Консультация Лечебные игры для детей с нарушением осанки (для воспитателей и родителей) (старшая группа)
консультация
Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма. Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться в детских садах, является новой формой реабилитации детей с нарушением осанки.
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Лечебные игры для детей с нарушением осанки
(для воспитателей и родителей)
(старшая группа)
«Целью игры должно быть развитие
мускулов дитяти, а средство к достижению
этого – движения. В это же время
подвижная игра должна иметь целью
не только физическое упражнение,
но и умственное…» Е.Н. Водовозова.
Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма. Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться в детских садах, является новой формой реабилитации детей с нарушением осанки.
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.
Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.
Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: "Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение".
В детском саду должны быть созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим:
ЛФК,
- физкультурные занятия,
- физкультминутки,
- подвижные игры,
- пальчиковая гимнастика,
- игры на свежем воздухе,
- спортивные праздники,
- развлечения, и по мере возможности - лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика.
Желательно детям с нарушением осанки посещать бассейн. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник. Поэтому плавание — эффективное средство укрепления скелета, активно используется как корригирующее средство.
Также благоприятно влияет на физическое развитие - ходьба на лыжах.
Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель и инструктор по физической культуре рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем. На первых занятиях нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя. В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущем. В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. На таких занятиях должны присутствовать медицинская сестра и желательно врач-ортопед. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности. Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:
- обеспечить условия для формирования правильной осанки;
- знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;
- сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику;
- доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.
Упражнения на ощущение правильной осанки
Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.
Упражнения у стены
1. И. п. - стать спиной к стене в основной стойке, так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. В.: Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
2. И. п. - то же. В.: Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
3. И. п. - то же. В.: Сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стенке.
Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки. Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) - необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата. Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении желательно постоянно вести поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью нужно регулярно проводить родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные занятия ЛФК, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители должны принимать активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений.
Напоминание родителям: вместе с детьми занимайтесь утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Потому что воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей. Дома целесообразно пользоваться комплексами лечебной корригирующей гимнастики, которая проводится в детском саду. Содержание занятий родителей с детьми во многом зависит от их интересов, желания заниматься различными подвижными и спортивными играми и упражнениями, участвовать в разных соревнованиях. Однако родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Есть готовые рекомендации родителям, в какие игры играть с детьми (описание игр выставляются в родительском уголке). На период летних каникул для сохранения достигнутых результатов в укреплении опорно-двигательного аппарата и навыков правильной осанки родителям выдаются описания комплексов упражнений и методические рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой дома. В основе всех комплексов упражнений лежат игры.
В игре формируются положительные черты характера, чувство справедливости и товарищества. Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников. Перед началом игры взрослым необходимо доходчиво объяснить воспитанникам ее правила и строго следим за их выполнением. После каждой игры оцениваем действия играющих.
Цели работы:
- - оздоровление подрастающего поколения;
- - создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
- - формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни;
- - профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через ортопедическую игру.
Задачи ортопедических игр:
- воспитывать сознательное отношение к занятиям;
- усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;
- обучать навыкам принятия и фиксирования правильной осанки;
- обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы;
- обучать массажу рук и стоп мячами-массажерами;
В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп.
- Направленные на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.).
- Направленные на совершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку и т.д.).
- Направленные на ознакомление с окружающим (животные, растения и т.д.).
- Направленные для развития физических качеств.
- Проводимые как с предметами (мячами, обручами, палочками и т.д.), так и без них.
Успешно используется оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки (тренажеры, дорожки здоровья)
Игры для детей с нарушением осанки.
«Передача мяча в туннель»
Играющие делятся на 2 команды и выстраиваются в колонны, стоя ноги врозь с дистанцией на вытянутые руки. У игроков, стоящих первыми, в руках по одному мячу. По сигналу «Марш!» начинается передача мяча назад двумя руками между ног стоящих сзади. Как только игрок, стоящий в колонне последним, получит мяч, он быстро бежит, становится впереди колонны (ноги врозь) и снова передает мяч. Побеждает та команда, дети которой быстрее выполнят упражнение. Тот, кто начинал игру, должен снова встать впереди по окончании игры (правило: мяч передавать только из рук в руки)
«Сделай фигуру»
По сигналу все дети разбегаются по залу. На сигнал: «Придумай фигуру» останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают любую позу. Инструктор отмечает тех, чьи фигуры оказались наиболее удачными.
Варианты:
- - придумать «гибкую» фигуру (спортивную фигуру на гибкость)
- -танцевальную фигуру.
- - придумать и изобразить фигуру животного и т.д.
Можно назначить водящего, который будет определять лучшую фигуру.
«Выгони мяч»
Дети стоят в кругу и бьют мяч ногами друг другу. Нужно постараться выбить мяч из круга, и постараться не выпустить мяч из круга. Тот, кто пропустит мяч, выбывает из игры. Выигрывает пара, которая, передавая, не упустила мяч.
«Ручейки и озера»
Игроки делятся на команды (в каждой не менее 5-7 игроков), строятся в колонны – это ручейки. На сигнал: «Ручейки!» - бегут друг за другом в разных направлениях. На сигнал: «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построятся в круг. Правило: бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк» Тема: «Мебель в доме»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк»Тема: «Мебель в доме»...
Консультация для воспитателей "Игры для детей с нарушением осанки"
Консультация для воспитателей.Коррекция осанки у детей дошкольного возраста.Физическая культура Востока определяет прямой позвоночник как основу не только правильной осанки, но и здоровья человека в ц...
Консультация "Подвижные игры для детей с нарушением речи"
Развивать речь ребёнка в движении в игровой форме...
Программа работы воспитателя с родителями старшей группы
Программа работы воспитателя с родителями группы ...
Конспект занимательной деятельности для детей с нарушением зрения посредством познавательно-продуктивного метода (старшая группа) Тема: «Путешествие в Песочную страну».
Конспект разработан для детей с нарушением зрения. В занятие включены элементы SAND-ART....
Лечебные игры для детей с нарушением осанки (для воспитателей и родителей)
laquo;Целью игры должно быть развитиемускулов дитяти, а средство к достижениюэтого – движения. В это же времяподвижная игра должна иметь цельюне только физическое упражнение,но и умственное&hel...
Отчёт по взаимодействию воспитателей с родителями старшей группы "Золотая рыбка» на 2019-2020 учебный год
Отчет о работе с родителями...