«Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи», семинар-практикум для воспитателей
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 »
Семинар-практикум для воспитателей
«Формирование здорового образа жизни в условиях
детского сада и семьи»
Подготовила и провела:
Воспитатель Коробова И.А.
г. Чехов, 2017 год
Цель: Уточнение и углубление компетенций педагогов ДОУ об основных факторах, способствующих формированию здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи.
Задачи:
- Расширить знания педагогов с учетом современных требований по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
- Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и семье.
- Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
Ход семинара.
1 часть. Теоретическая.
Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.
Поэтому приоритетным направлением образования для любого ДОУ остаётся сохранение и укрепление здоровья ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Главная задача дошкольных учреждении? – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно- образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.
На сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей:
Отсутствие наглядного материала и недостаточное использование ИКТ;
Проблема формирования здорового образа жизни дошкольников недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе;
В решении задач формирования здорового образа жизни не часто используется принцип интеграции образовательных областей.
Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.
Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:
-развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;
-формировать у дошкольников элементарные представления:
- о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т. д.);
- о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);
-поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства “мышечной радости”;
-привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.
2 часть. Практическая. Педагоги делятся на две команды.
1. Решение кроссворда “Здоровье”.
1. Один из природных закаливающих факторов (вода).
2. Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).
3. Бегун на короткие дистанции (спринтер).
4. Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
5. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
6. Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
7. Вид спорта (альпинизм).
8. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
9. Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
10. Спортивный инвентарь (коньки).
11. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
12. Вид активного отдыха (туризм).
13. Витаминный напиток (морс).
14. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).
2 задание. Каждой команде предлагается:
1команде провести:
- Игровой массаж, поставить задачу
2 команде провести:
- Зрительная гимнастика, поставить задачу
3 задание. Замените предложение пословицей.
– Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров, так берегись.)
– Ешь лук (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)
– Будь бодрым, занимайся физкультурой (В здоровом теле, здоровый дух. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)
– Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)
– Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)
– Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)
– Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)
– Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).
4. Следующий конкурс «Реклама». Командам даётся задание придумать и обыграть рекламу нестандартного спортивного инвентаря из «неспортивных предметов» - пуговица (для первой команды, утюг (для второй).
5. Этот комплекс асан особенно полезен для гиперактивных детей. Также его стоит практиковать, когда малыш чем-то озадачен, не может уснуть, закатывает истерики. Последовательность действий в этом комплексе такова:
Пчелка. Ребенок делает глубокий вдох, после чего опускается на коленки и заводит руки за спину. Выдыхая, опускает голову вниз и жужжит, как пчелка.
Поза котика. Стоя на четвереньках, глубоко дышит и выгибает позвоночник.
Облако. Сидя в позе лотоса, глубоко вдыхая и выдыхая, малыш должен представить, как все эмоции, которые его мучают, уходят вверх. Можно тянуться вверх руками к облакам.
Поза дерева. Ребенок стоит прямо, дышит глубоко. Одну ногу поджимает и застывает, опираясь на пятку другой ноги. Руки должны быть прямыми, поднятыми вверх.
Поза ребенка. Малыш становится на колени, сворачивается калачиком, руки держит вдоль туловища. Дышит глубоко, используя весь объем легких.
6. Блиц-опрос. Далее командам предлагается поочерёдно ответить на вопросы:
1. Есть насекомые – индикаторы отсутствия у человека навыков гигиены, назовите их. (Блохи, вши, клопы.)
2. Каким видом спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плавание, гимнастика, лёгкая атлетика.)
3. Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10, ребёнок – 10-12.)
4. Каким видом спорта нельзя заниматься детям до 15 лет и почему? (Тяжёлой атлетикой, так как до этого возраста идёт активное формирование скелета.)
5. Этот витамин важнейший из всех в формировании костной системы организма ребёнка. Какой это витамин? (Витамин D.) какое заболевание возникает у детей при его нехватке? (Рахит.) Эффективный метод лечения рахита? (Солнечный свет.)
6. Назовите витамин красоты, который влияет на состояние кожи и укрепляет зрение? (Витамин А.) Где он содержится в большом количестве? (В моркови.) В каком виде: сыром, варёном и с чем её полезнее употреблять? (Полезнее всего варёная измельчённая морковь с добавлением растительного масла, молока или сметаны, так витамин А усваивается в 10 раз больше.)
Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» - говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного - здоровья», - говорят наши близкие. По большому счёту, здоровье было и остаётся дороже власти и богатства. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. К сожалению, наши педагоги забывают о собственном здоровье, некоторые имеют вредные привычки, ведут малоподвижный образ жизни. К тому же воспитатели часто не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я устала после работы, скорей бы уже домой». Разумеется, после напряжённого рабочего дня сил уже ни на что не хватает. Поэтому очень важно научиться расслабляться и восстанавливать силы, чтобы поддерживать бодрость духа, молодость и красоту.
7. Проводится упражнение на расслабление.
(В. В. Иванченко, педагог-психолог)
Упражнение «Рецепт на каждый день»
Инструкция. Работа в группах. Участникам предлагается прослушать «рецепт на каждый день», проанализировать его составляющие и их воздействие на человека. Затем по аналогии придумать и представить аудитории свой рецепт, аргументировав его полезность.
Материал к упражнению «Рецепт на каждый день»
Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерен терпимости и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Готовое блюдо украшаем лепестками цветов доброты и внимания. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу
«Волшебная шкатулка»
Инструкция. Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием.
• Будет пусть душа полна любовью, тело - бодростью и золотым здоровьем!
• Дари улыбку - всем, Дружбу - некоторым, любовь - одному, тайну - никому.
• Желаем жизни подлинней и радостных моментов в ней!
• Желаем, чтоб Ваши мечты исполнялись, а все неудачи скорей забывались!
• Желаем, чтобы била жизнь ключом, чтоб горя не было ни в чем!
• Желаем веселья и доброго смеха, здоровья, достатка, в делах лишь успеха!
• Желаем здоровья, желаю успеха, чтоб слезы в глазах были только от смеха!
• Желаем счастья и добра, чтоб жизнь, как день была светла!
• Живи для счастья, для души, ведь жизнь одна, и надо ЖИТЬ!
• Здоровье, бодрость сохрани и много-много лет живи!
• Иди вперед к своей удаче! И будет сердце пусть горячим!
• Как солнечный день, как чудесная сказка, пусть жизнь твоя будет всегда так прекрасна!
• От солнышка - тепла, от людей- добра, от друзей- верности, Счастья сполна!
• Пусть будет рядом доброта, здоровье, мир и красота!
• Пусть в жизни будут все решаемы задачи, желаю в их преодолении удачи!
Хотим Вам пожелать: физического, духовного, психического эмоционального
и нравственного ЗДОРОВЬЯ! И удачи! Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни в условиях детского сада
Пердставлен опыт работы по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни...
«Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи» выступления на педсовет
доклад...
«Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни в условиях детского сада»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
Роль воспитателя в формировании здорового образа жизни детей в детском саду
Роль воспитателя в формировании здорового образа жизн идетей в детском саду...
13.12.2021 Семинар – практикум для педагогов «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»
Семинар – практикум для педагогов«Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»...
Статья на тему : «Рекомендации по формированию основ здорового образа жизни в условиях детского сада»
В статье рассматриваются подходы к формированию здорового образа жизни у дошкольников в условиях деткого сада, даются советы и рекомендации педагогам....
"Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни в условиях детского сада"
Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни в условиях детского сада...