Итоговое интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие по теме: "В гостях у Осени"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Воробьева Олеся Валерьевна

Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Активизировать  и уточнить словарь по теме – Осень.

2. Совершенствование грамматического строя речи (практическое усвоение в речи  относительных прилагательных, активизация глагольного словаря, словаря-прилагательных, актуализация словаря антонимов);

3.Развитие навыка словообразования( образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование в речи глаголов ед. и мн. числа наст. вр. );

4. Развитие слогового анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое  интегрированное коррекционное познавательно-речевое  занятие

по теме « В гостях у Осени»

  Логопедическая  группа комбинированного вида  для детей с ТНР.

Авторы:                       Учитель - логопед  - Воробьева Олеся Валерьевна (Гостья Осень)

Воспитатель – Левчикова Татьяна Ивановна

Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

1.Активизировать  и уточнить словарь по теме – Осень.

2. Совершенствование грамматического строя речи (практическое усвоение в речи  относительных прилагательных, активизация глагольного словаря, словаря-прилагательных, актуализация словаря антонимов);

3.Развитие навыка словообразования( образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование в речи глаголов ед. и мн. числа наст. вр. );

4. Развитие слогового анализа.

Коррекционно-развивающие: 

1.Развивать  динамическую  организацию движений, совершенствовать технику ходьбы, бега на носках, ориентировку в пространстве;

2.развивать физиологическое и фонационное дыхание;

3. Развитие  координации  речи с движением, развивать чувство ритма, согласовывая движения со словами и музыкой, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу;

4.Развитие  мелкой  моторики с использованием природного материала

5. Развитие вербально-логического мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, умения переключаться с одного вида упражнений на другой.

Коррекционно – воспитательные:

1.Формирование лексической и интонационной выразительности;

2.Развитие наблюдательности и желания общаться с природой, умения замечать сезонные изменения в природе.

3.Формировать  навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание умения слушать ответы товарищей, дополнять или уточнять их.

Оборудование: магнитная доска, картинки , изображающие осенние явления, набор листьев с разных деревьев, конструкция дерева с ветвями, шишки, мяч,мини-робот «УМНАЯ ПЧЕЛА», тематический коврик « Осень», корзины, мультимедиа.

Предварительная работа:

- беседа об осени, осенних признаках и явлениях;

- разучивание стихотворений;

- формирование представлений и знаний, отработка лексико-грамматических категорий по лексическим темам «Золотая осень» , «Поздняя осень»,»Лес, деревья»;

- пение песен «Разноцветные листочки», «Праздник урожая», «Как растут грибы» с выполнением движений;

- выполнение пальчиковой гимнастики «Мы катали шишку»;

- выполнение упражнений с массажером-ежиком;

- выполнение ритмической игры «Листопад»;

- выполнение мимических упражнений и упражнений на релаксацию;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание картин и иллюстраций об осени. Рассматривание детских работ, нарисованных за осенний период;

-наблюдения на прогулке, сбор гербария;

- экологические занятия и игры по теме «Осень».

Ход занятия:

 1.Организационный момент

Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, веселое, радостное)

-Вы, конечно, заметили, что к нам пришли гости. Поделимся своими улыбками с гостями и поздороваемся с ними.

 Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила почтальона, который вручил для нас вот это письмо, но прочитать его я не могу, оно заколдованное. А чтобы его расколдовать, надо отгадать загадку!

 Вот художник, так художник!

Все леса позолотил,

Даже самый сильный дождик,

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?  (Осень)

2.Беседа по теме.

Воспитатель: Какому времени года посвящена эта загадка? Почему вы так думаете? А что вы знаете об осени? (Ответы детей). (Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует холодный ветер. Часто идет дождь. Листья на деревья желтеют, краснеют и опадают. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.

Воспитатель: правильно, вы молодцы, очень много знаете об осени.

Вы отгадали загадку и письмо открылось! Что же там написано?

«Дорогие, ребята! Я живу в сказочном лесу. Меня зовут Золотая Осень. Если вы любите приключения и хотите попасть ко мне в гости, отправляйтесь скорее в путь!»

 Воспитатель: Пойдем в гости к Осени?

Дети: Да

Воспитатель:Мы сегодня с вами отправляемся путешествие  в волшебный  осенний лес!

Мы пойдем в осенний лес,

Лес загадок и чудес!

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем.

3.Динамическое упражнение с элементами массажа.

Звучит музыка.

 (Дети идут змейкой, перепрыгивают “ямку”, перешагивают через «бревно», ходьба по “дорожкам здоровья” - камушкам, палочкам, лужам - коврикам).
По тропинке мы идем
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!

Воспитатель:  Вот мы и в лесу. Поздороваемся с лесом все вместе.

(Появление слайда с изображением леса.)

                Воспитатель: Кто же там листвой шуршит?

                 Мы сейчас тихонько спросим?: - Кто ты?

                 И услышим: - Осень!

Все: Осень! Осень! В гости просим!

Звучит музыка осень входит в зал.

Осень: 

Здравствуйте, дорогие.  

             Я – осень золотая,

                  Поклон Вам мои друзья.

                  Давно уже мечтаю

                  О встречи с вами я!

       Вы любите когда я прихожу?

         Я красоту повсюду навожу.

     И на земле ковер лежит златой. Лишь только осенью увидите такой.

Осень: Какой здесь прекрасный лесной аромат!

4. Голосовое упражнение  «Аромат леса»:

Выполняют стоя вместе с педагогом.

1ч. – вдох, задержка дыхания, руки в стороны;

2ч. – на выдохе произносят: «А-А-А», руки опустить.

Осень: Ну что,ребята, мне как Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Я хочу, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете. Давайте с вами поиграем и проверим ваши знания!

5.Д.И. «Доскажи словечко».(подбор существительных к глаголам.)

Дети стоят около своих стульчиков.

Логопед: «Сядет тот, кто отгадает, о чём я хочу сказать, и подберёт нужное слово-название предмета, к слову-действию:

наступила – (осень)       желтеют – …                опадают…

мокнет – …. готовятся к зиме-….      вянет –….   плывут-….

шуршат – ….     шелестят –….шумит –…      дует –….

улетают – ….     моросит –…      льёт –….

6.Д.И  «Подбери признак», «подбери действие»( с мячом)

Осень, какая?

Дети: золотая, ранняя, дождливая, плакучая, поздняя, холодная, ветреная, разноцветная, капризная, щедрая…, багровая, щедрая, красочная, и т.д.)

День осенью, какой?

Дети: холодный, прохладный, пасмурный, ненастный, хмурый, солнечный, унылый, тёплый, дождливый…

- А какое небо осенью

Дети: хмурое, пасмурное, серое, голубое, тусклое, холодное, (тяжелое, , дождливое, облачное, темное)

 

7.Д.И«Подбери действие» «Что делает?»

- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)

 Ветер-…   дождь-… листья-…

8.Д.И. «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,

Если дует ветер – ветреная,

Если на улице холодно, какая погода? – холодная,

Если пасмурно – пасмурная,

Если сыро – сырая,

Если  хмуро – хмурая,

Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.

Если  солнечно – солнечная,

Если  ясно – ясная.

9.Загадывание загадки логопедом.

Осень: Что-то солнышко спряталось. 
Посмотрите, летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала.
Как вы думаете, что это? (Туча.)(демонстрация картинки)

10.Массаж спины «Дятел».

Осень: Скоро дождь в нашем лесу начнется, даже птицы забеспокоились. Встаньте парами, повернитесь друг за другом, один ребенок изображает дерево, другой – дятла.

Дети выполняют массаж спины 2 раза.

          Дятел на дубу сидит

и стучит, стучит, стучит,

Ищет под корой жучков

и съедобных червячков.
Ну а если грянет гром,

и польётся дождь потом,


Дятел спрячется в дупло,

             в в нем и сухо, и тепло

Положить ладони на спинку и

 постукивать указательными пальцами.

Слегка пощипать.

На слово «гром» хлопнуть по спинке,

а затем побарабанить пальцами.
Круговые движения ладонями.

                  Сунуть руки в подмышки.

11.Д. И. «Большой – маленький». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.(игра с мячом).

Осень: Давайте, мы с вами сейчас станем волшебниками. Я буду говорить вам слово, которое обозначает большой предмет, а вы превратите его в маленький предмет.

Туча – тучка     Дождь – дождик     Капля – капелька     Лужа – лужица

Ветер – ветерок     Лист – листик, листочек     Цветок- цветочек

Ветка- веточка     Лес- лесочек   Трава- травка   Гриб- грибок, грибочек

Ягода- ягодка     Дерево- деревце   Куст- кустик     Солнце- солнышко

Осень:- Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)

- Как называется явление в природе, когда с деревьев и кустарников опадают листья? (листопад)…

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла

Что? скажите наугад

Ну, конечно (листопад)

Слышится шум ветра( музык. сопровождение)

12.Дидактическая  подвижная игра «Чей листочек?»( образование относительных прилагательных).

Логопед-Осень:

Разлетелись листочки, опали на землю и укрыли её разноцветным ковром. 

-Давайте с вами поиграем, соберем листочки и украсим наше волшебное лесное чудо-дерево!( Веселая, бодрая музыка)

(дети собирают под музыку листочки, подходят по очереди к нарисованному дереву без листьев, прикрепляют листок, проговаривая,чей листок.

Осень: -Лист березы, какой листок- ….берёзовый, лист тополя…

-Лист рябины….лист осины….лист клёна…..-лист дуба….лист липы….

Логопед: -Какие вы молодцы, ребята! Посмотрите,какое чудесное волшебное осеннее дерево у нас получилось.

Осень: Дерево мы с вами волшебное украсили,а давайте  и мы с вами вместе покружимся как листочки! Посмотрите, ребята,  какие я принесла вам из леса красивые разноцветные листочки.

Осень:

В нашем зале мы устроим

Настоящий листопад

Пусть закружатся листочки

И летят, летят, летят!

13.Логоритмическая пауза  «Разноцветные листочки»( координация речи с движением).

14. Д. И. «Угадай слово». Использование в речи глаголов ед. и мн. числа наст. вр.( презентация)

Птица улетает, а птицы………

Ветер дует, а ветры…………

Холод наступает, а холода.......

Цветок увядает, а цветы………

Лист желтеет, а листья………

Дождь моросит, а дожди…… и т.д.

15.Д.И. «Спрячь слоги в ладошки».(слоговой анализ слова)

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Вслух слова произносить.

Слово нужно повторить,

И на части разделить.

Логопед произносит слова, а дети хлопками делят их на слоги:

Осень, грибы, дождь, тучи, листопад и т.д.

16.Д.И с использованием ИКТ «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Показ презентации. Дети подбирают слова-антонимы.

Осень: Ох, ребята, гляжу я вы немного подустали. Пора вам немного отдохнуть и размять наши ручки, посмотрите, что я вам принесла из леса. В лесу много не только листьев, но и шишек.

17.Упражнение для развития мелкой моторики «Мы катали шишку»

 (музыка)

Воспитатель: Мы очень любим, получать подарки. Мне кажется, что Осени тоже приятно будет их получить. Давайте подарим ей наше стихотворение, которое выучили, когда мы шли к ней в гости.

Дети рассказывают стихотворение. «Осенью» (А. Плещеева)-3 реб.

Осень наступила.

Высохли цветы,

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах,

Только зеленеет Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит;

Ветер в поле воет;

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья

Птички улетели

В тёплые края.

Осень благодарит детей за подарок и вручает им корзину с яблоками. 

Осень:

Вот вам яблоки, как мёд,

На варенье, на компот.

Ешьте их и поправляйтесь,

Витаминов набирайтесь.

(яблоки в корзине)

Воспитатель: Милая осень щедра и красива Скажем мы осени дружно… Все вместе: СПАСИБО! 

18.Д/игра «Приметы осени» с использованием СТЕМ-технологий- мини робот «Bee-bot».

Отгадав загадку, дети самостоятельно планируют маршрут, программируют робота и доводят до клетки с изображением отгадки. Воспитатель наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует их работу.  

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. 

Воспитатель: Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Мы получили много подарков и нам пора возвращаться домой. Вокруг себя обернись и в детском саду очутись.

Осень:

Ну, а мне пора прощаться,

В лес осенний возвращаться.

Ждет меня ещё дела.

До свиданья, детвора!

(Под музыку Осень уходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»...

Интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие по теме « Что нам осень принесла»

Это итоговое занятие по лексической теме "Осень" в старшей  логопедической  группе  для детей с ОНР.Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях Задачи:Коррекционно-о...

Познавательно-речевое занятие в средней группе на тему "В гостях у осени"

Познавательно-речевое занятие в средней группе на тему "В гостях у осени"...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звук Г в открытых слогах в позиции на начале слова"

В течение своей практической деятельности каждый педагог  находится в постоянном поиске новых методов обучения и подачи информации. Это обусловлено не только необходимостью индивидуального подход...

Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звуки Л, Ль, Р, Рь в словах, словосочетаниях, предложениях. Овощи"

Я предлагаю свою методическую разработку для такого вида интегрированного занятия, как коррекция звукопроизношения и развитие речи....