Программа "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Программа по здоровьесбережению.
Пояснительная записка
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В. А. Сухомлинский
В последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является наиболее важной в обществе. Дети- это наше будущее, и от состояния их здоровья зависит то, каким оно будет. Неблагополучная экологическая среда, различные отрицательные бытовые факторы, некачественное питание и вода, неудовлетворительное экономическое положение в обществе – это лишь некоторые факторы, негативно влияющие на здоровье дошкольника.
Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни.
Чаще всего у дошкольников встречаются склонность к частым простудным заболеваниям, утомление и невротические расстройства, нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие и т. д. Дети дошкольного возраста склонны к так называемой группе риска – второй группе здоровья. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
1. Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье
2. Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья
3. Формирование привычки к ЗОЖ, т. е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми
4. Создание здоровьесберегающей среды в группе
5. Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма
6. Повышение защитных сил организма и устойчивости к различным заболеваниям посредством системы закаливания
7. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья
8. Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов
Ожидаемые результаты:
• улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;
• оптимальное функционирование организма;
• формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
• сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
• повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
• улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;
• оптимальное функционирование организма;
• формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
• сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
• повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды
Термины и понятия
Здоровье – состояние физического и социального благополу-
чия человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.
Виды здоровьесберегающих технологий :
• технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
• технологии валеологического просвещения родителей;
• здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ;
• обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
• физкультурно-оздоровительные технологии;
• медико-профилактические технологии.
Режим двигательной активности детей в течение года
Виды двигательной активности 2 мл. группа
1. Организованные хороводные игры, п. и., упражнения со спортивным инвентарем, игрушками, трудовые процессы 15-30 мин
2. Самостоятельная деятельность детей: игровая, двигательная и т. п. 1 час
3. Утренняя гимнастика 5 мин
4. Физкультурное занятие 15 мин
5. Музыкальное занятие 2 раз в неделю по 15 мин
6. Физкультминутки 1-3 мин 3р в день
7. Организованная деятельность на прогулке : п. и., медленный бег, упражнения со спортивным инвентарем, на спортивном оборудовании, игры со снегом, песком, водой, спорт. игры и т. д. 15-30 мин
8. Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке с выносным материалом, на спортивном оборудовании, со спортинвентарем, творческие игры 1 час
9. Упражнения после дневного сна 5 мин
10. Организованная двигательная деятельность детей после полдника: хороводные игры, п. и., упражнения со спортинвентарем и др. 1 час
11. Самостоятельная деятельность детей: с/р игры, творческие игры, игры с атрибутами, спорт. игры, игры с двигательными и строительыми игрушками и др. 1 час
12. Спортивные развлечения 1р в неделю
13. Спортивный праздник 2р в год
14. Неделя здоровья 2р в год
Здоровьесберегающие технологии во 2 младшей группе
Гимнастические упражнения для детей 3-4 лет совершенствуют функции сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, улучшают обмен веществ. Помогают функциональному развитию центральной нервной системы.
1. Утренняя гимнастика
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Утренняя гимнастика осуществляемая после ночного сна, выводит организм ребенка из состояния заторможенности физиологических процессов, усиливая деятельность всех органов и систем.
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Я использую различные формы утренней гимнастики:
– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
– сюжетная гимнастика;
- гимнастика с применением методов снятия психоэмоционального напряжения;
– гимнастика с применением элементов ритмической гимнастики, хороводов;
– гимнастика с применением элементов корригирующей гимнастики.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком в физкультурном зале или в группе.
2. Дыхательная гимнастика
Я поддерживаю мнение многих физиологов, которые утверждают, что дышать правильно надо учить! Для этого необходимо научить ребнка глубокому выдоху для хорошей очистки лгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному дыханию, является научить ребнка сморкаться не через обе ноздри, а поочердно. Во время прогулок полезно учить ребнка медленно вдыхать и ещ медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.
Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
• дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
• необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;
• дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;
• выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
• дышать надо носом;
• все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения;
• привести свой организм в состояние глубокого расслабления;
• воздух должен входить и выходить из лгких одной непрерывной струй.
Дыхательная гимнастика проводится ежедневно, в перерывах между занятиями или режимными моментами.
3. Гимнастика для глаз
Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно.
Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.
Гимнастика для глаз проводится мной ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.
4. Пальчиковая гимнастика В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребнка находится на кон-
2 Исследования В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, чиках его пальцев».
А. Р. Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Развитие ребнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребнка. Воздействуя на тонус руки ребнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Пальчиковую гимнастику провожу ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.
Наиболее часто использую в работе пальчиковую гимнастику стихотворного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Больше всего детям нравятся упражнения под названием «Семья», «Салат капустный», «Мы делили апельсин», «Пальчик-пальчик где ты был?» и пр. Нравится детям и то, что они имеют возможность проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего, он чувствует ответственность и дорожит тем, что именно ему я поручила эту роль. Это является, своего рода, мотивацией детей.
5. Игровой массаж и самомассаж
В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещ в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
С детьми мы выполняем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Я использую в работе игровой массаж по методике А. Уманской и К. Дейнеки. Массаж и самомассаж я провожу 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках, самостоятельной деятельности детей.
После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.
Артикулярный массаж- массаж ушных раковин показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности.
Самомассаж лица
Ф. Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж лица, который направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи.
Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребнка на 75%.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2—3 раза в день.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Проводится в игровой форме 2—3 раза в день.
Комплекс упражнений представлен в Приложении № 5.
6. Гимнастика после сна
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, чему способствует несформированность нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна я провожу с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.
Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам, что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.
Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и степень выраженности эмоционального реагирования. Поэтому я улавливаю настроение детей, подбадриваю тех, у кого фон настроения после сна снижен. Слова упражнения проговариваю в спокойном темпе, с радостными интонациями.
Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.
7. Динамические паузы и физминутки
Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление и помогают сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений здесь подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (динамическая пауза). Применяю простые, наиболее доступные упражнения, провожу в начале, середине или конце занятия, по мере утомляемости детей.
Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребнку сменить позу, расслабиться. А короткая, но интенсивная нагрузка приведт лишь к обратному эффекту. Я провожу для детей в качестве профилактики утомления плавные «растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повышают уровень работоспособности, именно поэтому в начале разминки уделяю большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
В упражнения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики в зависимости от вида занятия.
В практических занятиях использую физминутки по стихотворному тексту, но обращаю внимание на следующие правила при подборе стихотворений к конкретному занятию:
• содержание текста должно сочетаться с темой занятия, его программными задачами;
• стихи должны быть с чтким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
• сам воспитатель произносит текст, так как при произношении текста с детьми у них может сбиться дыхание.
9. Игры, комплексы упражнений, гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
Осанка – это приобретнное человеком в ходе роста привычное, непринужднное положение тела во время покоя и в движении. Красивая прямая спина – это и внешняя привлекательность, и внутреннее здоровье.
У детей дошкольного возраста мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабо. Поэтому, если не приучить ребнка сохранять правильную осанку в повседневной жизни до школы, неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий будет способствовать прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата.
Как и во всех других случаях, предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.
Профилактику нарушений осанки необходимо осуществлять в двух направлениях:
• создание оптимальных гигиенических условий
• проведение воспитательной работы, направленной на осознанное закрепление правильного положения своего тела.
Игры, которые я провожу в своей группе, направлены на общее оздоровление ослабленных детей, укрепление их опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета позвоночника, улучшение работы органов дыхания и кровообращения. При проведении игр важно добиться правильной постановки головы и туловища в положениях «стоя», «сидя» и в движениях.
Профилактика плоскостопия проводится мной после дневного сна детей (ходьба босиком по массажным коврикам и дорожкам, а игры и упражнения по профилактике осанки можно проводить как в первой так и во второй половине дня, в зависимости от нагрузки.
Система закаливания детей
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).
Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...