Формирование здорового образа жизни дошкольников условиях ДОУ и семьи
консультация по обж на тему
Материал содержит консультацию для родителей о актуальности проблемы формирования навыков здорового образа жизни детей в условиях семьи и семейного воспитания. Приведены практические примеры, направленные на сохранение здоровья маленьких членов семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_zozh.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 156 "Детский сад общеразвивающего вида"
Консультация для воспитателей
Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников условиях ДОУ и семьи»
Составила: воспитатель МБДОУ№156
Рощенко Ольга Александровна
2016г
Уважаемые родители!
Поговорим сегодня о здоровье и здоровом образе жизни.
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой.
Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Ребенок лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.
Задача педагогов прежде всего, в том, чтобы научить ребенка с детства следить за своим здоровьем.
То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является физическое развитие воспитанников, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическим упражнениями.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования ЗОЖ.
Формировать привычку к ЗОЖ у воспитанников необходимо начинать с развивающей среды.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. (Валеология (от латинского valeo-"здоровье", "быть здоровым") является наукой о здоровье.)
Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних
( природных и социальных) и внутренних ( наследственность) факторов.. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1.Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2.Физическое развитие – уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое развитие – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе..
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Нужно помнить - правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Взаимодействие и семьи должно носить системный характер.
Очень важно оказывать необходимую помощь родителям.
Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы.
Педагоги ДОУ используют в своей работе следующие формы и методы:
- Интерактивная форма: анкетирование; интервьюирование; дискуссия; круглые столы; консультации специалистов.
- Традиционная форма: родительские собрания, семейные спортивные соревнования; акция «Здоровый образ жизни»; вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».
- Просветительская форма; использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей; организация клуба «Здоровая семья»; выпуск бюллетеней, информационных листков; стенд «Здоровье с детства»; уголок в группах.
Государственно - общественная форма: создание творческой инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни».
Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты с родителями.
В работе с семьёй выделяется несколько этапов:
I. Знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.
II. Знакомство с жизнью семьи, её интересами.
В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование родителей, которое проводится в начале учебного года и включает в себя некоторые вопросы, например:
- Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет? Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?
- Какие виды закаливания Вы используете дома? Занимаетесь ли с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?
III. Формирование установки на сотрудничество.
IV. Организация открытых мероприятий.
Сегодня ФГОС ДО определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.
Отсюда складываются задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении и дома:
1.В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.
2.Наличие настольно-печатных игр ( учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.
3.Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными.
4.Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.
5.Пропогандировать опыт по воспитанию полезных привычек – как основу становления характера ребенка.
6.Оказывать постоянное внимание к выбору подвижных игр.
7.Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур, предусматривающую систематическое проветривание .
8.Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к освещению.
9.Соблюдение требований СанПин по организации жизни детей в ДОУ.
8.Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.
9.Осуществлять закаливающие процедуры
и в домашних условиях
и в условиях образовательного учреждения.
10.Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
11.личный пример родителей и педагогов –участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и.т.д.
12. Обогащать знания детей о ЗОЖ
ТАКИМ ОБРАЗОМ, основными приоритетами для работы ДОУ являются сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у детей навыков здорового образа жизни, в формировании которых важная роль отводится работе с родителями, взаимодействие с которыми строится в форме сотрудничества.
В завершении хочу поделится опытом нашей группы, а именно показать игровой точечный массаж, который вы можете использовать в своей работе,
Массаж эффективен перед началом занятия, он помогает запустить в работу нервную систему, тонизирует, активизирует и.т.д.
Предлагаю проделать этот массаж вместе со мной сидя на своих местах, Выполняем все движения по тексту... итак:
Взяли ушки мы за мочки,
Вниз потянем их,
А теперь потрём немножко
раз, два, три,
Взяли ушки за макушки вверх потянем их.
Вниз по ушкам побежали хорошенько всё размяли.
Свою консультацию мне хочется закончить словами В.В. Путина:
" Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по здоровьесбережению в условиях семьи и ДОУ...
«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»...
Семинар для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
· «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энцикл...
«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детског...
Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи
Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...
Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»
Цель: формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни. Уточнение и углубление компетенций воспитателей об основных факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья ребенка в усло...
Опыт работы по теме «Создание условий для формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на них лежит. З...