Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья детей в 2021-2022 уч.году
методическая разработка

Николаева Юлия Юрьевна

 Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни   была  и есть  первостепенная задача детских садов. В связи с этим,  в дошкольном учреждении организуется разносторонняя деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         Содержание

Пояснительная записка к программе «Здоровье».

Паспорт программы.

Концепция ДОУ.

                                    Пояснительная записка.

По данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является наиболее важной в обществе. Дети- это наше будущее, и от состояния их здоровья зависит то, каким оно будет. Неблагополучная экологическая среда, различные отрицательные бытовые факторы, некачественное питание и вода, неудовлетворительное экономическое положение в обществе- это лишь некоторые факторы, негативно влияющие на здоровье дошкольника.

Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых заложены в

детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз.

Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через

создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.

 Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни   была  и есть  первостепенная задача детских садов. В связи с этим,  в дошкольном учреждении организуется разносторонняя деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
              Основой формирования здорового образа жизни ребенка, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, является физическая культура. Физическая культура, как часть общей культуры человека, формируется педагогами дошкольного учреждения у детей с раннего возраста. Приобщая  ребенка к миру движений, мы  повышаем двигательную активность, которая необходима для нормального физического и психического здоровья. Включение большого разнообразия физических упражнений в детскую деятельность основано на врожденном стремлении детей к движению, в результате чего они испытывают ценное чувство – “мышечную радость”, получают заряд бодрости, здоровья.
Оптимизация постановки физического воспитания будет осуществляться через:
- постепенное увеличение нагрузки в соответствии с возрастом и группой здоровья и физического развития ребенка;
- оптимизацию двигательного режима в детском саду;
- привлечение родителей к оздоровительной работе с детьми.

Опираясь на имеющиеся результаты изучения состояния здоровья детей, посещающих МБОУ «Темкинская СШ» Темкинского района Смоленской области дошкольной группы, разработана программа «Здоровье».

          Паспорт Программы «Здоровье» на период 2021- 2022 г.

Наименование программы

Программа «Здоровье» МБОУ «Темкинская СШ» Темкинского рай она Смоленской области на период 2021-2022 г.

Основания для разработки программы

  • ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323
  • ФЗ «Об образовании» от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 г № 65/23-16 “О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  • Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями)
  • Устав МБОУ
  • Программа Развития
  • Образовательная программа  МБОУ

Цель программы

Создание необходимого инновационного потенциала для комплексного решения проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.

Основные задачи, целевые индикаторы

  1. Обеспечить организационно- педагогические, социальные и материально- технические условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их позновательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в инновационном здоровьесберегающем пространстве ДОУ.
  2. Развивать способность педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме посредством внедрения авторских разработок.
  3. Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия семьи и ДОУ на основе реализации альтернативных средств воспитания и оздоровления детей.

Ожидаемые конечные результаты, целевые индикаторы

Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида:

Улучшение основных показателей состояния психофизического состояния детей;

Успешное освоение основной образовательной программы воспитанниками ежегодно не менее 86 %;

Активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье- не менее 90%.

                                          Концепция ДОУ

Цель: Создание необходимого инновационного потенциала для комплексного решения проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.

Подцели:

Воспитание здоровой и всесторонне развитой личности ребенка;

Оптимизация педагогического процесса в ДОУ;

Формирование потребности педагога в саморазвитии и рефлексии.

Основные направления программы.

1.Организационное:

- организация здоровьесберегающей среды;

- изучение инновационных технологий оздоровления детей;

- внедрение современных эффективных методов оздоровления детей в ДОУ;

- пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления среди родителей воспитанников ДОУ;

- организация диагностики физического развития и состояния здоровья детей.

2. Физкультурно- оздоровительное:

- обеспечение благоприятного течения адаптации;

- решение задач средствами физической культуры;

- соблюдение санитарно- гигиенических требований;

- внедрение современных методов оздоровления;

- систематическое проведение закаливающих процедур;

- создание благоприятного психологического климата в ДОУ.

3. Профилактическое:

- предупреждение заболеваний методами профилактики.

