Коррекционно познавательное занятие "Рациональное питание"
классный час
Цель
формирование четкого и конкретного представления о рациональном питании подростков, как обязательное условие долгой, здоровой и счастливой жизни.
Задачи:
- обучающие
разъяснить учащимся, что такое рациональное питание;
изучить основные принципы рационального питания;
дать понятие о пищевом рационе подростков;
познакомить с основными условиями приема пищи;
разъяснить учащимся правила режима питания.
-развивающие
развивать познавательный интерес, речь и внимания учащихся;
развивать умения анализировать содержание основных понятий;
создать условий для развития самооценки и самоконтроля учащихся;
-воспитательные
воспитывать у учащихся интерес к предмету;
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра модулей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ratsionalnoe_pitanie.docx | 46.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»
Коррекционно- развивающее занятие
«Рациональное
питание»
Разработала и провела: Левченко Е. Т.
Р.п. Благовещенка
2024 год
Цель
формирование четкого и конкретного представления о рациональном питании подростков, как обязательное условие долгой, здоровой и счастливой жизни.
Задачи:
- обучающие
разъяснить учащимся, что такое рациональное питание;
изучить основные принципы рационального питания;
дать понятие о пищевом рационе подростков;
познакомить с основными условиями приема пищи;
разъяснить учащимся правила режима питания.
-развивающие
развивать познавательный интерес, речь и внимания учащихся;
развивать умения анализировать содержание основных понятий;
создать условий для развития самооценки и самоконтроля учащихся;
-воспитательные
воспитывать у учащихся интерес к предмету;
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра модулей
Ход :
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Слово какое чудесное:
Чуточку доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте! Скажем мы каждому дню.
Здравствуйте! Скажем мы всем и всему.
- При встрече люди издревле желали друг другу здоровья: «Здравствуйте, доброго здоровья!», «Как ваше драгоценное здоровье?». Еще в Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровья, а счастья найдешь».
II.Актуализация знаний.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
- Какое последнее желание было у девочки Жени из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»? (Чтобы мальчик стал здоровым.)
Сейчас мы с вами тоже окажемся на волшебной поляне, где растут волшебные цветы. На лепестках расположились части пословиц. Составьте пословицы.(Учащиеся составляют пословицы из лепестков.)
Пословицы
Здоровье - дороже богатства.
Двигайся больше, проживёшь дольше.
Здоровье - дороже денег.
Ешь, да не жирей - будешь здоровей.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Чеснок да лук от семи недуг.
Болен - лечись, а здоров - берегись.
Где здоровье, там и красота.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Кто хорошо жуёт, тот долго живёт.
В здоровом теле – здоровый дух
Береги платье снову, а здоровье с смолоду
Здоров будешь – все добудешь
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
Болезнь от слабости, а слабость от болезни.
Затхлый воздух и грязная вода для здоровья беда.
Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
Здоровье дороже золота.
Здоровье и счастье не живут друг без друга.
Здоровье сбережешь, от беды уйдешь.
Здоровьем дорожи — терять его не спеши.
- Что значит быть здоровым? (Не болеть, правильно питаться, много двигаться). От чего или от кого зависит в большей степени здоровье? Что может повлиять на состояние здоровья? (Состояние окружающей среды, питание и др.)
- Например, древние греки мало болели и долго жили. Отчего это зависело? Они ели растительную пищу, мало употребляли мяса, не знали табака, много двигались. В школе полдня занимались наукой, а полдня физическими упражнениями.(Слайд 6)
III. Постановка учебной задачи.
- Для чего человек должен есть? (Для того чтобы ходить, прыгать, бегать, работать, в общем, чтобы жить). Может ли человек обойтись без пищи? (Может, но недолго.) Да, человек может обойтись без пищи 30-40 дней, а змея - несколько месяцев. Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни.
- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на занятии? (О питании).
