МАСТЕР – КЛАСС «Развитие двигательной активности – инновационные подходы»
консультация

МАСТЕР – КЛАСС. «Развитие двигательной активности – инновационные подходы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022_g._master-klass_dvigatelnaya_aktivnost_innovatsii.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                  Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина

                    дошкольное отделение – детский сад № 21

                                  МАСТЕР – КЛАСС

«Развитие двигательной активности – инновационные подходы»

         

                                                                                                                             Подготовила

                                                                                 Инструктор по физической культуре

                                                                                                  Чубарева Оксана Игоревна

                                         

                                    Одинцово, 2022г.

В детский сад дети приходят маленькими, ещё не окрепшими физически, изнеженными. И здесь они получают первый жизненный опыт общения со своими сверстниками, учатся жить и работать с другими людьми. Наблюдая за ростом и развитием детей, можно заметить, что с каждым годом двигательная активность детей снижается. Исходя из этих наблюдений, можно сделать вывод, что приоритетным направлением в воспитании и развитии детей должно быть всё-таки физическое развитие и формирование двигательной активности.

Важно, начиная с раннего детства, воспитывать у ребёнка активное отношение к своему здоровью, понимание того, что это – величайшая ценность. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка: чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в учебе, в умении работать и быть полезным для общества человеком. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет жизни ребёнка.

Задачи двигательной активности тесно связаны с задачами умственного, нравственно, эстетического, трудового воспитания. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий. Ведь для растущего организма особенно важно укреплять мускулатуру, развивать гибкость и выносливость. 

Для начала рассмотрим традиционные формы организации двигательной активности детей. Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры на прогулке, физкультурные занятия, самостоятельная двигательная активность, физкультминутки.

Немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурномассовые мероприятия (недели здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры соревнования).

Приведу пример традиционной формы двигательной активности, как «Скиппинг – или просто скакалка».  Скиппинг (от англ. Skipping) – прыгать, подпрыгивать, это технология двигательной активности представляет традиционные прыжки, сложные комбинации прыжков, акробатические элементы, танцевальные элементы с одной или двумя скакалками, которые выполняются индивидуально или в группах. Из этой технологии можно взять только некоторые элементы, доступные для выполнения детям. Скиппинг во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Польза занятий со скакалкой: развивает выносливость, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, ускоряют процесс метаболизма, развивают прыгучесть, укрепляют мышцы ног, улучшают осанку, тренируют координацию. Как правильно выбрать скакалку? Для того, чтобы определить длину скакалки нужно: встать на середину шнура одной ногой. Вытянуть рукоятки вертикально вверх. Определить на какой высоте они находятся. Существуют три основных размера или уровня длины, каждый из которых дает свой тренировочный эффект и соответствует определенной степени подготовки: до плеча, до верха груди, до низа груди. Но не торопитесь укорачивать длину, следуйте правилу: семь раз отмерь – один раз отрежь. Ребенок быстро растёт, можно перевязать узел на ручках.

Техника прыжков со скакалкой.

И.п. – ноги слегка согнуты в коленях, ступни вместе, пятки оторваны от пола, туловище и голова расположены прямо, руки развернуты предплечьями в стороны (предплечья почти параллельны полу), а локти находятся около туловища или касаются его. Ручки или концы скакалки надо держать без напряжения. Вращение скакалки осуществляют кистями.

С детьми 3-4 лет используют скакалку наглядно, выкладывая из неё круги, дорожки, «ручейки» для перешагивания и перепрыгивания, прыжки через вибрирующую скакалку.

Детям 4-5лет предлагается самим вращать скакалку в одной руке вперед, назад, перешагивать через нее. А затем перепрыгивать через скакалку вперед и назад удобным для них способом: переступанием с ноги на ногу или прыжком на двух ногах.

С детьми 5-7 лет добавляется ко всему предыдущему упражнения прыжки разными способами: на месте, с вращением скакалка вперед, назад, скрестив ноги, в движении.

                                         Комплекс упражнений со скакалкой.

