольной группы по использованию на занятиях изо деятельности нетрадиционных техник изображения....
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
Конспект корекционно-развивающего занятия по развитию эмоциональной сферы детей 5 – 6 лет.
К пятилетнему возрасту у детей совершенствуется эмоционально-личностная сфера, психические процессы у детей начинают приобретать произвольный характер, при общении ребёнок начинает обращать внимание н...
Корекционно-развивающая работа
Раздел из адаптированной прогаммы ДОУ...
Программа корекционно-развивающей работы для детей страдающих заиканием.
Данная программа составлена для детей 5 лет страдающих заиканием и ФНР....
Корекционно развивающая среда для детей с ОВЗ
Среда для развития детей с ОВЗ дошкольного возраста...