Проект по валеологии
проект (старшая группа)

Зотова Ольга Александровна

Проект "Познай себя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПРОЕКТ «Познай себя».
    Актуальность проблемы.

 

         Настоящее экологическое состояние ставит под угрозу национальное здоровье, снижает трудоспособность современного человека, его мобильность, выносливость. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается многими нормативно-правовыми документами (Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и другие).
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. 
Значение культа здоровья значительно возрастает. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это 
состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Дошкольное учреждение выполняет важную функцию, являясь первой ступенью в развитии и воспитании ребенка.

         Реализуемая в ДОУ программа «Детство» (авторы – Т.И.Бабаева и др.) нацеливает на формирование у детей  дошкольного возраста валеологических знаний, однако не предусматривает создание целостной системы, где знания  являются только одной из составных частей по воспитания валеологической культуры дошкольника, формируются отрывочно, без интеграции в различные сферы детской деятельности.  Кроме того,

существующий в ДОУ двигательный режим не способствовал достижению должного

 

уровня двигательной активности детей. Здоровьесберегающей среды в группе как таковой не существовало: отсутствовало профилактико-оздоровительное оборудование, наглядно-дидактические игры, пособия. Работа с семьей по вопросам валеологического воспитания детей не была последовательной и систематичной.

Я долго искала эффективные пути работы по воспитанию и обучению детей. Проанализировав мониторинг посещаемости детей за три года, выявила, что большинство пропусков детей по болезням (ОРЗ, ОРВИ). Вот тогда и решила, что основным направлением моей работы с детьми в группе должно стать валеологическое воспитание.

 

 

 

  1. Цель и задачи

валеологического воспитания детей в ДОУ.

 

Основная цель  работы по  данному  направлению –  создание у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формировании у них валеологической культуры.
          В
алеология является интегрированной системой знаний (научных и ненаучных), которые включены во все  образовательные области: «познание», «физическая культура», «здоровье», «музыка», «художественное творчество», «безопасность», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «социализация», «труд».

Интегративний курс "валеология" в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должен обеспечить реализацию таких задач:

-  Воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества.

- Привитие ребенку правильного отношения к своему здоровью, чувства ответственности за него.

- Повышение  эффективность  работы по приобщению к ЗОЖ, профилактика и устранения вредных привычек.

-  Целесообразное структурирование и комплексирование знаний,  практических умений детей в оздоровлении, в разных видах деятельности.

 

  1. Технология организации

валеологического проекта «Познай себя».

 

  1. Миссия  проекта.

Проект направлен на установление взаимодействия родителей,  детей,  педагогов  в  решении  проблемы воспитания валеологической культуры, привычки к здоровому образу жизни.

Участники проекта:

педагоги, дошкольники, родители, инструктор по физкультуре, медицинские работники ДОУ.

  1. Длительность проекта.

I этап – начальный (констатирующий) - предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня валеологических знаний детей.

II этап – основной (формирующий) - заключалается в решении задач проблемы за счет применения цикла занятий «Познай себя» (предполагает  работу в течение 1 года).

 

III этап – заключительный (контрольный) - проверка успешности выбранной  технологии для решения возникшего противоречия, анализ результатов работы, диагностику (выявление уровня полученных валеологических знаний детей).
 

  1. План реализации проекта.

 

 

Проанализировала мониторинг посещаемости детей за два года, я определила, что большинство пропусков детей по болезням (ОРЗ, ОРВИ).

 

Для выявления начальных валеологических знаний у детей мы использовали следующие методы:

- наблюдения в различный видах деятельности (режимных моментах, особое внимание акцентировалось на степень сформированности культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания);

- беседы («Мое здоровье», «Мой огранизм»);

- игры валеологического характера («Полезное - вредное», «Самый дорогой на свете»).

Полученные результаты определи, что у многих детей сформированы культурно-гигиенические навыки, но не у всех этот навык осознан.

 

Результаты начальной диагностики валеологических знаний у детей среднего возраста:

В январе  2012г. было мною обследовано 25 детей: высокий уровень – 36%; средний показатель – 38%;  ниже среднего – 26%.