Упражнение со скакалкой «Высокое дерево»

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, скакалку сложить вчетверо и держать перед собой в опущенных руках.

На счет 1 – плавно поднять руки вперед перед собой,

насчет 2 – стать на носки и поднять руки вверх,

на счет 3 – медленно прогнуться и посмотреть на скакалку,

на счет 4 – вернуться в исходное положение.

Повторить 5-7 раз в медленном темпе.

Упражнение со скакалкой «Повороты»

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, скакалку сложить в двое и положить ее на шею, держать скакалку за ручки.

На счет 1- выполнить поворот туловища вправо, одновременно отводя правую руку в сторону,

На счет 2- вернуться в исходное положение.

Затем то же самое сделать в левую сторону.

Повторить по 4-6 раз в каждую сторону.

Упражнение со скакалкой «Качели»

Исходное положение – сидя, ноги вытянуть вперед, а скакалку, зацепить за ступни и натянуть. Выполнять наклоны назад, ноги в коленях не сгибать, можно еще покачаться, стараясь удерживать равновесие. Повторить 3-5 раз.

 Упражнение со скакалкой «Часики»

Упражнение делать стоя. Ноги поставить врозь, руки поднять вверх с натянутой скакалкой. На счет раз наклониться вправо, два – выпрямиться, три – влево. Повторять 5-6 раз.

Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Но в то же время не во всех ДОУ полноценно решаются эти задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят сухо, однообразно, и как следствие этого – отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой и слабое физическое развитие, и здоровье. Отсюда возникает потребность в изменении форм проведения занятий по физической культуре на нетрадиционные.

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

Все это и побудило нас обратиться к проблеме использования альтернативных физкультурных занятий, т.е. сделать правильный выбор между типовыми занятиями и занятиями в нетрадиционной интересной форме. Мы полагаем, что проблема проведения физкультурных занятий в нетрадиционной форме должна заслуживать большого внимания. Поэтому продолжающиеся исследования, направленные на преобразование дошкольной физической культуры, связаны, прежде всего, с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности и нетрадиционности содержания занятий, учитывающих задачи и условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием физкультурных занятий игровой направленности. 

Нетрадиционные подходы позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределить нагрузку, учитывая уровень двигательной активности. Положительные эмоции детей, благотворно влияющие на психику ребенка при проведении двигательной активности в нетрадиционной форме. 

Большое распространение в детских садах получили общеразвивающие упражнения с широкой резиновой лентой. Материал этот доступен, прост, занимает мало места при хранении. Упражнения с резиновой лентой очень эффективны, дают возможность инструктору, варьируя разнообразные упражнения, создавать интересные комплексы. Например, комплекс упражнений и игра с эластичной лентой для старших групп.

                                  Комплекс упражнений с эластичной лентой

  1. И. п.: стоя прямо, ноги слегка расставлены, резинка в опущенных руках. – Поднять правую руку вверх, растянуть резинку, левую руку опустить вниз, вернуться в и. п. То же, с левой рукой (10-12 раз).
  2. И. п.; стоя прямо, ноги врозь, резинка в руках перед грудью. – Повернуть туловище вправо, развести руки в стороны, резинку растянуть, вернуться в и. п. То же, с поворотом влево.
  3. И. п.: стоя прямо, резинка в опущенных руках. – Поднять руки вверх, слегка развести в стороны, растянув резинку, вернуться в и. п. (6-8 раз).
  4. И. п.: стоя прямо на середине резинки, руками держаться за ее концы. – Поднять руки вверх, растянуть резинку, вернуться в и. п. (10-12 раз).
  5. И. п.: стоя прямо, руки с резинкой опущены. – Поднять руки перед грудью и развести их в стороны, слегка растянув резинку, вернуться в и.п. (8-10 раз).

                                         

Игра «Перекатывание мяча»

Цель. Учить управлять своим телом, развивать ловкость, внимание, быстроту реакции, глазомер.

Описание. Дети стоят парами друг против друга, натянув 2 резинки в руках на расстоянии 15-20 см одна от другой. По команде начинаю перекатывать мяч по дорожке из резинки с одной стороны на другую, стараясь как можно дольше удержать его. Получается маятник.

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками. Её название происходит от греческого слова «Эвритмия», что означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Эвритмия – это звук, выраженный в движении. С помощью эвритмии можно укрепить жизненные силы ребёнка, развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма и координацию движения. Еще одно достоинство эвритмической гимнастики заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребенка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.

         А сейчас мы рассмотрим инновационные подходы. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования. 

  1. Пальчиковая гимнастика

  Известно, что движение рук тесно связано с умственным развитием детей, поэтому на занятиях используется пальчиковая гимнастика, которая служит для развития мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

«Дом»

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(
Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики).
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
(
Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой).
Солнце было, дождик шёл
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения).
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

  1. Самомассаж

Немаловажную роль отводится игровому массажу и самомассажу, который является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Например:

Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потёрли руки. Лёгкое растирание ладоней.

А потом ладошкой в лоб –

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Похлопывание ладонями по лбу.

Щёки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем!

Ну-ка, дружно, не зевать!

1, 2, 3, 4, 5! Похлопывание пальцами по щекам.

А теперь уже, гляди,

Добрались и до груди!

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа! Похлопывание ладонями по груди.

Постучим и тут и там,

И немного по бокам. Похлопывание по бокам и бёдрам.

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу.Поглаживание поясницы.

Чуть нагнулись, ровно дышим.

Потянулись – выше, выше!Наклон вперёд, выпрямиться, потянуться.

  1. «Креативная гимнастика»

«Креативная гимнастика»  предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений,  специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности, мышления, свободного самовыражения и закрепощенности. В нее входят музыкально – творческие игры, специальные задания.

  1. «Геокешинг»

«Геокешинг» - одновременно и очень древняя, и совсем новая игра. С давних пор  тема поиска клада окружена атмосферой притягательной таинственности.  В нее можно играть в детском саду, поскольку каждый ребенок мечтает найти клад. Воспитанники, конечно навигатором не пользуются, ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану,  схеме, карте.

  1.   «Фитбол - гимнастика» 

 Фитбол – мяч для опоры, используется в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что на прямую связано с развитием интеллекта. Занятие на фитболах  прекрасно развивает чувство равновесия, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет.

  1. «Черлидинг»

«Черлидинг» - зажигательные спортивные танцы с помпонами,  сочетающие элементы акрабатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить обьем двигательной активности в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

  1. «Стретчинг»

  «Упражнения игрового стретчинга» охватывает все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполнение по ходу сюжетно – ролевой игры, основанной на сказочном сценарии.

  1. «Занятия на тренажерах»
  2. «Степ- аэробика»

   Для разнообразия двигательной активности детей можно применить элементы и целые занятия с использованием степов. Степ – это ступенька, в переводе с английского «Step»- шаг. Степ - аэробика давно стала популярна во всем мире, но в России, к сожалению, она стала известна недавно. В дошкольных учреждениях – редкий вид физической деятельности. Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.

  1. « Кинезиологические упражнения»

  Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Кинезиология - это гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

  1.   Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  2.  Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  3. Спортивные квест – игры
  4. Флешмобы

  Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе  двигательной активности детей, можно:

   -     повысить интерес у детей к таким занятиям.

-      увеличить уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;

-     развить психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

-      воспитать нравственные качества, коммуникабельность.

-   укрепить костно-мышечную систему, повысить функциональную деятельности органов и систем организма.

-         создать условия для положительного психоэмоционального состояния детей, что, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

Мастер -класс "Развитие двигательной активности у дошкольников средствами ритмопластики"

Данный мастер-класс поможет педагогам систематизировать представления о ритмопластике, как р средстве физической культуры...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование"

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объек...

Мастер - класс "Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования"

Распространение опыта по использованию метода экспериметов для развития познавательной активности ребёнка....

Мастер – класс «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартного оборудования»

Российская ФедерацияКалининградская областьмуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 6 «Светлячок»...

Мастер - класс "Организация двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства"

Знакомство с теоретическим и практическим материалом для реализации двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства....