Возможности использования интерактивного обучающего комплекса «Играй и развивайся» в работе с дошкольниками
методическая разработка (старшая группа) на тему
Здесь представлен материал по работе с детьми-дошкольниками с использованием ИКТ технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 52.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности использования интерактивного обучающего комплекса
«Играй и развивайся»
в работе с дошкольниками
Опыт работы
воспитателя МКДОУ «Д/С №33»
Хохловой Н.В.,
Содержание
Введение …………………………………………………………………. | 2 | |
Глава 1 | ||
1.1. | Использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в работе с детьми дошкольного возраста ………….. | 5 |
1.2. | Место интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» в воспитательно - образовательном процессе……... | 6 |
1.3. | Развитие познавательной активности детей в процессе игровой деятельности с использованием интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» ………………………………… | 7 |
Глава 2 | ||
2.1. | Применение игрового комплекса «Играй и развивайся» в работе с детьми-дошкольниками по ознакомлению с родным краем…... | 9 |
Заключение ………………………………………………………………. | 13 | |
Список литературы ……………………………………………………… | 15 | |
Приложение……………………………………………………………….. | 17 |
Введение
За последние десятилетия многие сферы нашей жизнедеятельности претерпели колоссальные изменения, появилось огромное множество новых возможностей. Система дошкольного образования тоже идет в ногу со временем. На первый взгляд непосредственная образовательная деятельность не сильно отличается от той, что была раньше. В дошкольной системе образования одной из инноваций стало внедрение современных методов обучения.
Сегодня воспитатель детского сада должен быть не только педагогически подкован, но и обладать навыками работы с такими техническими средствами, как видеокамера, интерактивный стол, интерактивная доска и прочие средства информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Инновации в ДОУ стали необходимостью сегодняшнего дня, возникла острая потребность во внедрении интерактивных методов воспитания и обучения. Широкий спектр интерактивного оборудования и программного обеспечения к нему предлагает новые методы и формы обучения ребенка-дошкольника.
Современному воспитателю необходимо ориентироваться в педагогических технологиях, выбирая из них подходящие, компонуя и создавая собственные. Сегодня трудно кого-то удивить наличием в детском саду компьютера, интерактивной доски или мультимедийного проектора. Эта техника уже становится необходимым и незаменимым средством повышения качества воспитательного и образовательного процесса. Технические инновации в детском саду, их внедрение и применение на практике – вот главная задача современного дошкольного образования.
Инновации в работе ДОУ с использованием интерактивных технологий повышают интерес и внимание дошкольников, формируют интеллектуальную, мотивационную и операционную готовность к последующим действиям. Интерактивные ресурсы в ДОУ делают непосредственную образовательную деятельность более наглядной и интересной, повышают уровень мотивации воспитанников, обогащают развивающую среду детского сада. При проведении различных педагогических советов, методических объединений, использование интерактивных ресурсов является эффективным средством взаимообучения, помогает более глубоко объяснить или понять основную суть обсуждаемой проблемы. ИКТ могут способствовать повышению эффективности взаимодействия педагогического коллектива и родителей при воспитании и обучении детей. Внедрение инноваций в ДОУ является обязательным условием развития дошкольного образования.
Современный ребенок развивается в мире, существенно отличающемся от того, в котором выросло предыдущее поколение. Это обстоятельство открывает совершенно новые перспективы к развитию дошкольного воспитания как первой ступени непрерывного образования. Весьма вероятно, что ИКТ сохранят важную роль и в среде обучения на протяжении всех лет ребенка и в его взрослой жизни.
Таким образом, цель моей работы–апробирование интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinectв организованной образовательной деятельности, направленнойна развитиепознавательных способностей дошкольников; повышение эффективности образовательной деятельности педагога. В ходе работы решались следующие задачи:
- апробировать технологию игрового сопровождения воспитательно- образовательного процесса через использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся»;
- увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий на занятиях по познавательному развитию;
- выяснить возможность использования на занятиях заданий и практических игр с использованием интерактивного комплекса «Играй и развивайся»;
- экспериментально проверить эффективность применения интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в познавательном развитии дошкольников: выяснить, как влияет использование ИКТ на развитие познавательной активности дошкольников, формирование знаний и представлений, уровень развития ребенка.