- Попробуйте сформулировать тему выполнив задание «Прочитай по буквам русского алфавита»
(Коррекция зрительного внимания через упражнение на узнавание) Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь?
чтобы его разгадать прочитайте по порядку буквы русского алфавита
WРSАFВЦGSИUVОNZНАNЛЬUНОDЕ ПSИGТYАVНLИQЕ(РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ)
Как вы думаете , что такое рациональное питание?
Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.
С пищей организм получает необходимые для жизнедеятельности белки, жиры и углеводы, а так же биологически активные вещества – витамины и минеральные соли.
Рациональное питание - Это правильно организованная и своевременная поставка организму хорошо приготовленной и вкусной пищи, которая содержит оптимальное количество разных питательных веществ, необходимых для развития и деятельности человека.
«Кто до ста лет хочет жить, тот питаться должен правильно уметь» – говорит народная поговорка.
Давайте вспомним все, что вы знаете о питании.
- Сколько раз в день нужно есть?
- Какой должна быть пища?
- Почему важно придерживаться режима в питании?
- Как нужно есть пищу?
Составление правил питания.
- Есть нужно 4 раза в день понемногу и в один и тот же час.
- Пища должна быть разнообразной и состоять из различных продуктов.
- Есть нужно правильно, хорошо пережевывая. Пренебрежение этому правилу ведет к желудочно-кишечным заболеваниям.
- Во время еды нельзя отвлекаться, заниматься другими делами. Это снижает аппетит и ухудшает усвоение продуктов.
- Нельзя переедать. Переедание – причина многих заболеваний.
Главное – не переедайте.
Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
Перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
После приёма пищи уберите за собой, поблагодарите маму, бабушку, работников столовой и др. за вкусный завтрак, обед и т.д.
Не разговаривайте и не читайте во время еды.
При пережевывании пищи не раскрывайте широко рот и не чавкайте.
Какая пища полезна для человека?
В природе не существует какого-то одного продукта, который бы мог удовлетворить потребности организма человека в определенном количестве питательных веществ. Вот почему только комбинация продуктов может обеспечить организм всеми необходимыми веществами.
- Что же нужно нашему организму для жизни?
- Какие питательные вещества?
Сейчас мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.
Освоение нового материала.
- Как вы думаете, какие продукты можно считать полезными? (Приносят пользу.) Правильно, полезные продукты - это продукты, которые приносят пользу. Какие продукты вредны? (Приносят вред нашему здоровью.)
1) Работа с таблицей.
- Распределите продукты по двум группам: продукты, которые приносят пользу здоровью, и продукты, которые наносят вред здоровью.
Продукты, которые приносят пользу здоровью (полезные продукты) | Продукты, которые наносят вред здоровью ("вредные" продукты) |
Шоколадные конфеты, капуста, морковь, жирное мясо, чипсы, яблоки, груши, торты, газированные напитки, молочные продукты, подсолнечное мясо, рыба, гамбургеры.
Дополнительное упражнение
У вас на парте конверт. В нем находиться набор слов, которые относятся к продуктам питания.
Ваша задача выбрать те слова, которые, по вашему мнению, более полезны. Выбор нужно пояснить.
Набор слов: пироженное, чипсы, помидор, мороженое, батон, колбаса, молоко, яблоко, сыр, рыба, масло сливочное, масло подсолнечное, капуста, лимон, кириешки, петрушка, конфеты, сметана, яйца.
Чтобы правильно питаться, нужно выполнять три условия: своевременность, умеренность и разнообразие.
1. Своевременность
- Как вы понимаете, что значит своевременность?
- Ребята, принимать пищу надо регулярно в одно и тоже время, т.е. соблюдать, что… режим питания.
- Назовите, по какому режиму мы питаемся в школе.
- Правильно, завтрак, полдник, обед, ужин, 2ужин.
2. Умеренность
А как вы понимаете, что означает умеренность в еде?
- Человеку достаточно съедать столько, сколько вмещает его ладонь. Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевает все переварить. - Скажите, а может человек заболеть, если неправильно питается?
- Все верно, переедание, употребление вредных продуктов причина многих болезней.
3. Разнообразие питания.
- Давайте познакомимся со следующим правилом.
- Какой, по вашему мнению, должна быть пища?
- Можно ли питаться по принципу «нравится - не нравится»?
- Как говорят врачи, пища должна быть разнообразной, а питание сбалансированным, то есть в нашей пище должны присутствовать белки, жиры и углеводы, витамины и минеральные соли. Все это - строительный материал для организма. Но, ребята, не все продукты полезны для здоровья. Рассмотрим пирамиду здорового питания. Здесь действует правило светофора.
- Кто расскажет, что означают цвета обычного светофора?
- Все правильно. Зелёный - иди, жёлтый - приготовься, или будь внимателен, красный - стой. А вот что эти цвета означают, когда мы говорим о правильном питании.
Смотрите, это пирамида питания, и она раскрашена точно так же, как и светофор:
- Зелёным цветом мы отмечаем продукты, которые можно и нужно есть каждый день. Запоминайте, ребята, это самые полезные продукты: овощи, фрукты, разные каши, хлеб.
- Жёлтый цвет - это продукты, которые можно есть в небольших количествах ежедневно или не каждый день, к ним нужно относиться с осторожностью и не переедать. Это молочные продукты (молоко, творог, сыр), рыба, мясо, яйца, орехи.
- И наконец, красным цветом мы отмечаем вредные продукты: их лучше вообще не есть или есть, но очень-очень редко. Это, конечно, сладости, торты, газированные напитки, чипсы, копчёные колбасы. - Ребята, а как питаются люди?
Давайте попытаемся разделить продукты на две группы: полезные и вредные.
Фрукты, чай, карамель, масло, мясо, молоко, хлеб, яйцо, супы, овощи, каша, сметана, торт, пирожок, чипсы, майонез, газировка, шоколад, сало.
- У вас на партах лежат этикетки от упаковок разных продуктов, внимательно прочитайте и скажите, какие питательные вещества содержаться в данных продуктах. (Ответы детей)
- А знаете ли вы, какую роль выполняют жиры, белки, углеводы в нашем организме?
- Для нормальной жизнедеятельности организма нужно употреблять белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном количестве.
_ Вся еда, какая бы сложная она ни была, ну, например, маринованный в горчичном соусе осьминог, фаршированный рисом, айвой, черносливом и красным перцем, с гарниром из соленых грибов, печени молодого удава и трех ломтиков лимона, состоит всего из трех главных частей: белков, жиров и углеводов. (Г. Юдин)
Белки
Белки для организма – строительные кирпичики, которые участвуют в формировании всех клеток. Именно из них состоят кожа, волосы, ногти, хрящи, капилляры, сосуды, внутренние органы и мышцы, включая самую главную – сердце. Помимо этого, данные органические соединения отвечают за транспортировку кислорода и питательных веществ к органам и тканям, в том числе и к мозгу, вырабатывают некоторые гормоны и ферменты, помогают бороться с токсинами. Так что утверждение, что белки необходимы в основном спортсменам и тем, кто мечтает о накаченном теле, большое заблуждение.
Белки помогают контролировать чувство голода, так как способствуют медленному подъему и падению сахара в крови. А значит, белковые продукты – необходимый компонент программы снижения избыточного веса без вреда для здоровья.
Белки – вещества, которые служат основным строительным материалом для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития..
Белки животного происхождения:
мясо, молоко, яйца, рыба, морепродукты, сыр, творог, молочнокислые продукты (кефир, простокваша, ряженка)
Растительные: злаки, бобовые, картофель
Полезно сочетание растительного и животного белка (гречневая каша + молоко).
Избыток: требует повышенной работы органов пищеварения, вызывает тяжесть и боли в желудке.
Недостаток: отставание в физическом и психическом развитии, замедление роста.
Жиры
Жиры обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана.
Первые можно получить из рыбы, орехов, семечек, листовых овощей и сои. Вторые – из растительных масел, например, оливкового, подсолнечного, льняного. Такие кислоты не синтезируются организмом самостоятельно, а значит потребление содержащих их продуктов является незаменимым компонентом питания.
Жиры входят в состав тканей.
Жиры животные:
сливочное, топленое масло, молоко – молочный жир, жирные сорта мяса, сало икра рыб, куриный желток
Растительные: подсолнечное, соевое, оливковое масло, орехи, семена
Избыток: болезни сосудов, сердечнососудистой системы, затруднение движения крови, неблагоприятно действует на нервную систему, тормозит усвоение пищи.
Майонезы, соусы – вредно!
Жиры, поступающие с пищей, частично идут на создание жировых запасов. Однако ожирение наступает не столько из-за употребления жиров, сколько из-за избыточного употребления очищенных углеводов (переработанные промышленным путем углеводы – сахар, крахмал).
Углеводы
Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.
«Углеводами называют природные органические вещества, формула которых содержит в своем составе углерод и воду. Углеводы способны давать нашему организму энергию, необходимую для его полноценной жизнедеятельности. По своей химической структуре, углеводы делятся на простые и сложные. К простым углеводам относятся углеводы, содержащиеся в молоке; фруктах и сладостях. Сложными углеводами являются такие соединения как крахмал, гликоген и целлюлоза. Они содержатся в злаковых, кукурузе, картофеле и животных клетках».
Вода
«Вода. Значение воды для человека трудно переоценить, поскольку каждый из нас знает, что организм взрослого человека на 70% состоит из воды, присутствующей во всех его тканях. Ее недостаток или плохое качество может крайне негативно отразиться на здоровье. Если без еды человек может жить более месяца, то без воды он с трудом протянет 3-5 дня. При потере 20% влаги организму грозит неизбежная смерть.
Вода является основой для протекания всех обменных процессов в человеческом организме. Проникая внутрь человека, она осуществляет функцию обогащения клеток питательными веществами и очищения их от шлаков. Она принимает непосредственное участие в дыхательных процессах и процессах терморегуляции. Вода обеспечивает влагой суставную смазку, слизистые оболочки и глазное яблоко. Таким образом, безусловность значения воды для человека является очевидной». А знаете ли вы, что в организме человека до 60% воды. Все обменные процессы происходят с помощью воды. Без неё человек может прожить не более 3 – 5 дней
«Минеральные вещества – это один из важнейших компонентов нашего питания, без них невозможно правильное протекание жизненно важных процессов в организме, они обеспечивают правильное формирование химической структуры всех тканей человека, мышечной массы. Минеральные вещества обеспечивают сокращение мышц, энергетику мышц, их первую проводимость и водно-электролитный баланс. Минералы могут быть структурными единицами для формирования различных тканей, являются составляющими ферментных систем, витаминов и гормонов. Иными словами, баланс минеральных веществ чрезвычайно важен для правильного функционирования нашего организма».
Но для нормальной работы организма необходимы ещё минеральные вещества: фосфор, кальций, железо… Необходимы человеку минеральные соли, их очень много содержится в свежей зелени (петрушка, укроп, зеленый лук, шпинат), цветной капусте
. Ну вот, ребята, мы с вами разобрали какие питательные вещества мы употребляем в пищу.
2) Отгадывание кроссворда.
- Для того чтобы знать, что еще необходимо нашему организму, нужно отгадать кроссворд.
Загадки.
1. Из норы за холку пышную я тяну лисицу рыжую.
Но не хитрую плутовку, а хрустящую ... (морковку).
2. Росли на грядке зеленые ветки, а на них - красные детки.
Всех круглее и краснее, он в салате всех вкуснее. (Помидор)
3. С листьями, а не книжка,
Кругла , а не пышка,
С водой, а не болото,
Скрипит, а не ворота. (Капуста)
4. Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан).
5. На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки− собираем огоньки. (Земляника)
6. Синий мундир, белая подкладка,
В середине - сладко.(Слива)
7. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
8. В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена. (Тыква)
- Что еще необходимо человеку? (Витамины.)
- И правда ,ребята , а про витамины мы забыли.
- Верно.
-Витамины – обязательная и незаменимая часть рациона. Они не накапливаются у нас в организме. Их требуется около 20 ежедневно. Все витамины из пищи мы получить не можем, поэтому необходимо принимать витаминные препараты.
- Какие же питательные вещества человек получает с пищей ? ( белки, жиры и углеводы, витамины)
- Давайте вернёмся к этикеткам и посмотрим, какое количество жиров, белков и углеводов содержатся
в каждом продукте питания.
- В 1880 году русский врач Николай Иванович Лунин сумел найти это таинственное вещество. Он назвал его "витамин", что по-латыни значит "дающий жизнь". Но только через 32 года каждый витамин получил свое название. Дал название витаминам польский ученый Казимир Функ. (Слайд 12)Чтобы не путать витамины, их назвали разными буквами латинского алфавита. А, В, С, D, Е − так начинается латинская азбука. Существует более 15 видов витаминов Особенно важно употреблять их в пищу зимой и весной. Витаминов много в овощах и фруктах.
VI. Первичное закрепление нового материала.
1) Работа в группах.
- Дома вы должны были приготовить этикетки и упаковки различных продуктов.
1. Внимательно изучите этикетки и упаковки продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в этих продуктах.
2. Сравните данные о содержании питательных веществ в различных продуктах.
3. Результаты исследования запишите в таблицу. Укажите продукты, богатые белками, жирами, углеводами.
Продукты | Пищевая ценность, г (содержание в 100 г) | |||
Белки | Жиры | Углеводы | Витамины | |
VIII. Подведение итогов.
- Какие питательные вещества человек получает с пищей? (Белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли.)
- Что нового вы узнали о рациональном питании?
- Вывод: с пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли. Чтобы быть здоровым, очень важно правильно питаться.
Чтобы были вы красивы,
Чтобы не были плаксивы,
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, горело,
Чтобы громче пелись песни,
Жить чтоб было интересней,
Нужно сильным быть, здоровым -
Эти истины не новы! Народная мудрость (учащиеся читают и поясняют).
- Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – положит на тарелку яблоко.
- А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать позднее – положит на тарелку гамбургер
– Наряду с овощами и фруктами полезны витаминные напитки – настои и соки, особенно в зимнее время, когда наша кожа теряет влагу. Поэтому сейчас мы угостимся соком, но сначала угостим наших гостей и пожелаем всем здоровья и хорошего настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие по теме « Что нам осень принесла»
Это итоговое занятие по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР.Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях Задачи:Коррекционно-о...
Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»
Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» коррекционно - познавательное занятие для учащихся 2 класса
Занятие предназначено для учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида....
Итоговое интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие по теме: "В гостях у Осени"
Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях. Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Активизировать и уточнить словарь по теме – Осень.2. Совершенствование грамматическог...
Логопедический коррекционно-познавательный проект «Мастер слова»
Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается невнятная речь, недостаточное развитие моторики речи двигатель...
Технологическая карта организации коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с ребёнком ОВЗ (АОП ЗПР) по образовательному разделу «Познавательное развитие» в рамках реализации проекта «Здоровое питание»
Образовательная областьПознавательное развитиеВозраст детей, группа5-6 летТема«Здоровое питание»ЦельСоздать условия для формирования функциональной грамотности по теме здоровое питаниеЗада...
Коррекционно - познавательное занятие "Вредные привычки.Курение"
Цели:Формирование осознанного негативного отношения к курению;Воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье;Коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности....