Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья детей на 2014 – 2015 учебный год
рабочая программа на тему

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развития у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.

Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных  мероприятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

Максимально используются различные общеразвивающие упражнения, активизируются различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Особенно полезны упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, коррекцию опорно-двигательного аппарата.  Для повышения функциональной работоспособности сердечнососудистой, бронхо-легочной систем особенно эффективны упражнения, связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба со сменой темпа и направления, ходьба в чередовании с бегом. Укреплению дыхательной мускулатуры, мышц диафрагмы способствуют упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, туловища, нижних конечностей. При выполнении детьми физических упражнений целесообразно широко использовать различные предметы – гимнастические палки. Мячи разных размеров; полезны упражнения у гимнастической стенки, с использованием тренажеров.

Особая роль в повышении физических и физиологических возможностей детей принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово-  и лимфо -обращение: приседание, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, медленный бег по пересеченной местности и др. Все эти упражнения, наряду с другими программными заданиями, можно включать как организованную образовательную деятельность физкультурой, так и утреннюю гимнастику при соблюдении индивидуального подхода к детям. Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особенно остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих процедур, требующих определенных временных затрат, необходимо принять все меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна. Время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.

Во время прогулки можно провести с детьми две – три игры разной степени подвижности (10 – 15 мин.), несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.

Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев.

Главные из них:

- Снижение частоты случаев острой заболеваемости;

- Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;

- Улучшение физического развития;

- Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);

- Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;

- Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

- Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                               

 

 

 Рабочая программа  

по сохранению и укреплению здоровья детей

на 2014 – 2015 учебный год

                                                                                          Общие положения

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развития у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.

Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных  мероприятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

Максимально используются различные общеразвивающие упражнения, активизируются различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Особенно полезны упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, коррекцию опорно-двигательного аппарата.  Для повышения функциональной работоспособности сердечнососудистой, бронхо-легочной систем особенно эффективны упражнения, связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба со сменой темпа и направления, ходьба в чередовании с бегом. Укреплению дыхательной мускулатуры, мышц диафрагмы способствуют упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, туловища, нижних конечностей. При выполнении детьми физических упражнений целесообразно широко использовать различные предметы – гимнастические палки. Мячи разных размеров; полезны упражнения у гимнастической стенки, с использованием тренажеров.

Особая роль в повышении физических и физиологических возможностей детей принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово-  и лимфо -обращение: приседание, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, медленный бег по пересеченной местности и др. Все эти упражнения, наряду с другими программными заданиями, можно включать как организованную образовательную деятельность физкультурой, так и утреннюю гимнастику при соблюдении индивидуального подхода к детям. Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особенно остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих процедур, требующих определенных временных затрат, необходимо принять все меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна. Время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.

Во время прогулки можно провести с детьми две – три игры разной степени подвижности (10 – 15 мин.), несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.

Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев.

Главные из них:

- Снижение частоты случаев острой заболеваемости;

- Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;

- Улучшение физического развития;

- Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);

- Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;

- Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

- Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.

Цель работы по профилактике заболеваний детей – укрепление иммунитета детей, повышение сопротивляемости организма к факторам внешней среды.

Цель  оздоровительной работы – укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях  дошкольного учреждения и семьи.   

Достижение поставленных целей осуществляется  посредством решения следующих задач:

  1. обеспечение снижения частоты  случаев  заболеваемости
  2. улучшение  физического развития детей
  3. повышение к устойчивости к  утомлению, повышение работоспособности
  4. формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности

Ведущие линии реализации задач программы:

  1. обеспечение здорового образа  жизни, гарантии здоровья на основе здоровьесберегающих технологий.
  2. забота о социальном благополучии ребёнка.
  3. всесторонне развитие ребёнка в деятельности.

Пути реализации:

  1. внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
  2. партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога

Ожидаемые результаты:

  1. У детей:

- оптимальное функционирование организма;

- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;

- сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;

-осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;

  1. У педагогов:

- осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;

  1. У родителей:

- необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.

                                           Основные принципы программы:

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  1. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

  1. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

  1. Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
  2. Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от вопросной категории детей и уровня их физического развития.

  1. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания  о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.

                                     Основные направления программы:

 

                   Профилактические мероприятия 

1. Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости

- мониторинг здоровья

- рациональная организация двигательной активности

- система работы с родителями

- система закаливания

 2.  Профилактические мероприятия по оздоровлению детей в ДОУ.

          -  строгое выполнение санитарно-гигиенического режима;

          -  коррекция режима дня и питания;

          - закаливание в сочетании с дыхательной гимнастикой;

          - мероприятия по ослаблению адаптивного синдрома.

 Психогигиенические мероприятия

- осмотр детей специалистами и осмотр детей медицинским персоналом ДОУ

- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий и заболеваемости детей

- ежедневные  циклы физкультурных занятий

- гимнастика после сна

- обязательные ежедневные прогулки

- самостоятельная двигательная активность детей

- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток

- ходьба по «ребристым дорожкам  »

- мытье ног

- полоскание рта

-воздушные ванны в облегченной одежде

- гимнастика  и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,

- постоянный контроль за осанкой

-контроль за нагрузками для переболевших детей

- подбор мебели в соответствии с ростом

- рациональное питание

- ионизация помещений

- витаминизация третьего блюда

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- хождение по «ребристой дорожке»

 - релаксация, элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)

- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ

- оказание консультативной помощи родителям   по вопросам сохранения здоровья

- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий

-участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

Оздоровительные мероприятия

Строгое соблюдение режима дня:

  1. Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года
  2. Полноценный дневной сон
  3. Прогулка

Развитие моторики:

  1. Игровой массаж
  2. Пальчиковая гимнастика

Физическая культура:

  1. С элементами дыхательной гимнастики
  2. Утренняя гимнастика
  3. Занятия на улице с элементами подвижных игр

Основы закаливающих мероприятий:

  1. Соответствующая одежда для улицы
  2. Длительное пребывание на свежем воздухе
  3. Воздушные и солнечные ванны летом
  4. Полоскание горла
  5. Дыхательная гимнастика

Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:

  1. Влажная уборка помещений
  2. Проветривание
  3. Ионизация
  4. Витаминизация

Схема закаливания детей

Требования к проведению закаливания:

1.Учет индивидуальных особенностей ребенка;

2. Положительные реакции ребёнка на закаливание;

3. Согласие родителей

3. Непрерывность закаливания;

4. Наблюдение  медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром

Характер действия

Метод

Методика

Противопоказания

Воздух

Утренняя гимнастика

Проведение в облегченной одежде. Летом – проведение на свежем воздухе.

Медицинский отвод после болезни

Прогулка

Прогулки на свежем воздухе в одежде по сезону

Сон в проветренном помещении

Учитывать физическое  и соматическое состояние детей

Температура воздуха в спальне ниже 19° С

Воздушные  контрастные  ванны.

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате)

Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний.

Гимнастика после сна.

Использование «дорожек здоровья»

Хождение босиком

Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья.

Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинского отвода

Вода

Полоскание рта  

Постепенное обучение полосканию рта, начиная со 2-й младшей группы.

Нет

Мытье рук, ног,

Постепенное обучение, начиная с раннего возраста

Нет

Солнце

Прогулка. Солнечные ванны.

Использование ослабленного влияния атмосферы (утро, после полудня).

Хронические заболевания, температура свыше 30° С

Свето-воздушные ванны.

Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение продолжительности процедуры

                 Психогигиенические мероприятия в НОД и в режиме дня  с детьми

Режимный момент

Содержание

Организационно - методические указания

1.Утренний прием

а) функциональная музыка

б) элементы слово терапии

- успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое

- использование потешек, стихов, сказок, шуток, поговорок

2.Утренняя гимнастика

комплекс ОРУ

Подбор комплексов ОРУ  игрового характера, использование игрушек и атрибутов

3.Свободная деятельность

 

а) слово терапия

б) игровая деятельность

в) индивидуальная работа

- сказок, потешек, стихов

- настольные игры с любимыми игрушками

 - беседы с детьми

4.Умывание

мытье рук с произнесением потешек

  использование стихов, потешек, побуждающих производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью  самомассажа

5.Завтрак

а) эстетическое оформление блюд

б) спокойный тон педагогов

в) гигиеническое полоскание рта

- привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока

- пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей

- рассказ о необходимости пользе полоскания рта

6. НОД

а) динамическая (физкультурная, музыкальная)

б) деятельность со статическим положением тела

-деятельность с сюжетом, игровая деятельность, создание благоприятного эмоционального фона, радости от пения, танца и т.д. Обязательное использование элементов пальчиковой гимнастики; релаксации, музыки

- использование физкультминуток, игровых и двигательных заданий; достижение эффекта «радости».

