Итоговое интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие по теме: "В гостях у Осени"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Активизировать и уточнить словарь по теме – Осень.
2. Совершенствование грамматического строя речи (практическое усвоение в речи относительных прилагательных, активизация глагольного словаря, словаря-прилагательных, актуализация словаря антонимов);
3.Развитие навыка словообразования( образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование в речи глаголов ед. и мн. числа наст. вр. );
4. Развитие слогового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_korrektsionnoe_poznavatelno-rechevoe_zanyatie_v_gostyah_u_oseni.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие
по теме « В гостях у Осени»
Логопедическая группа комбинированного вида для детей с ТНР.
Авторы: Учитель - логопед - Воробьева Олеся Валерьевна (Гостья Осень)
Воспитатель – Левчикова Татьяна Ивановна
Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Активизировать и уточнить словарь по теме – Осень.
2. Совершенствование грамматического строя речи (практическое усвоение в речи относительных прилагательных, активизация глагольного словаря, словаря-прилагательных, актуализация словаря антонимов);
3.Развитие навыка словообразования( образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование в речи глаголов ед. и мн. числа наст. вр. );
4. Развитие слогового анализа.
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать динамическую организацию движений, совершенствовать технику ходьбы, бега на носках, ориентировку в пространстве;
2.развивать физиологическое и фонационное дыхание;
3. Развитие координации речи с движением, развивать чувство ритма, согласовывая движения со словами и музыкой, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу;
4.Развитие мелкой моторики с использованием природного материала
5. Развитие вербально-логического мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, умения переключаться с одного вида упражнений на другой.
Коррекционно – воспитательные:
1.Формирование лексической и интонационной выразительности;
2.Развитие наблюдательности и желания общаться с природой, умения замечать сезонные изменения в природе.
3.Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание умения слушать ответы товарищей, дополнять или уточнять их.
Оборудование: магнитная доска, картинки , изображающие осенние явления, набор листьев с разных деревьев, конструкция дерева с ветвями, шишки, мяч,мини-робот «УМНАЯ ПЧЕЛА», тематический коврик « Осень», корзины, мультимедиа.
Предварительная работа:
- беседа об осени, осенних признаках и явлениях;
- разучивание стихотворений;
- формирование представлений и знаний, отработка лексико-грамматических категорий по лексическим темам «Золотая осень» , «Поздняя осень»,»Лес, деревья»;
- пение песен «Разноцветные листочки», «Праздник урожая», «Как растут грибы» с выполнением движений;
- выполнение пальчиковой гимнастики «Мы катали шишку»;
- выполнение упражнений с массажером-ежиком;
- выполнение ритмической игры «Листопад»;
- выполнение мимических упражнений и упражнений на релаксацию;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание картин и иллюстраций об осени. Рассматривание детских работ, нарисованных за осенний период;
-наблюдения на прогулке, сбор гербария;
- экологические занятия и игры по теме «Осень».
Ход занятия:
1.Организационный момент
Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, веселое, радостное)
-Вы, конечно, заметили, что к нам пришли гости. Поделимся своими улыбками с гостями и поздороваемся с ними.
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила почтальона, который вручил для нас вот это письмо, но прочитать его я не могу, оно заколдованное. А чтобы его расколдовать, надо отгадать загадку!
Вот художник, так художник!
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик,
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень)
2.Беседа по теме.
Воспитатель: Какому времени года посвящена эта загадка? Почему вы так думаете? А что вы знаете об осени? (Ответы детей). (Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует холодный ветер. Часто идет дождь. Листья на деревья желтеют, краснеют и опадают. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.
Воспитатель: правильно, вы молодцы, очень много знаете об осени.
Вы отгадали загадку и письмо открылось! Что же там написано?
«Дорогие, ребята! Я живу в сказочном лесу. Меня зовут Золотая Осень. Если вы любите приключения и хотите попасть ко мне в гости, отправляйтесь скорее в путь!»
Воспитатель: Пойдем в гости к Осени?
Дети: Да
Воспитатель:Мы сегодня с вами отправляемся путешествие в волшебный осенний лес!
Мы пойдем в осенний лес,
Лес загадок и чудес!
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
3.Динамическое упражнение с элементами массажа.
Звучит музыка.
(Дети идут змейкой, перепрыгивают “ямку”, перешагивают через «бревно», ходьба по “дорожкам здоровья” - камушкам, палочкам, лужам - коврикам).
По тропинке мы идем
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Поздороваемся с лесом все вместе.
(Появление слайда с изображением леса.)
Воспитатель: Кто же там листвой шуршит?
Мы сейчас тихонько спросим?: - Кто ты?
И услышим: - Осень!
Все: Осень! Осень! В гости просим!
Звучит музыка осень входит в зал.
Осень:
Здравствуйте, дорогие. Я – осень золотая, Поклон Вам мои друзья. Давно уже мечтаю О встречи с вами я! | Вы любите когда я прихожу? Я красоту повсюду навожу. И на земле ковер лежит златой. Лишь только осенью увидите такой. |
Осень: Какой здесь прекрасный лесной аромат!
4. Голосовое упражнение «Аромат леса»:
Выполняют стоя вместе с педагогом.
1ч. – вдох, задержка дыхания, руки в стороны;
2ч. – на выдохе произносят: «А-А-А», руки опустить.
Осень: Ну что,ребята, мне как Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Я хочу, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете. Давайте с вами поиграем и проверим ваши знания!
5.Д.И. «Доскажи словечко».(подбор существительных к глаголам.)
Дети стоят около своих стульчиков.
Логопед: «Сядет тот, кто отгадает, о чём я хочу сказать, и подберёт нужное слово-название предмета, к слову-действию:
наступила – (осень) желтеют – … опадают…
мокнет – …. готовятся к зиме-…. вянет –…. плывут-….
шуршат – …. шелестят –….шумит –… дует –….
улетают – …. моросит –… льёт –….
6.Д.И «Подбери признак», «подбери действие»( с мячом)
Осень, какая?
Дети: золотая, ранняя, дождливая, плакучая, поздняя, холодная, ветреная, разноцветная, капризная, щедрая…, багровая, щедрая, красочная, и т.д.)
День осенью, какой?
Дети: холодный, прохладный, пасмурный, ненастный, хмурый, солнечный, унылый, тёплый, дождливый…
- А какое небо осенью?
Дети: хмурое, пасмурное, серое, голубое, тусклое, холодное, (тяжелое, , дождливое, облачное, темное)
7.Д.И«Подбери действие» «Что делает?»
- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)
Ветер-… дождь-… листья-…
8.Д.И. «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,
Если дует ветер – ветреная,
Если на улице холодно, какая погода? – холодная,
Если пасмурно – пасмурная,
Если сыро – сырая,
Если хмуро – хмурая,
Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.
Если солнечно – солнечная,
Если ясно – ясная.
9.Загадывание загадки логопедом.
Осень: Что-то солнышко спряталось.
Посмотрите, летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала.
Как вы думаете, что это? (Туча.)(демонстрация картинки)
10.Массаж спины «Дятел».
Осень: Скоро дождь в нашем лесу начнется, даже птицы забеспокоились. Встаньте парами, повернитесь друг за другом, один ребенок изображает дерево, другой – дятла.
Дети выполняют массаж спины 2 раза.
Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит, Ищет под корой жучков и съедобных червячков. и польётся дождь потом,
в в нем и сухо, и тепло | Положить ладони на спинку и постукивать указательными пальцами. Слегка пощипать. На слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами. Сунуть руки в подмышки. |
11.Д. И. «Большой – маленький». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.(игра с мячом).
Осень: Давайте, мы с вами сейчас станем волшебниками. Я буду говорить вам слово, которое обозначает большой предмет, а вы превратите его в маленький предмет.
Туча – тучка Дождь – дождик Капля – капелька Лужа – лужица
Ветер – ветерок Лист – листик, листочек Цветок- цветочек
Ветка- веточка Лес- лесочек Трава- травка Гриб- грибок, грибочек
Ягода- ягодка Дерево- деревце Куст- кустик Солнце- солнышко
Осень:- Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)
- Как называется явление в природе, когда с деревьев и кустарников опадают листья? (листопад)…
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла
Что? скажите наугад
Ну, конечно (листопад)
Слышится шум ветра( музык. сопровождение)
12.Дидактическая подвижная игра «Чей листочек?»( образование относительных прилагательных).
Логопед-Осень:
Разлетелись листочки, опали на землю и укрыли её разноцветным ковром.
-Давайте с вами поиграем, соберем листочки и украсим наше волшебное лесное чудо-дерево!( Веселая, бодрая музыка)
(дети собирают под музыку листочки, подходят по очереди к нарисованному дереву без листьев, прикрепляют листок, проговаривая,чей листок.
Осень: -Лист березы, какой листок- ….берёзовый, лист тополя…
-Лист рябины….лист осины….лист клёна…..-лист дуба….лист липы….
Логопед: -Какие вы молодцы, ребята! Посмотрите,какое чудесное волшебное осеннее дерево у нас получилось.
Осень: Дерево мы с вами волшебное украсили,а давайте и мы с вами вместе покружимся как листочки! Посмотрите, ребята, какие я принесла вам из леса красивые разноцветные листочки.
Осень:
В нашем зале мы устроим
Настоящий листопад
Пусть закружатся листочки
И летят, летят, летят!
13.Логоритмическая пауза «Разноцветные листочки»( координация речи с движением).
14. Д. И. «Угадай слово». Использование в речи глаголов ед. и мн. числа наст. вр.( презентация)
Птица улетает, а птицы………
Ветер дует, а ветры…………
Холод наступает, а холода.......
Цветок увядает, а цветы………
Лист желтеет, а листья………
Дождь моросит, а дожди…… и т.д.
15.Д.И. «Спрячь слоги в ладошки».(слоговой анализ слова)
Логопед начинает игру:
Буду я сейчас водить,
Вслух слова произносить.
Слово нужно повторить,
И на части разделить.
Логопед произносит слова, а дети хлопками делят их на слоги:
Осень, грибы, дождь, тучи, листопад и т.д.
16.Д.И с использованием ИКТ «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Показ презентации. Дети подбирают слова-антонимы.
Осень: Ох, ребята, гляжу я вы немного подустали. Пора вам немного отдохнуть и размять наши ручки, посмотрите, что я вам принесла из леса. В лесу много не только листьев, но и шишек.
17.Упражнение для развития мелкой моторики «Мы катали шишку»
(музыка)
Воспитатель: Мы очень любим, получать подарки. Мне кажется, что Осени тоже приятно будет их получить. Давайте подарим ей наше стихотворение, которое выучили, когда мы шли к ней в гости.
Дети рассказывают стихотворение. «Осенью» (А. Плещеева)-3 реб.
Осень наступила. Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. | Туча небо кроет, Солнце не блестит; Ветер в поле воет; Дождик моросит. | Воды зашумели Быстрого ручья Птички улетели В тёплые края. |
Осень благодарит детей за подарок и вручает им корзину с яблоками.
Осень:
Вот вам яблоки, как мёд,
На варенье, на компот.
Ешьте их и поправляйтесь,
Витаминов набирайтесь.
(яблоки в корзине)
Воспитатель: Милая осень щедра и красива Скажем мы осени дружно… Все вместе: СПАСИБО!
18.Д/игра «Приметы осени» с использованием СТЕМ-технологий- мини робот «Bee-bot».
Отгадав загадку, дети самостоятельно планируют маршрут, программируют робота и доводят до клетки с изображением отгадки. Воспитатель наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует их работу.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?
Мы получили много подарков и нам пора возвращаться домой. Вокруг себя обернись и в детском саду очутись.
Осень:
Ну, а мне пора прощаться,
В лес осенний возвращаться.
Ждет меня ещё дела.
До свиданья, детвора!
(Под музыку Осень уходит)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»...
Интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие по теме « Что нам осень принесла»
Это итоговое занятие по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР.Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях Задачи:Коррекционно-о...
Познавательно-речевое занятие в средней группе на тему "В гостях у осени"
Познавательно-речевое занятие в средней группе на тему "В гостях у осени"...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звук Г в открытых слогах в позиции на начале слова"
В течение своей практической деятельности каждый педагог находится в постоянном поиске новых методов обучения и подачи информации. Это обусловлено не только необходимостью индивидуального подход...
Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звуки Л, Ль, Р, Рь в словах, словосочетаниях, предложениях. Овощи"
Я предлагаю свою методическую разработку для такого вида интегрированного занятия, как коррекция звукопроизношения и развитие речи....