Проект "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ".
материал (подготовительная группа)
Раскрытие и планирование здоровьесберетателых технологий в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sberegayushchie_tehnologii.docx | 84.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Здоровьесберегающие технологии
Тип проекта: информационно - ориентировочный
Участники проекта: воспитатели, физ. инструктор дети группы компенсирующей направленности и их родители.
Возраст детей: разновозрастная группа 5-7 лет.
Проблема проекта: Активизировать совместную работу воспитателей и родителей
по формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни;
Создать единое воспитательное условие, которое станет возможностью для выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка.
Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, снизить заболеваемость, активизировать родителей, повысить уровень знаний и опыт о здоровом образе жизни детей, наладить дружеские и партнерские отношения воспитатели семья и ДОУ.
Задачи проекта: Создание системы здоровьесбережения на основе деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
Вести здоровый образ жизни учится быть здоровым; прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию; заинтересовать родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его.
Для реализациизадач проекта была разработана система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которая включает в себя:
Работу по организации двигательного режима в ДОУ
Оздоровительная работа с детьми
Коррекционная работа
Работу по созданию условий для формирования навыков здорового образа жизни.
Актуальность проекта.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизни радости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.
Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы педагога с детьми и их родителями, по физическому воспитанию и оздоровлению, с использованием здоровьесберегающих технологий, т.е новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом внедрить здоровьесберегающие технологии в условиях детского сада? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Сегодня эти вопросы волнуют каждое дошкольное учреждение. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях в качестве повышения уровня здоровья детей
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с правильной спецификой внедрения, которая должна строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, его рационального использования, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями, дошкольным учреждением.
В нашем группе разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
"Здоровье".
Этапы и механизмы реализации проекта
I этап – аналитический сентябрь 2022 г.
Подготовка материально-технической базы детского сада (медицинский кабинет, физкультурный зал, бассейн, в группе уголки ссоответствующими нормам), ознакомление с целями проекта (местом и временем проведения, создать группу здоровья). Здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.
Информационно-аналитическая деятельность в группе:
- анализ развития двигательных навыков детей;
- оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
Воспитатели: Изучение литературы по здоровье сберегающим технологиям
II этап – практический октябрь 2022 г. – ноябрь2022г.
1 Системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду, для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками; Один из блоков программы «Здоровый ребенок» в доу.
2.Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:
3.Обеспечение сохранности и укрепления здоровья детей за счет создания безопасных и комфортных условий.
III этап – основной декабрь 2022 – апрель 2023
Цель: 1.Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. Организационная деятельность:
Подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к сохранению здоровье.
2.Разработка перспективного плана по укреплению здоровья снижению заболеваемости на группе.
3.Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которая включает в себя: Работу по организации двигательного режима в ДОУ.
IV этап – заключительный май — июнь 2023 г.
Цель: Подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.
Творческая группа: воспитатели, родители, инструктор по физкультуре, медсестра. Подведение итогов проекта сравнительный анализ заболеваемости.
Ожидаемые результаты проекта.
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
2 Снижение заболеваемости детей.
3 Повышение ответственности воспитателей и родителей по формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни.
Приложения
1-этап
Сравнительный анализ развития двигательных навыков детей
в группе.
Результаты работы по развитию физических качеств и формированию двигательной активности:
Физическая подготовленность
Уровень физической подготовленности | 2022 -2023 г % |
Высокий | 60 |
Средний | 38,1 |
Низкий | 2,2 |
2022-2023 год.
Из анализа следует, что в 2023 г. показатели высокого уровня физической подготовленности снизились на 4,2%, выросли показатели среднего (4,2%) и низкого (1,6 %) уровней. Таким образом, проанализировав работу по здоровьесбережению в ДОУ, можно отметить: Что в период применения здоровьесберегающих технологий по результатам анализов заболеваемость снизилась, а двигательная активность повысилась.
Оценка организационных и материально – технических условий
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться и обновляться. Поэтому одной из актуальных задач этого этапа стало осмысление накопленного опыта по проблеме здоровьесбережения, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.
В ДОУ разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы. Добиваемся высокого уровня адаптации детей к условиям детского сада. В детском саду составлено перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы, разработан двигательный режим для каждой возрастной группы. Помимо традиционных, в план включены различные виды занятий: сюжетные, интегрированные, в форме круговой тренировки, состоящие из подвижных игр и эстафет, из серии: «История развития спорта», «Уроки здоровья». Используются современные методы и приёмы обучения: игровая ситуация, задания-схемы, алгоритмы, этюды на развитие двигательного творчества.
В каждой группе в соответствии с возрастом детей оборудованы физкультурно-игровые центры с разнообразным спортивным и нетрадиционным оборудованием, направленные на повышение двигательной активности детей, обогащение двигательного опыта, формирование навыков здорового образа жизни.
Одним из важных условий реализации проекта является создание и обновление предметно-развивающей среды. Использование вариативной физкультурно-игровой среды позволило усовершенствовать содержание двигательной деятельности дошкольников. Многообразие подбора и расстановки оборудования даёт возможность педагогам и детям продуктивно обыгрывать его в процессе физкультурно-оздоровительных занятий, а также в организованной и самостоятельной двигательной деятельности на прогулке и в помещении.
Вариативность физкультурно-игровой среды заключается
в создании новых условий:
- в физкультурном, музыкальном залах, на спортивной площадке, игровых участков на улице;
- за счёт смены переносного оборудования и использования новых для данной группы предметов и пособий, их рациональное чередование;
- при проектировании различных игровых зон: для спортивных игр, для преодоления препятствий и т.д.
В детском саду имеется:
- физкультурный зал с современным оборудованием:
- физкультурно-игровые модули (тоннели, «дорожка здоровья» и др.);
- спортивный инвентарь (мячи и обручи разного диаметра и назначения, гимнастические палки, массажные дорожки для ног, велосипеды, самокаты, лыжи, переносные ворота для спортивных игр, мелкое спортивное оборудование, нестандартное оборудование для коррекционной работы и др.)
- спортивная площадка;
- спортивный городок;
- медицинский кабинет;
- физиокабинет;
- инвентарь для физкультурно - оздоровительных центров в группах.
- кабинет логопеда
- пищеблок
-бассейн
Таким образом, комплексная система физкультурно-оздоровительный работы интегрируется в работе всего педагогического коллектива, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья дошкольников, хорошее физическое развитие воспитанников.
2- этап.
Система работы по здоровьесбережению
Один из блоков программы «Здоровый ребенок» в доу.
1.Цель программы:
Программа «Здоровый ребенок» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Ожидаемые результаты:
1. Осознание взрослыми и детьми понятие «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
2. Овладение навыками выздоровления.
3. Снижение уровня заболеваемости.
Основные направления программы:
1. Профилактическое
а) обеспечение благоприятного течения адаптации.
б) выполнение сангигиенического режима
в) проведение обследований по скрининг-программе и выявление патологий
г) решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
д) предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики
2. Организационное
а) организация здоровьесберегающей среды в группе
б) определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики
в) изучение передового педагогического, медицинского и специального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.
г) систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
д) пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
3. Лечебное
а) противорецедивное лечение хронических заболеваний
б) коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии
Разделы:
- «Что я знаю о себе»
-Вот я какой! (внешнее строение человека) – сентябрь;
-Органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние) – октябрь;
- «В гостях у Мойдодыра»
-Чистота – залог здоровья - ноябрь;
-Чтобы зубы были здоровыми - декабрь;
-От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена)
- «Безопасность»
-Помоги себе сам - январь;
-Человек и природа – март – май;
- «В здоровом теле - здоровый дух»
-Откуда берутся болезни - февраль;
-Овощи и фрукты – полезные продукты – март;
-Золотые правила питания – апрель;
-Спорт и олимпийское движение – январь, февраль
Планирование детской деятельности
- В совместной деятельности педагога с детьми (НОД, деятельность в режимных моментах);
- В самостоятельной детской деятельности
2. «Я хочу быть здоровым»
Цель: Формирование навыков здорового образа жизни
Задачи:
1.обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей; 2.способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.);
3.содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки;
4.организовать работу по оздоровлению: закаливание, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), профилактика с использованием различных традиционных и современных методик оздоровления;
5.способствовать сохранению положительного психо-эмоционального состояния детей;
6.обеспечить физическую готовность детей к школе.
Виды технологий:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Коррекционные технологии
2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в группе
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
· Медико-профилактическая технологии
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» - «Индивидуальный маршрут ребёнка», - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
· Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
· Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется Положением о медико-психолого-педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
· Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
· Технологии валеологического просвещения родителей.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
родительские собрания,
консультации,
конференции,
конкурсы,
спортивные праздники,
праздники здоровья,
семейный клуб
папки-передвижки,
беседы,
личный пример педагога,
нетрадиционные формы работы с родителями,
практические показы (практикумы)
· Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.
Планирование деятельности:
В совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах
В самостоятельной детской деятельности
Разделы:
- «Полезные привычки»
-личная гигиена (КГН и навыки самообслуживания);
- правильное питание;
-режим дня;
-двигательная активность (физкультурные занятия и досуги, прогулка, утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика побудки, динамический час,)
- Оздоровление детей
-закаливание;
-профилактические мероприятия
- Коррекционно – оздоровительная работа
- коррекционно – речевая деятельность
- Здоровьесберегающая среда
3. «Я научу маму и папу быть здоровым»
Цель: Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка.
Виды технологий: валеологическое просвещение родителей
- Родительские собрания и конференции
- Оформление информационных стендов
- Индивидуальные консультации
- Совместные мероприятия с детьми.
2.Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:
СИСТЕМА ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | - щадящий режим (адаптационный период) - гибкий режим | Старший дошкольный возраст |
2. | Физические упражнения | - утренняя гимнастика - физкультурно-оздоровительные занятия - подвижные и динамичные игры - профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие) - спортивные игры - глазной гимнастический комплекс | |
3. | Гимнастические и водные процедуры | - умывание - мытье рук - полоскание горла - игры с водой - обеспечение чистоты среды - полоскание полости рта после еды | |
4. | Свето-воздушные ванны | - проветривание помещений (в том числе сквозное) - сон при открытых фрамугах - прогулки на свежем воздухе (в том числе комнатные) - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | |
5. | Активный отдых | - развлечение, праздники - игры-забавы - дни здоровья | |
6. | Диетотерапия | - рационное питание - диета, обогащенная фруктами, овощами - сок | |
7. | Светотерапия | - обеспечение светового режима | |
8. | Музыкальная терапия | - музыкальное сопровождение режимных моментов - музыкальное оформление фона занятий - музыкальная театральная деятельность - хоровое пение (в том числе звуковое) | |
9. | Аутотренинг и психогимнастика | - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы - игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний - коррекция поведения | |
10 | Специальное закаливание | - босохождение - солевая дорожка - закаливание водой - обширное умывание - дыхательная гимнастика - самомассаж кистей рук и ушных раковин | |
11 | Стимулирующая терапия | - адаптогены и стимуляторы (по плану оздоровительных мероприятий) | |
12 | Пропаганда ЗОЖ работа с родителями и общественностью | - периодическая печать - ШДН - консультирование родителей и персонала |
ПЛАН ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Месяцы | Наименование мероприятий | Дозировка | Контингент детей |
Сентябрь | - полоскание полости рта прохладной кипяченой водой | - ежедневно | |
Октябрь | - экстракт элеутерококка в третье блюдо на обед в течение месяца - глюконат кальция | - по 1 капле на год жизни - по 1 тб.в день в течение двух недель | |
Ноябрь | - лечебный сеанс «Родничок» (полоскание горла настоем трав – ромашка, шалфей, шиповник) - поливитамины | по 1 др.в течение двух недель | |
Декабрь | - глюконат кальция - лечебная смазка носика (оксолиновая мазь) - «Волшебная приправа» (фитонциды – лук, чеснок) - отвар трав | по 1 табл. в день в течение двух недель - 100 г 10 дней | |
Январь | - «Волшебная приправа» (фитонциды – лук, чеснок) - полоскание горла чесночным раствором | - ежедневно | |
Февраль | - лечебный сеанс «Морской прибой» (по ½ ч.л. соли, ½ ч.л. соды, 1 капля йода) | - ежедневно | |
Март | - поливитамины - глюконат кальция - экстракт элеутерококка в течение 2-х недель | по 1 др. 1 раз в день в течение 2-х недель по 1 капле на год жизни | |
Апрель | - полоскание горла настоем трав в течение 2-х недель | ||
Май | - поливитамины - Зеленые салаты «Весна» | 1 др.1раз вдень в течение 2-х недель | |
Июнь | - «С» - витаминизация III блюда - чесночно-лимонная настойка | Каждый день в течение года | |
Июль | - «С» - витаминизация III блюда - оздоровительные напитки | Каждый день в течение года | |
Август | - «С» - витаминизация III блюда - оздоровительные напитки | Каждый день в течение года |
Оздоровительная система в режиме дня.
Утренняя гимнастика:
1 часть:
- Дыхательная гимнастика;
- Дыхательная и звуковая гимнастика
2 часть:
- Общеразвивающие упражнения;
- Танцевальные упражнения;
- Использование элементов ритмики
Перед занятиями:
- антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.
Физкультминутки на занятиях:
- Дыхательные упражнения;
- Пальчиковая гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Динамические паузы;
- Логоритмическая гимнастика.
Утренняя прогулка:
- Дыхательная гимнастика. Включающая мышечные упражнения;
- Оздоровительная ходьба и бег.
- Подвижные и спортивные игры
Перед обедом
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Упражнения на развитие мелкой моторики
- Артикуляционная гимнастика
- Игровой самомассаж;
После сна
- Гимнастика пробуждения;
- Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, профилактика осанки).
- Оздоровительный массаж с помощью сухого обтирания
3.Обеспечение сохранности и укрепления здоровья детей за счет создания безопасных и комфортных условий.
Оздоровительная работа в детском саду
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
- Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
- Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
- Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
- Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Профилактика
- Точечный массаж по методу Уманской
- Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
- Гимнастика с элементами хатха-йога
- Комплексы по профилактике плоскостопия
- Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
- Дыхательная гимнастика
- Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
- Прогулки + динамический час
- Закаливание:
- Сон без маек
- Ходьба босиком
- Чистка зубов и полоскание полости рта
- Обширное умывание
- Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)
10. Оптимальный двигательный режим
Коррекция
Упражнения на коррекцию плоскостопия
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
- Луковый напиток
- Лук, чеснок
- Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:
- Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
- Рациональную неперегревающую одежду детей
- Соблюдение режима прогулок во все времена года
- Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
Закаливание носоглотки чесночным раствором
Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта
Приготовление:
1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.
Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления
Методические рекомендации:
Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.
Комплекс оздоровительных мероприятий
по возрастным группам
Приём детей на улице (при температуре до -15°)
- Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
- Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»
- Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
- Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
- Чесночные «киндеры»
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Луковый напиток во время обеда
- Прогулки: дневная 10.00 – 11.20; вечерняя 18.30 – 19.50
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек и подушек
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Закаливание: рижский метод
- Обширное умывание, ходьба босиком
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
- После полдника полоскание полости рта отварами трав
Методы закаливания
Рижский метод закаливания
На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.
Начиная со средней группы, дети прополаскивают рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.
Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.
Некоторые приёмы закаливания
1. Обширное умывание.
Ребёнок должен:
- Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
- Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
- Намочить обе ладошки и умыть лицо.
- Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
2. Сон без маечек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
- Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров
- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
- Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед.отводы)
Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.
Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
- В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
- В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.
Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
- Занятия по традиционной схеме
- Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
- Занятия-тренировки в основных видах движений
- Ритмическая гимнастика
- Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
- Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
- Сюжетно-игровые занятия
3 – этап.
1.Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
Задачи проекта:
для детей:
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека.
для педагогов:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
2) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга;
3) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
для родителей:
1) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, ополезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены и т.д.;
2) способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
3) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
2. Планирование работы в группе.
Дата | образовательная деятельность | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями | ||
сентябрь | Ежедневная профилактическая работа | - Проф. Гимнастика (утренняя гимнастика, физминутка и т.д.) - гимнастика пробуждения, массажные дорожки.
|
| ||
сентябрь | Беседы
Занятие
Игры | «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!» Познавательное мероприятие «В стране здоровья». - сюжетно-ролевые: «Больница», «Аптека»; - подвижные: «У медведя во бору» «Мышеловка» и т.д.; - дидактические: «Лото» и т.д.
| Консультация «Физическое оборудование своими руками». | ||
октябрь | Беседы
Занятие
Игры | «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!» - чтение худ. Литературы К. Чуковский «Доктор Айболит»; -дидактические: «Съедобное несъедобное», «Найди две одинаковые витаминки» и т.д.; - подвижные: «Огуречик - огуречик» «Через ручеек»
| Беседа о витаминах, как нужно питаться что быть здоровым где набрать витаминов. | ||
ноябрь | Беседы
Занятие
Игры | «Беседа о здоровье, о чистоте» Спортивное развлечение «Неболейка». Подвижные: «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору».
| Наглядность в виде информационных файлов «Пословицы и поговорки о здоровье», «Загадки о здоровье». | ||
Декабрь | Беседы
Занятие
Игры | Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье; Чтение худ. Литературы: стихотворение В. Хорола «Зайчик»; -подвижные: «Лохматый пес», «Солнышко и дождик» и т.д.; - сюжетно-ролевые: «Больница», «Аптека».
| Картотека «Физминутка», «Пальчиковые игры», «Подвижные игры». | ||
Январь | Занятие
Игры | Заучивание пословиц, поговорок о здоровье; -дидактические: «Угадай по описанию», «Что лишнее?» и т.д. -подвижные: «Волк и зайцы», «По желанию детей».
| |||
Взаимодействие с родителями мероприятие | -День открытых дверей для родителей «Эй, родители, ну-ка вставайте, на зарядку выбегайте!»; | ||||
февраль | Беседы Занятие
Игры | «Мой любимый спорт» - чтение худ. Литературы К. Чуковский «Мойдодыр»; -дидактические: «Мяч в ворота», «Кто что делает» и т.д.; - подвижные: «Мыши водят хоровод» и т.д.
| Индивидуальные беседы о любимом виде спорта. | ||
март | Беседы занятие игры
| «Полезные продукты» Спортивное развлечение «Неболейка». Подвижные: «Воробушки и кот», «У медведя во бору».
| Наглядность в виде информационных файлов «Пословицы и поговорки о здоровье», «Загадки о здоровье». | ||
апрель | Беседы Занятие
Игры | «Микробы и вирусы» «Рассматривание сюжетных картинок»; на тему «Дети любят чистоту» -подвижные: «Воробушки и кот», «Ловишки» и т.д.; - сюжетно-ролевые: «Больница», «Магазин».
| Картотека «Физминутка», «Пальчиковые игры», «Подвижные игры». | ||
май | Беседы Занятие
Игры | «О здоровой пище» Чтение С.Капутикян «Маша обедает» «Ю.Тувим «Овощи» М. Безруких «Разговор о правильном питании». -Сюжетно ролевая: «Больница», «Что лишнее?» и т.д. -подвижные: «Самолеты», «По желанию детей».
| Формирование знания о полезных продуктах их значения для здоровья и хорошего настроения. |
3.Физкультурно-оздоровительной работы с детьми
№п/п | Виды оздоровительной деятельности | Сроки проведения | Кто проводит |
1 | Музыкальное занятие с акцентом на формирование эмоционально- музыкальной доминанты | 2 раза в неделю | Музыкальный руководитель |
2 | Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности детей. | Ежедневно | Воспитатели |
3 | Физкультурные занятия | 3 раза в неделю | Воспитатель по физической культуре |
4 | Познавательные занятия, знакомящие с организмом человека и дающие начальные знания по ОБЖ | 1 раз в месяц в средней, старшей, подготовительной группах. | Воспитатель |
Организация двигательного режима.
Традиционные формы работы | Инновационные формы работы |
Утренняя гимнастика с упражнениями на дыхание | Оздоровительно-игровой час в группе |
Физкультминутки на занятиях | Динамический час на дневной прогулке |
Плановые физкультурные занятия | Час двигательного творчества в спортивном зале |
Музыкальные занятия | Физкультурная терапия (с мая по сентябрь в утренний отрезок времени) |
Двигательная активность детей на прогулке | Психотерапевтические прогулки |
Самостоятельная двигательная деятельность | Неделя здоровья (каникулы) |
Разминка после сна | Дни здоровья (1 раз в месяц) |
Подвижные игры | Олимпийские игры (1 раз в год) |
Занятия коррекционно-оздоровительной группы (ЛФК) (по назначению врача) | Прогулки с большой физической активностью |
Спортивные праздники (1раз в квартал) | Стетчинг |
Спортивные досуги (1 раз в месяц) | Ритмика |
4 – этап. Итоги
Выводы:
1.Содержание нашей работы составляет процесс сохранения и укрепления здоровья детей, а также формирования знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения. Результатом эффективной работы педагогического коллектива является снижение заболеваемости детей.
2. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.
3. Выявлена физическая активность детей, умение разрешать реальные педагогические проблемы;
4. Создается атмосфера благоприятного социально-психологического микроклимата индивидуально для каждого ребенка;
5. Формируются взаимоотношения семьи и детского сада по воспитанию детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2000г
3. Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам».–Москва «Владос», 2004
4. А.С. Галанов «Оздоровительные игры для дошкольников» С-пб. Речь 2007.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.
6.Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...