Выступление на РМО, Тема«Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ ( ритмопластика, игротренинги, гимнастика хатха - йоги) как одно из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья детей»
материал

Светлана Александровна Сухоставская

Поделилась опытом работы на РМО  на тему: " Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ( ритмопластика, игротренинг, гимнастика хатха - йога) как одно из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на РМО445.22 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»

Г.ТАРКО-САЛЕ

http://kirsruo.ucoz.ru/olimpiady/fizkultura.png

Подготовила:

Инструктор по физической культуре

Сухоставская С.А.

2019г.

«Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ

( ритмопластика, игротренинги,  гимнастика хатха - йоги) как одно из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья детей»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский.

         (СЛАЙД 1) В настоящее время в нашей стране отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. Приоритетным направлением деятельности ДОУ является физическое развитие детей.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровье сберегающей среды в условиях детского сада.  

         (СЛАЙД 2) Физкультурно-оздоровительная работа - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения.  Она рассчитана длительный срок, которая строится  в разделе образовательной области «Физическое развитие», примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство" под ред.   О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова. (СЛАЙД 3) 
Цель физкультурно-оздоровительной работы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

(СЛАЙД 4) Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы 

  • укрепление здоровья детей;
  • воспитание  потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
  • выявление интересов, склонностей и способностей через систему спортивно – оздоровительной работы;
  • приобщение детей к традициям большого спорта;
  • совершенствование психомоторных способностей дошкольников: развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, спортивно – силовых и координационных способностей;
  • развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовать движения с музыкой

Опираясь на цель и задачи, которые  поставила перед собой, я работаю над внедрением и совершенствованием новых технологий – это

(ритмопластика, хатха – йоги,  игротренинги, динамический час, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика), позволяющих обеспечить достаточную двигательную активность детей. Стараюсь добиваться от детей выполнения двигательных заданий в нужном темпе, доводя их до конца, не совершая ненужных беспорядочных движений, а так же четкости выполнения упражнений без проявления суетливости, беспокойства, несдержанности, раздражительности. Учу само регулировать деятельность и свое поведение, расслабляться с последующим восстановлением частоты сердечных сокращений.

Именно в детском саду происходит знакомство ребенка с элементарными основами физического развития, начинает формироваться его личностное отношение,  повышается двигательная  активность детей и поддерживается интерес  к разнообразным нагрузкам, закладываются предпосылки физических качеств.

 Поэтому моя работа направлена  на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья  дошкольника.

В процессе организации своей работы опираюсь на оздоровительно – развивающую программу по танцевально-игровой гимнастике Ж.Е. Фириловой, Е.Г.Сайкиной «Са - Фи - Дансе». Основной целью программы «Са – Фи - Дансе» является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.  На  занятиях, утренней гимнастике,  музыка, является стимулом для повышения двигательной активности детей и поддерживает интерес  к разнообразным нагрузкам. Танцевально – игровая гимнастика способствует  развитию музыкального слуха, физическому развитию, оздоравливает организм  ребенка, укрепляет мышечный  корсет, развивает фантазию и творчество, формирует эстетические понятия.

 Дети, у которых повышенная двигательная активность могут выплеснуть излишки накопившейся энергии. (СЛАЙД 5)

Всю работу по физическому  воспитанию провожу в тесной связи с музыкальной деятельностью, театрализованной ритмопластикой и развитием речи. Программа «Са – Фи - Дансе» позволяет сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к физкультурным занятиям.

(СЛАЙД 5 )

В своей работе  я использую технологию  элементов Хатха-Йоги.

Новая форма работы по формированию физической культуры дошкольников, по моему мнению,  основывается на трех основных направлениях: (СЛАЙД 6 )

- социально-психологическом,

- интеллектуальном

-  двигательном.

