Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни
статья (младшая группа)
Понятие «Здоровье » имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения.
«Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия ,, а не только отсутствие болезней или физических дефектов(Е.И. Торохова, 1999г.)
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни
Понятие «Здоровье » имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения.
«Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия ,, а не только отсутствие болезней или физических дефектов(Е.И. Торохова, 1999г.)
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья детей
Основным средством реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни и дети хорошо это видят.
Занятия оздоровительно- педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того элементы ЗОЖ должны находить отражение во всех режимных моментах ДОУ.
Основная цель работы по формированию ЗОЖ - это создание устойчивой положительной мотивации у дошкольников к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья ребенка, как важного фактора здоровья человека в целом. Все мероприятия (занятия) можно объединить и разделить на блоки.
1.Знай свое тело
На занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении функциях некоторых органов своего организма, кроме того рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
2.Соблюдай правила поведения
Особое внимание уделяется
формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены
3.Рациональное питание
Знакомство детей с организацией питания, с понятием «здоровая пища»; и почему одни продукты считаются полезными для здоровья, а другие не очень.
4.Скажи «Нет» вредным привычкам
В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек, идет закрепление полезных(соблюдение питьевого режима, правильное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены и т.д.)
5.Занимайся физкультурой
Совместно с детьми выявляется значимость движений для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом
6.Соблюдай режим дня
Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.
7.Следи за датчиком настроения
Дети получают представления о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий - появление психологической устойчивости.
8.Безопастность
В данное время очень актуальные темы для бесед:
- -опасные предметы
- -ядовитые грибы и ягоды, т.е. лесные опасности
- -ПДД
- -Я -пассажир и пешеход
- -безопасность на прогулках, в общественных местах, и т.п.
- -очень подозрительный тип
- -сигналы тревог (01,02,03)
Работа по блокам начинается со средней группы. Во второй младшей группе тематическое планирование имеет концентрическую структуру(программный материал повторяется через некоторое время, таким образом учитываются особенности памяти детей 3-4 лет).
Основная цель работы во второй младшей группе не усвоение знаний, а создание положительной мотивации к основным режимным моментам, принятие их детьми, формирование и совершенствование основных гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Задания на занятиях принимаются в занимательной, игровой форме. Дети являются не объектом, а активным субъектом. Это способствует созданию положительной мотивации к ЗОЖ, формированию привычек, а затем и потребностей в сохранении и укреплении собственного здоровья.
Особое внимание уделяется формированию психологического здоровья ребенка, как важной составляющей здоровья в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Реализация образовательной области «Безопасность» через формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Журавушка» (представление инновационного педагогического опыта
на конкурс«Учитель года – 2014»)...
Доклад: «Современные требования и социальные изменения по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни»
1. Специфика организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.2. Влияние физической культуры на здоровье ребенка.3. Здоровый образ жизни дошкольников, каким он должен быть.4. Формирование о...
Педагогический совет Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений
Повестка:-Актуальность проблемы.-Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по созданию условий, направленных на формирование основ физического воспитания...
Педагогический совет "Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений"
План.-Актуальность проблемы.-Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по созданию условий, направленных на формирование основ физического воспитания и з...
Презентация "Формирование культурно-гигиенических навыков-основа здорового образа жизни"
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту и в общественных местах. Данную презентацию можно и...
Консультация "Формирование у детей основ гигиенических знаний и здорового образа жизни"
для работы с родителями детей 3-4 лет...