Опыт работы по теме «Создание условий для формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»
материал
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на них лежит. Здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение возможностей организма. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенцией родителей в вопросах формирования ЗОЖ, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам. Лучший способ приобщить ребенка к ЗОЖ – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
В своей практической деятельности я столкнулась с трудностями в общении с родителями. Сложно бывает достучаться до пап и мам, нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, формировать потребность в здоровом образе жизни.
У меня появилась необходимость построения взаимодействия с семьей на основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительного отношения и стремления к взаимопониманию. Потому, что ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии.
Они указывают на то, что система здоровьесбережения должна быть понята не только педагогическим персоналом, но и родителями . (В.Г. Алямовская)
В центре работы по здоровьесбережению детей должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка. (Т.С. Овчинникова)
В процессе работы с родителями особое внимание уделяется наглядной информации.
Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности.
Решая проблему, я пыталась ответить на вопросы: «Как заинтересовать родителей?», «Как сделать работу с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни дошкольников эффективной?», «Какие новые формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей необходимо разработать?».
Поэтому я поставила перед собой цель: формирование основ здорового образа жизни через создание условий для развития детско-родительских отношений.
Определила для себя следующие задачи:
- обеспечить дошкольников и их родителей необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
- способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству;
- повышать уровень компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни;
- повышать интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях совместно с детьми.
Условия, необходимые для осуществления взаимодействия с родителями по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:
- взаимное доверие и уважение во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Планируя ту или иную форму работы, я исходила из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Сложность работы заключается в том, что в связи с тенденциями современного общества родители очень заняты и не успевают в полной мере осуществлять оздоровление ребенка в домашних условиях. А также в условиях пандемии мы, к сожалению, ограничены в организации проведения совместных спортивных праздников, дней открытых дверей, родительских собраний и посиделок. Известно, что ребенок будет подражать взрослым и брать с него пример, будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому необходимо заинтересовать в первую очередь родителей и научить их, как можно заинтересовать этим и ребенка.
В своей работе я проводила анкетирование, для получения объективной картины значимости физической культуры и спорта в семье; выясняла, занимаются ли родители спортом, интересуются ли они спортивными достижениями ребенка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.
Важной формой работы с родителями считаю проведение консультаций, а также, вывешивание в приемных групп папок с рекомендациями по обучению детей различным видам движений, комплексами О. Р. У., примерами игр. Папки пополняются в течение года, в зависимости от времени года и пожеланий родителей.
Из практики работы с дошкольниками и родителями наиболее эффективным по формированию основ здорового образа жизни является метод проектной деятельности. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой).
При этом родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
В процессе реализации информационно-познавательного проекта «Быть здоровым я хочу – пусть меня научат», очень заинтересовала родителей и такая форма работы, как Презентация семьи в форме семейной фотогазеты «Мы за здоровый образ жизни», «Мы – спортивная семья» ,
« Зимние игры и забавы».
Все эти мероприятия помогают не только приобщать взрослых и детей к спортивной жизни ДОУ, но и преодолевать барьер недоверия к детскому саду, лучше узнать своих малышей, а у детей вызывают положительные эмоции и чувство гордости за родителей.
Мероприятия по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях с учётом индивидуальности ребёнка. Тем самым у детей формируется положительное отношение к занятиям физической культурой. Взаимодействие с родителями ведёт к единству. Такое сотрудничество улучшает взаимопонимание и повышает степень доверия родителей к ДОУ.
Совместная работа с родителями привела к значительному повышению уровня педагогических знаний родителей. Сформировалась активная родительская позиция. Улучшился эмоциональный климат. Отношения родителей к ребенку стали более адекватными его возрасту; родительская оценка возможностей ребенка изменилась в сторону большей объективности. Повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми, педагогами ДОУ. Стало реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с педагогами ДОУ в вопросах приобщения к здоровому образу жизни.
Повысился уровень профессиональной компетентности и педагогов ДОУ в вопросах здоровьесбережения воспитанников, приобщения к ЗОЖ, творческой работы с родителями.
Анализ уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей на заключительном этапе опыта позволил выделить значительные изменения, произошедшие в сознании и поведении дошкольников. У детей сформировалось положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ. Отмечается снижение заболеваемости и повышение уровня физического развития воспитанников.
Таким образом, позитивная динамика сформированности представлений о здоровом образе жизни и навыков здорового образа жизни у дошкольников, показатели социального самочувствия, положительные тенденции в изменении уровня физического развития, позволили сделать вывод о том, что предложенная модель взаимодействия «ребенок – родитель - педагог» в приобщении детей к здоровому образу эффективна.
Взаимодействие семьи и детского сада по формированию здорового образа жизни у дошкольников - это длительный процесс и кропотливый труд, требующий терпения и творческого взаимопонимания.
Таким образом, я стремлюсь, чтобы у детей дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни был насущной потребностью. Твердо убеждена, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.
В дальнейшем буду продолжать взаимодействие с родителями по формированию у детей здоровьесберегающей компетентности, с целью формирования у родителей активной воспитательной позиции, а также искать и внедрять в практику новые формы работы с родителями.
У меня всё, спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни дошкольников условиях ДОУ и семьи
Материал содержит консультацию для родителей о актуальности проблемы формирования навыков здорового образа жизни детей в условиях семьи и семейного воспитания. Приведены практические примеры, на...
Семинар-практикум на тему: "Создание условий по формирование здорового образа жизни у дошкольников"
Создания условий по формированию ...
Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации и семьи
Ахметзалялова Ирина Геннадьевна,воспитатель МБДОУ ДС № 18 «Орленок»,г. Нижневартовск Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации и семьи...
«Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи» выступления на педсовет
доклад...
Обобщение опыта работы по теме: Создание условий для формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Вся оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей дошкольного возраста. В связи с этим мы считаем, что проблема...
Консультация для педагогов: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности, формированию здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»
Все мы — педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные с...