Мастер -класс "Развитие двигательной активности у дошкольников средствами ритмопластики"
консультация на тему
Данный мастер-класс поможет педагогам систематизировать представления о ритмопластике, как р средстве физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: систематизация представлений у педагогов о ритмопластике, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.
Задачи:
- познакомить педагогов с некоторыми видами ритмопластики;
- закрепить знания участников мастер-класса об организации и проведении физических упражнений с элементами ритмопластики;
- повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.
Материалы: мячи средних размеров.
Ход:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер-класс будет посвящен ритмопластике, которую можно использовать как средство физического развития, повышающее двигательную активность у дошкольников. Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей. Проведённые исследования установили, что современные дети сильно подвержены гиподинамии. Долгое проведение за компьютером только усугубляет ухудшение здоровья: нарушается осанка, зрение; очень большая нагрузка накладывается на нервную систему. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека - основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье детей.
- Уважаемые коллеги! Как вы поддерживаете свою двигательную активность? Как вы поддерживаете двигательную активность своих воспитанников?
- Я предлагаю одно из средств, развивающих двигательную активность воспитанников - это ритмопластика. Ритмопластика – это система физических и танцевальных упражнений, построенная на связи движений и музыки. Средства ритмопластики это: игровая гимнастика, игровой стретчинг, игровой самомассаж, хореография, игровые танцы, логоритмика, музыкально-ритмические композиции. Ритмопластика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики, общеразвивающие упражнения, свободную пластику, суставную гимнастику, элементы современного танца. Это своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Отличительные признаки ритмопластики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнений. Содержание ритмопластики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо их выполнение с детьми дошкольного возраста. Упражнения выполняются из различных исходных положений: стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку, в различных упорах. В содержание занятий следует включать знакомые детям упражнения, а также новые упражнения, рассчитанные на конкретную возрастную категорию. В содержание занятий входят: бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмичные упражнения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. Из упражнений составляются комплексы, которые включают в себя 3 части: вводную – это упражнения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Основная часть включает в себя упражнения, тренирующие крупные мышечные группы, упражнения, развивающие координацию движений, умения ритмично выполнять упражнения под музыку. Выполняются упражнения различного характера: упражнения для мышц шеи и плечевого пояса. Далее выполняются упражнения интенсивного характера: наклоны, раскачивания туловища, приседания, выпады, упражнения, развивающие гибкость, стретчинг (упражнения на растяжку). Заключительная часть включает: упражнения на расслабление. Цель таких упражнений обеспечить максимальное восстановление организма в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений: стоя, сидя, лёжа.
- В ритмопластике допускается давать названия упражнениям. Это помогает правильно осмыслить характер выполнения. Музыкальное сопровождение лучше использовать знакомое.
- Комплексы с элементами ритмопластики проводятся в различных формах двигательной деятельности:
- При проведении утренней гимнастики, что усиливает её оздоровительный и эмоциональный эффект (как игротанец).
- Я приглашаю всех выполнить комплекс элементами ритмопластики, который можно использовать при проведении утренней гимнастики, динамической паузы.
«Губки бантиком» (исп. К.Орбакайте)
Вступление.
- Полуприседания («пружинка»), махи руками вперёд-назад;
- «Ой, а чьи это глазки…» - протереть глаза (имитации);
- Наклон вперёд, руки выпрямить вперёд, развести в стороны;
- …ночью прыгало, скакало….- прыжки на 2-х ногах вправо-влево;
Припев.
- «Губки бантиком…- показать на рот;
- «Бровки домиком…- показать на брови;
- «Похож на маленького, сонного гномика…- поворот вокруг себя переступающим шагом, покачиваясь, руки опущены вдоль туловища, ладони отвести в стороны;
- «В голове 100 тыс…- приложить руки к голове, покачать головой;
- «Объясните папа-мама…- полуприсед, поднять-опустить плечи;
Проигрыш – приставные шаги вправо-влево с хлопками.
2к и 3к – повтор движений, как в 1к.
Данный комплекс можно использовать младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
«Львенок и черепаха» (муз. из м/ф «Львенок и черепаха»)
I куплет:
1 – сидя, прямые ноги, руки упором сзади;
2 – поочередно сгибают ноги в коленях, а затем выпрямляют.
II куплет:
Дети сгибают руки в локтях и идут вперед на ягодицах, затем возвращаются назад.
III куплет:
Лежа на животе, оперившись подбородком на согнутые в локтях руки, качают ногами.
IV куплет:
Встать на ноги. Наклон вперед, руки в стороны.
V куплет:
Наклоны в стороны. Прыжки на двух ногах, хлопки в ладоши. Комплекс выполняется детьми младшего и среднего возраста.
Также комплексы с элементами ритмопластики можно проводить в виде «ритмических блоков». Блоки используются как часть физкультурного занятия.
Блок « В королевском замке» (муз из м\ф «По следам бременских музыкантов»)
Вступление.
И.п. 1 позиция ног, руки в подготовительной позиции.
1-2 - руки поднять вперёд в 1позицию,
3-4 - развести руки в стороны во 2 позицию,
5-6 - поднять руки вверх в 3 позицию,
7-8 - опустить руки на пояс.
Ария Короля.
И.п. стоя, руки на поясе (или в 1-2 позиции),
1-2 - полупрседания (деми-плие),
3-4 – выпрямиться.
Повтор 6р.
Ария Принцессы.
1 - шаг пр.ногой в сторону, руки согнуть к плечам
2 - приседая на пр.ноге, левую-согнуть, поставить назад на носок, руки скрестить на груди.
3-4 - то же сделать в другую сторону.
Повтор 4р.
1-8-8 маленьких прыжков на пр.ноге с продвижением вперёд, левую-отвести назад, пр.руку-вперёд, левую-назад.
1-8- то же сделать на левой ноге.
Ария Короля.
И.п.1 позиция ног, руки - в 1 позиции.
1-2 - слегка приседая, на левой ноге, пр.ногу поставить вперёд на носок (батман тандю).
3-4 и.п.
5-8 - то же с др.ноги.
Повтор 6 р.
Ария Принцессы.
См. выше.
Ария Короля.
И.п.1 позиция ног, руки во 2 позиции
1-8- 8 прыжков на месте, вытягивая носки вниз (сотэ)
Повтор 4р.
В данном комплексе используется ещё одно средство ритмопластики – хореогрфия. Такие комплексы можно выполнять с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
- Хочу предложить часть занятия, в котором также используются ритмические блоки для детей старшего дошкольного возраста.
Композиция 7. «Разбойники»
Дети средствами выразительного движения и жестами показывают действия Петуха.
Вступление.
И.п. – широкая стойка:
1) 1 – 4 – 4 ритмичных движения плечами вверх – вниз.
Куплет 1.
1 – 2 – сгибая правую ногу, наклон к ней, правую руку на колено;
3 – 4 – сгибая левую ногу, наклон вперёд, левую руку на колено (руки слегка согнуты, локти наружу);
5 – 6 – выпрямить правую ногу, одноимённую руку на пояс;
7 – 8 – выпрямить левую ногу, одноимённую руку на пояс.
Повторить 4 раза.
Припев.
1) 1 – 2 – шагом правой ноги в сторону, полувыпад на ней, правую руку в сторону – вверх, левую на пояс;
2) 3 – 4 – приставить левую ногу к правой ноге, правую руку к плечу;
3) 5 – 8 – повторить 2 шага вправо;
4) 1 – 8 – повторить 2 шага влево;
5) 1 – 8 – повторить 4 шага вправо;
6) 1 – 16 – повторить 4 шага влево.
Куплет 2.
И.п. – широкая стойка:
1) 1 – 2 – приседая, последовательные круговые движения плечами назад;
2) 3 – 4 – то же, выпрямляясь;
Повторить 4 раза.
