Комплекс материалов по валеологии Для возможного использования в работе
план-конспект занятия
Комплекс материалов по валеологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Пусть всегда буду здоровыми зубки»
Цель: формирование основ здорового образа жизни у младших дошкольников средствами личной гигиены.
Задачи:
- формировать у детей представление о здоровье зубов и полезных продуктах питания;
- развивать основные навыки личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания;
- приучать детей следить за своими зубами и осознавать ответственность за свое здоровье;
- обучать воспитанников культурно-гигиеническим навыкам, учить правильно, использовать предметы личной гигиены (путем обыгрывания ситуаций, инсценировок и проведения бесед).
Предполагаемые результаты проекта:
Сохранение здоровья зубов детей через постоянное соблюдение личной гигиены, использование в пищу продуктов полезных для здоровья зубов;
Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний о проблемах здоровья зубов воспитанников.
Презентация
Первый этап (подготовительный) Сбор информации:
подборка фотографий, картинок по теме проекта; изготовление дидактической игры «Вредные и полезные продукты для зубов»;
подготовка анкеты для родителей;
изучение художественной литературы и мультимедийной информации и т.д. Второй этап (практический)
Обсуждение с детьми темы проекта, беседа «Здоровые зубки, больные зубки».
Задание для детей «Вылечим больной зубик» (аппликация из бумаги). Беседа «Полезные и вредные продукты».
Ситуативная беседа «Как у Маши зуб болел». Картонажный театр «Сказка о зубной щетке».
Дидактическая игра, закрепляющая знания о полезной и вредной пище для зубов
«Вредные и полезные продукты для зубов».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» для закрепления предметов личной гигиены.
Мультимедийная сказка, знакомящая детей с правилами ухаживания за зубками
«Зачем чистить зубы?».
Оформление плакатов «Этот зубик весёлый», «Этот зубик грустный».
Альбомы для самостоятельного рассматривания «Я улыбку сохраню». Чтение художественной литературы:
П.Прядко «Доктор маме говорил…»; Джулия Рум «Чистим зубки каждый день»; Н.Зубарева «Крокодил не чистит зубы»;
М.Шкурина «Сказка про маленький, но вредный Кариес». Работа с родителями:
Анкетирование родителей «Пусть всегда будут здоровыми зубки»; Консультация для родителей «Чтоб улыбка сияла»;
Папка – передвижка консультация для родителей «Чтобы зубки укреплять, нужно в пищу потреблять…»
Анализ
У детей средней группы появился интерес и желание иметь здоровые зубки, ухаживать за своими зубами. Появились знания о полезных и вредных продуктах для зубов. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Таким образом, сотрудничество детского сада и семей воспитанников в проекте позволило сформировать у детей представления о здоровых зубках о пользе здорового питания, побудило родителей задуматься о том, какие продукты они покупают своим детям и о здоровье детей в целом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Влияет ли здоровье зубов на организм человека ? - У кого из вас все зубы здоровые? -Кому доводилось лечить больные зубы? - Нам стало интересно: можно ли сохранить здоровье зубов и почему в зубах образуются « дырки »?
Зубы играют очень важную роль в жизнедеятельности нашего организма. Красивые зубы – признак культуры. Красивые зубы – это символ здоровья. Неопрятность зубов отталкивает Мы решили провести исследование и выяснить: Что такое кариес и как он образуется? Можно ли предотвратить кариес? Влияет ли здоровье зубов на организм человека? Какие правила необходимо соблюдать, чтобы зубы были здоровыми?
Зубы - это твердые костные образования, закрепленные в верхней и нижней челюстях. Все мы знаем, что у человека 32 зуба. Зуб состоит из дентина, эмали, корня. Одно из наиболее часто встречающихся заболеваний – зубной кариес.
Оказывается, самые главные враги зубов - вредные бактерии
Эксперимент . Взять куриное яйцо, так как состав куриной скорлупы сходен с составом наших зубов, только наши зубы намного твёрже. Ещё взять уксусную кислоту, так как после приёма пищи (особенно сладостей) во рту образуется кислота, затем поместить яйцо в стакан, залить уксусной кислотой и оставить на 30 минут. После чего скорлупа стала мягкой, она потрескалась, и яйцо разрушилось. Также происходит и с нашими зубами, но не с такой скоростью, а намного медленнее.
Чтобы не случилось беды, зубы необходимо правильно чистить
Ещё мы знаем, что состояние зубов зависит от соблюдения гигиены и правильного питания Вот те продукты, которые отрицательно влияют на зубы: А эти продукты полезны для зубов.
7 правил здоровья зубов 1 Начинаем заботиться о зубах с детства 2 Чистим зубы правильно 3 С умом подбираем зубную пасту и щётку 4 Делаем массаж дёсен 5 Сокращаем контакт зубов с углеводами 6 Правильное питание 7 Регулярно посещаем стоматолога.
В результате проведённого нами исследования можно сделать вывод: если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Что полезно и что вредно для зубов?»
Группа общеразвивающей направленности от 4-6 лет Цели:
- дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
- дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.
- воспитывать бережное отношение к зубам, их здоровью.
Оборудование:
- карточки с изображением вредных и полезных для здоровья зубов предметов
- аудиозапись песни "Дружба начинается с улыбки" (авторы В. Шаинский, М. Пляцковский)
- сказка И. Гуриной «Про больные зубы».
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям послушать песню «Дружба начинается с улыбки». Воспитатель: Дети, о чем эта песня? (о дружбе)
С чего начинается дружба? (с улыбки)
Какую улыбку можно назвать красивой? (если зубы белые, здоровые)
С раннего детства следует беречь свои зубы, ухаживать за полостью рта, выполнять все гигиенические процедуры. Какие это процедуры вы мне сейчас и расскажите.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, надо не просто чистить зубы, а правильно чистить зубы. Снует зубная щетка,
Как по морю лодка, как по речке пароход по зубам она идет,
Вверх и вниз, туда-обратно. Счистим мы налет и пятна. Чтобы зубы не болели,
Чтоб, как зимний снег белели. Автор: И. Гурина
Воспитатель: Ребята, если зубам не помогать, они быстро пожелтеют и испортятся.
Воспитатель читает сказку И. Гуриной «Про больные зубы».
Жили-были зубки. Жили они, не тужили во рту у мальчика Ванечки. Сначала они жили хорошо, были они белые, красивые и здоровые. Только очень недолго они радовались. Плохой им хозяин достался, просто неряха. Он их почти совсем не чистил. Ванечка вообще очень не любил умываться. Грустили зубки и обижались на Ванечку. Печальная жизнь у них настала, и заболели они от расстройства.
- Мы слышали, - сказали передние зубы, - что если хозяин зубы не чистит, то они могут обидеться и уйти от него совсем.
- Как так? – не поверил Ванечка. – Куда уйти? А как же я конфеты есть буду? А яблоки как грызть? Не может быть!
И он побежал к старой мудрой бабушке. Бабушка была старенькая и много всего знала.
- Бабуля, - спросил Ванечка, - а правда, что зубки могут обидеться и уйти?
- Конечно правда, - сказала бабушка. – Зубки всегда обижаются, если их не чистят. Они начинают болеть и выпадать.
- Выпадать? – удивился Ванечка. – Это как?
- А так: выпрыгивают изо рта и убегают искать другого хозяина.
Задумался Ванечка, а потом и спрашивает:
- Бабуля, а как же я? Я ведь не могу без зубов!
- Тогда тебе надо с ними помириться.
- Да, - закричали зубки, - давай мириться, давай. Почисти нас, и мы не будем больше на тебя обижаться. Только не забывай, мы любим мыться утром и вечером.
- Хорошо, - обрадовался Ванечка.
С тех пор они больше не ссорились и жили дружно.
Воспитатель: Почему зубы начинают болеть? (от сладкой еды, от холодной или горячей пищи).
Какие продукты помогают укрепить зубы? (молоко, творог, сыр, яблоки, фрукты)
Воспитатель: Давайте с вами запомним несколько правил для того, чтобы наши зубки были здоровы.
- не следует грызть орехи и другие жесткие продукты;
- нельзя ковыряться острыми предметами в зубах;
- сладкое в больших количествах может быть вредным для зубов;
- слишком горячее вредно для зубов;
- если кусать мороженое большими кусками, это повредит зубам;
- зубную щетку нужно менять, если ворсинки примялись;
- зубную пасту лучше покупать в аптеке;
- нужно поласкать рот после еды;
- молоко и сыр - эти продукты полезны для зубов;
- сырые фрукты и овощи способствуют удалению остатков пищи.
(Если ребенок испытывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами: «Что будет, если разгрызать зубами орехи?», «Что будет, если использовать вместо зубочистки острые металлические предметы?»).
Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем в игру «Что полезно и вредно для зубов».
Воспитатель: Ребята вы такие молодцы, давайте себе похлопаем.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по валеологии «Волшебный зубик»
Цель: Продолжать закреплять знания детей о значении ухода за зубами и соблюдения правил гигиены за полостью рта.
- Закрепить знания детей о необходимости соблюдения правил ухода за зубами.
- Развивать речь, внимание, упражнять в отгадывании загадок.
- Воспитывать желание у детей ухаживать за зубами.
- Закрепить знания детей о полезных и вредных продуктах питания для зубов.
Возрастная категория детей: 4-5 лет Форма работы: групповая
Оборудование: две картинки зуба: одна картинка с улыбающимся зубом, вторая с грустным зубом, на котором наклеены черные кружки (обозначающие кариес, приклеенные на двухсторонний скотч, кружки по количеству заданий (3 кружка, картинка с изображением злодея кариеса, картинка с изображением доктора - стоматолога, картинки с изображением полезных и вредных для зубов продуктов питания (по количеству детей, зубная щетка, зубная паста, макет зуба из папье –марше).
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, вы слышите, кто-то очень громко плачет, кто же это? Хотите узнать, кто же так громко плачет! А чтобы узнать, необходимо отгадать загадку: Когда мы едим, они работают.
Когда мы не едим, они отдыхают. Кто же это? Дети: Зубы.
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли отгадали загадку. Открывает картинку с грустным и больным зубиком.
Загадку Вы отгадали правильно молодцы! Но вот беда, только зубик у нас грустный и больной. Давайте узнаем у зубика, что у него случилось, почему он
плачет? Ребятки зубик рассказал мне грустную историю на него напал злодей кариес, и он заболел. Поможем зубику выздороветь.
Дети: Поможем.
Воспитатель: Черные дырочки на зубике эта работа злодея кариеса, нам необходимо почистить зубик. Для этого нам необходимо много сделать.
Чтобы убрать первую дырочку Вам необходимо отгадать загадки: Загадки:
- Этот доктор все подряд
зубки ставит точно вряд. (стоматолог)
- В тюбике она живет змейкой из него ползет. Неразлучна с щеткой часто. Мятная зубная (паста).
- Этим орудием белые кубики.
Чистим до блеска
зубки и зубики. (зубная щетка)
Дети отгадывают загадки. Воспитатель выкладывает на стол зубную щетку и зубную пасту.
Воспитатель: Молодцы, подзывает одного из детей, и просит снять с зубика одну дырочку. Смотрите Вы, немного подлечили зубик. Но зубик у нас выздоровел не до конца. Зубик, что ребяткам необходимо сделать еще, чтобы ты выздоровел. Зубик мне сказал, что мы должны с Вами вспомнить правила ухода за зубами. Ребята, какие правила ухода за зубами Вы знаете?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Ребята сейчас мы с Вами поиграем. Видите, волшебные следы на полу, которые ведут к зубику, мы с вами по ним дойдем до него, но мы можем
встать на след и пройти вперед, только вспомнив привала ухода за зубами. Вместе с детьми повторяют правила ухода за зубами:
- Необходимо чистить зубы два раза (утром и вечером, после последнего приема пищи). Продвигаются вперед по следам на один шаг.
- После каждого приема пищи необходимо полоскать рот. Продвигаются вперед по следам на один шаг.
- Раз в год необходимо посещать стоматолога, чтобы предотвратить болезнь зубов. Продвигаются вперед по следам на один шаг.
Воспитатель с детьми доходят до зубика и вместе убирают с зубика еще одну дырочку.
Воспитатель ребятки, а зубик немного повеселел и предлагает нам с ним сыграть в одну веселую игру.
Физкультминутка
Каждый день по утрам Два – нагнуться, потянуться, Зубы чистить, умываться, Три – в ладоши три хлопка, не лень нам. Головою три кивка,
Делать по порядку на четыре – руки шире, Упражнения как на зарядке Пять – присесть,
Раз – согнуться, разогнуться, Шесть – тихо сесть.
Воспитатель: Ребята смотрите что там, воспитатель показывает в противоположный конец группы, где на столе приготовлены два макета зубов, два тюбика с зубной пастой, две щетки, два стакана с водой.
Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, встают вокруг стола. Как вы думаете, для чего на столе зубные щетки и зубная паста.
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с Вами только что рассказали зубику, что зубы необходимо чистить два раза в день, но как это правильно сделать, кто из Вас знает?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Вы молодцы, все знаете, давайте еще раз повторим, воспитатель сопровождает свои действия словесной инструкцией. На намоченную щетку берем небольшое количество зубной пасты (с горошек, начинаем чистить зубы с поверхности, которой едим, вперед, назад, затем вниз, вверх, заднюю и переднюю часть зуба, чтобы почистить всю поверхность зубов.
После демонстрационного показа воспитателя, дети сами чистят макеты зубов по желанию.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите зубик нам передал алгоритм, как правильно чистить зубы.
Воспитатель с детьми рассматривает алгоритм чистки зубов, закрепляя и повторяя изученный материал.
В это время, после рассматривания и обсуждения изученного материала, играет тревожная музыка.
Воспитатель: Ребята, кто-то идет к нам, давайте вернемся к нашему зубику. Дети возвращаются, садятся на свои места.
(появляется злодей кариес).
Воспитатель: Ребята, злодей кариес, снова пытается напасть на наш зубик. Давайте прогоним его. Для этого нам необходимо отдать кариесу вредные для зубов продукты, а зубику отдать полезные для него продукты.
Игра «Полезные и вредные для зубов продукты».
Каждому ребенку выдается по картинке с продуктом питания, ребенок выходит и кладет свою карточку либо рядом с кариесом, либо рядом с зубиком.
После игры воспитатель с детьми проверяет правильность разложенных карточек, с объяснениями. Подводится итог игры.
Воспитатель: Но, что злодей кариес, не получилось у тебя навредить зубику, уходи и забирай с собой свои вредные продукты. Кариес уходит, воспитатель убирает картинку с изображением кариеса. Смотрите ребята, последняя дырочка у зубика, и мы ее убрали. Воспитатель убирает дырочку. Наш, зубик здоров. Воспитатель убирает больной зубик и вывешивает здоровый веселый зубик
Воспитатель: Молодцы у Вас получилось вылечить зубик. Смотрите, какой он веселый и здоровый. Ребята чтобы зубик оставался всегда таким, что необходимо помнить и выполнять.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, зубик благодарит Вас, за то, что Вы ему помогли, и он Вам принес волшебные медальки, чтобы вы всегда помнили о правилах ухода за зубами. Воспитатель каждому ребенку дает медальку, с изображением здорового зубика. Дети благодарят зубик. Ребята давайте прощаться с зубиком.
Дети прощаются с зубиком.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема исследовательской работы: « ВРЕДНО ЛИ СЛАДКОЕ ДЛЯ ЗУБОВ? » Цель: выяснить, как сладкое влияет на эмаль зубов и что может защитить наши зубы от вредного воздействия сахара.
Задачи: 1.Узнать о строении зуба . 2. Изучить в литературных источниках влияние сладостей на эмаль зубов. 3. Экспериментально выяснить влияние сладкого на эмаль зубов и доказать защитные свойства зубной пасты со фтором. 4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы. 5. Рассказать одноклассникам о своих исследованиях и сделать памятку о правилах ухода за зубами. Гипотеза: Я предполагаю, что сладости способствуют разрушению эмали зубов, а зубная паста со фтором защищает наши зубы от вредного воздействия сахара.
Строение зуба
В древности для чистки зубов люди использовали: золу растертый в порошок камень смолу шерсть, пропитанную медом древесный уголь траву корни растений
Уход за зубами на Руси В России во времена Петра I бояре чистили зубы толченым мелом и влажной тряпочкой. А в народе был известен иной способ: угли из березовой древесины отлично отбеливали зубы
В 19 веке начали использовать мел для гигиены полости рта, зубной порошок .
В пятидесятые годы 20-го столетия начинается производство зубных паст с соединениями фтора. Вывод : Люди с давних времён заботились о чистоте и здоровье своих зубов .
Фтор в зубных пастах – защита эмали Лечебные свойства фтора заключаются в том, что он делает устойчивее эмаль зубов к воздействию кислот и уничтожает бактерии, вызывающие кариес.
Наименее вредные - это варенье, мёд, соки, шоколадные конфеты без начинки Очень вредны - печенье, пряники, бублики, особенно с начинкой из сгущёнки и шоколадной пасты, леденцы и « чупа-чупс » Вывод: Употребление сладостей в больших количествах ведёт к образованию налёта и возникновению кариеса зубов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ . Эксперимент №1 Цель: Проверить действительно ли сахар и кислота разрушают эмаль зубов. Оборудование: Три куриных яйца, три стакана 1-ый стакан наполняем чистой водой; во 2-ом стакане вода с сахарным сиропом; В 3-ем стакане раствор уксусной кислоты (7 чайных ложек на стакан воды)
Вывод : 1. Сахар, содержащийся в продуктах питания, разрушает эмаль зубов. 2. При употреблении больших количеств сладкого, кислота, которая выделяется бактериями зубного налёта, разрушительно влияет на эмаль .
Эксперимент№2 Цель: 1. Проверить, действительно ли зубная паста, содержащая фтор, защищает зубы от воздействия сладкого и снижает разрушительное действие кислоты зубного налёта. 2. Сравнить полученные результаты с результатами первого эксперимента Оборудование: Два куриных яйца, обработанных зубной пастой со фтором; два стакана № 1 – с раствором сахарного сиропа № 2– с раствором уксусной кислоты
Сравним: Эксперимент №1 Эксперимент №2 Сахар, содержащийся в продуктах питания, разрушает эмаль зубов. Фтор защищает эмаль зубов от разрушительного действия кислоты зубного налёта и сахара, содержащегося в продуктах питания.
Вывод: Фтор защищает эмаль зубов от разрушительного действия кислоты зубного налёта и сахара, содержащегося в продуктах питания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. В ходе работы я узнал о строении наших зубов, о разрушительных свойствах сахаросодержащих продуктов на эмаль зубов. 2.Доказал, что сахаросодержащие продукты вредны для здоровья зубов. 3. Выяснил, что сохранить наши зубы здоровыми помогают фторсодержащие зубные пасты. 4. На уроке окружающего мира я рассказал своим одноклассникам о моём исследовании и проведённых мною экспериментах. В начале моего исследования я выдвинул гипотезу, что сладости способствуют возникновению кариеса, а зубная паста со фтором защищает наши зубы от вредного воздействия сахара и считаю, что если употреблять много сладостей, то зубы будут болеть.
Подводя итог моего исследования, хотелось бы сказать, что эмаль зубов у детей намного тоньше, чем у взрослых, поэтому особенно важно ухаживать за своими зубами с помощью зубной щётки и зубной пасты, чистить зубы 2 раза в день, т.к. при чистке зубов удаляется зубной налёт и снижается риск развития кариеса даже при употреблении сладкого. . Эта работа помогла мне расширить свои знания о строении зубов, гигиене полости рта, причинах возникновения кариеса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс пальчиковых гимнастик и массажей с использованием нетрадиционных изобразительных материалов
Презентация....
"Возможности использования сыпучих материалов в работе с детьми"
Публикация в Дошкольном вестнике...
Возможности использования интерактивного обучающего комплекса «Играй и развивайся» в работе с дошкольниками
Здесь представлен материал по работе с детьми-дошкольниками с использованием ИКТ технологий....
Возможности использования интерактивного обучающего комплекса играй и развивайся
Выступление на педсовете...
Возможности использования интерактивного обучающего комплекса «Играй и развивайся» при проведении мониторинга дошкольников
Апробирование интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinect при проведении мониторинга воспитанников старшего дошкольного возраста в ходе реализации...
Возможности использования комплекса Balametrics на логопедических занятиях
В данном материале представлены теоретические аспекты применения мозжечковой стимуляции в том числе и на занятиях у логопеда, а также приведены практические упражнения, которые может использовать лого...
Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало Artik Me» в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Все мы знаем, что в работе логопеда зеркало является важным и неотъемлемым инструментом логопедического занятия. А зеркала бывают разные....