Программа по сохранению и укреплению здоровья детей « Здоровый малыш».
рабочая программа (младшая группа) на тему
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmazdorovyy_malysh.docx | 53.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 12
ст.Должанская МО Ейский район
Программа
по сохранению и укреплению здоровья детей
« Здоровый малыш».
Разработчик: воспитатель: Хижняк С.В.
Программа
по сохранению и укреплению здоровья детей
Пояснительная записка.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Общие положения.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развития у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.
Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных мероприятиях, улучшить социальные контакты и настроение.
Максимально используются различные общеразвивающие упражнения, активизируются различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Особенно полезны упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, коррекцию опорно-двигательного аппарата. Для повышения функциональной работоспособности сердечнососудистой, бронхо-легочной систем особенно эффективны упражнения, связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба со сменой темпа и направления, ходьба в чередовании с бегом. Укреплению дыхательной мускулатуры, мышц диафрагмы способствуют упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, туловища, нижних конечностей. При выполнении детьми физических упражнений целесообразно широко использовать различные предметы – гимнастические палки. Мячи разных размеров; полезны упражнения у гимнастической стенки, с использованием тренажеров.
Особая роль в повышении физических и физиологических возможностей детей принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово- и лимфо -обращение: приседание, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, медленный бег по пересеченной местности и др. Все эти упражнения, наряду с другими программными заданиями, можно включать как организованную образовательную деятельность физкультурой, так и утреннюю гимнастику при соблюдении индивидуального подхода к детям. Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особенно остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих процедур, требующих определенных временных затрат, необходимо принять все меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна. Время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.
Во время прогулки можно провести с детьми две – три игры разной степени подвижности (10 – 15 мин.), несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.
Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев.
Главные из них:
- Снижение частоты случаев острой заболеваемости;
- Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
- Улучшение физического развития;
- Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);
- Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;
- Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
- Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.
Цель работы по профилактике заболеваний детей
-укрепление иммунитета детей, повышение сопротивляемости организма к факторам внешней среды.
Цель оздоровительной работы
-укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Достижение поставленных целей осуществляется посредством решения следующих задач:
- обеспечение снижения частоты случаев заболеваемости
- улучшение физического развития детей
- повышение к устойчивости к утомлению, повышение работоспособности
- формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности
Ведущие линии реализации задач программы:
- обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе здоровьесберегающих технологий.
- забота о социальном благополучии ребёнка.
- всесторонне развитие ребёнка в деятельности.
Пути реализации:
- внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
- партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога
Ожидаемые результаты:
- У детей:
- оптимальное функционирование организма;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
- сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
-осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;
- У педагогов:
- осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;
- У родителей:
- необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Основные принципы программы:
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
- Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от вопросной категории детей и уровня их физического развития.
- Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостногопсихолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
Основные направления программы:
Профилактические мероприятия
1. Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
- мониторинг здоровья
- рациональная организация двигательной активности
- система работы с родителями
- система закаливания
2. Профилактические мероприятия по оздоровлению детей в ДОУ.
- строгое выполнение санитарно-гигиенического режима;
- коррекция режима дня и питания;
- закаливание в сочетании с дыхательной гимнастикой;
- мероприятия по ослаблению адаптивного синдрома.
Психогигиенические мероприятия
- осмотр детей специалистами и осмотр детей медицинским персоналом ДОУ
- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий и заболеваемости детей
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
- постоянный контроль за осанкой
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- рациональное питание
- ионизация помещений
- витаминизация третьего блюда
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «ребристой дорожке»
- релаксация, элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
-участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Оздоровительные мероприятия
Строгое соблюдение режима дня:
- Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года
- Полноценный дневной сон
- Прогулка
Развитие моторики:
- Игровой массаж
- Пальчиковая гимнастика
Физическая культура:
- С элементами дыхательной гимнастики
- Утренняя гимнастика
- Занятия на улице с элементами подвижных игр
Основы закаливающих мероприятий:
- Соответствующая одежда для улицы
- Длительное пребывание на свежем воздухе
- Воздушные и солнечные ванны летом
- Полоскание горла
- Дыхательная гимнастика
Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:
- Влажная уборка помещений
- Проветривание
- Ионизация
- Витаминизация
Схема закаливания детей
Требования к проведению закаливания:
1.Учет индивидуальных особенностей ребенка;
2. Положительные реакции ребёнка на закаливание;
3. Согласие родителей
3. Непрерывность закаливания;
4. Наблюдение медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром
Психогигиенические мероприятия в ООД и в режиме дня с детьми
План профилактических мероприятий для детей на день
Условия сохранения здоровья детей
Основные направления деятельности сотрудников ДОУ по сохранению здоровья детей:
1.Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНа
2.Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу
3.Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем
4.Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании
5.Организация рационального питания и витаминизация третьего блюда
6.Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни
7.Формирование представлений и навыков здорового образа жизни
Организации работы по формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни строится на основе педагогики сотрудничества
Педагоги - Изучение программ, инновации Планирование работы с детьми Оборудование предметно-развивающей среды | Семья - Анкетирование Родительские собрания Консультации Совместная работа |
Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
Рациональная организация двигательной активности:
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
Система закаливания:
- умывание
- ходьба по «ребристым дорожкам»
- контрастное обливание рук по локоть
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
Профилактическая работа:
- постоянный контроль за осанкой
- контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- ионизация помещений
- витаминизация блюд
Использование нетрадиционного оздоровления:
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- хождение по «ребристым дорожкам»
Психогигиенические мероприятия:
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
Система работы с родителями:
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
- участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Обеспечение реализации основных направлений программы
Техническое и кадровое обеспечение
Организационно – педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение
Формы и методы оздоровления детей
Модель двигательного режима детей в ДОУ
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Специально организованная образовательная деятельность в режиме дня
Физкультурно-массовая деятельность
Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи
Формы взаимодействия детского сада и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей
Оздоровление и профилактика заболеваний |
Здоровый образ жизни |
Индивидуальный подход к детям | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей | Домашние мини-стадионы |
Консультативный клуб для родителей | Адаптация ребенка к условиям детского сада | Час семейных увлечений – семейные традиции |
Информационные стенды. Памятки для родителей | Адаптационный режим. Постоянное информирование родителей о состоянии ребенка | Выявление потребностей семей социума по вопросам здорового образа жизни |
Конкурсы, праздники | Консультации для родителей вновь поступивших детей | Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей |
Структура внедрения здоровьесберегающих методик и технологий
Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии |
Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка | Педагогическая и медицинская оценка эффективности, прогноз результативности |
Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки |
Создание условий и оформление необходимого материала |
Включение методики в педагогический процесс |
Анализ результатов использования | ||
Мониторинг детей | Опрос родителей, педагогов
|
Показ результатов |
Открытые мероприятия | Выступления | Наглядный материал |
«Босохождение»
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Здоровый педагог- здоровые дети- здоровое поколение"
Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с марта по май) и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранен...
Педагогический проект МДОУ "Детский сад "Ладушки" п. Пангоды" "Здоровые дети - здоровая нация, здоровая нация - сила государства"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»...
Открытый просмотр НОД: Охрана жизни и здоровья детей «Здоровые дети – здоровая страна»
Формирование элементарных знаний и навыков здорового образа жизни; дать детям представление о микроорганизмах....
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Программа укрепления здоровья детей здоровья Будь здоров малыш 20-23 г.
Программа определяет основные направления оздоровления детей в МБДОУ, задачи, а также пути их реализации, рассчитана на все возрастные группы детского образовательного учреждения....
Программа по здоровье сбережению "Здоровые дети - здоровая нация"
Программа по здоровье сбережению "Здоровые дети - здоровая нация"...
Выступление на педсовете по теме «Создание условий для сохранения и укрепления эмоционально-психологического здоровья детей и педагогов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление на педсовете по теме«Создание условий для сохранения и укрепления эмоционально-психологического здоровья детей и педагогов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»...