Изучив дополнительную литературу по физкультурно-оздоровительной работе с детьми, я сделала вывод, что эффективным средством, отвечающим выше изложенным принципам развития детей, будет использование детской йоги. Так как база йоги очень обширна и сложна, на своих занятиях я использую элементы Хатха-Йоги  (основанной на выполнении упражнений связанных с животными и окружающими предметами) для развития физических, умственных и эмоциональных способностей детей.  Гимнастика с элементами Хатха-Йоги доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. В отличие от других физических упражнений, в гимнастике Хатха-Йоге основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность  – сочетание Хатха-Йоги физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных  приспособлений.

Цель оздоровительной работы: (СЛАЙД 7)

Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику  “Хатха-Йога”.

Работа направлена на реализацию следующих задач:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, йоги, воздушного закаливания;
  • Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Ожидаемые результаты: (СЛАЙД 8)

  • Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.
  • Стабилизация эмоционального фона у детей.
  • Потребность в ведении здорового образа жизни у детей.

Хатха - Йога – это вид йоги, который уделяет основное внимание физическому совершенствованию и укреплению организма. Слово «хатха» состоит из двух частей. «Ха» обозначает солнце, «тха» — луна. Солнце символизирует тепло, активность и энергию, а луна - холод, пассивность и торможение.

Проведение занятия в детском саду с элементами хатха-йоги помогает детям сбалансировать противоположные физиологические процессы возбуждения и торможения. Основными элементами хатха-йоги являются так называемые асаны (позы), а также пранаяма (дыхательные упражнения).

Безусловно, работая с детьми в условиях детского сада, невозможно использовать все элементы этой системы. Но часть ее вполне доступна и для этой возрастной категории. Так, практика работы с дошкольниками показывает, что они с удовольствием выполняют статические позы Хатха-йоги и упражнения на релаксацию.

 В процессе разработки планы и апробированная методика организации и проведения физкультурных занятий с элементами йоги для детей с 5 до7 лет. Раз в неделю в рамках ОРУ с детьми разучивается выполнение 2-3 поз, используя показ и наглядный материал - картинки и схемы с изображением и последовательностью их выполнения.

Сначала поза называется и показывается детям, рассматриваются схемы её выполнения, даётся словесная инструкция. Затем дети учатся правильно и последовательно выполнять позу, сосредотачиваться на ощущениях в своем теле. На последующих занятиях дети выполняют позы самостоятельно, ориентируясь на схемы или словесную инструкцию. Раз в месяц организуется обобщающее занятие, состоящее из комплекса знакомых поз объединённых одним сюжетом (Джунгли, На морском дне). Интересная история, сопровождающая выполнение упражнений очень нравится детям, развивает воображение и поддерживает интерес к занятиям.

Выученные упражнения  включаю в комплекс утренней гимнастики. Гимнастика после сна еще в разработке, придумываю новые игры, модернизируя знакомые детям такие как (Делай как я, Море волнуется.) Занятия с элементами йоги строятся по неизменной структуре: Разминка, асаны (упражнения),  расслабление.

 Разминка состоит из суставной гимнастики, растяжки, массажа. Далее целесообразно выполнить упражнения на сохранение правильной осанки. Правильная осанка - это здоровый позвоночник, а многие дети не умеют правильно стоять. Базовая поза хатха-йоги, основа оздоровления позвоночника и всего организма.

  Я, надеюсь, что грамотно организованная физкультурно-оздоровительная работа даст положительные результаты:

  • дети станут более гибкими, их движения красивыми и плавными;
  • умение правильно дышать, снизится заболеваемость в осенне-зимний период;
  • умение расслабиться поможет детям быстро успокоиться, а следовательно лучше усвоить учебную информацию;
  • придумывание новых поз и игр даст развитию   воображения детей и          возможность фантазировать;
  • заинтересованность детей интересной деятельностью повысит внимание и сосредоточенность.

 Я, считаю, что внедрение элементов хатха-йоги на занятиях физкультурой дошкольников очень перспективное и актуальное направление работы, способствующее не только физическому развитию детей, но и эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в очень увлекательной и ненавязчивой форме. Поэтому я планирую и в дальнейшем использовать на физкультурных занятиях с детьми элементы йоги. Предполагаемая система физического воспитания в детском саду поможет, на мой взгляд, существенно повысить интерес детей к физкультурным занятиям и стимулировать двигательную активность, а, следовательно, улучшить здоровье детей.

Большое значение  в физическом   развитии ребенка  приобретает игра.

Почти бессознательно играя, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы и, вступая в контакт с окружающим миром, реагирует, координирует движения, наблюдает и запоминает, пополняя свой кругозор. В играх у детей синхронно функционируют три составляющие: подсознание, разум, фантазия. Они участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Благодаря играм, дети учатся доверять самим себе и окружающим людям, распознавая, что следует принять, а что отвергнуть в этом мире. Главное предназначение игр - это развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и выявлено, и что выводит его на творческий путь.

Развитие ребенка дошкольного возраста с использованием элементов игрового тренинга через сенсорные каналы восприятия является важным фактором для развития творческой и гармоничной личности. 

  Игр тренинг  основан на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, осязание и осязательную память, воображение и творческую фантазию

Игр тренинг  развивает все виды мыслительных процессов.

       Для развития   наглядно-действенного мышления, которое преимущественно формируется в младшем  дошкольном возрасте и начинается с ощущений и восприятий окружающей развивающей среды,

я использую следующие виды подвижных игр:

  • Игры со спортивным инвентарём (мячи, кегли, палки, кубы );
  • Игры с нестандартным инвентарём и природным материалом (каштаны, листочки, песок);
  • Пальчиковые игры;
  • Оздоровительные игры (самомассаж  теннисными шариками и мячами; игры для формирования правильной осанки, стопы).

    Однако любое,  мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием .

  Наглядно-образное мышление возникает у детей в возрасте четырёх, пяти лет. Во время игры в  ходе анализа и синтеза познавательного объекта ребёнок не всегда трогает его руками, а пользуется внешней  подсказкой и своим опытом. Для развития наглядно-образного мышления я предлагаю   разновидности подвижных игр:

  • Игры с заданием по картинкам, таблицам, схемам;
  • Игры на развитие внимания и воображения (обруч может быть соответственно и рулём, и зонтиком, и норкой у белки, и крышей);
  • Игры с имитацией и подражанием (лебеди, зайчики, рыбки).

       Для развития словесно - логического мышления мною используются одновременно игры и на развитие координации движений, ловкости, быстроты и на обогащение мыслительных способностей дошкольников. Словесно-логическое мышление  начинает проявляться уже в старшем дошкольном возрасте. На основе практического и наглядно-чувственного опыта во время игр тренинга у детей развивается сначала  в простейших формах - отвлеченное мышление, в ходе которого осуществляется  дальнейшее, более глубокое познание мира. В режиме дня и в непосредственно образовательной деятельности  я  использую:

  • Игры с правилами (рефлексия действий) «Скажи наоборот»

(Большой – маленький; старый – новый; и т. п. (острый, мягкий, длинный, высокий, холодный, быстро, тихо, ярко, утро – ночь, узкий, низ – верх, вправо –влево, круглый, веселый, добрый)

  • Игры – эстафеты (в т.ч. с логическим заданием) «Найди геометрическую фигуру» «Собери горку с мягких модулей» мнимо схемы;
  • Народные игры (с речёвками, считалками) «С кем приехал паровоз?» ( кошкой- мяукают, собачкой – лают и.т.д.) какие животные домашние или дикие?;
  • Игры с музыкальным сопровождением «Найди свой цвет», «Птички в гнездышках» и.д.р;
  • Самостоятельное проведение игр (в т.ч. футбол).

Играя, ребенок контролирует своё поведение; у него нормализуется в высших отделах коры головного мозга соотношение возбуждения и торможения.

   Таким образом, мышление возникает на основе практической деятельности (игра) из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Поэтому я считаю, что выпускники  детского сада № 4 имеют осмысленное отношение  к себе, к своему здоровью и к решению проблемных ситуаций.  

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровье сберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж  « Свинки», «Снеговик» и. др; ( Слайд 9,10)
  • действия с предметами или материалами ( массажные мячик, рукавички и.др);
  • пальчиковые игры. «Есть игрушки у меня», «На ёлке» и.др.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Динамический час. А так как мы расположены в районе Крайнего Севера, в образовательный процесс был введен дополнительный час непосредственно образовательная деятельность по физической культуре на улице  для детей 2-4 лет в форме «Динамического часа», который организовывают воспитатели на дневной прогулке. Вместо занятия традиционной структуры на воздухе, динамический час опирается на основной вид деятельности – игру.  Сама структура динамического часа состоит из двух частей:

 1) оздоровительная разминка – подготавливает организм ребенка к физической нагрузке. В игровой форме используются различные формы ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.

 2) оздоровительно – развивающая часть – это развитие физических качеств, умения детей играть вместе в подвижные игры. А для того, чтобы повысить интерес детей использую образовательные сюжеты по сказкам, об окружающем мире, о явлениях природы. Это непосредственно образовательная деятельность по темам «Игрушки», «Познакомимся с инеем» и др. (Приложение 1). В зависимости от времени года и погодных условий я рекомендую воспитателям несколько вариантов динамического часа:

- игровые упражнения и подвижные игры;

- игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;

- спортивные игры и игровые упражнения;

- игровые упражнения, игры – эстафеты;

- игровые упражнения, хороводные игры.

- игровая гимнастика для пробуждения

Динамический час проводится воспитателями в соответствии с моим планом. В наиболее холодные зимние месяцы динамический час проводится в зале, группах ДОУ, при соблюдении температурного режима в облегченной одежде. Я считаю, что введение дополнительной непосредственно образовательной деятельности - динамического часа  позволило снизить заболеваемость у детей, так как проводится в активном двигательном режиме. Практика нашего ДОУ показывает, что любые воздействия воздуха пониженной температуры, оказывают закаливающий действия и производят эффект, активизируют вегетативные сосудистые реакции, улучшая физическую терморегуляцию.

 Дыхательная гимнастика.  

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться в   несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут. Поэтому я применяю в своей практике дыхательную гимнастику  А.Н. Стрельниковой.  Ведь часто мы говорим  «утро дышит прохладой»«вздохнула земля»«божественное дыхание ветерка», «дыхание жизни» - вся наша планета  дышит, развивается как живой организм. А поможет управлять этим процессом – дыхательная гимнастика. ( Слайд 11)

Александра Николаевна Стрельникова утверждала:

«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

В первую очередь, занятия дыхательной гимнастикой способствуют общему оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечно - сосудистой, нервной, пищеварительной систем. Упражнения на глубокое и поверхностное дыхание, которые осваивает малыш, помогают предотвратить опасность возникновения простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика – это один из способов закаливания детского организма, поскольку обеспечивается наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата, улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой.

Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) ( « Колобок», « Бабочка», «Хорошая погода» ) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: ( Слайд 12)

  • деятельность по развитию речи,
  • познавательному развитию,
  • физкультурные занятия,
  • утреннюю гимнастику,
  • гимнастику пробуждения
  • самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.  Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями, а также раздражается та обширная зона рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем.

Лечебное воздействие гимнастики таково: ( Слайд 13,14)

  • положительное влияние на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • полное или значительное восстановление нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • усиление дренажной функции бронхов;
  • восстановление нарушенного носового дыхания;
  • регуляция функции сердечно - сосудистой системы,
  • укрепление всего аппарата кровообращения;
  • значительное влияние на коррекцию заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника;
  • повышение общей сопротивляемость организма.

Поэтому я считаю, что дыхательная гимнастика станет хорошей профилактикой для дошкольников в борьбе с простудными заболеваниями

НОД. 

Основной формой здоровья сберегающих технологий   являются  НОД в обучения детей двигательным навыками, и воспитанием физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большое значение выносливости в повышении функциональных возможностей организма, ее воспитанию уделяется основное внимание в процессе проведения занятий в зале и на воздухе.

В процессе физического образования  на данных занятиях у детей:

  1. Укрепляется здоровье:
  •   развивается опорно – двигательный аппарат, формируется правильная осанка.

2. Совершенствуются психомоторные способности дошкольников:

  •   развивается мышечная сила, гибкость, выносливость, координационные                                               способности;
  •   развивается, память, внимание, умение планировать последовательность своих действий;
  •   формируются навыки выразительности движений.

3. Развивать физические способности:

  • ловкость, выносливость, формируются умения взаимодействовать друг с другом;
  • воспитывать умения эмоционально выражаться, раскрепощённого движения  и творчества;
  • развивается  лидерство, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи.

(Слайд 15) Во время НОД   по физической культуре  происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе физического и интеллектуального развития. В непосредственно образовательной деятельности  ребёнок проявляет свои способности, физическую активность, развивается творческие способности: ребёнок учится сам выполнять физические упражнения. Взаимодействия детей в коллективе и спортивные соревнования положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации физического потенциала ребёнка. Спортивные занятия хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают физические качества, координацию движений, эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус будущего первоклассника.  

Достаточно высокий  уровень усвоения программы, достигнут благодаря применению инновационных технологий:

- проектной деятельности  «Спортивные праздники и развлечения в ДОУ»

 «Движение и здоровье», «Хочу здоровым быть», «Если хочешь быть здоров»

«Спортивные досуги и развлечения», «Мы Олимпийцы». ( Слайд16)

- интеграции физического развития с музыкальной, изобразительной, познавательной деятельностью и развитием речи   интегрированное занятие «Морской мир» «В поисках весны»

- схем построений и перестроений, карточек для ходьбы и бега, которые помогают думать, развивают внимание, координацию движений понимать и применять в дальнейшем в самостоятельной деятельности

- творческих заданий, которые помогают укрепить и сохранить здоровье детей, выработать у них  знания, умения и навыки, наблюдая за животными, птицами, путешествуя с героями сказок, подражая олимпийским чемпионам, играя и наслаждаясь движениями и т. д. «Озорные медвежата», «Игрушки»;

- танцевально – ритмической гимнастики, которая повышает у детей чувство ритма, пластичность, гибкость, грациозность, изящество танцевальных движений и танцев, развивает музыкальный слух, способствует физическому развитию, оздоравливает организм ребёнка, развивает фантазию и творчество, совершенствует способности дошкольников.

- использование в непосредственно образовательной   деятельности  – спектаклей, ситуационных мини – игр « Кругосветное морское путешествие», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Математика в движении»,  «Морской мир».

(Слайд17) Большое значение  в повышении функциональных возможностей организма, уделяю  проведению НОД на воздухе, а также утренний гимнастике, подвижные игры  и спортивные упражнения на прогулке позволяют полностью освоить программу по развитию движений.

В летний период проходят по дорожке здоровья, играют футбол, игры – эстафеты, подвижные игры, выполняют ОВД на спортивных снарядах ( бум, гимнастическая стенка, дуги, лабиринты, турники, щит для метания в цель, прыжки через бревна   и .тд), в зимний период ребята играют в хоккей, катаются  на лыжах, играют в снежки, катаются на ледяных горках.

Работа с родителями.

Чтобы происходило комплексное воздействие, создающее благоприятные возможности для развития физических способностей детей, должна быть заинтересованность со стороны родителей. Поэтому, особое внимание уделяю работе с родителями.

Вовлечение родителей в физкультурно-образовательное воспитание ДОУ организовую в нескольких направлениях:

  1. повышение компетентности в вопросах физического развития детей (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, семинары)
  2. пропаганда физического развития (информационный блок на спортивной страничке газеты ДОУ «Белочкины весточки» и сайте ДОУ);
  3. вовлечение в физкультурно-образовательный процесс (открытые занятия, участие в спортивной жизни детского сада, дни открытых дверей);

4. совместная культурно-досуговая деятельность (участие в подготовке и проведении праздников, в конкурсах).

 Повышение компетентности родителей, расширение их спортивного кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное физическое   воспитание.    Предлагаю для родителей консультации «Мы здоровье сбережём!» «Мы самые здоровые»,  статьи, памятки, буклеты по здоровье сбережению и пальчиковой гимнастике для всех возрастных групп. Ежегодно совместно с музыкальным руководителем Ивличевой Т.А. провожу спортивно – музыкальные досуги и праздники  « День защитника Отечества»  День Победы под рубрикой  «Памяти  павших – будьте достойны»  « День памяти и скорби».  На эти праздники я  приглашаю  воинов интернационалистов, которые рассказывают о своем интернациональном долге,  о своих боевых наградах, а также  кадетов с ТС СОШ №2, ко Дню Победы приглашает Ветеранов Великой Отечественной войны. Праздники воспитывают у детей патриотические чувства,  любовь, уважение к Родине, к тем, кто защищал её во время ВОВ и  стоит сейчас на её защите,  а также  дни здоровья старшими и младшими дошкольниками  «Если хочешь быть здоров». «День здоровья (средняя группа). «Путешествие по городам».  Так же  провожу зимние увеселения с масленичными гуляниями, которые были заведены предками с незапамятных времен  «Как Емеля на  масличной недели  царевну  Несмеяну рассмешил», «Правила поведения на водоемах», «Пожарная безопасность», «Мама, папа, я – ПДД семья». Дети с большим удовольствием и гордостью следят за выступлением и участием своих родителей на праздниках.

Кроме этого родители являются активными участниками собраний таких как «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»  на которых уточняются представления родителей о физическом развитии ребенка, закрепляются знания основ гигиенической и двигательной культуры, элементарных  правил организации безопасности жизнедеятельности ребенка, знакомит с картотекой  здоровье сберегающих технологий. Всё это способствует не только повышению компетентности родителей, но и формирует  бережное отношение к здоровью. В систему индивидуальных встреч с родителями включены и беседы-диалоги, позволяющие совместно обсудить проблемы индивидуального развития ребёнка.

Для наглядного информирования семьи  использую  разнообразные формы от мини - стендов в каждой группе, выставок, стендов спортивных побед (грамоты и фото), папок-передвижек до практических форм, позволяющих родителям активно участвовать в физическом развитии ребёнка, а мне поддерживать «обратную связь» с семьёй.

Родители с активной жизненной позицией стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем.  В итоге повысилась  эффективность внедрения здоровье сберегающих технологий: наблюдается улучшение показателей по диагностике  физического развития.  Используемые мною эффективные и продуктивные формы здоровье сберегающих технологий  помогают сформировать у детей устойчивый интерес к спорту в целом.  Очень приятно видеть многих наших воспитанников, продолжающих своё физическое развитие вне сада: в спортивных школах, секциях (футбола, гимнастики, хоккея, лыжного спорта). А ведь первые незабываемые на всю жизнь свои соревнования, юные спортсмены сделали  в детском саду, это соревнования на детских районных «Стартах надежд»,  ГТО на спортивных праздниках, ощутили первое волнение и первую радость от своих соревнований.  Свой первый спортивный опыт дети запомнят, пронесут через всю жизнь. ( Слайд 18) Выбирая разнообразные  формы работы с детьми по внедрению здоровье сберегающих технологий, я  преследует важную цель – чтобы полученные  знания, умения нашли отражение в педагогической деятельности, способствовали повышению эффективности воспитательной – образовательной работы с детьми, содействовали профессиональному и физическому росту педагогического мастерства и достижению хороших результатов. ( Слайд 19)

    Счастливые от восторга глаза детей - лучшая  для меня награда.  Позиция в  моей работе по физкультуре такова  - «Я сделаю все, что в моих силах и даже больше!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей как приоритетное направление государственной политики

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ....

Презентация педсовета "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Презентация к педсовету на тему "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"...

Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

  Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным яв...

Газета для родителей 2018 Здоровьесбережение как одна из основных задач сохранения и укрепления здоровья детей .

Приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников....