Игровые методы в обучении детей строевым упражнением
консультация

Кривошлыкова Екатерина Викторовна

Игровые методы в обучении детей строевым упражнением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_metody_v_obuchenii_detey_stroevym_uprazhneniem.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Строевые упражнения,

Очень сложно обучать дошкольников строевым упражнениям. Такие упражнения не эмоциональны, а поэтому не интересны ребятам.

Рассмотрим методику обучения перестроению на месте из одной шеренги в две (уступом), из одной шеренги в колонну по два способом (волна). Формулировки некоторых элементов строевых упражнений даются в упрощенном виде для удобства общения с детьми, введены образные понятия.

Построение в колонну (строй, в котором занимающиеся располагаются плечом к плечу) может быть в два, три, четыре и большее количество рядов. Такой строй соответственно будет называться колонной по два, по три, по четыре или же две шеренги, три шеренги, четыре шеренги.

Частая ошибка при обучении детей перестроению, допускаемая воспитателем, отсутствие конкретной постановки задачи. Дети, еще не начиная выполнять перестроение, приходят к разному толкованию команды, й поэтому сразу возникают трудности. Четкость, ясность поставленной перед детьми задачи во много предопределяет успех ее выполнения.

Перестроение на места

Для облегчения из одной шеренги в колонну по два предлагается способ названный «волна» (перестроение выполняется не всеми детьми одновременно, а как бы постепенно волна за волной). Ребенок, стоящий первым в шеренге, левой рукой берет соседа за правую руку. При этом второй ребенок, тот, которого взяли за руку, делает шаг вперед в сторону так, чтобы стать боком к воспитателю рядом с первым ребенком. Когда второй ребенок это выполнит. он громко произносит: «Есть!» этот возглас служит командой для начала выполнения перестроения следующей парой. Третий ребенок берет за руку четвертого, затем пятый шестого... и так до конца строя. Таким способом за несколько секунд дети перестраиваются из одной шеренги в колонну по два. После обучения перестроению способом «волна» на двух-трех занятиях ошибки у детей при перестроении в колонну по два исчезают полностью.

Для начала перестроения подается команда «волной стройся!» во время перестроения дети становятся боком к воспитателю. Строй получается разомкнутый, группа сразу готова к движению. При таком способе перестроения в колонну по два (парами) у детей наблюдается тенденция к смыканию вперед. Для того чтобы этого не происходило, на первых занятиях можно посоветовать детям вытянуть вперед свободную руку и не подходить к впереди стоящему ближе длины вытянутой руки. Если обыграть этот способ перестроения, сказав, например, что сейчас все станут «спортсменами», то перестроение осваивается за несколько повторений. Главная отличительная черта нашего приема он нуждается в предварительном расчете, без чего не обходится ни один способ. Поэтому его можно давать и в средней группе. Более сложный способ перестроения на месте перестроение «уступом». Из первоначального строя, шеренги, перестроение 2уступом» может быть произведено в две, три, четыре и большее количество шеренг (рядов). На практике чаще встречается перестроение «уступом» в две или три шеренги, которое применяется для быстрого разделения на две или три во время проведения подвижных или спортивных игр. Сложность такого способа перестроения заключается, во-первых, в проведении предварительного расчёта, во-вторых, в запоминании своего номера и, в-третьих, в знании правильного выполнения действия согласно расчётному номеру. Рассмотрим в качестве примера обучение перестроению «уступом» из одной шеренги в две.

Начинаем обучение расчёта заключается в том, что как бы нарушаются правила счёта: за единицей идёт двойка, а затем опять единица, и так до конца расчёта. Для помощи в освоении счёта детям на первом занятии предлагаем считать теннисные шары. В левой руке воспитатель держит один шар, в правой — два. Проходя вдоль строя, воспитатель показывает первому ребёнку один шар и громко считает: «Второй». И так до конца строя. Лучше сразу приучать детей для расчёта- пользоваться порядковыми числительными. В дальнейшем; если у кого-либо возникнут трудности во время расчёта, ему нужно помочь. После расчета дети, сказавшие: «Второй», по команде «Левую руку вверх ставь!» поднимают прямую руку вверх. В этот момент воспитателю нужно проследить, чтобы руку подняли только вторые номера. По следующей команде «Два шага вперёд, марш!» все, кто поднял руку вверх, делают два шага вперёд и опускают руку. Поднимать вверх левую руку необходимо для того, чтобы дети сразу сориентировались, и первый шаг старались выполнить с левой ноги. Строевые упражнения всегда выполняются с левой ноги, поэтому желательно сразу обучать детей правильному их выполнению. Если же расчёт провести по три, то в этом случае мы получим три шеренги.

Однако способы перестройки, какими бы они ни были сложными, не должны быть самоцелью занятий. Нельзя отводить основное время на занятиях перестроениям. Также не стоит пытаться обучить детей четкому перестроению па одном занятии.

Необходимо соблюдать принцип постепенности, чтобы дети не потеряли интерес к выполняемым упражнениям. Перестроения интересны детям лишь до тех пор, пока это но во, а в самом перестроении они видят подготовку к дальнейшему действию, новому упражнению или игре.

Так, если вы обучаете перестроению из одной шеренги в колонну по два способом «волна», то после двух повторений (сначала из строя выходят «вторые номера», затем выходят «первые») дайте детям игру или просто ходьбу, бег в парах так, чтобы перестроение выплеталось в канаву дальнейшего занятия, являлось его частью. Следите, чтобы дети долго не стояли, ведь они постоянно испытывают потребность в движении. Малоподвижность снижает активность детей. В этом случае усвоение идёт с трудом, через силу. Если же у вас возникли трудности с обучением, дайте перестроение ещё раз в конце занятия как заключительную игру малой подвижности в форме соревнования («Чья группа быстрее и чётче выполнит перестроение»). Это позволит детям вспомнить основные правила перестроения и успокоит их перед окончанием занятия.

Таким образом, предлагаемые способы перестроения «волной» и «уступом», по нашему мнению, являются рациональными, сокрушают сроки обучения.

ПЕРЕСТРОЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ.

На первый взгляд, обучение перестроения в движении кажется настолько сложным, что их практически невозможно детям быстро освоить. Между тем перестроение -из колонны по одному в колонну по два, три, четыре в движении поворотом налево осваивается на двух — трех занятиях игровым методом.

Для обучения детей перестроению в колонну по три на противоположных сторонах площадки друг против друга надо расставить кубиков. Три кубика с одной, три с другой. Кубики подбираются по парно одинаковые цвета. Ставят так: синий против синего, белый против белого, жёлтый против жёлтого. Таким образом мы получаем три «причала». По такому же принципу расставляют кубики — ориентиры и для перестроения в колонну по два, по четыре и т. д. Расстояние между кубиками одной стороны 1 5 — 2 м. Потребуется ещё один кубик — красный. Это — «маяк». Красный кубик обязателен, он показывает, как правильно выходить из «порта». Детям объясняют, что сейчас все они превратятся в «корабли» и будут входить в «порт к причалу». Вход в порт с одной стороны площадки, выход — с другой, там, где маяк. Входить в порт можно только к свободному причалу, при этом первый «корабль «занимает дальний причал, оставляя место для входа в порт другим «кораблям». Первый раз весь маршрут «корабля» воспитатель проходит сам. Затем у первых трёх кубиков выстраивает флотилию из трёх «кораблей (по числу причалов) боком к кубикам. Первый раз «корабли» поворачивают «налево» по команде воспитателя «налево», ставят руки вперёд («нос «корабля») и, сохраняя равновесие, идут к противоположным кубикам.

В это время необходимо обратить внимание на равнение всех трёх кораблей: Дети не должны стремиться обогнать друг друга; и к противоположным кубикам своего цвета они должны подойти одновременно. Как только дети доходят до своих кубиков, они вместе поворачиваются направо, лицом к красному кубику, друг за другом обходят «маяк» и выходят в «открытое море» (идут в обход площадки). На втором — третьем занятии можно будет усложнить задание, подняв руки вверх («сделать мачту») или в стороны («сделать парус»). Только не разрешайте держать «нос у корабля» длительно сохранять одно и тоже положение, так как мышцы рук устанут, что скажется в дальнейшем на качестве выполняемых упражнений.

На первых занятиях последнему «кораблю» флотилии (напни случае третьему) при входе в порт можно разрешать давать короткий гудок команду «У». Он будет служить сигналом для одновременного поворота. После первого пробного прохождения «порта» всеми «кораблями» выберите тройку, которая лучше выполнила перестроение, пусть все посмотрят в «море». Второй раз, как только первая тройка дойдёт до кубиков на противоположной стороне площадки, подаётся команда: «Направляющий на месте», и первая тройка марширует на месте до тех пор, пока в «порт» не войдут все «корабли» и воспитатель не подаст команду «Группа (пауза I — 2 с.), стой!».

Продолжая игру, детям можно объяснить следующее: «В море начинается шторм и поэтому все корабли должны быть в порту». В результате чего в «порту» (между кубиками) образуется разомкнутый строй из трёх колонн. «Нос у корабля» используется для размыкания на длину прямых рук. В это время воспитатель должен проследить, чтобы дети не опускали руки вниз, а держали на уровне плеч, иначе нарушится дистанция, что затруднит выполнение упражнений. После этого «командир порта» (на первых занятиях воспитатель, а затем может быть и любой ребёнок) быстро проверяет, как ровно стоят «корабли У причала». Затем громко объясняет: «Приступить к разгрузке кораблей!». Тогда дети начинают выполнять комплекс общеразвивающих упражнение.

Приводим примерное содержание подготовительной части занятия выполняемой в виде игры «Разгрузке кораблей», являющейся продолжением игры «Корабли в порту».

«СИГНАЛЫ МОРЯКА»

Посмотрим в бинокль.

1-е упр. для концентрации внимания й развития координации движений.

2-е упр. «Посмотрим, какие высокие краны». Для улучшения осанки.

3-е упр. «Заводим машину». Для рук и плечевого пояса (выполнять прямыми руками).

4-е упр. «Завелась машина». Для плечевого пояса и туловища (держать прямые руки над головой).

5-е упр. «Поднимаем груз из трюма». Для туловища, ног и координации движений.

6-е упр. «Поставили груз - убрали». Для ног (выпад ногами делать широко).

7-е упр. «Флюгер». Прыжки (во время прыжков стараться не сходить с места).

Таким образом, упражнения выполняются как бы в виде волны, идущей сверху ВНИЗ, постепенно включая в работу всё более крупные группы мышц. Так как дети продолжают играть, то не следует долго объяснять исходное положение и порядок выполнения упражнений, лучше воспользоваться методом «Делай, как я».

В дальнейшем общеразвивающие упражнения можно подбирать. таким образом, чтобы они являлись «тренировочными» упражнениями для освоения основной темы занятия. Например, если основная цель занятия — элементы игры в баскетбол, то общеразвивающие упражнения целесообразно проводить с баскетбольными мечами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей строевым упражнениям. Игры на перестроение

Разновидности перестроений. Обучение перестроениям в игровой форме...

Методика обучения дошкольников строевым упражнениям.

Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и ...

Обучение дошкольников строевым упражнениям

Данный материал предназначен для воспитателей и инструкторов физкультуры, является краткой памяткой при проведении построений и перестроений на физкультурных занятиях и во время утренней гимнастики. В...

Обучение детей строевым упражнениям

Данный материал содержит основные задачи обучения дошкольников строевым упражнениям, распределение строевых упражнений по возрастным группам, методические рекомендации....

Методический материал по физическому развитию «Обучение детей строевым упражнениям»

Методический материал по физическому развитию «Обучение детей строевым упражнениям»...

Использование игровых методов в обучении детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации....

презентация "Обучение дошкольников строевым упражнениям"

методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста строевым упражнениям...