1.1. Использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в работе с детьми дошкольного возраста
Использование ИКТ технологий в том числе и интерактивного комплекса «Играй и Развивайся» являются мощным современным инструментом для реализации ФГОС. Использование интерактивного комплекса в образовательном процессе дает воспитателю следующие возможности:
• Интерактивный комплекс – это средство выравнивания возможностей детей.
• Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.
• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций.
• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
• Скорость обновления материала на экране значительно экономит время на занятии.
• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных инноваций в дошкольной педагогике. Важным результатом инновационной стало то, что использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся» становится привычным для детей, а для педагогов становится нормой работы.
1.2.Место интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в воспитательно - образовательном процессе
Использование комплекса - это, прежде всего:
− организация непосредственной образовательной деятельности воспитанника;
− организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;
− реализация проектов.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать интерактивный комплекс и внедрять его в свою деятельность.
Интерактивный комплекс «Играй и развивайся» имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:
1. Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Применение компьютерной техники и интерактивного комплекса «Играй и развивайся» позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
1.3. Развитие познавательной активности детей в процессе игровой деятельности с использованием интерактивного комплекса
«Играй и развивайся»
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Практика показала, что при активном внедрении информационных технологий, значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, помогает развить произвольное внимание, познавательную активность ребенка. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.
Возможности интерактивного комплекса «Играй и развивайся» позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал может повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. В процессе выполнения заданий интерактивного комплекса «Играй и развивайся» детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться пользоваться манипулятором - рукой.
Кроме того, важным моментом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием интерактивного комплекса «Играй и развивайся». Создается принципиально новая связь между ручными действиями ребенка и их результатом. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей.
Интерактивная игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.
Используя интерактивный комплекс«Играй и развивайся» в образовательной деятельности дошкольник проходит следующие этапы познавательного развития: - Любопытство - Любознательность - Развитие познавательного интереса - Развитие познавательной активности.
Дети редко играют в игрыинтерактивного комплекса «Играй и развивайся» поодиночке. Обычно играют группы из 3-4 детей. Вокруг компьютера у детей происходит более интенсивное общение, чем в других зонах игровой комнаты. Дети обсуждают то, что они делают, они поправляют друг друга... и сотрудничают при выполнении задачи, которую сами себе ставят. Задания, которые выбирают дети, становятся все более сложными и более упорядоченными. Развитие мышления, памяти, внимания, любознательности,формирование специальных способов ориентации, развитие познавательной мотивации, воображения и творческой активности, все это возможно с помощью игрового комплекса «Играй и развивайся».
Интерактивные игры — это одно из средств решения основных задач дошкольного образования, с их помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Педагог должен быть не только профессионален и компетентен, но главным образом, вести политику грамотного применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
Глава 2. Применение игрового комплекса «Играй и развивайся» в работе с детьми-дошкольниками по ознакомлению с родным краем
Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами, интерактивным оборудованием и т.д., но до сих пор отсутствует методика использования ИКТ в образовательном процессе, отсутствует систематизация компьютерных развивающих программ, нет единых программно-методических требований к компьютерным занятиям. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей – это сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
Занятия с применением интерактивного комплекса«Играй и Развивайся» проводятся как с использованием индивидуальных игровых обучающих заданий, так и для работы в паре. Работая с интерактивным комплексом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку, самой игрой, компетентности по данной теме. Работая в паре происходит развитие саморегуляции и самоконтроля ребенка, что, несомненно, обеспечивает развивающий эффект. Смысл методики состоит в том, что задание получает пара детей, которая выполняет задание совместно, дети учатся взаимодействовать, договариваться. Получая опыт от воспитателя «как нужно действовать», ребенок организует деятельность по системе двух ролей «действующий – проверяющий»:
1. задание получает пара детей;
2. «действующий» выполняет задание;
3. «проверяющий» наблюдает, обсуждает с «действующим».
В дальнейшем дети меняются ролями. Работа детей в паре так же является гармоничным средством объединения обучения и воспитания в целом.
Возможности интерактивного комплекса «Играй и развивайся» позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Развивающий интерактивный комплекс«Играй и развивайся» удовлетворяет следующим потребности в образовательном процессе:
− исследовательский характер;
− легкость для самостоятельных занятий ребенка;
− развитие широкого спектра навыков и представлений,
− высокий технический уровень,
− возрастное соответствие,
− занимательность.
Использование интерактивного комплексапозволяет не только обогащать знания, но и повышать креативность ребенка; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. Занятие с применением интерактивного комплексапроводится через погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно–ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере.
Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора. На первых этапах дети знакомятся с игрой, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно организовывают игру. В заключительной части подводится итог. Делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с игрой. Заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физминутки, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Занятия проводятся по подгруппам 4–8 человек, 1–2 раза в неделю, в первой половине дня. Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом интерактивный комплексявляется мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации.
К игровому комплексу «Играй и развивайся» прилагается программа «Конструктор занятий», который позволяет разработать свои интерактивные игры по любой теме. Так как я в работе со своими детьми большое внимание уделяю работе по ознакомлению с родным краем, я поставила перед собой задачу, разработать игры по данной теме.
Согласно основной образовательной программе в детском саду решаются следующие задачи по ознакомлению дошкольников с родным краем: дети должны проявлять интерес к родному городу, в котором живут, знать некоторые сведения о его истории, достопримечательностях, историю образования города; выражать свое отношение к городу, свои чувства, гордость за него.
В старшей группе задачи по ознакомлению с родным краем усложняются. Дети начинают понимать, что родной город - это место, где проживают они и их семья, работают родители, учатся братья и сестры. В нем есть место для отдыха людей и удовлетворении их потребностей: приобретение продуктов, вещей, поддержание здоровья, занятия спортом.
Дети узнали, что в городе много улиц, имеющих свое название; есть общественные учреждения города (магазины, поликлиники, больницы, кинотеатр, кафе и прочее), их назначение; знакомились с правилами поведения в городе, с правилами уличного движения, учились уважению к горожанам. Мы знакомились с гербом, флагом и гимном нашего города, и гербами близлежащих городов (Бакал, Златоуст, Куса и пр.). В течение года мы узнавали о нашем градообразующем предприятии комбинате «Магнезит», посетили музеи (краеведческий, музей комбината «Магнезит»), ходили на экскурсию во дворец «Магнезит».
В результате проделанной работы дошкольники начали проявлять интерес к родному городу, его достопримечательностям, к людям, которые в нем живут и трудятся. Дети стали узнавать памятные места города, называть его центральные улицы; стараются сохранить красоту города: не сорить, не пачкать стены; проявляют уважение к людям.
После проведенной работы мною с использованием «Конструктора занятий» были созданы игры по ознакомлению с родным городом, краем: «Растения Южного Урала», «Животные Южного Урала», «Герб города», «Достопримечательности», «Народы Южного Урала», «Сказы Бажова», «Четвертый лишний». Они помогли закрепить полученные знания, поддерживать интерес детей к изучаемой теме в течение всей работы. Данные игры помогли проявить малоактивным детям свою индивидуальность, повысить их познавательный интерес, т.к. игра создавала для ребенка «ситуацию успеха».
Таким образом, я считаю, что роль компьютерных технологий в работе детского сада неоспорима. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях, с другой стороны – во внеучебное время у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях.
Заключение
Подводя итог работы по применению инновационных интерактивных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить дошкольников активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых воспитанники не могут не научиться; стимулируют творческие способности; помогают приблизить процесс образования к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки, но и активную жизненную позицию. Особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют:
- эффективному усвоению знаний,
- формируют навыки практических исследований,
- позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности,
- повышают познавательную активность,
- развивают творческие способности,
- создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности дошкольника.
Использование ИКТ технологий является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм деятельности, всего уклада жизни детского сада. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что информационные технологии становятся базой современного дошкольного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если воспитатель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. На современном этапе развития дошкольного образования воспитатель, владеющий информационными технологиями, уже просто необходим современному детскому саду. Дополняя традиционные методы обучения современными информационными технологиями, можно снять остроту проявления некоторых противоречий, присущих стандартной системе обучения. Появление новой техники выдвинуло новые требования и к воспитателю.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов приводит к тому, что дети показывают более высокий уровень формирования интегративных качеств и естественно вхождение в мир взрослых, в завтрашний мир. Человечеству доступно еще одно средство развития, и его надо профессионально и умело использовать.
Список литературы
1. Дорохова И. А., Трифонова Н. Р. «Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста» // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 79-82.
2. Калаш И. «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании»// Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
3. Кривич Е.Я.,Е.Я. Кривич«Компьютер для дошколят» М.: Издательство ЭКСМО, 2006.
4. НовоселоваС.Л., Петку Г.П. «Компьютерный мир дошкольника». М.: Новая школа, 1997. - 128 с.
5. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании. ФГОС ДО. Порядок организации образовательной деятельности / Татьяна Редькина// Просвещение - 2014. - 112с
6. Осипова Т.Г. « Компьютерные программы для детей дошкольного возраста»/ Детский сад от А до Я. - 2003. - №1. - С. 149-161
7. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры» Дошкольное воспитание - 2000 - №8. - С.60-62.
8. Петровский В. А. « Построение развивающей среды в ДОУ» - М.: Новая школа,1993.-213с.
9. Плужникова Л. «Использование компьютеров в образовательном процессе» Дошкольное воспитание - 2000 - №4.
10.Симонович С., Евсеев Е. « Занимательный компьютер» М., 2004.
11.Фомичева О.С. «Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке» М.: Гелиос АРВ, 2000. - 192 с.
12.Цаплина О. «Занятия "Логикой" как новый метод развития познания дошкольника» / О. Цаплина // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 2. - С.98-104.
13.Шапатина Т.В. « Нетрадиционные дидактические игры как средство развития мыслительной активности детей» Дошкольное.воспитание.-2006.-№2.
14.Шувалова Н.Ю. и др. «К вопросу о развитии познавательной активности у старших дошкольников в процессе компьютерной игры» Психология и школа. - 2008. - №1. - С.60-64.
15.Эльконин Д.Б. «Психология игры» - М.:Педагогика, 1978.-314с
Приложение 1
Перспективный план работы с дошкольниками с использованием игрового комплекса «Играй и развивайся»
Младший и средний возраст
Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Время проведения | Название темы | Название игр | Цель |
Сентябрь | «Осенняя фантазия» «Краски осени» «Осенняя одежда» | «Осень», «Краски осени», «Противоположности» | Сформировать представления об осени как времени года, о приспособлении растений и животных к изменениям в природе; закрепить знания детей об одежде. |
Октябрь | «Урожай» | «Найди по описанию», «Разложи по банкам», «Отгадай загадку». | Развивать умения отличать и называть по внешнему виду овощи, фрукты, ягоды; развивать умение описывать предмет, называть его свойства (вкус, размер, цвет, форму). |
Ноябрь | «Семья» | «Загадки про семью», «Профессии родителей» | Развитие у детей представление о членах семьи; расширить и активизировать словарь детей; расширить представление дошкольников о труде взрослых, о разных профессиях. |
Декабрь | «Кто как готовится к зиме» | «Запоминай-ка» | Знакомить детей с поведением животных при подготовке к зиме. |
Январь | «Народная игрушка» | «Народная игрушка» | Формировать интерес к народной игрушке; учить различать виды народных игрушек; узнавать знакомые народные игрушки, называть их. |
Февраль | «На подворье нашем» | «Где чей голос?», «Где чей детеныш?». | Знакомить детей с домашними и дикими животными, расширять представления о них, их повадках, условия жизни. |
Март | «Домашние хлопоты» | «Домашние хлопоты», «Запоминай-ка». | Формировать привычку соблюдать чистоту и порядок; знакомить с предметами и, необходимыми для уборки, готовки, ухода за одеждой; формировать умение группировать и классифицировать предметы. |
Апрель | «Здоровей-ка» | «Полезная и вредная еда», «Органы чувств», «Найди предмет по контуру», «Полезная и вредная еда». | Формировать представление о полезной и вредной пище; формировать умение группировать и классифицировать предметы. |
Май | «Птичий двор» | «Что это за птичка?», «Домашние и дикие птицы» | Расширять представление детей о птицах. |
Старший возраст
Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Время проведения | Название темы | Название игр | Цель |
Сентябрь | «Осенняя фантазия» «Краски осени» «Осенняя одежда» | «Краски осени», «»Описательный рассказ», «Запоминай-ка» | Расширить представления детей о растениях, деревьях, кустарниках; развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; закрепить знания детей об одежде. |
Октябрь | «Урожай» | «Описательный рассказ» | Закрепит знания об уборке овощей и фруктов; развивать умение сравнивать предметы; формировать умение составлять рассказ по картинкам. |
Ноябрь | «Семья» | «Посчитай-ка», «Составление слова по загадке» | Продолжать знакомить с семейными традициями; учить связно и последовательно рассказывать историю своей семьи. |
Декабрь | «Кто как готовится к зиме» | «Собери кормушку для птиц», «Запоминай-ка» | Продолжать знакомить детей с поведением животных и птиц при подготовке к зиме;обогащать знания детей об особенностях зимней природы. |
Январь | «Народная игрушка» | «Раскраска» «Аппликация». | Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; ичить создавать и раскрашивать узоры народных росписей, самостоятельно выбирать элементы и цветовую гамму. |
Февраль | «На подворье нашем» | «Запоминай-ка», «Описательный рассказ». | Закрепить знания детей о домашних и диких животных, расширять представления о них, их жизнедеятельности. |
Март | «Домашние хлопоты» | «Наведи порядок», «Найди букву». | Формировать и закреплять умение наводить порядок; совершенствовать умение аккуратно складывать в шкаф одежду. |
Апрель | «Здоровей-ка» | «Полезная и вредная еда», «Распорядок дня». | Формировать знания об уходе за внешним видом, закрепить знания о предметах личной гигиены; знакомить с понятиями «режим дня», «правильное питание». |
Май | «Птичий двор» | «Собери по частям», «Найди птичку», «Дикие и домашние птицы». | Расширять представление детей о птицах, Учить наблюдать за птицами. |
Приложение 2
Гербы городов Челябинской области
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания детей о символах городов Челябинской области.
2. Формировать эстетическое отношение к символам.
3. Воспитание патриотизма детей.
Предварительная работа:
- занятия по ознакомлению с символикой городов Челябинской области;
- рисование и аппликация гербов городов-соседей;
- чтение информации об этих городах;
- рассматривание иллюстраций достопримечательностей городов Челябинской области.
Примерная образовательная деятельность
Звучит гимн России
Ребята, что это за музыка и как она называется? (ответы детей). Правильно, эта музыка называется гимном России. Она звучит на торжественных праздниках, на соревнованиях, на важных встречах. В каждой стране есть еще очень важные отличия, которые называются символами государства. Кто мне скажет, как называются эти символы? (герб и флаг)
Молодцы! Но не только у государств есть символы, они есть и у городов. В нашей Челябинской области есть много славных городов. Мы с вами знакомились с ними и рассматривали их гербы, на которых отмечены главные знаменательные достижения. Вспомните, о каких городах мы беседовали (Сатка, Бакал, Куса, Касли, Миасс, Челябинск). А сейчас мы проверим, как хорошо вы помните у какого города, какой герб.
Проводится интерактивная игра «Герб города»
«Достопримечательности родного города»
Программные задачи:
1.Обобщить знания детей о названии родного города, улицах ближайшего окружения, его символике. Продолжать формировать представления о достопримечательностях.
2. Развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, мышление, память.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к городу, любовь к нему.
Примерная образовательная деятельность
Дети становятся в круг. Воспитатель держит мяч. Кидая в руки ребенка, задает вопросы:
В. Маша, Саша, Илья, Никита. Что я назвала?
Дети. Это имена детей.
В. Верно. Вот и наш город имеет свое имя. Как называется наш город?
Дети. Город Сатка.
В. А как называется край, где находится наш город?
Д. Южный Урал.
В. А как называют жителей Сатки?
Д.Саткинцы.
В. А вы знаете, сколько нашему городу лет?
Д. 258 лет.
В. Да, наш город еще молодой, но у него уже есть своя история. Издавна на земле существовала добрая традиция: каждый город имел свой герб, который отображал прошлое, настоящее города, его богатство, достопримечательности. Такой герб есть и у нашего города. Он находится в нашей группе. Давайте подойдем и рассмотрим его.
(Дети подходят и становятся вокруг герба.)
В. Что изображено на гербе нашего города? Что означает каждый из цветов герба?
Д. Небо, горы, озеро Зюраткуль, полезные ископаемые.
В. Спасибо вам, ребята, вы правы. А еще в нашем городе много улиц. У каждой есть свое название. Какие улицы вы знаете?
Д. Солнечная, Пролетарская, Молодежная……..
В. Какие достопримечательности есть в нашем городе?
Д. Сквер Славы, Дворцы культуры и спора, Серп и молот, музеи.
В. А сейчас я проверю, как хорошо вы знаете свой город.
Проводится интерактивная игра «Достопримечательности»
Игра «Животные Южного Урала»
Образовательные задачи:
- Расширение знаний детей о животных и птицах, обитающих на Южном Урале.
- Учить различать обитателей Южного Урала по внешнему описанию, находить нужное изображение.
- Развивать внимание, мышление, речь, память.
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь ее и заботиться о ней.
Примерная образовательная деятельность
- Ребята, что такое Родина?
- Родина, это место, где мы живем.
- Правильно. Родина – это земля, где ты родился. А как называется наш город?
- Сатка.
- Да, молодцы, у нашего города красивое и звучное название Сатка. Наш город расположен на Южном Урале. А край получил свое название по нашим Уральским горам. И в лесах, и в полях, и на лугах водится много животных и птиц. А сейчас я вам загадаю загадки про обитателей нашего Южного Урала.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
( Белка)
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(Лиса)
- Молодцы, все загадки отгадали. Но на Южном Урале живут не только животные, но и птицы. А каких птиц вы знаете? (ответы детей). Я вам загадаю загадки про птиц, а вы попробуйте догадаться о ком идет речь.
Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!"
(Воробей)
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой.
(Дятел)
Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна.
(Ворона)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут.
(Голубь)
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало.
(Синичка)
- Все птицы приносят человеку большую пользу. Одни уничтожают вредных насекомых, другие семена сорняков поедают, третьи вредителей уничтожают. Птиц нужно беречь, охранять, а зимой в трудное голодное время подкармливать. А сейчас мы с вами повторим, какие животные и птицы живут на Южном Урале.
Проводится интерактивная игра «Животные Южного Урала»
Игра «Растения Южного Урала»
Образовательные задачи:
- Расширение и закрепление знаний детей о растениях и деревьях Южного Урала.
- Учить различать растения и деревья по внешнему описанию, находить нужное изображение.
- Развивать внимание, мышление, речь, память.
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь ее и заботиться о ней.
Примерная образовательная деятельность
Ребята, мы живем с вами в очень красивом месте. Кто мне скажет, как называется наша малая Родина (город Сатка, Южный Урал). Наша природа очень красива. Многие люди из других регионов приезжают на Урал полюбоваться нашей природой. А что такое природа? Какую роль играют растения в природе? Для чего они нужны человеку и животным? А что такое растения? (Это травы, кусты, деревья, цветы и т.д.)Ребята, а растения живые или неживые? (Ответы детей).А почему вы говорите, что они живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...) Какие растения вы знаете? (ответы детей). Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете растения, которые растут на Южном Урале.
Проводится интерактивная игра «Растения Южного Урала»
Растения – это зеленый наряд планеты. Это «легкие» планеты: они выделяют в воздух кислород, который необходим для дыхания. Растения дают пищу животным и человеку, снабжают людей строительными материалами, сырьем для тканей. Растения нужно беречь и охранять: не рвать цветы, не ломать деревья. И тогда наша замечательная природа будет еще долго нас радовать и приносить пользу.
Народы Южного Урала
Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей о название страны, региона, в котором они живут, культуре.
- Развивать речь, мышление, память.
- Воспитывать любовь к Родине, к многонациональному народу, уважение к традициям разных народов.
Примерная образовательная деятельность
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы живем?
Дети: В России.
Воспитатель: Россия – это большая и прекрасная страна. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день.
Как велика моя земля,
Как широки просторы,
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
(Наталья Забила)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной?
Дети: Потому что в России живут люди разных национальностей.
Воспитатель: А люди, каких национальностей живут в нашей стране?
Дети: Русские, украинцы, татары, чуваши…
Воспитатель: И у всех народов свой язык, своя культура, своя национальная одежда, кухня, но всех нас объединяет одно - мы любим свою Родину.
Воспитатель: А люди каких национальностей проживают на территории Южного Урала?
Дети: русские, татары, башкиры, казаки и другие.
Воспитатель: Молодцы! А как называется жилище людей этих национальностей?
Дети: У башкир и татар – юрты, у русских – изба, у казаков – курень.
Воспитатель: А сейчас мы проверим, как хорошо вы усвоили информацию о людях этих национальностей.
Проводится интерактивная игра «Народы Южного Урала»
Путешествие по сказам П.П. Бажова
Задачи:
- Закрепить знания детей о творчестве уральского писателя П.П. Бажова.
- Способствовать передаче духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию.
- Прививать интерес и любовь к богатой природе Урала.
- Воспитывать уважение к людям труда.
Предварительная работа:
1. Чтение сказов П.П. Бажова;
2. Пересказ и обыгрывание прочитанных сказов;
3. Беседы о П.П. Бажове;
4. Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.
Примерная образовательная деятельность
Ребята, сегодня мы с Вами проведем интересное путешествие в мир сказок П.П. Бажова.
Бажов Павел Петрович – знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки. По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи.
На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказками, а не сказами. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.
Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
Мы с вами тоже читали сказы Павла Бажова, рассматривали иллюстрации к ним. А сейчас я проверю, на сколько хорошо вы знаете произведения этого замечательного уральского писателя.
Проводится интерактивная игра «Сказы Бажова»
Игра «Четвертый лишний»
Образовательные задачи:
- Расширение и закрепление знаний детей о растениях, деревьях, животных Южного Урала.
- Учить находить и называть растение или животное других континентов.
- Развивать внимание, мышление, речь, память.
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь ее и заботиться о ней.
Примерная образовательная деятельность
Педагог предлагает детям отправиться на экскурсию в виртуальный заповедник Южного Урала. Спрашивает у детей, знают ли они, что такое «виртуальный заповедник». Объясняет, что виртуальный заповедник – это заповедник, который можно посетить с помощью компьютера. Как и в настоящем заповеднике, в нем можно увидеть много интересных животных и растений. Но по ошибке смотрителя заповедника произошла ошибка, и все перепуталось: животные и растения других континентов оказались вместе с представителями нашего региона. Нужно срочно исправить ошибку, и вернуть лишние растения и животных домой.
Проводится интерактивная игра «Четвертый лишний»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивных обучающих материалов для развития наглядно-образных музыкальных представлений дошкольников».
Семинар для музыкальных руководителей по теме: "Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС"....
Конспект открытого занятия с презентацией и использованием интерактивного игрового комлекса "Играй и развивайся" (кинект) "Дикие животные зимой"
Конспект открытого занятия для старшей группы с презентацией...
Использование интерактивной песочницы в деятельности педагога - психолога при работе с дошкольниками.
К.Д.Ушинский писал: " Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!" Первый контакт детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаетс...
Возможности использования интерактивного обучающего комплекса играй и развивайся
Выступление на педсовете...
Использование интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinect по теме: «Осенняя фантазия» «Краски осени» «Осенняя одежда»
Цель:расширить представления детей о растениях, деревьях, кустарниках; развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; закрепить знания детей об одежде, ...
Возможности использования интерактивного обучающего комплекса «Играй и развивайся» при проведении мониторинга дошкольников
Апробирование интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinect при проведении мониторинга воспитанников старшего дошкольного возраста в ходе реализации...
Проект. "Применение интерактивной обучающей системы "Играй и Развивайся" в развитии детей логопедических групп". Презентация.
Внедрение инновационных технологий в работе с детьми ОНР....