В мае 2012г. - обследовано 25 детей: высокий уровень – 44%; средний показатель – 37%;

ниже среднего – 19%.

 

Для выявления у детей знаний по курсу «Валеология» я использовала систему специально отобранных вопросов.

 

Реализация проекта включает в себя три блока.

 

I БЛОК: «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК».

 

Цикл: «Познай себя».

Опираясь на важность и необходимость решения данной проблемы, я обратилась к валеологическому циклу «Познай себя». Потому что данный цикл - это эффективная форма передачи знаний и опыта детям. Именно здесь можно помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
«Уроки здоровья» проводятся один раз в неделю, во второй половине дня.

Представления об основах жизнедеятельности человека раскрываются при помощи элементарной опытно – экспериментальной деятельности.

 

Они включают в себя следующие разделы:

  • «Я – человек»
  •  «Мое здоровье»
  • «Мое дыхание»
  • «Мои органы слуха»
  • «Мои органы зрения»
  • «Мой язык и зубки»
  • «Мои защитники»
  • «Внутренние органы»
  • «Правила для жизни»

 

1.Специально – организованная образовательная деятельность.

При составлении системы перспективного планирования по интегративному курсу валеологии я учитывала возрастные особенности детей, их интересы и потребности.

Планирование разработано с учетом следующих задач:

1. Формирование у детей мотивационных основ валеологически обоснованного поведения, физическое и психическое саморазвитие.

2. Формирование у детей представлений о внешнем строении человека и его особенностей.

3. Сформировать у детей правильное представление о понятии здоровья, что такое быть здоровым. Вызвать у детей желание и стремление не болеть, а быть здоровым.

4. Воспитание потребности в валеологически обоснованном поведении (Воспитывать в детях привычки самообслуживания, стремления следить за правильной осанкой, чистотой своего тела, порядком в одежде, вещах) .

5. Обучение родителей валеологическим методам анализа и коррекции здоровья собственных детей.

 

2. Совместная с детьми деятельность.

Программа оздоровительно-педагогической деятельности с дошкольниками состоит из 6 блоков и реализуется через совместную с детьми деятельность, оздоровление через режимные процессы, тематические мероприятия.

  1. Знай свое тело.

Дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма, об их влиянии на различных форм поведения.

  1. Соблюдай правила гигиены.

Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

  1. Скажи “НЕТ” вредным привычкам.

В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.

  1. Занимайся физкультурой.

Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

  1. Наш день.

Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов, понимание необходимости  смены разных видов деятельности.

 

  1. Следи за датчиком настроения.

Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий – повышение психоэмоциональной устойчивости.  

 

II БЛОК: « ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ».

 

Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.

Я использовала следующие формы взаимодействия с родителями: индивидуальные; групповые; традиционные, нетрадиционные.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.

Работа с родителями по валеологическому воспитанию  была интегрирована в деятельность ДОУ,  в рамках реализации проекта «Содружество: детский сад+семья – «Познай себя»,  включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ:

  • целенаправленная работа по формированию ЗОЖ, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д.;
  • ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в детском саду, направленной на поддержание физического и психического здоровья ребенка;
  • обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);
  • ознакомление с профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (ароматерапии и т. д.);
  • ознакомление родителей с результатами диагностики (индивидуально);
  • информация на стендах, в папках-передвижках;
  • консультации;
  • устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физическому воспитанию;
  • анкетирование;
  • выпуск валеологической газеты «Радуга» (тематика:  "Дневной сон: нужен ли и когда от него отказываться", "Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка", "Тайны здоровой пищи", «Домашняя аромотерапия», «Предупреждение нарушений утомления зрения» и др.)

 

Я провела анкетирование  родителей, с целью выявления у них вавлеологических знаний, ориентирования на ЗОЖ. Анкетирование показало – что постепенно увеличивалось число родителей, заинтересованных и обеспокоенных здоровьем своих детей, причинами плохого самочувствия ребенка и профилактическими мерами по сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья ребенка.

 

 

III БЛОК – «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ».

Диагностика показала, что в результате работы по реализации проекта, у детей значительно повысился уровень знаний в области валеологии, дети овладели правилами и нормами валеологической культуры.

В сентябре 2012 г. было мною обследовано 25 детей: высокий уровень – 51%; средний показатель – 35%; ниже среднего – 14%.

В январе 2013 г. - обследовано 25 детей: высокий уровень – 76%; средний показатель – 24%; ниже среднего – 0%.

При проведении диагностики валеологических знаний детей, я использовала следующие дидактические игры диагностические:

  • «Что такое хорошо и что такое плохо» ( выявить умения детей отличать хорошее поведение от плохого);
  • «Мое тело» (выявить знания детей о строении своего тела, его органах);
  •  «Что сначала - что потом» (выявить представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья);
  • «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья!» (выявить представления о средствах и видах закаливания)
  • «Как нужно ухаживать за собой?» ( выполнение  правил  личной гигиены);
  • «Полезное – вредное» (выявление знаний о полезной и вредной пище).
  • «Где спрятались витамины?» (представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья);
  • «Светофор здоровья» (представления о здоровом образе жизни);
  • «В здоровом теле – здоровый дух!» (различать и называть виды спорта, значение спорта для жизни и здоровья).
  • «Назови правильно» (выявление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении).

 

  1. Результативность.

Использование цикла занятий «Познай себя» в целях формирования у дошкольников валеологических знаний возможно при следующих условиях:
- постепенность и последовательность усложнения материала по проблеме в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
- систематичность познавательной деятельности;
- сочетание иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий с проблемно-поисковой;
- наличие методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей;

- насыщение деятельности привлекательными для детей формами получения информации о здоровом образе жизни;
- создание преемственных связей с семьей.
                                                                              

Реализуя данную систему работы по валеологическому воспитанию, я отследили следующее:

1.НОД детей по валеологии стала более содержательной.

2.Многие дети свободно владеют терминологией.

3.Дети более самостоятельны, адекватно оценивают  культурно-гигиенические навыки сверстников и свои, проявляют  заботу о слабых детях.

4.Самостоятельно выполняют правила этикета.

5.Устанавливают связь между совершаемыми действиями и состоянием организма.

6.Целеустремлены в выполнении правил здорового образа жизни.
 

 

Вывод:  таким образом, результативность деятельности по формированию валеологических знаний детей через цикл занятий «Познай себя» оптимальна, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

 

Для себя я обозначила прогнозы и задачи деятельности на следующий учебный год, а именно:

1. Разработать систему последовательных циклов НОД для детей с валеологической направленностью.

2. Углубить содержание знаний по курсу валеологии.

3. Расширить сферу деятельности.

4. Совершенствовать формы и методы работы с детьми в процессе образовательной деятельности.

         Сверхзадача работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания "сделать себя лучше, сильнее, умнее", научить его фантазировать и делать дело, иными словами - "создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность".

Рекомендации  педагогам, организующим валеологическое  воспитание детей:

1 .Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

2.Если ребёнок живет с чувством безопасности - он учится верить.

З.Если ребёнку удаётся достигать желаемого - он учится надежде.

4.Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Основа  счастья    и  духовного   здоровья   - Вера, Надежда, Любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по валеологии в старшей группе «Здоровые дети – здоровое поколение»

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...

Проект по валеологии «Растём здоровыми» в средней группе.

Проект по валеологии  «Растём здоровыми» в средней группе.Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологи...

Познавательно –исследовательский проект по валеологии « Я здоровым быть хочу»

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническая развитие личности. Оно  является важнейшей предпосылкой к познанию окру...

Проект по валеологии в старшей группе

Проект по валеологии в старшей группе «Здоровые дети – здоровое поколение»...

Проект по валеологии "В гостях у Айболита".

     Для формирования ребенка как целостной личности необходимо, начиная с раннего дошкольного возраста,  приучать соблюдать элементарные культурно - гигиенические навыки, у...

Проект по валеологии «Путешествие по Радуге Здоровья »

Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!» Пр...