Сборник физических упражнений для бодрящей гимнастики с элементами самомассажа, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей средней группы
картотека (средняя группа)
Сборник физических упражнений по бодрящей гимнастике с элементами самомассажа направлен на укрепление и сохранение здоровья детей средней группы.
Сборник – издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов, рефераты и различные официальные или научные материалы.
В сборник включены содержание, пояснительная записка, физические упражнения по разделам:
Раздел 1. Гимнастика пробуждения. Оздоровительный комплекс после дневного сна.
Раздел 2. Гимнастика пробуждения на улице после сна в летний период – июнь-август.
Раздел 3. Задания по массажу и самомассажу для детей средней группы.
Данный сборник упражнений адресован педагогом ДОУ, родителям и студентам педагогических специальностей (очного и заочного образования специальности «Дошкольное образование» (воспитание) и предназначен для проведения в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментов. Может быть рекомендован родителям с целью укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, а так же будет полезен студентам педагогических специальностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГАОУ "Гимназия г. Троицка" дошкольное отделение № 3
Сборник физических упражнений для бодрящей гимнастики с элементами самомассажа, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей средней группы
Г. Троицк, 2024 год
Разработчик: Козак О.А.
Сборник физических упражнений по бодрящей гимнастике с элементами самомассажа направлен на укрепление и сохранение здоровья детей средней группы.
Сборник – издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов, рефераты и различные официальные или научные материалы.
В сборник включены содержание, пояснительная записка, физические упражнения по разделам:
Раздел 1. Гимнастика пробуждения. Оздоровительный комплекс после дневного сна.
Раздел 2. Гимнастика пробуждения на улице после сна в летний период – июнь-август.
Раздел 3. Задания по массажу и самомассажу для детей средней группы.
Данный сборник упражнений адресован педагогом ДОУ, родителям и студентам педагогических специальностей (очного и заочного образования специальности «Дошкольное образование» (воспитание) и предназначен для проведения в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментов. Может быть рекомендован родителям с целью укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, а так же будет полезен студентам педагогических специальностей.
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………....... | 4 |
Раздел 1. Гимнастика пробуждения. Оздоровительный комплекс после дневного сна…………………………………………... | 9 |
Раздел 2. Гимнастика пробуждения на улице после сна в летний период: июнь-август………………………………………….... | 27 |
Раздел 3. Задания по массажу и самомассажу для детей средней группы………………………………………………………….. | 37 |
Список литературы……………………………………………….. | 43 |
Пояснительная записка
Современные условия жизни и профессиональной деятельности представляют высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физического развития личности. Эффективность профессиональной творческой деятельности полностью обусловлена здоровьем человека. Поэтому идеи ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в развитии человеческой личности, самопознания и самосовершенствования должны сегодня доминировать и быть главным в работе с детьми дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается различными нормативно-правовыми документами. В частности, базовом Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации», Федеральном законе «Об образовании в РФ», приказе Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО). Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО опирается на системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования. Во ФГОС ДО прописано, что для обеспечения физического развития ребенка необходимо становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Анализ литературы показывает, что недостаточно проработаны педагогические модели формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, слабо изученными остаются педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрение принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения.
Выбор содержания сборника, соответствует дополнительной программе по бодрящей гимнастике, которая реализуется в МАДОУ № 40 «Цветик-семицветик» с. Волковское, Богдановичский район.
Структура сборника:
- Титульный лист с указанием названия сборника, года издания, места;
- Аннотация, содержит краткое описание предназначения данного комплекса, указывается составитель, рецензент, место издания.
- Оглавление, содержит перечень комплексов с указанием номеров страниц.
- Пояснительная записка, с указанием актуальности, рекомендаций по использованию.
- Комплексы физических упражнений для бодрящей гимнастики с элементами самомассажа, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей средней группы.
- Список литературы, с перечислением источников, при помощи которых разрабатывались комплексы.
Сборник упражнений включает в себя следующие разделы:
Раздел 1. Гимнастика пробуждения. Оздоровительный комплекс после дневного сна.
Раздел 2. Гимнастика пробуждения на улице после сна в летний период – июнь-август.
Раздел 3. Задания по массажу и самомассажу для детей средней группы.
Сборник разработан на основе научно-методической литературы по проблемам обучения двигательным действиям, развития физических способностей, обобщены результаты исследований по указанным вопросам, которые проводили в разные годы Е.С. Вильчковский, Д.В.Хухлаева, Т.И. Осокин, А.И. Фомина, Т. Дмитренко, М. Ефименко и другие.
Содержание, цели и задачи сборника подтверждается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-ПиН 2.4.1.3049-13 (Указом Президента Российской Федерации от 19.03.2013 №211) определяют Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы.
В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в области физическое развития выделяются следующие основные задачи: развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации); накопление и обогащение двигательного опыта у детей; формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), указана значимость физического развития детей, укрепление их здоровья. В образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС ДО.
Сборник физических упражнений по бодрящей гимнастике направлен на следующие цели и задачи:
Цель сборника – создание таких двигательно-игровых условий, при которых дети смогут естественным образом перейти от состояния сна, медитативного покоя в состояние оптимальной психофизической готовности (концентрации) к активной деятельности, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи реализации сборника:
Оздоровительные:
1. укреплять опорно-двигательный аппарат;
2. совершенствовать и развивать координацию движений;
3. укреплять иммунитет;
Обучающие:
1. формировать умения выполнять движения по показу взрослого.
Воспитательные:
1. воспитывать желание быть здоровыми.
2. воспитывать дисциплинированность детей, повышать уровень их самостоятельности.
В разработанном сборнике физических упражнений представлены планирование комплексов гимнастики после сна для детей среднего дошкольного возраста на основе оптимального взаимодействия определенных педагогических условий:
- оптимального выбора основных движений, общеразвивающих упражнений и подвижных игр в целях пробуждающей гимнастики после сна;
- применение наиболее целесообразной системы методов и приемов обучения физическим упражнениям с учетом психологических и анатомо-физиологических особенностей детей;
- рационального использования физкультурного оборудования.
Грамотное планирование и методически верное проведение гимнастики после сна предусматривает:
- соответствие содержания гимнастики, адекватность педагогического сопровождения возрастным особенностям детей, их интересам и потребностям;
- соблюдение структуры проведения гимнастики после сна, поскольку содержание каждой структурной части зависят от работоспособности организма ребенка (постепенность повышения уровня активности, пик и снижение);
- обеспечение последовательности и чередование высокого и низкого уровней двигательной активности;
- создание доброжелательного отношения воспитателя к детям с адекватной требовательностью, объективно оптимистичным анализом их достижений в двигательной сфере;
- обеспечение врожденной потребности ребенка в двигательной деятельности.
Цель: активизация работы организма, создание положительного эмоционального настроя после сна.
Задачи:
Образовательная: научить детей методам самомассажа.
Развивающая: развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательная: воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях после сна.
Оздоровительная: укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Инвентарь: массажная дорожка, влажный солёный и сухой пушистый коврик.
Цель: активизация работы организма, создание положительного эмоционального настроя после сна.
Задачи:
Образовательная: научить детей методам самомассажа.
Развивающая: развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательная: воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях после сна.
Оздоровительная: укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Инвентарь: массажная дорожка.
Цель: активизация работы организма, создание положительного эмоционального настроя после сна.
Задачи:
Образовательная: научить детей методам самомассажа.
Развивающая: развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательная: воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях после сна.
Оздоровительная: укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Инвентарь: массажная дорожка.
Цель: активизация работы организма, создание положительного эмоционального настроя после сна.
Задачи:
Образовательная: научить детей методам самомассажа.
Развивающая: развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательная: воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях после сна.
Оздоровительная: укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Инвентарь: массажная дорожка, индивидуальные коврики.
Цель: активизация работы организма, создание положительного эмоционального настроя после сна.
Задачи:
Образовательная: научить детей методам самомассажа.
Развивающая: развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательная: воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях после сна.
Оздоровительная: укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Инвентарь: массажная дорожка.
Цель: активизация работы организма, создание положительного эмоционального настроя после сна.
Задачи:
Образовательная: научить детей методам самомассажа.
Развивающая: развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательная: воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях после сна.
Оздоровительная: укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Инвентарь: массажная дорожка.
Цель: активизация работы организма, создание положительного эмоционального настроя после сна.
Задачи:
Образовательная: научить детей методам самомассажа.
Развивающая: развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательная: воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях после сна.
Оздоровительная: укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Инвентарь: массажная дорожка.
Комплекс №8
Цель: активизация работы организма, создание положительного эмоционального настроя после сна.
Задачи:
Образовательная: научить детей методам самомассажа.
Развивающая: развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательная: воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях после сна.
Оздоровительная: укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Инвентарь: массажная дорожка.
Цель: активизация работы организма, создание положительного эмоционального настроя после сна.
Задачи:
Образовательная: научить детей методам самомассажа.
Развивающая: развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательная: воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях после сна.
Оздоровительная: укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Инвентарь: массажная дорожка.
СЕНТЯБРЬ
Комплекс №1
№ | Этапы | Содержание | Дозировка |
1. | Вводная часть: упражнения выполняются лежа на спине в кроватках с элементами самомассажа | Пробуждение после сна: Медвежонок косолапый Спал в берлоге рядом с мамой А когда весна наступила, Медведица сына будила: - Медвежонок, ты вставай И зарядку выполняй! С боку на бок повернись, И на спинку ты ложись. Лепим Буратино: 1. «Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. 2. «Рисуем брови». Большим и указательным пальцами обеих рук «прищипывать» брови от переносицы к вискам. 3. «Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. 4. «Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. В конце упражнения показать длинный нос Буратино и слегка его подергать. | 2 мин. Повторить 4раза, темп умеренный. Повторить 3 раза. Повторить 3 раза, темп умеренный. Повторить 4 раза, темп умеренный. |
2. | Основная часть (ОРУ) | Ходьба по тропе «здоровья» 1. Бесшумная ходьба на цыпочках. «Вам покажем мы немножко, Как ступает мягко кошка» Еле слышно: топ-топ-топ Хвостик книзу: оп-оп-оп» 2. Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу. «Но подняв свой хвост пушистый, кошка может быть и очень быстрой» 3. Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше. «Ввысь бросается отважно. Скок да скок, еще подскок» 4. Громко мяукают и бегают «А потом мяукнет: «Мяу! Я в свой домик убегаю!» | 1 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин. |
3. | Заключительная часть | Дыхательное упражнение. Вдох через нос, задержать дыхание. Медленный выдох через рот. Руки поднять вверх, на выдохе опустить вниз. | Повторить 4 раза. |
Водные процедуры |
ОКТЯБРЬ
Комплекс №2
№ | Этапы | Содержание | Дозировка |
1. | Вводная часть: упражнения выполняются лежа на спине в кроватках с элементами самомассажа | Пробуждение после сна под медленную музыку: У леса на опушке Жила Коза в избушке, А с нею – малые ребятушки – Бодливые козлятушки. Упражнения в кровати: 1) Вы, козлятушки, отопритеся, Вы, ребятушки, отомкнитеся. Вот так, вот так, Отопритеся, отомкнитеся. И.п.: лёжа на спине, укрыты одеялом с головой. Выполнение: выглядывают из-под одеяла и прячутся. «Узкие глаза». Нажимая указательными пальцами на внешние уголки век, немного сузить их. «Большие ушки». Указательными и большими пальцами каждой руки оттянуть мочки ушей. «Длинные усы». Указательными пальцами каждой руки легко нажимая, провести над линией верхней губы, начиная от крыльев носа. 2) Я – коза рогатая, Я – коза бодатая, Вот такая, вот такая, Я – коза бодатая. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища (одеяло сдвинуть к ногам). Выполнение: повороты головы вправо-влево. 3) Я была на лугу, Ела шёлковую траву. Вот так, вот так, Ела шёлковую траву. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища (одеяло сдвинуть к ногам). Выполнение: поглаживание живота. 4) С неба солнышко светило, Мою шубку подпалило. Вот так, вот так, Мою шубку подпалило. И.п.: лёжа, руки за головой. Выполнение: поочерёдное поднимание ног. 5) Бежит молочко по вымечку, С вымечка на копытечко, Вот так, вот так, С вымечка на копытечко. И.п.: лёжа, руки вдоль туловища. Выполнение: руки вверх, руки опустить. | 2 мин. Повторить 4раза, темп умеренный. Повторить 5 раз. Повторить 5 раз. Повторить 5 раз. Повторить 4 раза, темп умеренный. Повторить 4 раза, темп умеренный. Повторить 4 раза, темп умеренный. Повторить 4 раза, темп умеренный. |
2. | Основная часть (ОРУ) | Ходьба по ребристым дорожкам Двери открывали К мамочке бежали. Вот так, вот так, К мамочке бежали. Упражнения около кроваток 1) А козлёнок озорной, Вдруг затряс бородой. Вот так, вот так, Вдруг затряс бородой. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: наклоны вправо-влево. 2) Головой качает, Рожками пугает. Вот так, вот так, Рожками пугает. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, указательные пальцы прижаты к голове, имитируя рожки козлёнка. Выполнение: наклоны вперёд с поворотами головой вправо-влево. | 1 мин. 1 мин. 1 мин. |
3. | Заключительная часть | Дыхательное упражнение. Вдох через нос, задержать дыхание. Медленный выдох через рот. Руки поднять вверх, на выдохе опустить вниз. | Повторить 4 раза. |
Водные процедуры |
НОЯБРЬ
Комплекс №3
№ | Этапы | Содержание | Дозировка |
1. | Вводная часть: упражнения выполняются лежа на спине в кроватках с элементами самомассажа | Пробуждение после сна под медленную музыку Упражнения в кровати 1) «Котята просыпаются» На ковре котята спят, Просыпаться не хотят. Вот так, вот так, Просыпаться не хотят. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Выполнение: поднимают правую руку, затем левую, потягиваются, в и. п. («потянули передние лапки»). 2) «Потянули задние лапки» Вот на спинку все легли, Расшалились тут они. Вот так, вот так, Расшалились тут они. И. п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Выполнение: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить. 3) «Ищут маму-кошку» Но уже пора вставать, Маму-кошку поискать. Вот так, вот так, Маму-кошку поискать. И. п.: лёжа на животе. Выполнение: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, вернуться в и. п. 4) «Котёнок сердитый» Что за звери здесь шалят! Рассердил Барбос котят. Вот так, вот так, Рассердил Барбос котят. И. п.: стоя на четвереньках. Выполнение: приподняться, выгнуть спину «дугой», голову вниз «фыр-фыр». «Смешные браслетики». Легкое потирание запястья большим и указательным пальцами одной руки, запястья второй руки. «Волшебные кольца». Указательным, большим и средним пальцами правой руки крепко провести по каждому пальцу левой руки. И наоборот. | 2 мин. Повторить 4раза, темп умеренный. Повторить 3 раза. Повторить 4 раза. Повторить 3 раза. Повторить 5 раз. Повторить по 3 раза каждой рукой. |
2. | Основная часть (ОРУ) | Ходьба по ребристым дорожкам мягким шагом Потянулись, быстро встали, По дорожкам зашагали. Вот так, вот так, По дорожкам зашагали! 5) «Котёнок ласковый» Кошку увидали – Ласковыми стали. Вот так, вот так, Ласковыми стали. И. п.: стоя на четвереньках. Выполнение: голову вверх, спину прогнуть, «повилять хвостиком» 6) «Котята моют лапки» Котята моют лапки, Лапки цап-царапки, Вот так, вот так, Лапки цап-царапки. И.п.: сидя по-турецки. Выполнение: тереть ладони друг о друга, пока они не станут тёплыми. | 1 мин. 1 мин. 1 мин. |
3. | Заключительная часть | Дыхательное упражнение. Вдох через нос, задержать дыхание. Медленный выдох через рот. Руки поднять вверх, на выдохе опустить вниз. | Повторить 4 раза. |
Водные процедуры |
ДЕКАБРЬ
Комплекс №4
№ | Этапы | Содержание | Дозировка |
1. | Вводная часть: упражнения выполняются лежа на спине в кроватках с элементами самомассажа | Пробуждение после сна под медленную музыку: 1) Кто-кто рано-рано встаёт? Кто-кто голосисто поёт? Кто-кто деткам спать не даёт? (потягиваются, переворачиваются с боку на бок) 2) Вот проснулся глазик, а за ним – другой, (открывают и закрывают ладонями глаза). Будем просыпаться, Петя, мы с тобой (поднимаются с кроваток). «Нарисуем брови». Указательными пальцами провести по линии бровей в направлении от носа к ушам, легко надавливая. «Узкие глаза». Нажимая указательными пальцами на внешние уголки век, немного сузить их. «Большие ушки». Указательными и большими пальцами каждой руки оттянуть мочки ушей. | 2 мин. Повторить 4раза, темп умеренный. Повторить 4 раза. Повторить 6 раз. Повторить 6 раз. Повторить 6 раз. |
2. | Основная часть (ОРУ) | Ходьба по тропе «здоровья». Упражнения около кроваток (выполняются на индивидуальных массажных ковриках): 1) Петя, Петя, петушок, на головке гребешок. Важно крылья поднимает, Важно крылья расправляет. Вот так, вот так, Важно крылья расправляет. И.п.: о.с. Выполнение: плавно развести руки в стороны, вернуться в и.п. 2) Петя по двору идёт, «кукареку» поёт. Хоть и птица – не летает, Важно ножки поднимает. Вот так, вот так, Важно ножки поднимает. И.п.: о.с., руки в стороны. Выполнение: ходьба с высоким подниманием колена. 3) Ух-ух, ух-ух, Шёл по берегу петух. Вот так, вот так, Шёл по берегу петух. И.п.: то же. Выполнение: дети раскачиваются из стороны в сторону с ноги на ногу, руки держат за спиной. 4) Поскользнулся, петух, Поскользнулся – в речку бух! Вот так, вот так, Поскользнулся – в речку бух! И.п.: о.с. Выполнение: круговые движения руками, приседают. 5) Будет знать петух, что впредь Надо под ноги смотреть. Вот так, вот так, Надо под ноги смотреть. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнение: наклоняются вперед, руки отводят назад-вверх. | 1 мин. Повторить 8 раз. 1 мин. 1 мин. Повторить 4 раза. Повторить 6 раз. |
3. | Заключительная часть | Дыхательное упражнение. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Выполнение: 1 - поднять руки в стороны (вдох); 2 - хлопнуть руками по бедрам, произнести "ку-ка-ре-ку" (выдох). | Повторить 4 раза. |
Водные процедуры |
ЯНВАРЬ
Комплекс №5
№ | Этапы | Содержание | Дозировка |
1. | Вводная часть: упражнения выполняются лежа на спине в кроватках с элементами самомассажа | Пробуждение после сна под медленную музыку. Вышли курочки гулять, Свежей травки пощипать, Ищут зёрнышки подружки С хохолками на макушке. От крыльца недалеко Раздаётся: Ко-ко-ко! «Нарисуем брови». Указательными пальцами провести по линии бровей в направлении от носа к ушам легко надавливая. «Узкие глаза». Нажимая указательными пальцами на внешние уголки век, немного сузить их. «Большие ушки». Указательными и большими пальцами каждой руки оттянуть мочки ушей. | 2 мин. Повторить 5 раз. Повторить 5 раз. Повторить 5 раз. |
2. | Основная часть (ОРУ) | Ходьба по ребристым дорожкам. Собирали крошки Прямо на дорожке. Вот так, вот так, Прямо на дорожке. Упражнения около кроваток: 1) Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Куры крыльями махали. Вот так, вот так, Куры крыльями махали. И.п.: о.с., руки опущены. Выполнение: ходьба на месте, высоко поднимая колени, с хлопком рук по бёдрам. 2) Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Куры клювами стучали. Вот так, вот так, Куры клювами стучали. И. п.: о.с., руки на поясе. Выполнение: наклоны головы вперёд. 3) Дай, хозяйка, крошки, Крошки не жалей! Вот так, вот так, Крошки не жалей! И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: наклоны вперёд-назад, раскачивая туловище. 4) Дай ещё немножко, Будет веселей. Вот так, вот так, Будет веселей! И. п.: о.с., руки за спиной. Выполнение: повороты головы вправо–прямо–налево–прямо. 5) Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Куры громко закричали. Вот так, вот так, Куры громко закричали. И. п.: о.с., руки опущены. Выполнение: «крыльями» - руками хлопать по бёдрам, покрутить головой. 6) Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! За хозяйкой побежали. Вот так, вот так, За хозяйкой побежали. И.п.: о.с., руки в стороны, назад. Выполнение: бег на месте. | 1 мин. Повторить 4 раза, темп умеренный. Повторить 5 раз. Повторить 3 раза, темп умеренный. Повторить 4 раза, темп умеренный. Повторить 8 раз. 1 мин. |
3. | Заключительная часть | Дыхательное упражнение «Куры». Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки - «крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям - выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам - вдох. | Повторить 4 раза. |
Водные процедуры |
ФЕВРАЛЬ
Комплекс №6
№ | Этапы | Содержание | Дозировка |
1. | Вводная часть: упражнения выполняются лежа на спине в кроватках с элементами самомассажа | Пробуждение после сна под медленную музыку. Жили у бабуси Два весёлых гуся - Один - серый, другой - белый, Два весёлых гуся. Выходили гуси, Кланялись бабусе, Один - серый, другой - белый, Кланялись бабусе. «Длинные усы». Указательными пальцами каждой руки легко нажимая, провести над линией верхней губы, начиная от крыльев носа. «Смешные браслетики». Легкое потирание запястья большим и указательным пальцами одной руки, запястья второй руки. | 2 мин.
Повторить 5 раз. Повторить 5 раз. |
2. | Основная часть (ОРУ) | Ходьба по ребристым дорожкам. Крикнул селезень: кряк – кряк! (произносят) Физкультурник наш гусак – Он затопал по дорожке, Чтоб здоровы были ножки. Упражнения около кроваток: 1) Наш гусак встаёт на зорьке, Вот так, вот так, Наш гусак встаёт на зорьке. И.п.: стоя, руки за голову. Выполнение: потягиваются, руки за головой. 2) Он к реке сбегает с горки. Он гусиную зарядку Любит делать по порядку. Раз-два, раз-два, Любит делать по порядку. И. п.: о.с. Выполнение: маршируют на месте. 3) Для начала – бег на месте, Раз-два, раз-два, Для начала – бег на месте. И. п.: о.с., руки согнуты в локтях. Выполнение: бег на месте. 4) Крылья врозь, а лапки вместе. Вот так, вот так, Крылья врозь, а лапки вместе. И. п.: о.с., руки опущены. Выполнение: «крылья» - руки разводят в стороны. 5) Упражнение для шеи, Чтоб росла ещё длиннее. Вот так, вот так, Чтоб росла ещё длиннее. И.п.: о.с., руки на поясе. Выполнение: движения головой вниз - вперёд, назад. 6) Раз и два, раз и два – Тренировка для хвоста. И. п.: о.с., руки на поясе. Выполнение: 1 - приседают, руки вперёд; 2 - и.п. 7) Чистит лапки, моет спину, Он плывёт на середину. Вот так, вот так, Он плывёт на середину. И. п.: о.с. руки опущены. Выполнение: плавно раздвигают руки – «плывут». | 1 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин. Повторить 5 раз. Повторить 6 раз. Повторить 4 раза. Повторить 6 раз. |
3. | Заключительная часть | Дыхательное упражнение. Ребёнок сидит, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести «га!». | Повторить 4 раза. |
Водные процедуры |
МАРТ
Комплекс №7
№ | Этапы | Содержание | Дозировка |
1. | Вводная часть: упражнения выполняются лежа на спине в кроватках с элементами самомассажа | Пробуждение после сна под медленную музыку. Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. «Длинные усы». Указательными пальцами каждой руки легко нажимая, провести над линией верхней губы, начиная от крыльев носа. «Смешные браслетики». Легкое потирание запястья большим и указательным пальцами одной руки, запястья второй руки. | 2 мин. Повторить 6 раз. Повторить 6 раз. |
2. | Основная часть (ОРУ) | Ходьба по ребристым дорожкам. Длинноногий конь шагает, Выше ноги поднимает. Цок-цок, цок-цок, Выше ноги поднимает. Упражнения около кроваток: 1) Цок-цок, цок-цок, Я - лошадка - серый бок! Я копытцами стучу, Кого хочешь, прокачу! Цок-цок, цок-цок, Кого хочешь, прокачу. И.п.: о.с., руки на поясе. Выполнение: ходьба на месте с высоким подниманием ног в колене, прицокивая язычком. 2) Гоп-гоп, конь живой, С настоящей головой, С настоящей гривой, Вот какой красивый! И. п.: о.с., руки на поясе. Выполнение: наклоны головой вперёд, повороты головой вправо - влево. 3) Эй, лошадка, вслед за мной - Поспешим на водопой. Цок-цок, цок-цок, Поспешим на водопой. И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: выполняют «пружинку» - полуприседания с выносом рук вперёд. 4) Вот река, вот река, Широка и глубока. Вот такая, вот такая, Широка и глубока. И. п.: ноги на ширине плеч, прямые руки вперѐд. Выполнение: плавное разведение рук в стороны. 5) Не достанешь до дна. А водица-то вкусна! Пейте, пейте, пейте, Водицы не жалейте! И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: наклоны вперёд, стараясь дотянуться до пола, ноги прямые; 6) Хороша водица! Постучим копытцем. Цок-цок, цок-цок, Постучим копытцем. И.п.: о.с., руки на поясе. Выполнение: выполнение притопов правой, затем левой ногой. 7) Эй, лошадка, вслед за мной, Поскакали мы домой! Цок-цок-цок, цок-цок-цок, Поскакали мы домой. И.п.: о.с., руки на поясе. Выполнение: выполнение прыжков на месте. | 1 мин. 1 мин. 1 мин. Повторить 6 раз. 1 мин. Повторить 6 раз. 1 мин. 1 мин. |
3. | Заключительная часть | Дыхательное упражнение. «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации. | Повторить 4 раза. |
Водные процедуры |
АПРЕЛЬ
Комплекс №8
№ | Этапы | Содержание | Дозировка |
1. | Вводная часть: упражнения выполняются лежа на спине в кроватках с элементами самомассажа | Пробуждение после сна под медленную музыку. Девочки и мальчики, Маленькие зайчики, Вы проснитесь, вы проснитесь, На постели потянитесь. Упражнения на кроватках: 1) Тяни лапку, не ленись – Лапку вверх и лапку вниз. Вот так, вот так, Лапку вверх и лапку вниз. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Выполнение: поочерёдно поднимать правую - левую руку вверх, тянуть, опустить; то же самое поочередно левой - правой ногой. 2) На живот ты повернись – Слева, справа осмотрись. Твои лапки отдыхают, И друг с другом поиграют. И. п.: лёжа на животе с опорой на локти Выполнение: поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях. 3) Сели зайки на пеньки, Оттянули все носки, Вот так, вот так, Оттянули все носки. И. п.: сидя на кровати, упор сзади. Выполнение: вытягивают свод стоп. 4) Спины все прогнули, Лопатки все сомкнули. Вот так, вот так, Лопатки все сомкнули. И. п.: сидя «по-турецки» на кровати, руки на поясе. Выполнение: прогибание спинки. 5) Посмотрите на зайчат, Как красиво сидят. Вот так, вот так, Как красиво сидят. И. п.: сидя «по-турецки» на кровати, руки на поясе. Выполнение: повороты головы вправо-влево. «Волшебные кольца». Указательным, большим и средним пальцами правой руки крепко провести по каждому пальцу левой руки. И наоборот. «Горячая перчатка». Ладонью одной руки провести плотный захват второй ладони от запястья до кончиков пальцев, тоже самое повторить со второй ладонью. Стараться максимально нажимать на ладонь. | 2 мин. Повторить 4 раза. 1 мин. Повторить 6 раз. Повторить 6 раз. 1 мин. По 3 раза каждой рукой. По 3 раза каждой рукой. |
2. | Основная часть (ОРУ) | Ходьба по ребристым дорожкам. Девочки и мальчики, Озорные зайчики, Сон зарядкой разогнали, По дорожкам зашагали! Вот так, вот так, По дорожкам зашагали. Упражнения около кроваток: Зайкам холодно сидеть, Надо лапочки погреть. 1) На носочки поднимись, Лапки вверх, лапки вниз. Вот так, вот так, Лапки вверх и лапки вниз. И. п.: о.с., руки на поясе. Выполнение: подняться на носки, руки вверх; 2) Лапки в стороны подняли И наклоны делать стали. Вот так, вот так, И наклоны делать стали. И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнение: наклоны туловища вправо-влево. 3) Лапки ставим на бочок, На носочках скок – скок – скок. Вот так, вот так, На носочках скок – скок – скок. И.п.: о.с., руки перед грудью согнуты в локтях - «лапки» Выполнение: легкие прыжки на месте. 4) А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки. Вот так, вот так, Чтоб не мёрзли лапки. И. п.: о.с., руки на поясе. Выполнение: приседания, руки выносят вперёд; | 1 мин. Повторить 4 раза. 1 мин. 1 мин. Повторить 4 раза |
3. | Заключительная часть | Дыхательное упражнение. «Зайка вырастет большой». Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки опущены. Хорошо потянуться, подняться на носочки, руки поднять через стороны вверх - вдох. Опуститься на всю ступню, руки опустить - выдох. Выдыхая, произносить: «у-х-х-х-х». | Повторить 6 раз. Темп умеренный. |
Водные процедуры |
МАЙ
Комплекс №9
№ | Этапы | Содержание | Дозировка |
1. | Вводная часть: упражнения выполняются лежа на спине в кроватках с элементами самомассажа | Пробуждение после сна. Было тихо в спальне И ребятки спали. Но пришла пора вставать. Глазки, вы проснулись? Ушки, вы проснулись? Детки улыбнулись! Одеяло в сторону и потянулись! Потягушки-потягушки потягушечки От носочков до макушечки Уж мы тянемся-потянемся Маленькими не останемся. Упражнения в кроватках. 1) В лес опять пришла весна, Стало мишке не до сна: Мишка крышу проверяет, Кверху лапы поднимает. Вот так, вот так, Кверху лапы поднимает. И.п.: лёжа на кровати, руки вдоль туловища. Выполнение: поднимают руки перед собой. 2) Устал Мишенька лежать, Стал он ножки разминать. Вот так, вот так, Стал он ножки разминать. И. п.: сидя на кровати, ноги вытянуть, руки на коленях. Выполнение: лёгкие наклоны вперёд с поглаживанием ног. «Узкие глаза». Нажимая указательными пальцами на внешние уголки век, немного сузить их. «Большие ушки». Указательными и большими пальцами каждой руки оттянуть мочки ушей. | 2 мин. Повторить 6 раз. Темп умеренный. Повторить 4 раза. Повторить 4 раза. Повторить 4 раза. |
2. | Основная часть (ОРУ) | Ходьба по ребристым дорожкам. В луже намочил он ножки, Стал трясти их по дорожке. Вот так, вот так, Стал трясти их по дорожке (слегка потряхивать поочередно ногами). Упражнения около кроваток: 1) Оглядев свою берлогу, Он выходит на дорогу, Солнцу улыбается, На ногах качается. Вот так, вот так, На ногах качается. И. п.: стоя, руки полукругом, ноги слегка расставлены. Выполнение: покачивания влево - вправо. 2) Наклонился, ест клубнику, Ест малину, землянику. Чем крупней и ароматней – Наклоняться всё приятней. Вот так, вот так, Наклоняться всё приятней! И. п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнение: наклоны вперед с выпрямлением. 3) Много ягоды - малины Он собрал в свою корзину. Круглую, берестяную И такую вот большую. И. п.: о.с. Выполнение: поднимание рук через стороны вверх - вдох, опускание вниз - выдох. | 1 мин. 1 мин. Повторить 6 раз. Темп умеренный. Повторить 8 раз. |
3. | Заключительная часть | Дыхательное упражнение «Медвежата храпят». Около лесной дороги Мишки спят в своей берлоге. Выполнить глубокий вдох через нос, на выдохе - «похрапывают». | Повторить 4 раза. |
Водные процедуры |
Раздел 2. Гимнастика пробуждения на улице после сна в летний период – июнь - август
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят следующие задачи:
«разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Летом утренний прием детей проводится на воздухе. Утро должно всегда начинаться с улыбки, т. к. это отличная гимнастика для лица. А чтобы проснулся детский организм, утро должно начинаться с зарядки. Во время утренней гимнастики важно следить за настроением, поскольку жизнерадостность и хорошее настроение содействует разрядке нервной системы, повышает и обеспечивает оздоровительный эффект. Гимнастика позволит обрести эмоциональное состояние и хорошее настроение на весь день. Дети очень любят такого рода гимнастику. Вот несколько комплексов утренней гимнастики, которая сопровождается имитационными движениями и стихами.
А самомассаж для детей от 4 до 7 лет применяется для укрепления и поддержания мышц в тонусе, нормализации системы кровообращения, а также общего расслабления тела. Его лучше выполнять вместе с ребенком, находясь при этом напротив, чтобы ребенок просто повторял движения. Такой способ занятия принесет не только теплое общение, но и массу веселых моментов и положительных эмоций. Работа с детьми предполагает игру, приключение или веселую ситуацию.
ИЮНЬ
Комплекс № 1 «Здравствуй, Лето!»
Цель: укрепление здоровья детей, развитие двигательной активности.
Задачи:
Образовательная: формировать сознательное стремление к здоровью;
Развивающая: развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом;
Воспитательная: воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях.
Оздоровительная: укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Этапы | Содержание | Дозировка | ||
1. Вводная часть | Мы шагаем друг за другом, лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают. В поле бабочки летают. 1.2.3.4 полетели, закружили. А теперь пройдем немного, поднимая выше ноги. Как солдаты на параде. Мы шагаем ряд за рядом | Построение в круг. Ходьба на месте. Ходьба на носках, руки в стороны. Махи руками вверх и вниз. Ходьба, высоко поднимая колени. Ходьба, поднимая прямые ноги, не сгибая их в коленях. | 2 мин | |
2. Основная часть. | Дети повторяют движения в соответствии с текстом | |||
На разминку становись! Вправо-влево повернись. Повороты посчитай, 1.2.3. не отставай. Начинаем приседать – 1.2.3.4.5. тот, кто делает зарядку, может нам сплясать вприсядку. А теперь поднимем ручки, и опустим их на брючки. Будто прыгаем мы с кручи, летним солнечным деньком Подтянуть к груди колено, и немного постоять. Научитесь непременно, равновесие держать. Вот лягушка поскакала, видно здесь воды ей мало. Шаг на месте ходим строем! Чтоб дыханье успокоить. | Вращение туловища вправо, влево Приседания
Поднять прямые руки над головой, и плавным движением опустить их вниз, назад. Поднять согнутую в колене ногу, и удержать Прыжки вверх из приседа Ходьба на месте, руки вверх – вдох, опустить – выдох | 4-6 раз 4 раза 6 раз по 2 раза на каждую ногу 4 раза 4-6 раз | ||
Самомассаж «Строим дом» | Целый день тук да тук, раздается звонкий стук. Молоточки стучат, Строим домик для зайчат Молоточки стучат. Строим домик для бельчат Этот дом для белочек. Этот дом для зайчиков, Этот дом для девочек Этот дом для мальчиков Вот какой хороший дом. Как мы славно заживем, Будем песни распевать Веселиться и плясать. | Дети похлопывают ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу. Похлопывают по правой руке Похлопывают кулачком по левой руке от кисти к плечу Похлопывают по правой руке Растирают правым кулачком левую руку круговым движением Растирают правую руку Быстро пробегают пальчиками от кисти к плечу То же по другой руке Поглаживают ладонью правую руку и левую | 2 мин | |
3. Заключи-тельная часть | А сейчас идем по кругу, улыбаемся друг другу. Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг. | Руки в стороны, махи руками вверх и вниз | 1 мин |
Комплекс № 2 «Хватит спать!»
Цель: укрепление здоровья детей, развитие двигательной активности.
Задачи:
Образовательная: формировать сознательное стремление к здоровью;
Развивающая: развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом;
Воспитательная: воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях.
Оздоровительная: укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Этапы | Содержание | Дозировка | |
1. Вводная часть | Построение в колонну за педагогом. Ходьба обычная в чередовании с ходьбой корригирующей: ходьба на пятках. Ходьба приставным шагом правым и левым боком, Ходьба, по линии руки в стороны. Легкий бег. Бег змейкой. Ходьба с выполнением упражнения на восстановления дыхания. | 2 мин | |
2. Основная часть | Построение в две колонны, по ориентирам. | ||
1. «Тянемся к солнышку» И.П. о.с руки внизу. 1. подняться на носки, руки вверх. 2. вернуться в и.п. 2. «Делаем поворот» И.П. о.с.руки перед собой. 1. поворот в правую сторону. 2. вернуться в и.п. 3. «Наклоны вперед» И.П. ш.с. руки вдоль туловища. 1.наклонится вперед, руки вперед. 2. вернуться в и.п. 4. «Перекаты» И.П. у.с. руки опущены вниз. 1-4. перекатится с пятки на носок, руки вверх, вниз. 5. «Ноги вместе, руки врозь» И.П. ноги на ширине плеч, руки внизу. 1. подпрыгнуть, ноги сомкнуть, руки стороны. 2. подпрыгнуть ноги врозь. Руки опустить в низ. | 4-6 раз. 4-6 раз. 4-6 раз. 4-6 раз. 4-6 раз. | ||
Самомассаж «Лисонька» (М. Картушина) | Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась. В кулачки все пальцы сжала Растирать все лапки стала Ручки, ножки и бока Вот какая красота! А потом ладошкой Пошлепала немножко. Стала гладить ручки, ножки И бока совсем немножко Ну, красавица лиса! До чего же хороша! | Дети выполняют движения соответственно тексту. Все массирующие движения выполняют от периферии к центру, от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д. Дети выполняют полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину | 2 мин |
3. Заключи- тельная часть | Ходьба обычная, руки в стороны, вверх, руки в стороны руки вниз. | 1 мин |
ИЮЛЬ
Комплекс №1 «Зайки».
Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики.
Задачи:
Образовательная: совершенствовать физические навыки и умения в процессе выполнения комплекса ОРУ;
Развивающая: развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом;
Воспитательная: воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни;
Оздоровительная: укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Этапы | Содержание | Дозировка | |
1. Вводная часть | Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. | И. п.; ноги на ширине стопы, руки опущены. Ходьба друг за другом. Руки поднимать вверх – вниз, вращаться вокруг своей оси. | 2 мин |
2. Основная часть | 1. «Зайки вырастут большими» И.П. стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 - подняться на носочки, руки вверх. 2 - опускаясь на всю ступню, говорим «у-у-у-х-х», руки вниз. 2. «Зайки греются» И.П. то же. Воспитатель произносит текст: «Зайки греются немножко, - потирают руки, Зайки хлопают в ладошки» - хлопки двумя руками. 3. «Смелые зайки» И.П. ноги слегка расставлены, руки на поясе. «Смотрим мы по сторонам, - поворот головой вправо. Исходное положение. Не грозит опасность нам» - поворот головы влево. Исходное положение. 4. «Зайке холодно стоять» И.П. то же. «Зайке холодно стоять, Нужно зайке поплясать» - прыжки на месте. | 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз | |
Самомассаж «Блины» (М. Картушина) | Ой, лады! Ой, лады! Мы блинов напекли. Первый дадим зайке, Зайке - попрыгайке, А второй – лисичке, Третий дадим мишке, Бурому братишке, Блин четвертый котику, Котику с усами, Пятый блин поджарим И съедим его мы сами. | Дети хлопают: то одна рука сверху, то другая Поочередно массируют пальцы, начиная с большого пальца до мизинца | 2 мин |
3. Заключи-тельная часть | Спокойная ходьба за воспитателем по кругу. | 1 мин. |
Комплекс № 2 «На лужайке поутру»
Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики.
Задачи:
Образовательная: совершенствовать физические навыки и умения в процессе выполнения комплекса ОРУ;
Развивающая: развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом;
Воспитательная: воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни;
Оздоровительная: укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Этапы | Содержание | Дозировка | |
1. Вводная часть | ЛУЖОК Раз – два, раз – два, Вот березка, вот трава, Вот поляна, вот лужок, Веселей шагай, дружок! РУЧЕЙКИА теперь мы – ручейки, Гоним наперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. | И. п.; ноги на ширине стопы, руки опущены. Ходьба друг за другом. И. п.; ноги на ширине стопы, руки согнуты в локтях. Бег на месте. | 2 мин |
2. Основная часть | 1 .«Разминаем наши плечи» И.П. о. с. Руки вдоль туловища. 1-8 мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать, мышцы будем разминать. (Круговые движения руками вперед и назад) 2. «Мы теперь покрутим шеей» И.П. ноги на ширине плеч. Руки на пояс. 1. круговые движения головой в правую сторону. 2. круговые движения головой в левую сторону. 3. «Будем ноги поднимать» И.П. ноги на ширине плеч. Руки на пояс. 1.будем ноги поднимать, 1-2-3-4-5. Выше поднимай коленки, не ленись по переменке. 4. «А теперь мы приседаем» И.П. у. с. руки на пояс. 1.приседаем, мы колени разминаем, ноги до конца сгибать.1.2.3.4.5. 5. «Теплый дождик, лей, лей» Мы от дождика бегом, дружно все не отстаем. И.П. о.с. бег на месте. | 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз | |
Самомассаж Массаж «Ладошки» | Вот у нас игра, какая: Хлоп ладошка, хлоп другая. Правой, правою ладошкой Мы пошлёпаем немножко. А теперь ладошкой левой Ты хлопки погромче делай! А потом, потом, потом, Даже щёки мы побьём. Вверх ладошки – хлоп, хлоп. По коленкам шлёп, шлёп. По плечам теперь похлопай, По бокам себя пошлёпай. Можешь хлопнуть за спиной, Хлопаем перед собой. Справа – можем, слева – можем! И крест – накрест руки сложим. И погладим мы себя, Вот какая красота. | Хлопки в ладоши Шлепки по левой руке от плеча к кисти. Тоже по правой. Хлопки по щекам. Хлопки над головой. По коленям. По плечам, По бокам. По спине, По груди. Поколачивание ладонями по груди слева, справа. Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам. | 2 мин |
3. Заключи-тельная часть | Вместе, весело идем не спешим, не отстаем. Руки вверх, руки вниз, на носочках потянись. | Ходьба с восстановлением дыхания | 1 мин |
АВГУСТ
Комплекс №1 «Прогулка к морю»
Цель: пробуждение организма и создания положительного настроения на весь день.
Задачи:
Образовательная: накапливать и обогащать двигательный опыт детей;
Развивающая: развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом;
Воспитательная: воспитывать у детей заботливое отношение к здоровью, понимание его важности;
Оздоровительная: укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Этапы | Содержание | Дозировка | |
1. Вводная часть | Мы на плечи руки ставим Начинаем их вращать. Так осанку мы исправим. Раз, два, три, четыре, пять! Руки ставим перед грудью, В стороны разводим. Мы разминку делать будем При любой погоде. Руку правую поднимем, А другую вниз опустим, Мы меняем их местами. Плавно двигаем руками. А теперь все вместе Мы попрыгаем на месте А теперь давайте вместе Пошагаем все на месте. | И. п.; стоя ноги на ширине плеч, руки опущены. Руки к плечам, вращение плечами вперед – назад. И. п.; ноги на ширине плеч. Руки перед грудью, рывки руками в стороны. И. п.; Ноги на ширине плеч. Одна прямая рука вверх, другая – вниз, плавным движением одна рука опускается, другая – одновременно поднимается И. п.; ноги на ширине плеч. Прыжки на месте. И. п.; ноги на ширине плеч. Ходьба на месте. | 2 мин |
2. Основная часть | 1. «Солнце спряталось за тучку» И.П. о. с руки внизу. 1. подняться на носки, руки вверх (выглянуло) 2. вернуться в и.п. (и снова спряталось) 2. «Берег слева, берег справа» И.П. ш.с. руки с мячом перед собой. 1. поворот туловища в сторону. 2. вернуться в и.п. 3. «Волны» И.П. о.с. Руки с мячом внизу. 1. присесть, руки с мячом вверх (вот накрыла нас волна) 2. вернуться в и.п. 4. «Море волнуется раз» И.П. руки с мячом опущены в низ. 1. наклонится вперед, руки с мячом вытянуть перед собой. 5. «Мы теперь как мячики» И.П. у. с. мячик на полу. Прыжки на двух ногах, вокруг мяча. В чередовании с ходьбой, выполняя упражнения на восстановление дыхания. | 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз | |
Самомассаж «Весёлые прищепки» | Веселые прищепки Мы весёлые прищепки, Коль поймам держим крепко! Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! Указательный поймаем И немного покачаем! Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! Безымянный мы поймаем И немного покачаем! И мизинец мы поймаем И немного покачаем! Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! | Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой Ловим указательный палец левой руки и качаем Ловим средний палец левой руки и качаем Ловим безымянный палец левой руки и качаем Ловим мизинец левой руки и качаем Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке | 2 мин. |
3. Заключи-тельная часть | Ходьба обычная: пройтись по бордюру, руки вверх, руки перед собой. | 1 мин. |
Комплекс № 2 «Осень пришла»
Цель: пробуждение организма и создания положительного настроения на весь день.
Задачи:
Образовательная: накапливать и обогащать двигательный опыт детей;
Развивающая: развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом;
Воспитательная: воспитывать у детей заботливое отношение к здоровью, понимание его важности;
Оздоровительная: укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость простудным заболеваниям.
Этапы | Содержание | Дозировка | |
1. Вводная часть | Солнечным погожим днем, мы с друзьями в лес пойдем. Собираем землянику, ищем вкусную чернику. На болоте две подружки, две зеленые лягушки, А теперь мы ручейки, побежим вперегонки. А теперь ходьба на месте, левой, правой, стой на месте. | Ходьба обычная. Ходьба с наклонами вперед Прыжки Легкий бег, бег змейкой Ходьба на месте | 2 мин |
2. Основная часть | 1. «Ветер вольный грозно дует» И.П. о. с руки с листочками в низу. 1. подняться на носки, руки вверх, вдох, наклонится вправо, влево выдох. 2. вернуться в и.п. 2. «Сильный ветер сосны крутит» И.П. Ш.с. руки с листочками внизу. 1-4. наклоны вперед, выпрямится, прогнуться назад, выпрямится. 3. «Медведь идет, ищет ягоды и мед» И.П. У.с. руки с листочками перед собой. 1. присесть, руками обхватить колени руками. 2. вернуться в и.п. 4. «Белка прыгает так ловко» И.П. ноги на ширине плеч, руки с листочками вдоль туловища. 1. подпрыгнуть, ноги сомкнуть, руки стороны. 2. подпрыгнуть ноги врозь. Руки опустить в низ. 5. «Как приятно пахнут травы» И.П. о.с. руки внизу. 1. вдох, поднять через стороны руки вверх. 2.вернуться в и.п. выдох. | 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз | |
Самомассаж Массаж «Ладошки» | Вот у нас игра, какая: Хлоп ладошка, хлоп другая. Правой, правою ладошкой Мы пошлёпаем немножко. А теперь ладошкой левой Ты хлопки погромче делай! А потом, потом, потом, Даже щёки мы побьём. Вверх ладошки – хлоп, хлоп. По коленкам шлёп, шлёп. По плечам теперь похлопай, По бокам себя пошлёпай. Можешь хлопнуть за спиной, Хлопаем перед собой. Справа – можем, слева – можем! И крест – накрест руки сложим. И погладим мы себя, Вот какая красота. | Хлопки в ладоши Шлепки по левой руке от плеча к кисти. Тоже по правой. Хлопки по щекам. Хлопки над головой. По коленям. По плечам, По бокам. По спине, По груди. Поколачивание ладонями по груди слева, справа. Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам. | 2 мин |
3. Заключи-тельная часть | Погуляли, порезвились, а теперь пора домой. | Ходьба обычная. | 1 мин |
Таким образом, можно утверждать, что утренняя гимнастика является одной из основных форм физического воспитания детей, поэтому должна проводиться живо, интенсивно, привлекательно. Но не стоит забывать, что лишь наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным, а для этого необходимо соблюдать некоторые несложные правила:
1. Упражнения для зарядки детей необходимо проводить в одно и тоже время.
2. Комплекс утренней зарядки для детей нужно проводить до еды, натощак.
3. Выполнять зарядку на свежем воздухе (по погодным условиям). Это позволит совместить утреннюю зарядку для детей с закаливанием.
4. При выполнении упражнений для зарядки очень важно следить за точностью и правильностью выполнения движений детьми, ведь именно правильное выполнение упражнений является залогом правильного и гармоничного развития суставов.
5. Также нельзя забывать о дыхании. Следить за тем, как ребенок дышит во время выполнения комплекса зарядки - нужно стараться не задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соразмеряя ритм дыхания с движениями.
6. Для того, чтобы было интереснее, комплекс утренней зарядки для детей можно выполнять под музыку.
7. Кроме того, сложность упражнений, включаемых в утреннюю зарядку для детей, должна расти соответственно их физическому развитию и уровню подготовки. Не нужно слишком усердствовать - все-таки утренняя зарядка для ребенка должна быть если и не удовольствием, то уж точно не экзекуцией и не проверкой на прочность.
Раздел 3. Задания по массажу и самомассажу для детей средней группы
«Нарисуем брови». Указательными пальцами провести по линии бровей в направлении от носа к ушам легко надавливая. Повторить 5 раз.
«Узкие глаза». Нажимая указательными пальцами на внешние уголки век, немного сузить их. Повторить 5 раз.
«Большие ушки». Указательными и большими пальцами каждой руки оттянуть мочки ушей. Повторить 5 раз.
«Длинные усы». Указательными пальцами каждой руки легко нажимая, провести над линией верхней губы, начиная от крыльев носа. Повторить 5 раз.
«Смешные браслетики». Легкое потирание запястья большим и указательным пальцами одной руки, запястья второй руки. Повторить 5 раз.
«Волшебные кольца». Указательным, большим и средним пальцами правой руки крепко провести по каждому пальцу левой руки. И наоборот. По 3 раза каждой рукой.
«Горячая перчатка». Ладонью одной руки провести плотный захват второй ладони от запястья до кончиков пальцев, тоже самое повторить со второй ладонью. Стараться максимально нажимать на ладонь.
Комплекс касательного массажа используется ежедневно на утренней гимнастике для средних и старших возрастных групп и в период заболевания ОРВИ.
Рассмотрим особенности проведения самомассажа детьми.
Оборудование: массажные маленькие мячи для активизации точек организма; массажные дорожки.
Цель: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знания частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело.
1. Разогревающий массаж.
Поглаживания. Дети сидят на коврике по-турецки. В начале занятия разогревают ладошки, потирая их друг о друга, затем мягкими движениями поглаживают шею от шейных позвонков до гортани (6-8 раз). В перерыве между поглаживаниями – медленное вращение головы вправо, влево дальше дети поглаживают руки от кисти до плеча. Сопровождают действия словами: «От кисти к плечу». Затем также поочередно поглаживают ноги, сопровождая действия словами: «От стопы к бедру».
Растирание и похлопывание. Растирание дети начинают с шеи, затем руки и ноги, голени, бедра. Необходимо обратить внимание детей, похлопывание мягких тканей рук и ног должно быть касательным. На заключительном этапе дети встают на стопы и разогревают их, поочередно потирая о ковер.
2. Парный массаж.
Предлагается детям выбрать себе пару и положение для выполнения массажа. Можно использовать гимнастические мячи (один ребенок лежит на мяче, другой стоя, делает ему массаж). Можно выбрать положение лежа на полу (один ребенок лежит, другой делает массаж, сидя верхом или рядом на коленях).
Описание массажа:
- разогревание своих ладошек; - поглаживание (от плеча до поясницы)
- растирание (попеременно ладошками, елкой);
- поглаживание;
- игровой массаж («Курочка поклевала», «Гуси пощипали»);
- поглаживание;
- игровое упражнение с вокализацией на выдохе «Слон прошел». Мягкой стороной кулачка дети постукивают по спине товарища. От плеч до середины спины и обратно до плеч. Лежащий ребенок произносит на выдохе последний звук;
- поглаживание.
Затем дети меняются местами.
Оценка выполнения задания дается по состоянию кожного покрова.
В целом, точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, бронхов и других органов. Под влиянием точечного массажа организм сам начинает «производить лекарства».
Во время массажа важно применять такие приемы как поглаживание, растирание, разминание, легкое постукивание. И делая массаж с детьми, нужно все время играть, поэтому следует объединять массаж с элементами сказкотерапии. В практике следует применять и точечный массаж лица. Массаж биологически активных точек на лице положительно влияет на функции органов дыхания – успокаивает и стимулирует нервную систему, усиливает кровообращение, улучшает питание тканей, регулирует деятельность желез внутренней секреции, снимает болевые ощущения, снижает напряжение мышц. Основой является применение коротких сильных нажатий и прерывистой вибрации в течение 30-60 сек. Метод основан на использовании плавного, медленного вращательного поглаживания (не сдвигается кожный покров) и нажатия подушечками пальцев с постепенным увеличением давления и задержкой пальца на глубине. Каждое движение массажист повторяет 3-4 раза, не отрывая палец от точки. Продолжительность воздействия на каждую точку - 3-5 мин.
Правила проведения гимнастики пробуждения
Начинать комплекс необходимо из горизонтальных поз, однако это вовсе не означает, что детей надо укладывать на землю – в грязь или снег.
В любой позе (лежа, на четвереньках или стоя) выполняют сначала движения головой, затем привлекают плечевой пояс и руки, далее – мышцы туловища и только в последнюю очередь – ноги.
Подбирать упражнения для рук и ног необходимо так, чтобы первыми нагружать крупные суставы, что ближе к туловищу. Тогда в руках – от плечевого пояса до локтя, кисти; в ногах – от тазобедренного сустава до колена, стопы.
Озвучивайте, обыгрывайте упражнения. Детям это очень нравится, и они с удовольствием повторяют за воспитателем различные звуки. Например: как звенит пружинка (па-ва-ва-ва ...), как гудит паровоз (ту-ту ...) или стучат копыта лошади цок-цок ...).
Работайте с детьми аккуратно, проводите упражнения так, чтобы дети не пачкались.
Список литературы
1. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет.- М:Карапуз, 2015-37с.
2. Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2016-144с.
3. Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми.-М.: Мозаика-синтез, 2015.-96 с.
4. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет.- СПб.: Корона принт, 2017- 336с.
5. Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 2014-63с.
6. Филиппова С.О., Волосникова Т.В.,Каминский О.А. Физическое воспитание и развитие дошкольников.- ИЦ Академия, 2017-321с.
7. Шукшина С.Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. - М.: Школьная Пресса, 2014. - 48 с.
8. Яковлева Л.В.Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет.- М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2014. - 315 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс«Самомассаж -как средство для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ
Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений способствующих полноценному развитию здорового ребёнка и позитивной самореализации взрослых....
План мероприятий, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повыш...
Выступление на РМО, Тема«Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ ( ритмопластика, игротренинги, гимнастика хатха - йоги) как одно из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья детей»
Поделилась опытом работы на РМО на тему: " Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ( ритмопластика, игротренинг, гимнастика хатха - йога) как одно из приоритетных направлений...
Перспективное планирование по совершенствованию работы педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей средней группы
Поиск новых форм и методов использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни....
Сохранение и укрепление здоровья детей старшей группы общеразвивающей направленности с помощью Тренажерно - информационной системы "ТИСА" "На приеме у доктора Пяточкиной!"
Конспект к занятию для детей старшей группы общеразвивающей направленности/ При создании конспекта, учитывалась недостаточность представлений у детей о деятельности врачей разных специальностей. Это...
«Самомассаж - как средство для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ»
laquo;Самомассаж - как средство для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ»...
Мастер-класс для педагогов "Игры с мячом как средство повышения двигательной активности дошкольников, направленное на сохранение и укрепление здоровья детей"
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Игры и упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плечевого пояса, раз...