Припев (повтор)
Куплет 3.
И.п. – широкая стойка:
1) 1 – 2 – опускаясь на правое колено, правую руку на левое колено;
2) 3 – 4 – опускаясь на левое колено, левую руку на правое колено (руки скрестно);
3) 5 – 6 – поднимаясь на согнутую правую ногу, правую руку к плечу ладонью вперёд;
4) 7 – 8 – поднимаясь на согнутую левую ногу, левую руку к плечу, стойка в полуприседе ноги врозь;
Повторить 4 раза.
Припев (повтор).
Закончить композицию изображением погони за Петухом.
- Предлагаю выполнить часть занятия, которое можно проводить с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
«Ребята, давайте жить дружно!» (муз из м\ф «Кот Леопольд»)
«В доме 8\16»
Вступление.
Марш по кругу.
1к.
И.п. стоя, руки к плечам;
1-16-8 шагов с наклонами в стороны, продвигаясь вперёд в круг и назад.
1-8-8 таких шагов с выпрямлением поочерёдно рук вперёд («царапаемся»).
Повтор 2р.
8 прыжков на месте вокруг себя.
2к.
И.п. стоя, руки к плечам.
1-8-8 шагов с наклонами в стороны, продвигаясь вперёд и назад.
1-8-8 шагов с выпрямлением поочерёдно рук вперёд-«бокс».
Повтор 2р.
8 прыжков на месте вокруг себя.
3к.
Повтор движений – см. 1к
4к.
Повтор движений-см. 2к.
Музыкальный переход-ходьба с носка по кругу.
«На крутом бережку»
Вступление.
И.п. стоя, руки на поясе.
1-16-8 полуприседаний с поворотами туловища вправо-влево
1к.
1-8-4 полуприседа:1-2-руки на пояс, 3-4-руки за спину, 5-6 руки к плечам, 7-8-руки вверх-в стороны. Повтор 2р.
Припев.
1-4-шаг пр.ногой в сторону, пр. рукой прикрыть глаза, лев. руку за спину.
5-8- то же в др. сторону.
1-4-2 полуприседа, лев. рукой выполнить волнообразные движения рукой.
5-8- то же др.рукой. Повтор 2р.
2к.
То же см. 1к.
«Кручу, кручу, кручу педали…»
И.п.сидя, мяч перед грудью.
И.п. - лёжа на спине, поочерёдные сгибания и разгибания ног («велосипед»), мяч в руках, перекаты мяча между ладонями.
Припев.
И.п. сидя, руки с мячом поднять вверх.
1-наклон вперёд, положить мяч на стопы,
2-приподнять прямые ноги, покатить мяч и поймать на животе, руки во время переката поднять в стороны.
2к.
Повтор упражнения «велосипед».
Припев.
И.п. сидя, обхватив колени руками, мяч зажат между коленями,
1-перекаты на спину, удерживая мяч коленями. Перекаты вперёд-назад, вправо-влево.(6р)
3к.
И.п. сидя, руки в упоре сзади, подъём прямых ног, мяч зажат между стоп.(6р)
- С детьми младшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях можно использовать логоритмику - ещё одно средство ритмопластики. На данных занятиях дети двигаются, одновременно, проговаривая или пропевая слова.
Предлагаю выполнить комплекс «Автобус»
- «Вот мы в автобусе….» - ходьба в колонне, качая головой вправо-влево.
- «И из окошечка глядим…- смыкаем пальцы рук в «окно», смотрим в него, наклоняясь вправо-влево.
- «Глядим назад…» - поворачиваем голову вправо-влево.
- «Ну, что автобус…- пожимаем плечами.
- «Колёса закрутились..» - круговые движения рук сбоку.
- «А щётки…» - качают согнутыми в локтях руками, перед собой.
- «И мы не просто так…» - крутим «руль».
-«Пускай, автобус наш… - ходьба, покачивая туловище вправо-влево.
Во время проигрыша - бег.
Комплекс «Червячки»
Танцевально-ритмическое занятие 1,6- 3 лет
«Хоть у нас есть две руки…» - крутим вытянутыми руками перед собой.
«И у нас уже готов новый танец червячков…» - поднимаем руки над головой, ладони прижаты друг к другу, наклоняясь вправо – влево.
«Будем хвостиком вилять…» - руки отводим назад (делаем «хвостик»), виляем бёдрами.
«Извиваться, приседать…» - полуприседания.
Далее действия соответствуют тексту песни (качаем руками и болтаем ножками, киваем головками и т.д.).
В последнем куплете танцуем, как и в 1- м. Можно придумать движения.
- Можно на занятиях выполнять музыкально-ритмические композиции. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием их выполняют.
«Барби»
Вступление
Барби и Кен выбегают с 2-х сторон зала, приветствуют друг друга, шепчутся, убегают.
- Барби и Кен выводят друзей, которые держатся руками друг за другом – «паровозик»;
- Провоз «паровозиков» по кругу;
- Построение в 2 колонны, все делают переступающий шаг на месте, одновременно хлопая в ладоши над головой – 8 раз;
- Барби и Кен выбегают из глубины, выполняя те же движения;
Куплет 1
- Проход вперёд – назад, ногу ставить на носок в сторону, отводя руку, согнутую в локте в сторону – по 4 раза;
-«Удивились» - поднять плечи, ногу выставить на пятку вправо – влево – 8 раз;
- «Куклы поклонились» - наклоны вправо – влево, руки не опускать – 4 раза;
- «Куклы машут руками» - махи руками перед собой вправо – влево, переступая с ноги на ногу – 4 раза;
- То же, поднимая ногу, согнутую в колене – 4 раза;
Припев.
- «Прочес» - проход по прямой, руки вытянуть вперёд, сделать поворот, одновременно делая скользящие хлопки руками – по 8 шагов;
Куплет 2.
- Выпады в сторону вправо – влево, руки развести в стороны – 4 раза;
- Поставить ногу на носок вправо – влево, руки выпрямить вниз в сторону одноимённой ноги – 8 раз;
- Скрестный захлёст рук вправо – влево – по 2 раза;
- Одновременно поднять назад ногу, согнутую в колене, руки согнуть на себя – 4 раза;
- Поднять поочерёдно прямые руки вверх, присесть вниз, одновременно извиваясь вместе с руками – 4 раза;
Припев.
То же (см. выше).
Куплет 3
- Проход вперёд, изображая «воображалу», отпрыгнуть назад, выбрасывая прямые ноги в стороны – 4 раза;
- Расходятся по дуге, делают сольные гимнастические номера.
Окончание.
- Перестроение в 2 шеренги; 1 – я шеренга опускается на одно колено, поднимая руки вверх – в стороны. 2 – я шеренга стоит, поднимает руки вверх. Участвуют все.
- Уважаемые коллеги! Хочу поблагодарить участников мастер-класса за продуктивную работу. Надеюсь, что вы получили достаточную информацию о том, как средствами ритмопластики можно развивать двигательную активность у воспитанников.
Рефлексия.
- Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали; было ли вам интересно и хотели бы вы применить полученные знания.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Двигательная активность детей как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...
Авторские подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей – дошкольников
Однажды портниха французской королевы Роза Бертен, переделывая старое платье королевы, сказала «Все новое – это хорошо забытое старое». Мои игры основаны на наших старых, добрых играх, которые м...
«Использование физкультурного оборудования как средство повышения уровня самостоятельной двигательной активности старших дошкольников»
Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка:развитие инициативы, двигательной активности,закрепление имеющихся навыков , развитие физических качеств,находя...
Двигательная активность ,как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников.
Двигательная активность как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников ....
Консультация: Двигательная активность ,как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников.
Здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче...
Статья "Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики"
Какие методы и приёмы используют на занятиях с элементами логоритмики....
Подвижная игра, как средство развития двигательной активности старших дошкольников
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....