Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья детей 2021-2022 учебный год
рабочая программа
Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_sohraneniyu_i_ukrepl.zdorov.det_.2021-2022u.g.docx | 197.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
По данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является наиболее важной в обществе. Дети- это наше будущее, и от состояния их здоровья зависит то, каким оно будет. Неблагополучная экологическая среда, различные отрицательные бытовые факторы, некачественное питание и вода, неудовлетворительное экономическое положение в обществе- это лишь некоторые факторы, негативно влияющие на здоровье дошкольника.
Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых заложены в
детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз.
Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через
создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни была и есть первостепенная задача детских садов. В связи с этим, в дошкольном учреждении организуется разносторонняя деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Основой формирования здорового образа жизни ребенка, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, является физическая культура. Физическая культура, как часть общей культуры человека, формируется педагогами дошкольного учреждения у детей с раннего возраста. Приобщая ребенка к миру движений, мы повышаем двигательную активность, которая необходима для нормального физического и психического здоровья. Включение большого разнообразия физических упражнений в детскую деятельность основано на врожденном стремлении детей к движению, в результате чего они испытывают ценное чувство – “мышечную радость”, получают заряд бодрости, здоровья.
Оптимизация постановки физического воспитания будет осуществляться через:
- постепенное увеличение нагрузки в соответствии с возрастом и группой здоровья и физического развития ребенка;
- оптимизацию двигательного режима в детском саду;
- привлечение родителей к оздоровительной работе с детьми.
Опираясь на имеющиеся результаты изучения состояния здоровья детей, посещающих МБОУ «Темкинская СШ» Темкинского района Смоленской области дошкольной группы, разработана программа «Здоровье».
Паспорт Программы на период 2021- 2022 г.
Наименование программы | Программа «Здоровье» МБОУ «Темкинская СШ» Темкинского рай она Смоленской области на период 2021-2022 г. |
Основания для разработки программы |
|
Цель программы | Создание необходимого инновационного потенциала для комплексного решения проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида. |
Основные задачи, целевые индикаторы |
|
Ожидаемые конечные результаты, целевые индикаторы | Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида: Улучшение основных показателей состояния психофизического состояния детей; Успешное освоение основной образовательной программы воспитанниками ежегодно не менее 86 %; Активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье- не менее 90%. |
Концепция ДОУ
Цель: Создание необходимого инновационного потенциала для комплексного решения проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.
Подцели:
Воспитание здоровой и всесторонне развитой личности ребенка;
Оптимизация педагогического процесса в ДОУ;
Формирование потребности педагога в саморазвитии и рефлексии.
Основные направления программы.
1.Организационное:
- организация здоровьесберегающей среды;
- изучение инновационных технологий оздоровления детей;
- внедрение современных эффективных методов оздоровления детей в ДОУ;
- пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления среди родителей воспитанников ДОУ;
- организация диагностики физического развития и состояния здоровья детей.
2. Физкультурно- оздоровительное:
- обеспечение благоприятного течения адаптации;
- решение задач средствами физической культуры;
- соблюдение санитарно- гигиенических требований;
- внедрение современных методов оздоровления;
- систематическое проведение закаливающих процедур;
- создание благоприятного психологического климата в ДОУ.
3. Профилактическое:
- предупреждение заболеваний методами профилактики.
4. Коррекционно- развивающее:
- коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии детей;
- индивидуальная программа медико- педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
- программы медико- педагогического сопровождения детей, стоящих на диспансерном учете.
Реализация направлений программы.
Организационное направление.
№ | Содержание деятельности | Срок |
Поиск, изучение и внедрение современных методов оздоровления. | Постоянно | |
Создание здорового, психологически благоприятного климата в коллективе детей и взрослых. | Постоянно | |
Контроль за качеством выполнения физкультурно- оздоровительной работы. | По плану контроля | |
Контроль за результатами диагностики физического развития детей. | По плану контроля | |
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. | По плану работы с родителями | |
Осуществление связей с учреждениями спорта для оздоровления детей. | ||
Контроль за соблюдением режима дня. | Постоянно |
Физкультурно- оздоровительное направление.
№ | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Обеспечение здорового образа жизни: - организация благоприятного микроклимата; - щадящий режим для детей с индивидуальными особенностями; - адаптационный редим для вновь поступающих детей. | Постоянно |
2 | Обеспечение двигательной активности в течение дня: - утренняя гимнастика; - физкультурные занятия; - оздоровительный бег; - подвижные игры; - динамические паузы; - физкультурные минутки; - спортивные игры, соревнования; - спортивные праздники, развлечения; - гимнастика после сна; - пешие прогулки; - экскурсии. | Постоянно |
3 | Гигиенические и водные процедуры: - мытье рук; - умывание лица и рук после сна; - игры с водой летом; - полоскание рта после приема пищи. | Постоянно |
4 | Световоздушные ванны: - обеспечение температурного режима в группе; - прогулки на свежем воздухе; - проветривание помещений; - гимнастика после сна без маек. | Постоянно |
5 | Активный отдых детей: - спортивные и музыкальные праздники и развлечения; - дни здоровья; | По годовому плану |
6 | Специальное закаливание: - босохождение в помещении и на улице летом; - хождение по ребристой дорожке; - хождение по солевым дорожкам; - полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры. | Постоянно |
7 | Валеологизация воспитательно- образовательного процесса: - включение элементов валеологии в режимные моменты; - специальные занятия; - проблемные ситуации; - игровые сюжеты. | Постоянно |
8 | Музтерапия: - музыкальные занятия; - музыкальное сопровождение режимных моментов; - музыкальное оформление различных мероприятий. | Постоянно |
9 | Коррекция речи: - артикуляционная гимнастика; - пальчиковые игры. | Постоянно |
10 | Пропаганда здорового образа жизни: -проблемные ситуации; - беседы; - игры. | Постоянно |
11 | Охрана психического здоровья: - психогимнастика (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы и на подавление отрицательных эмоций; - релаксационные моменты в режиме; - муз- терапия; - арт- терапия. | Постоянно |
Профилактическое направление.
№ | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Оздоровление фитонцидами: - чесночно- луковые закуски. | В период простудных заболеваний |
2 | Витаминотерапия: - витаминизация 3-го блюда. | Постоянно |
3 | Закаливание организма: -дыхательная гимнастика по методике; - ходьба по дорожкам здоровья; -полоскание горла кипяченой водой; -корригирующая ходьба по дорожкам; - оздоровительный бег на улице. | Постоянно |
4 | Гимнастика для глаз | Постоянно |
5 | Профилактика ОРЗ: - смазывание оксалиновой мазью. | В случае необходимости |
Оздоровительное направление
2021-2022 г.
№ | Содержание деятельности | Срок |
1 2 | Неделя здоровья (Эколого- оздоровительные походы). Неделя безопасности ( изучение безопасных маршрутов, экскурсии по улице). | Сентябрь |
1 | Спортивное развлечение «У нас в гостях Ириска». | Октябрь |
1 2 | Неделя здоровья (спортивные игры на улице). Спортивное развлечение «Мы растем здоровыми». | Ноябрь |
1 | Спортивное развлечение «Курочка Ряба». | Декабрь |
1 2 | Неделя здоровья «Город Витаминок». Зимние виды спорта. | Январь |
1 | Спортивные праздники, посвященные 23 февраля. Участие в спортивных соревнованиях на базе МБОУ «Темкинская СШ». | Февраль |
1 | Спортивное развлечение «Путешествие в страну Спортландию». | Март |
1 | Спортивный праздник «Маленькие Олимпийские Игры». | Апрель |
1 | Спортивный праздник «Мы здоровые ребята». | Май |
Комплекс закаливающих мероприятий.
1 | Содержание деятельности | Срок |
1 | Босохождение Хождение по солевым дорожкам Хождение по корригирующим дорожкам Полоскание горла кипяченой водой Солнечные и воздушные ванны Дыхательная гимнастика | Ежедневно |
Профилактическое направление.
№ | Содержание деятельности | Срок |
1 | Витаминизация 3-го блюда. | Ежедневно |
2 | Оксолиновая мазь в нос. | По схеме (сентябрь, октябрь, февраль, март). |
3 | Фитонциды. | По схеме (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март). |
4 | Фитотерапия | По схеме (октябрь, ноябрь, февраль, март). |
5 | Поливитамины | По схеме (октябрь, ноябрь, январь, февраль). |
6 | Вакцинация | По индивидуальному графику. |
Индивидуальный подход к детям с целью
профилактики гриппа, ОРЗ.
№ | Содержание деятельности | Срок |
1 | Соблюдение воздушного режима. | Постоянно |
2 | Регулярное пребывание детей на свежем воздухе (согласно требованиям СанПиНа). | Постоянно |
3 | Утренний прием согласно погодным условиям. | Постоянно |
4 | Обеспечение правильного выхода на улицу и захода детей с улицы. | Постоянно |
5 | Одежда детей по сезону с учетом погодных условий. | Постоянно |
6 | Систематическое проведение комплекса закаливающих процедур. | Постоянно |
Работа с родителями.
№ | Содержание деятельности | Срок |
1 | Индивидуальные собеседования по проблемам здоровья детей ДОУ. | При возникновении проблемы. |
2 | Участие в родительских собраниях. | По договоренности. |
3 | Информационные сообщения в родительских уголках. | 1 раз в квартал. |
4 | Консультации: «Как сохранить здоровье детей?» «Здоровье всему голова. Несколько советов о профилактике ОРВИ». | Октябрь Январь |
Мероприятия, направленные на снижение
простудных заболеваний.
№ | Содержание деятельности | Срок |
1 | Соблюдение щадящего режима для детей переболевших ОРЗ, бронхитом, пневмонией. | Постоянно |
2 | Осмотр детей, поступающих после болезни. | Постоянно |
3 | Систематическое наблюдение за детьми в период адаптации. | В период адаптации. |
Противоэпидемиологические мероприятия в случае возникновения
гриппа.
№ | Содержание деятельности | Срок |
1 | Утренний фильтр: в случае обнаружения больного ребенка- возвращение ребенка домой. | Постоянно |
2 | В течение дня: изолирование больного ребенка, проветривание помещения, уборка помещения с хлорными препаратами. | Постоянно |
Список литературы
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.- М.: 1993.
- Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания.
- Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. – М.: Аркти, 2001.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход//Школа здоровья. 2000. Т.7. № 2. С.21-28.
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.- М.: Просвещение, 1981.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. – М.: Владос, 2001.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.- М.: 2001.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- М.: 2002.
- Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К.Смирнова.- М.: АПКиПРО, 2002.
- Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирнами маслами.- Симферополь: Таврида, 1999.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России// Школа здоровья. 2000. Т.7. №2. С.29-34.
- Ткачева В.И. Играем каждый день// Методические рекомендации.- Мн.: НИО, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по сохранению и укреплению здоровья детей «Здоровячок»
Программа по сохранению и укреплению здоровья детей «Здоровячок» Муниципального бюджетного дош...
Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья детей на 2014 – 2015 учебный год
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих ...
Программа по сохранению и укреплению здоровья детей второй младшей группы на 2015-16 учебный год
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...
Программа по сохранению и укреплению здоровья детей « Здоровый малыш».
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...
Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья детей в 2021-2022 уч.году
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни была и есть первостепенная задача детских садов. В связи с этим, в...
Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»
В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учрежден...
Программа по сохранению и укреплению здоровья детей в подготовительной к школе группе на 2023 -2024 учебный год «В здоровом теле - здоровый дух»
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья...