Программа по развитию эмоций
рабочая программа (старшая группа) на тему

Климкина Анастасия Анатольевна

Программа  по развитию эмоц. сферы для детей  старшего возраста

Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА (Л.П.Стрелкова

«Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.» - Москва, 1999г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmapo_razvitiyu_emotsmy_diagnostika.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  по развитию эмоц. сферы для детей  старшего возраста

  • Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА (Л.П.Стрелкова

«Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.» - Москва, 1999г.)

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

  • адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
  • дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
  • широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
  • адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определенные изменения (если после проведения экспериментальной работы еще раз выполнить с детьми эти же задания).

Наличие у детей во время выполнения заданий и последующей работы большой степени замкнутости, резкой смены настроений, частых вспышек раздражения,

требует особого подхода и внимания к ним.

Задание 1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

(Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 1.

Таблица 1

Ф.И.

ребенка

Весѐлый

Печальный

Испуганный

Сердитый

Удивленный

М

П

М

П

М

П

М

П

М

П

М-мимика П-пантомимика

Методика «Волшебная страна чувств»

(Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Цель: исследование психоэмоционального состояния.

Возраст: от 5 до 13 лет

Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.

Инструкция 1:«Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

  • вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.»
  • тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.

  • результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.


Инструкция 3:«Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту. Помести на ней Чувства, живущие в домиках, как тебе хочется ».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

  1. Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
  2. Адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики.
  3. На распределение цветов, обозначающих  чувства, внутри силуэта

человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

  • голова и шея (символизируют  ментальную деятельность);
  • туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
  • руки до плеч (символизируют эмоциональную деятельность);
  • тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);
  • ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «Заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие» в голове, окрашивают мысли. Если в голове

живет «страх», наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет

непросто. В ногах живут чувства,        которые дают человеку

психологическую уверенность, или же  (если в ногах поселились

«негативные»        чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться

от них. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с

окружающими.

6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.

3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.

Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или

мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего. В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

Таблица 2

Ф.И.

ребенка

Весѐлый

Печальный

Испуганный

Сердитый

Удивленный

Пр

М

П

Пр

М

П

Пр

М

П

Пр

М

П

Пр

М

П

Пр – персонаж, М – мимика, П – пантомимика.

Обработка данных: Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии.

Задание 2.

Изучение выразительности речи.

(Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 3.

Таблица 3

Ф.И.

ребенка

Радостно

Грустно

Испуганно

Сердито

Удивленно

Обработка данных: Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передаче разных эмоциональных состояний.

Задание 3.

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

(Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?» Ответы детей записывают в таблицу 4.

Таблица 4

Ф.И.

ребенка

Радость

Грусть

Страх

Гнев

Удивление

Обработка данных: Выясняют, как воспринимают дети графические

изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

Задание 4.

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

  • Когда бывает интересно?
  • Когда человек удивляется?
  • Когда человек получает удовольствие?
  • Когда бывает стыдно?
  • Когда бывает страшно?
  • Когда человек злится?
  • Когда бывает радостно?
  • Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.

Ответы заносятся в таблицу 5.

Таблица 5

Фамилия, имя ребенка

Ответы ребенка

Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

  • Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
  • Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши? 8
  • Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
  • Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
  • Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
  • Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?
  • Что почувствует мальчик, если ему подарят компьютерную игру?
  • Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.

Ответы заносятся в таблицу 6.

Таблица 6

Фамилия, имя ребенка

Ответы ребенка

Обработка данных: Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серий исследования.

Задание 5.

Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния.

(Проводится индивидуально)

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

Обработка данных: Оценивают содержательную сторону детских работ,

расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию эмоциональной сферы для дошкольников "Мир эмоций".

             Процесс развития эмоционального мира ребенка настолько трудоемок, и настолько важен в формировании личности человека, что его следует начин...

Коррекционно – развивающая программа «В мире эмоций» для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии дошкольников.

Занятия для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной ко...

Программа по развитию эмоций

Программа  по развитию эмоц. сферы для детей  старшего возрастаКрюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА (Л.П.Стре...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы "Радуга эмоций и чувств"

Над темой эмоций и чувств работало немало известных ученых. Некоторые из них, например, Дж. Дафии полагали, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания понятий “эмоций и...

Развивающая программа по развитию эмоций "Радуга эмоций".

Развивающая программа по развитию эмоций "Радуга эмоций"....

Программа развитие эмоций

Цель: развитие эмоциональной сферы у дошкольников в возрасте 5–7 лет.Задачи:— познакомить детей с основными эмоциями;— способствовать осознанию своих эмоций;— формировать ...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР III уровня РР, на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет по авторской программе "В мире эмоций".

Нами разработана коррекционно-развивающая программа "В мире эмоций", направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, на снижение уровня тревожности и развитие личностных качеств по...