Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование"
методическая разработка на тему
Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование.
Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Показать, как можно использовать игры и опыты в экспериментальной деятельности детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
- Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.
Ход мастер - класса.
Давайте обратим внимание на тему нашего мастера – класса.
Развитие - это процесс достижения ранее не достигаемого результата.
Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.
Активность – особый вид деятельности.
Экспериментирование - также опыт,— метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую мы развиваем, совершенствуем в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы:
− сюжетно-ролевая игра;
− рассматривание;
− наблюдение;
− беседа;
− экскурсии;
− конструирование;
− экспериментирование;
− исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
− коллекционирование;
− развлечения, викторины, конкурсы.
Последовательность детского экспериментирования.
Задание педагогам:
На слайде представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:
• Проблемная ситуация.
• Целеполагание.
• Выдвижение гипотез.
• Проверка предположения.
• Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
• Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) .
Давайте остановимся именно на экспериментировании. Исследования Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера, А. И. Савенкова подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Мы покажем вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми и которые формируют у них представления:
1. О материалах (песок, бумага).
2. О природных явлениях (дождь).
3.О закономерностях в природе
Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Во время эксперимента работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. В результате наблюдений они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях природы. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т.е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы. Для того, чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними надо начинать с 4-х лет. В этом возрасте следует развивать у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки снег, дождь, град, выделять свойства песка, воды, утро-вечер, день-ночь и т.д.), а также знакомить с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями.
В среднем возрасте опыты усложняются.
Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? и т.д.
Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения (почему движутся предметы), законы инерции (монета в стакане, лист из-под стакана).
Живая природа это тоже объект наблюдения: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы.
Опыты позволяют узнать и о человеке: «проверим слух», «стук сердца», «цвет кожи», «почему храпит человек» и т.д.
Для развития познавательной компетенции дошкольников в элементарной экспериментальной деятельности необходимо использовать более эффективные методы и приемы познавательной активности детей.
Отработана следующая система работы:
1) диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе диагностического обследования;
2) создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности);
3) разработка системы познавательных занятий с включением регионального компонента;
4) организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни;
5) использование технологии триз в поисково-исследовательской деятельности;
6) организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы;
7) проведение ежедневных бесед;
8) развитие параллельного взаимодействия в сферах:
9) сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов;
10) систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;
11) отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым мелким открытиям.
Практическая часть
Дается задание трём группам провести опыты по карточкам.
Опыт №1. «Увеличительное стекло»
Посадите фигурку в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Опыт № 2 «Звезда»
Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют звезду.
Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться – выпрямляются.
Опыт № 3«Танец горошин»
Давайте научим горох плавать и танцевать. Опустите в баночку с водой 4 горошины и трубочку, подуйте в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.
Вывод: когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возрастала. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.
Предлагаем вам схемы алгоритмы для выполнения опытов.
Дается задание трём группам по схемам провести опыты с песком, землёй, бумагой.
В заключении давайте проведём синквейн.
1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятием.
Пример: Книга
Мудрая, вечная
Учит. Лечит. Ведет
Всю жизнь сопровождает
Радость.
Эксперимент
Интересный, любознательный
Учит, развивает, исследует
Направлено на открытие нового
Восторг
Литература:
1. Поддъяков Н. Н. «Исследовательская активность ребенка».
2. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду».
3.Энциклопедия «Все обо всем», «Что есть что»,
4.Ильин М. «Сто тысяч почему»
5. Алексин А.Т. «Что такое, кто такой»
7.Рассказы, сказки, пословицы, загадки и пр.
Картотека опытов и экспериментов
по ФГОС
Мастер класс:
Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование.
Подготовили: педагоги
Татарникова О.В.
Кондратюк О.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-400159-1392007862.jpg)
Развитие познавательной активности детей через экспериментирование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»Локомотивного городского округа. Тема: «Развити...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/12/picture-735138-1452611460.jpg)
Презентация « Развитие познавательной активности детей через игры-эксперименты»
Экспериметирование-эффективный метод познания.Актуальность детского экспериментирования-поисковая деятельность детей ,в которой проявляется активность....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/01/picture-934390-1498906109.jpg)
Консультация для родителей детского сада" Развитие познавательной активности детей через игру"
quot;Развитие познавательной активности детей через игру"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/27/picture-1340571-1627371125.jpg)
Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование ( из опыта работы)
Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование(из опыта работы) В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса н...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/12/picture-1371128-1639300090.jpg)
Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/27/picture-761862-1456539541.jpg)
Консультация для педагогов ""Развитие познавательной активности детей через игру"
Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удово...