ПРОЕКТ «КИРПИЧИКИ ЗДОРОВЬЯ»
проект (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Петрова Александровна

Проект предполагает создание особой модели сотрудничества ребенка, педагогов и родителей, которая поможет  сформировать у детей дошкольного возраста потребность в сохранение и укреплении своего здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kirpichiki_zdorovya.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «КИРПИЧИКИ ЗДОРОВЬЯ»

Петрова Татьяна Александровна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №411» г.о. Самара

Проблема.

В настоящее время, в век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Практически все показатели здоровья претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляется отклонения в состоянии здоровья. А современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья детей.

Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей: медицины, психологии, экологии, педагогики. На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования: А. М. Амосова, А.И.Антонова, М.В. Антроповой, Н.Г. Быковой, М.В. Меличевой и др. Но, несмотря на то, что проблему исследовали многие педагоги, нам кажется, что в практику не всегда и везде внедряются предложенные ими методы и технологии. Анализ литературы показал, что модель формирования представлений здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи проработана недостаточно. Причиной недостаточной сформированности представлений детей о здоровом образе жизни, культуры здоровья человека также является родительская безграмотность в этом вопросе.

В связи с этим, задача дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания, предлагаемого детям, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольников.

Следовательно, данная проблема актуальна не только для детского сада, но и для общества в целом.

Актуальность.

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Дошкольный возраст считается важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

В связи с этим нами был разработан проект «Кирпичики здоровья», девизом которого является «Ты счастлив завтра, если думаешь о здоровье сегодня! »

Проект предполагает создание особой модели сотрудничества ребенка, педагогов и родителей, которая поможет сформировать у детей дошкольного возраста потребность в сохранение и укреплении своего здоровья.

Цель проекта: формирование у детей привычки к здоровому образу жизни через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителей к решению оздоровительных задач.

Задачи проекта:

расширить представления воспитанников о компонентах здорового образа жизни;

продолжать формировать культурно-гигиенические навыки и навыки ухода за телом;

дать представления о некоторых правилах оказания первой медицинской помощи в случае травм (ушиб, порез, ссадина).

Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.

Продолжительность: среднесрочный

Сроки реализации: 1 месяц

Участники: воспитанники подготовительной к школе группы, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты:

для детей:

сформирована гигиеническая культура;

имеются простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт);

изменено отношения к своему здоровью.

для родителей:

повысилась заинтересованность в ведении здорового образа жизни своего ребёнка;

знают несложные приёмы самооздоровления.

В основу реализации работы по данному проекту заложены следующие принципы:

1. Принцип систематичности и последовательности. Предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

2. Принцип связи теории с практикой. Формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

3. Принцип повторения умений и навыков. Один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Педагоги, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

5. Принцип доступности. Позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

6. Принцип успешности. Заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

7. Принцип активного обучения. Обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

8. Принцип коммуникативности. Помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

9. Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу. Он направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный.

Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме;

Подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, театрализованной деятельности;

Составить план мероприятий.

Подобрать подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, пословицы, загадки, сообщения.

Проведение анкетирования родителей по вопросам оздоровительной работы с детьми.

II. Основной.

Работа с воспитанниками согласно плану мероприятий по образовательным областям. Работа с родителями.

Образовательная область

Виды деятельности

Познавательное развитие

ООД: «Где прячется здоровье, «В гостях у Мойдодыра», «Опасные сказки», «Витаминная семья».

Экскурсии в медицинский кабинет, на кухню.

Беседа с участием медсестры ДОУ о правилах и видах гигиены.

Беседа с привлечением повара детского сада об основах здорового питания.

Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

  1. Дидактические игры «Первая помощь», «Гигиена и здоровье», «Азбука здоровья», «Основы безопасности», «Что хорошо, что плохо?».

Загадки по теме проекта.

Решение проблемных ситуаций.

Исследовательская деятельность: «Значение воздуха для организма», «Свойства воды», «Свойства снега».

Рассматривание энциклопедии С. Булацкого «Тело человека», энциклопедии русских блюд.

Просмотр и обсуждение мультфильмов «Смешарики» («Ежик и здоровье», «Азбука здоровья»), «Уроки тетушки Совы» («Уроки осторожности: лекарства», «Уроки осторожности: микробы»).

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Семья», «Магазин» «Поликлиника», «Аптека».

Дидактические игры: «Что было бы, если бы…», «Что ты знаешь о...», «Полезная и вредная еда», «Подбери пару»; «Отгадай на вкус»; «Чудесный мешочек».

Беседы о микробах, соблюдении гигиены, бережном отношении к своему здоровью, об осторожном обращении с опасными предметами. Просмотр мультфильмов: «Мойдодыр», «Айболит»; «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»: «Распорядок», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка»; «Королева зубная щётка».

Приведение в порядок группового помещения, соблюдение чистоты и аккуратности.

Речевое развитие

Проведение цикла бесед «Как быть здоровым» о себе, своем теле, гигиене, питании.

Введение в словарь детей новых слов.

Ситуативные разговоры о пользе закаливания и гигиенических процедур в режимные моменты.

Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о здоровье.

Решение кроссвордов.

Словотворчество: сочинение сказок, рассказов с опорой на картинки и без них. Придумывание окончания м начала рассказа или сказки и т.п..

Художественно-эстетическое развитие

Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», А. Барто «Мы с Тамарой санитары»; С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», «Грипп»; Т.А. Шорыгина «Про девочку Таню и о её режиме дня», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота-залог здоровья», «Полезные и вредные привычки».

Чтение и заучивание пословиц, поговорок, загадок про спорт и здоровый образ жизни.

Слушание музыки Т. Вилькорейская «Помирились» (танец-игра). П. Чайковский «Болезнь куклы». Русская народная песня «Пошла млада за водой».

Продуктивная деятельность: рисование «Полезные продукты из сказок»; аппликация «Витамины в банке»; лепка «Витаминный вклад»; конструирование «Стадион», «Каток», «Больница для кукол».

Физическое развитие

Рассматривание методических пособий на тему «Спорт».

Проведение спортивных и подвижных игр в течение дня согласно ООП.

Проведение игр-эстафет.

Использование пальчиковой гимнастики.

Хождение босиком после сна по массажным дорожкам.

Занятия кружка «Профилактика и лечение плоскостопия».

Использование «Суджок-терапии».

Чистка зубов после обеда.

Работа с родителями:

1. Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.

2. Анкетирование родителей «О здоровье всерьёз».

3. Консультации: «Закаляемся правильно», «Поговорим о правильном питании», «Позаботимся о здоровье детских ног», «Физическая готовность ребёнка к школе».

4. Изготовление газеты родителями «Будь здоров», информационных буклетов: «Гимнастика маленьких волшебников», «Массаж волшебных ушек», «Игровой массаж для закаливания дыхания «Поиграем с носиком».

5. Фотовыставка: «Моя здоровая семья».

6. Семинар-практикум для родителей «Пальцами играем – речь развиваем»;

7. Оформление папки-передвижки «Виды гимнастик в детском саду».

III. Заключительный.

Проведение Дня здоровья совместно с родителями воспитанников

Проведение с детьми квеста «Волшебное путешествие по Стране здоровья»;

Вывод

Погружение детей в тему недели даст им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что до них хочет донести педагог. Работа в данном направлении будет интересна не только педагогам, но и родителям, так как они будут вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, что позволит им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка.

Дальнейшее развитие проекта

Разработка и реализация учебно-методического комплекта «Здоровый ребенок». Организация сотрудничества дошкольного учреждения с социальными партнерами с целью повышения культуры здоровья.

Литература:

1. Булатова Е.В. Создание здоровьеформирующей среды: приоритеты и возможности. //ОБЖ. – 2016. - №7. – С.5.

#1046;игалева, А.Н. Современные здоровьесберегающшие технологии в дошкольном образовании / А.Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ – 2017. - №8. С. 13-20.

3. Зенина, Е.А. Здоровьесберегающие технологии для старших дошкольников / Е.А. Зенина // Инструктор по физической культуре – 2018. - №8. – С. 6-20.

4. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М.:ТЦ Сфера, с.

5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Под общей ред. Н.В.Сократова.-М.: ТЦ Сфера, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ», ТЕМА ПРОЕКТА «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ВСЕ МОГУТ- СПОРТ И ОТДЫХ НАМ ПОМОГУТ!»

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТ: СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ, ЖЕЛАНИЕ ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ОБЕСПЕЧИТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ. ...

Проект "В здоровом теле - здоровый дух", Тема "Спорт движенье и игра, нам поможет быть здоровыми всегда"

В семейном  проекте участвовали семьи, которые очень любят спорт. Родители сами занимались спортом и сейчас своим детям прививают любовь к спорту. Этот проект также направлен на ознакомление с ра...

Проект «Сохранить здоровье чтоб… (В.И.Федорук, А.Е. Андреева) Тема проекта: «Гигиена, здоровое питание, выполнение двигательного режима».

Одной из приоритетных задач деятельности дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечивающая качество образования при введении ФГОС. Важно, что...

Педагогический проект, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, понятно, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но...

Проект "В здоровом теле-здоровый дух" проект (средняя группа)

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, осн...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...