Использование координационной лестницы как средство развития познавательных способностей и речевых навыков
консультация (подготовительная группа)
Координационная лестница - один из самых распространеных и эффективных тренажеов для оздоровительных занятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование координационной лестницы как средство развития познавательных способностей и речевых навыков
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.
Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении»
Ж.-Ж. Руссо
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит путь развития, не повторяющийся в течении последующей жизни.
В нашем детском саду мы используем новые формы организации физических упражнений с использованием нетрадиционного оборудования – лестниц скорости и координации, отказавшись от ряда укоренившихся стереотипов.
Координационная лестница – это один из самых распространённых и эффективных тренажёров для оздоровительных занятий. Она тренирует как мышцы большие и быстрые, так и близко лежащие к костному аппарату, которые образуют каркас опорно-двигательного аппарата.
Упражнения на лестнице заставляют неврологическую систему ребёнка посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает ему быть быстрее, подвижнее и ловчее.
Характерные особенности координационной лестницы:
- Вариативность в применении: в разных видах двигательной активности, различных упражнениях; в изготовлении: из разнообразных материалов;
- Доступность - используется детьми всех уровней физической подготовленности, с детьми разного возраста;
- Безопасность и простота в использовании;
- Мобильность - компактная, легкая.
Цель: развитие скоростных качеств и координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, а также познавательных способностей и речевых навыков.
Задачи:
Оздоровительные:
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие физических качеств (быстроты, координации) и исправление речевых нарушений.
Образовательные:
- упражнять детей в ходьбе и беге в разном темпе;
- учить совершать прыжковые движение в разных направлениях;
- закреплять умение преодолевать препятствия;
- развивать познавательные и речевые навыки.
Воспитательные
- Воспитывать самостоятельность и творчество.
Результативность:
- Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
- Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
- Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения, развитие речи.
- Разнообразные упражнения на координационной лестнице интересны детям, они с удовольствием изучают новые движения и совершенствуют уже изученные.
Методика работы на координационных лестницах разработана по принципу «от простого к сложному». Процесс освоения каждого нового упражнения на лестнице проходит в 3 этапа. Вначале, чтобы вызвать у детей интерес к необычной лестнице, можно предложить детям простые упражнения: пройтись по лестнице, ступая в каждый пролет, пройтись, переступая через один. Попрыгать на одной ноге, на двух и т.п. Затем мы разучиваем упражнения с пояснениями всех элементов. Особое внимание на данном этапе мы уделяем не скорости, а правильности выполнения движений. На втором этапе совершенствуем технику выполнения движений, постепенно усложняя и наращивая темп. На третьем этапе используем знакомые движения в самостоятельной и совместной деятельности.
Где и когда можно использовать координационные лестницы?
Координационная лестница не требует большой площади, ее использование возможно в маленьких спортивных залах, в группе, на улице, дома.
В детском саду используется лестница, как для утренней гимнастики, разминок, физкультминуток так и для развития основных видов движений. Как элемент полосы препятствий в играх – эстафетах, спортивных соревнованиях.
Закрепляя упражнения, можно проводить индивидуальную работу (преимущественно на прогулке). На прогулке в теплый период используется, как выносной материал.
Проводятся интегрированные занятия, включающие в себя развитие речи детей, движения, ритма, музыкальных способностей, познавательной деятельности с оздоровительной направленностью. Технология работы с координационной лестницей интегративна и позволяет задействовать различные образовательные области (социально коммуникативное развитие (праздники, досуги, соревнования, развлечения), художественно- эстетическое развитие (задания необходимо выполнять в такт с музыкой. Ребенок, услышав мелодию, должен определить, с какой скоростью ему необходимо двигаться), речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие (упражнения с предметами на координационной лестнице, работа в парах на координационной лестнице, подвижные игры на координационной лестнице).
В речевой области мы используем речевые игры: логоритмические (с музыкальным сопровождением), ритмодекламации (без музыкального сопровождения), игры со звуком, игры со звучащими жестами, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, считалки) и координационной лестницы, способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее и лучше развивается его речь. Детям предлагается выполнять задания, произнося при этом короткий речитатив и постараться сделать это ритмично.
Так же играем в игры на развитие звуковой культуры речи («Строим дорожку», «Придумай слово на заданный звук», «Поймай слог» и т.д.); на формирование грамматического строя речи («Чьё всё это», «Домики» и т.д.); на обогащение словарного запаса («Какой предмет?». «Дорожное-не дорожное», «Съедобное-несъедобное» и т.д.); игры на развитие связной речи («Что сначала, что потом». «Наоборот» и т.д.).
В познавательной области очень эффективно применение координационной лестницы как индивидуально, так и в группах. Познавательные игры разнообразны: «Овощи-фрукты», «Дикие –домашние животные» и другие. Очень эффективно и активно мы используем координационную лестницу в развитии математических представлений, игры: «Цвет и форма», «Соседи числа», «По порядку», «Числовой ряд», «Угадай число», «Восстанови цифровую дорожку», «Вчера, сегодня, завтра», «Живая неделя» и другие.
Детям необходима поддержка инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и двигательной. Поэтому координационная лестница должна находится в спортивном уголке, где каждый ребенка имеет возможность выбрать упражнение (по схеме), придумать свое, найти партнера для игры, научить другого тому, что умеет сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию пособия ЛЭПБУК как средство развития познавательных способностей детей младшего и дошкольного
ЛЭПБУК СООТВЕТСТВУЕТ ОСНОВНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ ВКЛЮЧЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРАВНЕ С ДЕТЬМИ- ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ ДОШКОЛ...
Буклет "Использование координационной лестницы как средство развития двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста"
Детям необходимо осваивать технику движений, точно использовать двигательные навыки и умения в игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия. Именно поэтому необходимо развивать дв...
Координационная лестница, как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов....
Консультация для воспитателей ДОУ «Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у дошкольников»
laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организован...
Использование координационных лестниц как средства развития скоростных и координационных способностей дошкольников
Дать представление воспитателям о использовании координационной лестницы в работе с дошкольниками....
Буклет «Использование координационной лестницы как средство развития двигательных способностей детей с ОВЗ»
Детям с ОВЗ на образовательной деятельности «Физическое развитие» необходимо осваивать технику движений, точно использовать двигательные навыки и умения в игровой обстановке, рациона...
Мастер- класс «Координационная лестница как средство развития у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО»
Мастер- класс«Координационная лестница как средство развития у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО&ra...