7.Свободная деятельность

а) слово терапия

б) игровая деятельность

в) индивидуальная работа

-чтение сказок, потешек, стихов

-настольные игры с любимыми игрушками

 -беседы с детьми

8. Подготовка к прогулке, прогулка

а) одевание

б) наблюдение

в) игры

г) воздушные и солнечные ванны

д) зимние забавы

е) дыхательные и физические упражнения

-использование художественного слова

- подвижные игры,  художественное слово

- дозируется пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям

- в зимнее время: игры со снегом, катание на санках

- строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья,      временем года, обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений.

9. Возвращение с прогулки

 

использование художественного слова

10. Подготовка к обеду, обед

а) эстетическое оформление блюд

б) спокойный тон педагогов

в) гигиеническое полоскание рта

- привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока

- пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей

- рассказ о необходимости пользе полоскания рта

11. Подготовка ко сну

а) закаливающие мероприятия

б) функциональная музыка

в) разрешение брать с собой игрушки

укрывание и поглаживание детей

г) сон в хорошо проветренном помещении

д) соблюдение тишины

-  воздушное и водное закаливание, элементы саммассажа

- успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое

- укладывание любимых игрушек спать, пояснение значения сна, укрывание с приговариванием ласковых слов, поглаживание по спине, голове

 - проветривание в период прогулки детей

- соблюдение всеми сотрудниками и посетителями ДОУ тишины во время «тихого часа»

12.  Подъем детей, гимнастика после сна

а) постепенное пробуждение и подъем  с использованием функциональной музыки

б) хождение по «ребристой дорожке»  

в) одевание

- пробуждение и подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку «пробуждения», под одни и те же слова воспитателя

- профилактика плоскостопия, закаливающая процедура.

- использование потешек, стихов, сказок, шуток, поговорок

 

13. Полдник

а) эстетическое оформление блюд

б) спокойный тон педагогов

в) гигиеническое полоскание рта

а) привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока

- пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей

- рассказ о необходимости пользе полоскания рта

14. Свободная деятельность

б) слово терапия

в) игровая деятельность

г) индивидуальная работа

- чтение сказок, потешек, стихов

-настольные игры с любимыми игрушками

 - беседы с детьми

15. Подготовка к прогулке, прогулка

а) одевание

б) наблюдение

в) игры

г) воздушные и солнечные ванны

д) зимние забавы

е) дыхательные и физические упражнения

- использование художественного слова

- подвижные игры,  художественное слово

- дозируется пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям

- в зимнее время: игры со снегом, катание на санках

- строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений.

           План профилактических мероприятий для детей на день

                                    Условия сохранения здоровья детей

Основные направления  деятельности сотрудников ДОУ по сохранению здоровья детей:

1.Рациональная организация внутреннего  пространства в соответствии с требованиями СанПиНа

2.Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия   физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу

3.Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем

4.Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании

5.Организация рационального питания и витаминизация третьего блюда

 

6.Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни

7.Формирование представлений и навыков здорового образа жизни

Организации работы по формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни строится на основе педагогики сотрудничества

Педагоги -  Изучение программ, инновации

                     Планирование работы с детьми

                     Оборудование предметно-развивающей среды

Семья -  Анкетирование

      Родительские собрания

      Консультации

      Совместная работа

Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости

Рациональная организация двигательной активности:

- ежедневные  циклы физкультурных занятий

- гимнастика после сна

- обязательные ежедневные прогулки

- самостоятельная двигательная активность детей

- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток

 

Система закаливания:

- умывание

- ходьба по «ребристым  дорожкам»

- контрастное обливание рук по локоть

- мытье ног

- полоскание рта

-воздушные ванны в облегченной одежде

- гимнастика  и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,

 

Профилактическая работа:

- постоянный контроль за осанкой

- контроль за нагрузками для переболевших детей

- подбор мебели в соответствии с ростом

- ионизация помещений

- витаминизация блюд

 

Использование нетрадиционного оздоровления:

- игровой массаж

- пальчиковая гимнастика

- хождение по «ребристым  дорожкам»

 

Психогигиенические мероприятия:

- релаксация

- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)

- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ

 

Система работы с родителями:

- оказание консультативной помощи родителям   по вопросам сохранения здоровья

- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий

- участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

Обеспечение реализации основных направлений программы

                                       Техническое и кадровое обеспечение

Наименование мероприятия

Ответственные

1

Приобретение необходимого оборудования: медицинского, спортивного

Заведующая

 

 

 

3

Оборудование помещений: спортивного зала; групповых комнат

Завхоз, специалисты, воспитатели

4

Пополнение среды нестандартными пособиями: мягкими модулями; «нестандартными» ковриками; массажерами

Воспитатели

5

Обеспечение условий для предупреждения травматизма (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования)

Завхоз, заведующая

Организационно – педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение

Наименование мероприятия

Ответственные

1

Разработка программы оздоровления и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей

Заведующая

2

Разработка и организация здоровьесберегающих методик в педагогическом процессе

Заведующая, инструктор по физической культуре

3

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

- «ребристые дорожки»;

- игровой массаж;

- «босо хождение»;

-подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой.

- комплекс упражнений для профилактики плоскостопия;

- гимнастика пробуждения;

- закаливание;

- релаксация  

Заведующая,

инструктор по физической культуре

4

Определение содержания и структуры, разработка уровней и методик диагностики физической подготовленности детей по возрастным группам.

Заведующая,

инструктор по физической культуре

5

Создание здорового психологического макроклимата коллектива взрослых и детей

Заведующая, воспитатели

6

Проведение здоровье сбережения через все виды деятельности детей (психологический фон, длительность, методы и формы, санитарно-гигиенические условия)

Старшая медсестра

7

Продолжение работы по совершенствованию здоровье сберегающей предметно-развивающей среды в детском саду, введение новых эффективных моделей

   Воспитатели

8

Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей в детском саду и в семье.

Заведующая, старшая медсестра,

инструктор по физической культуре

9

Организация тесного и продуктивного контакта с медико-психологическими и социальными институтами детства района и города.

Заведующая,  старшая медсестра

10

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

Заведующая

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

1

Обеспечение здорового ритма жизни

- щадящий режим (адаптационный период);

- гибкий режим

Все группы

2

Физические упражнения

- утренняя гимнастика;

- физкультурно-оздоровительная деятельность;

- подвижные и динамические игры;

- профилактическая гимнастика (звуковая, улучшение осанки, плоскостопия);

- спортивные игры;

- дозированная ходьба

Все группы

3

Гигиенические и водные процедуры

- умывание;

- мытье рук;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты среды

Все группы

4

Световоздушные ванны

- проветривание помещений;

- прогулки на свежем воздухе;

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Все группы

5

Активный отдых

- развлечения, праздники, игры, забавы;

- каникулы, дни здоровья;

Все группы

6

Светотерапия

- обеспечение светового режима;

 

Все группы

7

Музыкотерапия

- музыкальное сопровождение режимных моментов;

- музыкальное оформление фона занятий;

- музыкально театральная деятельность

Все группы

8

Психогимнастика

- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

- игры на подавление отрицательных эмоций

Все группы

9

Закаливание

- «босо хождение »;

- игровой массаж

Все группы

10

Физиотерапия

- ионизация

Все группы

Модель двигательного режима детей в  ДОУ

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Вид и форма двигательной деятельности

Особенность организации

Утренняя гимнастика

Ежедневно, на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-12 мин.

Двигательная разминка во время перерыва между НОД

Ежедневно, в течение 7-10 мин.

Физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания НОД,

3-5 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно, во время утренней прогулки,

длительность 20-25 мин.

Дифференцированные игры – упражнения на прогулке

Ежедневно, во время вечерней прогулки, длительность 12-15 мин.

Оздоровительный бег

2 раза в неделю, группам по 5-7 человек, проводится во время утренней прогулки, длительность 3-7 мин.

Пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами

Ежедневно, группами по 7-10 детей, проводятся после дневного сна

в течение 5-7 мин.

Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений)

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность не более 10 мин.

Специально организованная образовательная деятельность в режиме дня

Вид и форма двигательной деятельности

Особенность организации

По физической культуре

3 раза в неделю, одно – в часы прогулки

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей

Физкультурно-массовая деятельность

Вид и форма двигательной деятельности

Особенность организации

Неделя здоровья (каникулы)

2 раза в год (в начале января и в конце апреля)

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе

2-3 раза в год (40 мин)

Физкультурный досуг

1  раз  в месяц (30 мин)

                 

 Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи

Вид и форма двигательной деятельности

Особенность организации

Домашние задания

Определяются воспитателем

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных,  массовых мероприятиях (спортакиады, «Папа, мама, я спортивная семья».

Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья

Формы взаимодействия детского сада и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей

Оздоровление и профилактика заболеваний

         

      Здоровый образ жизни

Индивидуальный подход к детям

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Домашние мини-стадионы

Консультативный клуб для родителей

Адаптация ребенка к условиям детского сада

Час семейных увлечений – семейные традиции

Информационные стенды. Памятки для родителей

Адаптационный режим. Постоянное информирование родителей о состоянии ребенка

Выявление потребностей семей социума по вопросам здорового образа жизни

Конкурсы, праздники
досуги

Консультации для родителей вновь поступивших детей

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей

Структура внедрения здоровьесберегающих методик и технологий

Ознакомление с теоретическими основами

методики, технологии

Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка

Педагогическая  и медицинская оценка эффективности,

прогноз результативности

Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки

Создание условий и оформление необходимого материала

Включение методики

в педагогический процесс

Анализ результатов использования

Мониторинг детей

  Опрос родителей, педагогов

   

Показ результатов

Открытые мероприятия

Выступления

Наглядный материал

«Босохождение»

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

     Возраст

Виды ходьбы и дозировка

Теплый период

Время

Холодный период

Время

      Ранний

Ходьба и бег по одеялу и теплому песку

5-30 мин

Ходьба и бег по ковру в носках

5-30 мин

    Младший

Ходьба и бег по теплому песку и траве

5-45 мин

Ходьба по ковру босиком

5-30 мин

    Средний

Ходьба и бег по  песку, траве и покрытию

5-60 мин

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу, бег босиком по полу

5-30 мин

    Старший

Ходьба и бег по песку, траве и покрытию

5-90 мин

Ходьба и бег босиком по полу группы

5-30 мин

Подготовительный

     к школе

Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли

от 5 мин. и неограниченно

Свободная ходьба и бег в группе

5-30 мин

Используемые технологии, методики:

Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников

Козырева В.А. Лечебная физкультура.

Никанорова Т.С., Е.М.Сергиенко. « Здоровячек»

К.К.Утробина  К.К. Занимательная физкультура

Тимофеева Е.А.Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста, Волгоград, издательство «Учитель»,2007

Литвинова М.Ф. Система физического воспитания в ДОУ, Москва, Просвещение, 1986 год

Вавилова Е.Н.Учите бегать, прыгать, лазать, метать, Москва, Просвещение,1983

Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольном учреждении, Москва, Просвещение, 1984

 Степаненкова Э.Я.Методика физического воспитания, Москва, Издательский дом «Воспитания дошкольника», 2005

Пензулаева Л.И.Подвижные игры и игровые упражнения для детей, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001

Вавилова Е.Н Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость, Москва, Просвещение, 1981

Харченко Т.Е Утренняя гимнастика в д/с, Мозаика-Синтез, 2007

Глазырина Л.Д Физическая культура дошкольников - ВЛАДОС, 2001

Картушина М.Ю Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет ,Москва, Творческий центр,2008 .

Подольская Е.И Необычные физкультурные занятия для дошкольников - Волгоград, Изд-во «Учитель»,2010 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по укреплению и сохранению здоровья детей на 2014-2015 учебный год

В данном материалы описаны мероприятия с целями, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья детей....

Программа по сохранению и укреплению здоровья детей второй младшей группы на 2015-16 учебный год

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Здоровьесберегающие технологии в сохранениии укреплении здоровья детей дошкольного возраста»на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2026 учебные годы

Цель программы: формирование у детей ценностной ориентации направленной на сохранение и укрепление собственного реального здоровья посредством реализации комплекса технологий оздоровительной напр...

Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья детей 2021-2022 учебный год

Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду....

Программа по сохранению и укреплению здоровья детей в подготовительной к школе группе на 2023 -2024 учебный год «В здоровом теле - здоровый дух»

Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья...