Проект по валеологии
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
- ПРОЕКТ «Познай себя».
Актуальность проблемы.
Настоящее экологическое состояние ставит под угрозу национальное здоровье, снижает трудоспособность современного человека, его мобильность, выносливость. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается многими нормативно-правовыми документами (Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и другие).
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Дошкольное учреждение выполняет важную функцию, являясь первой ступенью в развитии и воспитании ребенка.
Реализуемая в ДОУ программа «Детство» (авторы – Т.И.Бабаева и др.) нацеливает на формирование у детей дошкольного возраста валеологических знаний, однако не предусматривает создание целостной системы, где знания являются только одной из составных частей по воспитания валеологической культуры дошкольника, формируются отрывочно, без интеграции в различные сферы детской деятельности. Кроме того,
существующий в ДОУ двигательный режим не способствовал достижению должного
уровня двигательной активности детей. Здоровьесберегающей среды в группе как таковой не существовало: отсутствовало профилактико-оздоровительное оборудование, наглядно-дидактические игры, пособия. Работа с семьей по вопросам валеологического воспитания детей не была последовательной и систематичной.
Я долго искала эффективные пути работы по воспитанию и обучению детей. Проанализировав мониторинг посещаемости детей за три года, выявила, что большинство пропусков детей по болезням (ОРЗ, ОРВИ). Вот тогда и решила, что основным направлением моей работы с детьми в группе должно стать валеологическое воспитание.
- Цель и задачи
валеологического воспитания детей в ДОУ.
Основная цель работы по данному направлению – создание у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формировании у них валеологической культуры.
Валеология является интегрированной системой знаний (научных и ненаучных), которые включены во все образовательные области: «познание», «физическая культура», «здоровье», «музыка», «художественное творчество», «безопасность», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «социализация», «труд».
Интегративний курс "валеология" в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должен обеспечить реализацию таких задач:
- Воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества.
- Привитие ребенку правильного отношения к своему здоровью, чувства ответственности за него.
- Повышение эффективность работы по приобщению к ЗОЖ, профилактика и устранения вредных привычек.
- Целесообразное структурирование и комплексирование знаний, практических умений детей в оздоровлении, в разных видах деятельности.
- Технология организации
валеологического проекта «Познай себя».
- Миссия проекта.
Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания валеологической культуры, привычки к здоровому образу жизни.
Участники проекта:
педагоги, дошкольники, родители, инструктор по физкультуре, медицинские работники ДОУ.
- Длительность проекта.
I этап – начальный (констатирующий) - предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня валеологических знаний детей.
II этап – основной (формирующий) - заключалается в решении задач проблемы за счет применения цикла занятий «Познай себя» (предполагает работу в течение 1 года).
III этап – заключительный (контрольный) - проверка успешности выбранной технологии для решения возникшего противоречия, анализ результатов работы, диагностику (выявление уровня полученных валеологических знаний детей).
- План реализации проекта.
Проанализировала мониторинг посещаемости детей за два года, я определила, что большинство пропусков детей по болезням (ОРЗ, ОРВИ).
Для выявления начальных валеологических знаний у детей мы использовали следующие методы:
- наблюдения в различный видах деятельности (режимных моментах, особое внимание акцентировалось на степень сформированности культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания);
- беседы («Мое здоровье», «Мой огранизм»);
- игры валеологического характера («Полезное - вредное», «Самый дорогой на свете»).
Полученные результаты определи, что у многих детей сформированы культурно-гигиенические навыки, но не у всех этот навык осознан.
Результаты начальной диагностики валеологических знаний у детей среднего возраста:
В январе 2012г. было мною обследовано 25 детей: высокий уровень – 36%; средний показатель – 38%; ниже среднего – 26%.
В мае 2012г. - обследовано 25 детей: высокий уровень – 44%; средний показатель – 37%;
ниже среднего – 19%.
Для выявления у детей знаний по курсу «Валеология» я использовала систему специально отобранных вопросов.
Реализация проекта включает в себя три блока.
I БЛОК: «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК».
Цикл: «Познай себя».
Опираясь на важность и необходимость решения данной проблемы, я обратилась к валеологическому циклу «Познай себя». Потому что данный цикл - это эффективная форма передачи знаний и опыта детям. Именно здесь можно помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
«Уроки здоровья» проводятся один раз в неделю, во второй половине дня.
Представления об основах жизнедеятельности человека раскрываются при помощи элементарной опытно – экспериментальной деятельности.
Они включают в себя следующие разделы:
- «Я – человек»
- «Мое здоровье»
- «Мое дыхание»
- «Мои органы слуха»
- «Мои органы зрения»
- «Мой язык и зубки»
- «Мои защитники»
- «Внутренние органы»
- «Правила для жизни»
1.Специально – организованная образовательная деятельность.
При составлении системы перспективного планирования по интегративному курсу валеологии я учитывала возрастные особенности детей, их интересы и потребности.
Планирование разработано с учетом следующих задач:
1. Формирование у детей мотивационных основ валеологически обоснованного поведения, физическое и психическое саморазвитие.
2. Формирование у детей представлений о внешнем строении человека и его особенностей.
3. Сформировать у детей правильное представление о понятии здоровья, что такое быть здоровым. Вызвать у детей желание и стремление не болеть, а быть здоровым.
4. Воспитание потребности в валеологически обоснованном поведении (Воспитывать в детях привычки самообслуживания, стремления следить за правильной осанкой, чистотой своего тела, порядком в одежде, вещах) .
5. Обучение родителей валеологическим методам анализа и коррекции здоровья собственных детей.
2. Совместная с детьми деятельность.
Программа оздоровительно-педагогической деятельности с дошкольниками состоит из 6 блоков и реализуется через совместную с детьми деятельность, оздоровление через режимные процессы, тематические мероприятия.
- Знай свое тело.
Дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма, об их влиянии на различных форм поведения.
- Соблюдай правила гигиены.
Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
- Скажи “НЕТ” вредным привычкам.
В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.
- Занимайся физкультурой.
Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
- Наш день.
Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов, понимание необходимости смены разных видов деятельности.
- Следи за датчиком настроения.
Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий – повышение психоэмоциональной устойчивости.
II БЛОК: « ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ».
Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.
Я использовала следующие формы взаимодействия с родителями: индивидуальные; групповые; традиционные, нетрадиционные.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.
Работа с родителями по валеологическому воспитанию была интегрирована в деятельность ДОУ, в рамках реализации проекта «Содружество: детский сад+семья – «Познай себя», включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ:
- целенаправленная работа по формированию ЗОЖ, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д.;
- ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в детском саду, направленной на поддержание физического и психического здоровья ребенка;
- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);
- ознакомление с профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (ароматерапии и т. д.);
- ознакомление родителей с результатами диагностики (индивидуально);
- информация на стендах, в папках-передвижках;
- консультации;
- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физическому воспитанию;
- анкетирование;
- выпуск валеологической газеты «Радуга» (тематика: "Дневной сон: нужен ли и когда от него отказываться", "Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка", "Тайны здоровой пищи", «Домашняя аромотерапия», «Предупреждение нарушений утомления зрения» и др.)
Я провела анкетирование родителей, с целью выявления у них вавлеологических знаний, ориентирования на ЗОЖ. Анкетирование показало – что постепенно увеличивалось число родителей, заинтересованных и обеспокоенных здоровьем своих детей, причинами плохого самочувствия ребенка и профилактическими мерами по сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья ребенка.
III БЛОК – «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ».
Диагностика показала, что в результате работы по реализации проекта, у детей значительно повысился уровень знаний в области валеологии, дети овладели правилами и нормами валеологической культуры.
В сентябре 2012 г. было мною обследовано 25 детей: высокий уровень – 51%; средний показатель – 35%; ниже среднего – 14%.
В январе 2013 г. - обследовано 25 детей: высокий уровень – 76%; средний показатель – 24%; ниже среднего – 0%.
При проведении диагностики валеологических знаний детей, я использовала следующие дидактические игры диагностические:
- «Что такое хорошо и что такое плохо» ( выявить умения детей отличать хорошее поведение от плохого);
- «Мое тело» (выявить знания детей о строении своего тела, его органах);
- «Что сначала - что потом» (выявить представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья);
- «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья!» (выявить представления о средствах и видах закаливания)
- «Как нужно ухаживать за собой?» ( выполнение правил личной гигиены);
- «Полезное – вредное» (выявление знаний о полезной и вредной пище).
- «Где спрятались витамины?» (представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья);
- «Светофор здоровья» (представления о здоровом образе жизни);
- «В здоровом теле – здоровый дух!» (различать и называть виды спорта, значение спорта для жизни и здоровья).
- «Назови правильно» (выявление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении).
- Результативность.
Использование цикла занятий «Познай себя» в целях формирования у дошкольников валеологических знаний возможно при следующих условиях:
- постепенность и последовательность усложнения материала по проблеме в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
- систематичность познавательной деятельности;
- сочетание иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий с проблемно-поисковой;
- наличие методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей;
- насыщение деятельности привлекательными для детей формами получения информации о здоровом образе жизни;
- создание преемственных связей с семьей.
Реализуя данную систему работы по валеологическому воспитанию, я отследили следующее:
1.НОД детей по валеологии стала более содержательной.
2.Многие дети свободно владеют терминологией.
3.Дети более самостоятельны, адекватно оценивают культурно-гигиенические навыки сверстников и свои, проявляют заботу о слабых детях.
4.Самостоятельно выполняют правила этикета.
5.Устанавливают связь между совершаемыми действиями и состоянием организма.
6.Целеустремлены в выполнении правил здорового образа жизни.
Вывод: таким образом, результативность деятельности по формированию валеологических знаний детей через цикл занятий «Познай себя» оптимальна, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
Для себя я обозначила прогнозы и задачи деятельности на следующий учебный год, а именно:
1. Разработать систему последовательных циклов НОД для детей с валеологической направленностью.
2. Углубить содержание знаний по курсу валеологии.
3. Расширить сферу деятельности.
4. Совершенствовать формы и методы работы с детьми в процессе образовательной деятельности.
Сверхзадача работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания "сделать себя лучше, сильнее, умнее", научить его фантазировать и делать дело, иными словами - "создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность".
Рекомендации педагогам, организующим валеологическое воспитание детей:
1 .Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
2.Если ребёнок живет с чувством безопасности - он учится верить.
З.Если ребёнку удаётся достигать желаемого - он учится надежде.
4.Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Основа счастья и духовного здоровья - Вера, Надежда, Любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по валеологии в старшей группе «Здоровые дети – здоровое поколение»
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...
Проект по валеологии «Растём здоровыми» в средней группе.
Проект по валеологии «Растём здоровыми» в средней группе.Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологи...
Познавательно –исследовательский проект по валеологии « Я здоровым быть хочу»
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническая развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окру...
Проект по валеологии в старшей группе
Проект по валеологии в старшей группе «Здоровые дети – здоровое поколение»...
Проект по валеологии "В гостях у Айболита".
Для формирования ребенка как целостной личности необходимо, начиная с раннего дошкольного возраста, приучать соблюдать элементарные культурно - гигиенические навыки, у...
Проект по валеологии «Путешествие по Радуге Здоровья »
Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!» Пр...
Презентация проекта по валеологии "Быть здоровыми хотим!"
Долгосрочный проект по валеологии....