4. Коррекционно- развивающее:

- коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии детей;

- индивидуальная программа медико- педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;

- программы медико- педагогического сопровождения детей, стоящих на диспансерном учете.

                              Реализация направлений программы.

Организационное направление.

Содержание деятельности

Срок

Поиск, изучение и внедрение современных методов оздоровления.

Постоянно

Создание здорового, психологически благоприятного климата в коллективе детей и взрослых.

Постоянно

Контроль за качеством выполнения физкультурно- оздоровительной работы.

По плану контроля

Контроль за результатами диагностики физического развития детей.

По плану контроля

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

По плану работы с родителями

Осуществление связей с учреждениями спорта для оздоровления детей.

Контроль за соблюдением режима дня.

Постоянно

                 Физкультурно- оздоровительное направление.

Содержание деятельности

Сроки

1

Обеспечение здорового образа жизни:

- организация благоприятного микроклимата;

- щадящий режим для детей с индивидуальными особенностями;

- адаптационный редим для вновь поступающих детей.

Постоянно

2

Обеспечение двигательной активности в течение дня:

- утренняя гимнастика;

- физкультурные занятия;

- оздоровительный бег;

- подвижные игры;

- динамические паузы;

- физкультурные минутки;

- спортивные игры, соревнования;

- спортивные праздники, развлечения;

- гимнастика после сна;

- пешие прогулки;

- экскурсии.

Постоянно

3

Гигиенические и водные процедуры:

- мытье рук;

- умывание лица и рук после сна;

- игры с водой летом;

- полоскание рта после приема пищи.

Постоянно

4

Световоздушные ванны:

- обеспечение температурного режима в группе;

- прогулки на свежем воздухе;

- проветривание помещений;

- гимнастика после сна без маек.

Постоянно

5

Активный отдых детей:

- спортивные и музыкальные праздники и развлечения;

- дни здоровья;

По годовому плану

6

Специальное закаливание:

- босохождение в помещении и на улице летом;

- хождение по ребристой дорожке;

- хождение по солевым дорожкам;

- полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры.

Постоянно

7

Валеологизация воспитательно- образовательного процесса:

- включение элементов валеологии в режимные моменты;

- специальные занятия;

- проблемные ситуации;

- игровые сюжеты.

Постоянно

8

Музтерапия:

- музыкальные занятия;

- музыкальное сопровождение режимных моментов;

- музыкальное оформление различных мероприятий.

Постоянно

9

Коррекция речи:

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковые игры.

Постоянно

10

Пропаганда здорового образа жизни:

-проблемные ситуации;

- беседы;

- игры.

Постоянно

11

Охрана психического здоровья:

- психогимнастика (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы и на подавление отрицательных эмоций;

- релаксационные моменты в режиме;

- муз- терапия;

- арт- терапия.

Постоянно

                                 Профилактическое направление.

Содержание деятельности

Сроки

1

Оздоровление фитонцидами:

- чесночно- луковые закуски.

В период простудных заболеваний

2

Витаминотерапия:

- витаминизация 3-го блюда.

Постоянно

3

Закаливание организма:

-дыхательная гимнастика по методике;

- ходьба по дорожкам здоровья;

-полоскание горла кипяченой водой;

-корригирующая ходьба по дорожкам;

- оздоровительный бег на улице.

Постоянно

4

Гимнастика для глаз

Постоянно

5

Профилактика ОРЗ:

- смазывание оксалиновой мазью.

В случае необходимости

                                      Оздоровительное направление

                                                  2021-2022 г.

Содержание деятельности

Срок

1

2

Неделя здоровья (Эколого- оздоровительные походы).

Неделя безопасности ( изучение безопасных маршрутов, экскурсии по улице).

Сентябрь

1

Спортивное развлечение «У нас в гостях Ириска».

Октябрь

1

2

Неделя здоровья (спортивные игры на улице).

Спортивное развлечение «Мы растем здоровыми».

Ноябрь

1

Спортивное развлечение «Курочка Ряба».

Декабрь

1

2

Неделя здоровья «Город Витаминок».

Зимние виды спорта.

Январь

1

Спортивные праздники, посвященные 23 февраля.

Участие в спортивных соревнованиях на базе МБОУ «Темкинская СШ».

Февраль

1

Спортивное развлечение «Путешествие в страну Спортландию».

Март

1

Спортивный праздник «Маленькие Олимпийские Игры».

Апрель

1

Спортивный праздник «Мы здоровые ребята».

Май

                             

                            Комплекс закаливающих мероприятий.

1

Содержание деятельности

Срок

1

Босохождение

Хождение по солевым дорожкам

Хождение по корригирующим дорожкам

Полоскание горла кипяченой водой

Солнечные и воздушные ванны

Дыхательная гимнастика

Ежедневно

                             Профилактическое направление.

Содержание деятельности

Срок

1

Витаминизация 3-го блюда.

Ежедневно

2

Оксолиновая мазь в нос.

По схеме (сентябрь, октябрь, февраль, март).

3

Фитонциды.

По схеме (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март).

4

Фитотерапия

По схеме (октябрь, ноябрь, февраль, март).

5

Поливитамины

По схеме (октябрь, ноябрь, январь, февраль).

6

Вакцинация

По индивидуальному графику.

                               Индивидуальный подход к детям с целью

                                 профилактики гриппа, ОРЗ.

Содержание деятельности

Срок

1

Соблюдение воздушного режима.

Постоянно

2

Регулярное пребывание детей на свежем воздухе (согласно требованиям СанПиНа).

Постоянно

3

Утренний прием согласно погодным условиям.

Постоянно

4

Обеспечение правильного выхода на улицу и захода детей с улицы.

Постоянно

5

Одежда детей по сезону с учетом погодных условий.

Постоянно

6

Систематическое проведение комплекса закаливающих процедур.

Постоянно

                      Работа с родителями.

Содержание деятельности

Срок

1

Индивидуальные собеседования по проблемам здоровья детей ДОУ.

При возникновении проблемы.

2

Участие в родительских собраниях.

По договоренности.

3

Информационные сообщения в родительских уголках.

1 раз в квартал.

4

Консультации: «Как сохранить здоровье детей?»

 «Здоровье всему голова. Несколько советов о профилактике ОРВИ».

Октябрь

Январь

                                Мероприятия, направленные на снижение

                                   простудных заболеваний.

Содержание деятельности

Срок

1

Соблюдение щадящего режима для детей переболевших ОРЗ, бронхитом, пневмонией.

Постоянно

2

Осмотр детей, поступающих после болезни.

Постоянно

3

Систематическое наблюдение за детьми в период адаптации.

В период адаптации.

Противоэпидемиологические мероприятия в случае возникновения

                                               гриппа.

Содержание деятельности

Срок

1

Утренний фильтр: в случае обнаружения больного ребенка- возвращение ребенка домой.

Постоянно

2

В течение дня: изолирование больного ребенка, проветривание помещения, уборка помещения с хлорными препаратами.

Постоянно

                      Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.- М.: 1993.
  2. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания.
  3. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. – М.: Аркти, 2001.
  4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход//Школа здоровья. 2000. Т.7. № 2. С.21-28.
  5. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.- М.: Просвещение, 1981.
  6. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. – М.: Владос, 2001.
  7. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.- М.: 2001.
  8. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- М.: 2002.
  9. Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К.Смирнова.- М.: АПКиПРО, 2002.
  10.  Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирнами маслами.- Симферополь: Таврида, 1999.
  11.  Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России// Школа здоровья. 2000. Т.7. №2. С.29-34.
  12. Ткачева В.И. Играем каждый день// Методические рекомендации.- Мн.: НИО, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сохранению и укреплению здоровья детей «Здоровячок»

Программа                  по сохранению и укреплению здоровья детей  «Здоровячок»         Муниципального бюджетного дош...

Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья детей на 2014 – 2015 учебный год

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих ...

Программа по сохранению и укреплению здоровья детей второй младшей группы на 2015-16 учебный год

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Программа по сохранению и укреплению здоровья детей « Здоровый малыш».

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...

Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья детей 2021-2022 учебный год

Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду....

Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»

В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учрежден...

Программа по сохранению и укреплению здоровья детей в подготовительной к школе группе на 2023 -2024 учебный год «В здоровом теле - здоровый дух»

Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья...