Особенности формирования у дошкольников знаний о здоровом образе жизни
статья
В данной статье рассмотрены основные понятия, типы здоровья и здорового образа жизни. Компоненты здорового образа жизни дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_u_doshkolnikov_znaniy_o_zdorovom_obraze_zhizni.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования у дошкольников знаний о здоровом образе жизни
Важность проблемы здорового образа жизни вызвана изменением характера и возрастанием характера нагрузок на организм человека в связи с увеличением рисков техногенного, психологического, экологического, военного или политического характера, а также усложнением общественной жизни, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Большинство людей с детства настолько привыкают к состоянию, обозначаемому здоровьем, что задумываются о нем, уже тогда, когда оно основательно «подорвано», и человеку приходится обращаться к врачу.
Здоровье человека закладывается в детстве и важное место в сохранении здоровья занимает спорт и физическая культура.
Рассмотрим основные понятия «здоровье».
Основное понятие «здоровья» приводится в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье, является состоянием полного душевного, социального и физического благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психосоматическое состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности»
По определению Г.М. Коджаспировой, здоровье - это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких – либо болезненных изменений; состояние полного душевного, телесного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, сил и настроения для выполнения или завершения дела».
Здоровье в основном характеризуется биологическим потенциалом, физиологическими резервами жизнедеятельности, хорошим психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком своих задатков.
Выделяют 3 типа здоровья:
- «Индивидуальное здоровье» (человек, личность);
- «Здоровье группы» (семья, профессиональная группа»
- «Здоровье населения» (общественное, популяционное).
Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное и эмоциональное благополучие человека.
Таким образом, здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких – либо болезненных изменений. Здоровье является личной и общественной ценностью. Здоровье человека определяется не только комплексом биологических и социальных факторов. Понятие здоровья является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности физиологических, клинических, антропометрических, биохимических показателей, определяемых с учетом возрастного и полового факторов, а также географических и климатических условий проживания индивида.
Понятие «здоровье» связано с понятием «здоровый образ жизни».
Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностями данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Б.Н. Чумаков, считает, что здоровый образ жизни – активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни постоянно и целенаправленно. Формирование здорового образа жизни является главным стимулом первичной профилактики и укреплении здоровья населения через изменения уклада и стиля жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками и преодолением неблагоприятных сторон и связанных с жизненными ситуациями.
Ю.С. Лисицын считает, что здоровый образ жизни – это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна и в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М. Амосова, О.И. Давыдовой, В.Г. Жданова и другие.
Для детей дошкольного возраста здоровый образ жизни – это потребность ребенка в чистоте, аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности. К старшему дошкольному возрасту воспитанники осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, узнают о приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой.
К компонентам здорового образа жизни дошкольников относятся:
- Правильное питание
- Закаливание организма
- Развитие дыхательного аппарата
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния
- Двигательная активность.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента психического и физического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников установки на здоровый образ жизни
В статье приводятся примеры работы в детском саду по формированию у дошкольников установки на здоровый образ жизни...
Из опыта работы «Формирование у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни через музыкальную деятельность»
Доклад из опыта работы «Формирование у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни через музыкальную деятельность»...
Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни в условиях детского сада
Пердставлен опыт работы по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни...
Цикл занятий по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (в помощь воспитателю)
формировать у детей младшего возраста потребность к здоровому образу жизни. Познакомить детей с понятием «витамины», с тем, какую пользу они приносят людям....
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нём»
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровь...
Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни
Понятие «Здоровье » имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения.«Здоровье- это сост...
Формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни, о своём здоровье.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников — это целостный процесс. Он требует овладение суммой определенных знаний и изучение разных приёмов работы с детьми, а так ...