презентация "Обучение дошкольников строевым упражнениям"
презентация по физкультуре
методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста строевым упражнениям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_stroevym_uprazhneniyam.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Строевые упражнения — это совместные действия занимающихся в том или ином строю. Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Этот вид упражнений служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, При этом строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки, развитию глазомера, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, воспитанию чувства ритма и темпа, привитию навыков совместных действий, воспитанию дисциплины и организованности. Дети овладевают физкультурной терминологией, усваивают понятия колонны, шеренги и др. Музыкальное сопровождение при выполнении строевых упражнений создает бодрое настроение.
К строевым относятся следующие типы упражнений построение (в круг, колонну, шеренгу и т.п.); перестроение (из колонны в круг, по два, по три, по четыре; в шеренгу и т.д.); повороты в разные стороны (кругом, налево, направо); размыкание; смыкание; разнообразные передвижения в пространстве. Они используются в различных формах организации двигательной деятельности на занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, хороводах, досугах, праздниках и т.д.).
Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками , песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняет различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, Направо» (Е.Н.Вавилова). В старших группах без ориентира: «первое звено — направо, второе — налево — марш» и т.д. Экспериментально доказана доступность усвоения и самостоятельного использования пространственной терминологии ребенком пяти— шести лет ( Э.Я.Степаненкова )
При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения и обучения по частям (по разделениям). Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно. Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, одновременно для всех групп, начиная с построения, строевых приёмов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями , ставя узкие, конкретные задачи на каждом занятии. Некоторые строевые приёмы можно проводить в парах, когда один подаёт команду, а второй её выполняет.
Основные понятия Строй - установленное размещение занимающихся, для совместных действий. Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки. Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем. Шеренга - строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру. Фланги - правая и левая оконечности строя. Интервал - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге). Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. Дистанция - расстояние между занимающимися в глубину (в колонне). Направляющий - занимающийся, идущий первым в колонне. Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания - приемы уплотнения разомкнутого строя.
Содержание обучения строевым упражнениям ( Степаненкова Э.Я.) Младший дошкольный возраст Со второй младшей группы детей приучают строиться: с помощью воспитателя — в круг, в колонну друг за другом, запоминая впереди стоящего ребенка; дети строятся возле стены, разложенного вдоль нее шнура и т.д. Их учат перестроению из колонны по одному в пары. Средний дошкольный возраст В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения, умения быстро строиться и перестраиваться не только на месте, но и в движении; изменять движение по сигналу. Старший дошкольный возраст В старших группах ребенок по сигналу воспитателя выполняет разнообразные построения и перестроения: из колонны в пары, четверки путем прохождения через центр зала и расхождения направо и налево. Дети выполняют упражнения в смыкании и размыкании колонн, используя приставной шаг; проверяют расстояние между колоннами и друг другом с помощью вытянутой руки; строятся по глазомеру, ориентируясь на водящих, умеют четко и свободно поворачиваться по команде.
Содержание обучения строевым упражнениям Вторая группа раннего возраста ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, с изменением темпа, с переходом на бег; ходьба с изменением направления, врассыпную Младшая группа построению в колонну по одному, в круг, в шеренгу; перестроению в колонну по два, врассыпную; размыканию и смыканию обычным шагом; поворотам на месте, направо, налево переступанием. Средняя группа построению в колонну по одному, в шеренгу, в круг: перестроению в колонну по два, по три; равнению по ориентирам; поворотам направо, налево, кругом; размыкание и смыкание.
Содержание обучения строевым упражнениям Старшая группа построению в колонну, в шеренгу, в круг; перестроению в колонну по двое, по трое; равнению в затылок, в колонне, в шеренге; размыканию в колонне на вытянутые руки вперед, в шеренге – на вытянутые руки в стороны; поворотам направо, налево , кругом переступанием, прыжком. Подготовительная к школе группа построению самостоятельно в колонну по одному, в круг, в шеренгу; перестроению в колонну по двое, по трое, по четыре по ходу; перестроению из одного круга в несколько; расчету на первый-второй и перестроению из одной шеренги в две; равнению в колонне, шеренге, кругу; размыканию и смыканию приставным шагом -поворотам направо, налево, кругом
Методика обучения Колонна 1 младшая группа Дети 1 младшей группы строятся в колонну по зрительным ориентирам, расставленные в ряд на расстоянии 35 -40 см; линия начерченная мелом; «дорожки» из клеёнки или картона т. п. 2 младшая группа В первой половине учебного года в работе с детьми используем зрительные ориентиры. Учим находить своё место в строю с помощью игровых заданий. к концу года, при обучении детей, зрительным ориентиром может служить рука воспитателя, указывающая построение колонны. Необходимо постепенно приучать детей строится по росту. Средняя группа Детей знакомим с понятием «колонна», дети средней группы должны уметь строится в колонну самостоятельно и узнавать своё место в строю, т. е. строится по росту. Построение в колонну происходит по команде «В колонну - стройся!» . Учим детей строится в колонну в любой точке зала. Старшая группа Дети продолжают учить соблюдать определённый порядок : становится по росту, ровняться в затылок другу, соблюдать дистанцию. Строиться без зрительных ориентирования по команде: «В колонну стройся» . Требованием для старших детей при построении в колонну является основная стойка(пятки вместе, носки врозь, руки опущены вдоль туловища)Дети должны уметь быстро самостоятельно строится в колонну. Для закрепления этого навыка можно использовать игровые задания. Подготовительная группа В этой группе закрепляются и совершенствуются умения и навыки, полученные в старшей группе.
Перестроения из колонны по одному в колонну по два Обучение начинается со старшей группы. Воспитатель показывает как сделать сначала приставной шаг вправо (влево), а потом – шаг вперёд. В дальнейшем перестроение совершается по команде «Из колонны по одному в колонну по два стройся!» На три счёта перестраиваются вторые номера. Затем обучаем детей перестраиваться из двух колон в одну. В дальнейшем перестроение совершается по команде: «В колонну по одному стройся!» . В подготовительной группе учим детей перестраиваться из колонны по одному в колонну по три.
Шеренга 1 младшая группа Обучение в шеренгу не ведётся. Построение в одну линеечку проводится с помощью воспитателя по зрительным ориентирам (линия, игрушки и. т. п). 2 младшая группа Обучение построению в шеренгу начинается со 2 младшей группы с использованием зрительных ориентиров. Учим детей становится в шеренгу, т. е. вдоль одной линии, один возле другого, с обращенным в одну сторону лицом. К концу года воспитатель становится в начало шеренги и даёт распоряжение: «Дети, встаньте в одну шеренгу» . Для закрепления построения в шеренгу , используются игровые задания Средняя группа В начале года, при обучении детей построения в шеренгу, используется зрительный ориентир сплошная полоса. Учим детей равняться. В дальнейшем – без ориентиров. Знакомим с понятием «шеренга» Старшая группа Учим детей строится по росту, выравнивать шеренгу по носкам. Учим стоять в основной стойке. Построение –без зрительных ориентиров, по команде: «В шеренгу – стройся!» Воспитатель обучает детей расчёту на «первый второй» (используя игровые приёмы). В дальнейшем дети рассчитываются на «первый – второй» по команде: «На первый – второй рассчитайся!» Подготовительная группа Закрепляются и совершенствуются умения и навыки, освоенные ранее. Дети учатся равняться в шеренге(команда «Равняйся!» поворачивая голову и ориентируясь на грудь третьего ребёнка(не считая себя). Дети продолжают осваивать расчёт на «первый –второй» (осваиваем расчёт на «первый-второй-третий» ).
Построение в рассыпную 1 и 2 младшие группы В начале обучения врассыпную дети строятся с использованием зрительных ориентиров. Место воспитателя во всех случаях построения врассыпную – на краю площадки, спиной к короткой стене, чтобы все дети находились в поле зрения. Учим детей занимать всю площадь зала. Затем воспитатель строится врассыпную вместе с детьми, без зрительных ориентиров.
Построение врассыпную М ладшая группа Размещение врассыпную в младших группах предшествует четкому построению. В первое время построения проводятся с небольшой подгруппой детей, по 6-8человек. Постепенно к построениям привлекают всю группу. Средняя группа В начале года врассыпную дети строятся с помощью воспитателя. В дальнейшем дети строятся самостоятельно по команде: «Врассыпную - стройся» . Зрительных ориентиров нет Старшая группа Для построения врассыпную команда подаётся в движении (беге или ходьбе) «Врассыпную марш». Дети строятся самостоятельно. Учим соблюдать дистанцию, не сталкиваться, двигаться в разных направлениях. Подготовительная группа Детей в этой группе учим ходить врассыпную и становится на место. Команда: «Врассыпную марш» , «В колонну по одному –марш» , «Парами – марш» .
Построение парами Младшая группа В начале обучения дети строятся в пары по распоряжению воспитателя. Воспитатель при этом служит зрительным ориентиром, стоит лицом по направлению к будущей колонне, дети выстраиваются перед ней. Для того, чтобы дети шли в определённом темпе, воспитатель может идти рядом с первой парой(непродолжительное время). Сначала дети идут в одном направлении, затем останавливаются и идут в обратном. Средняя группа В средней группе учим детей строится парами самостоятельно по команде: «Парами – стройся» . По цепной реакции вторые номера подходят к первым. Учим соблюдать направление, идти в вровень с партнёром, не отставать и не забегать вперёд. Воспитатель при построении детей в пары является зрительным ориентиром. Старшая группа В старшей группе продолжаем учить детей строится в пары по команде: «Парами стройся» . При этом вторые номера подходят к первым. Воспитатель находится рядом, дети строятся без зрительных ориентиров. Подготовительная группа В этой группе учим детей строится в пары в движении по команде: «Парами - стройся». При этом одновременно вторые номера подходят к первым.
Построение в круг 1 и 2 младшие группы Существует несколько способов построения. 1 способ: С помощью зрительных ориентиров. (этот способ применяется только в младших группах) 2 способ: Из колонны в движении. ( обучение начинается со второй младшей группе). Средняя и старшая группы 3 способ: Из рассыпного положения (обучение начинается со средней группы) 4 способ: Из шеренги (обучение начинается со 2 младшей группы) 5 способ : Из 2 шеренг(обучение начинается со средней группы)
Построение змейкой Обучение начинается в старшей группе. Это перестроение относится к фигурной маршировке. Используется продольная и поперечная змейка. В начале можно использовать зрительные ориентиры. Все змейки строятся против ходом налево по команде: «Продольной (поперечной) змейкой налево – марш» В подготовительной группе перестроения в парах.
Повороты Младшие группы Поворот переступание – самый доступный и естественный способ действия. В младших группах воспитатель показывает детям , как поворачиваться , переступая на месте. При поворотах широко используются зрительные ориентиры. Средняя группа Дети делают повороты переступая на месте – направо , налево, кругом. Старшая группа Повороты дети совершают , как раньше простым переступанием на месте. Во время передвижения по залу их приучают постепенно доходить до углов и делать повороты на носке наружной по отношению к центру зала ноги. Но чёткого выполнения данного поворота от всех детей в старшей группе ещё не требуют. Подготовительная группа Дети должны освоить правильный поворот на углу зала во время движения. Этот поворот совершается на носке наружной по отношению к середине зала ноги , а следующий шаг вперёд делается противоположной ногой. Учить детей останавливаются одновременно. После команды «На месте!» дети продолжают идти на месте. По команде «Стой!» они делают один шаг , а затем приставляют ногу. (Остановка во время передвижения «Группа стой!» все делают на «раз» один шаг на месте , на «два» приставляют ногу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения дошкольников строевым упражнениям.
Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и ...
Мастер-класс на тему «Методика обучения детей 4-5 лет строевым упражнениям посредством игр и игровых упражнений»
Мастер-класс...
Обучение дошкольников строевым упражнениям
Данный материал предназначен для воспитателей и инструкторов физкультуры, является краткой памяткой при проведении построений и перестроений на физкультурных занятиях и во время утренней гимнастики. В...
"Строевые упражнения для дошкольников"
Малышам легче всего встать в круг (достаточно во время ходьбы друг за другом повернуться к центру,взяться за руки и соединиться первому и последнему ребенку). Чтобы дети лучше понимали слова «бо...
Методика обучения дошкольников строевым упражнениям
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достиг...
Картотека строевых упражнений для дошкольников
Картотека строевых упражнений для дошкольников ВведениеСтроевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможнаорганизация двигательной деятельности(на занятиях, утренней гимнастике,...
Методика обучения дошкольников строевым упражнениям
Методика обучения дошкольников строевым упражнениям...