Возможности использования интерактивного обучающего комплекса «Играй и развивайся» при проведении мониторинга дошкольников
статья
Апробирование интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinect при проведении мониторинга воспитанников старшего дошкольного возраста в ходе реализации педагогических проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_ispolzovaniya_interaktivnogo_obuchayushchego_kompleksa.docx | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Возможности использования интерактивного обучающего комплекса
«Играй и развивайся»
при проведении мониторинга дошкольников
Музыкальный руководитель:
С.В. Шамина
город Пыть-Ях
Введение
За последние десятилетия многие сферы нашей жизнедеятельности претерпели колоссальные изменения, появилось огромное множество новых возможностей. Система дошкольного образования тоже идет в ногу со временем. В дошкольной системе образования одной из инноваций стало внедрение современных методов обучения.
Сегодня педагог детского сада должен быть не только педагогически подкован, но и обладать навыками работы с такими техническими средствами, как видеокамера, интерактивный стол, интерактивная доска и прочие средства информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Инновации в ДОУ стали необходимостью сегодняшнего дня, возникла острая потребность во внедрении интерактивных методов воспитания и обучения. Широкий спектр интерактивного оборудования и программного обеспечения к нему предлагает новые методы и формы обучения ребенка-дошкольника.
Современному педагогу необходимо ориентироваться в педагогических технологиях, выбирая из них подходящие, компонуя и создавая собственные. Сегодня трудно кого-то удивить наличием в детском саду компьютера, интерактивной доски или мультимедийного проектора. Эта техника уже становится необходимым и незаменимым средством повышения качества воспитательного и образовательного процесса. Технические инновации в детском саду, их внедрение и применение на практике – вот главная задача современного дошкольного образования.
Инновации в работе ДОУ с использованием интерактивных технологий повышают интерес и внимание дошкольников, формируют интеллектуальную, мотивационную и операционную готовность к последующим действиям. Интерактивные ресурсы в ДОУ делают непосредственную образовательную деятельность более наглядной и интересной, повышают уровень мотивации воспитанников, обогащают развивающую среду детского сада. При проведении различных педагогических советов, методических объединений, использование интерактивных ресурсов является эффективным средством взаимообучения, помогает более глубоко объяснить или понять основную суть обсуждаемой проблемы. ИКТ могут способствовать повышению эффективности взаимодействия педагогического коллектива и родителей при воспитании и обучении детей. Внедрение инноваций в ДОУ является обязательным условием развития дошкольного образования.
Современный ребенок развивается в мире, существенно отличающемся от того, в котором выросло предыдущее поколение. Это обстоятельство открывает совершенно новые перспективы к развитию дошкольного воспитания как первой ступени непрерывного образования. Весьма вероятно, что ИКТ сохранят важную роль и в среде обучения на протяжении всех лет ребенка и в его взрослой жизни.
Таким образом, цель моей работы – апробирование интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinect при проведении мониторинга воспитанников старшего дошкольного возраста в ходе реализации педагогических проектов.
Решались следующие задачи:
- апробировать технологию игрового сопровождения воспитательно- образовательного процесса и мониторинга через использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся»;
- разработать совместно с воспитателями старшего дошкольного возраста план работы по увеличению объема использования информационно-компьютерных технологий на занятиях;
- выяснить возможность использования на занятиях заданий и практических игр с использованием интерактивного комплекса «Играй и развивайся»;
- экспериментально проверить эффективность применения интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в развитии дошкольников: выяснить, как влияет использование ИКТ на развитие познавательной активности дошкольников, формирование знаний и представлений, уровень развития ребенка;
- подобрать игры и задания для проведения мониторинга.
1.1. Использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в работе с детьми дошкольного возраста
Использование ИКТ технологий в том числе и интерактивного комплекса «Играй и Развивайся» являются мощным современным инструментом для реализации ФГОС. Использование интерактивного комплекса в образовательном процессе дает воспитателю следующие возможности:
• Интерактивный комплекс – это средство выравнивания возможностей детей.
• Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.
• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций.
• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
• Скорость обновления материала на экране значительно экономит время на занятии.
• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных инноваций в дошкольной педагогике. Важным результатом инновационной стало то, что использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся» становится привычным для детей, а для педагогов становится нормой работы.
1.2.Место интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в воспитательно - образовательном процессе
Использование комплекса - это, прежде всего:
− организация непосредственной образовательной деятельности воспитанника;
− организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;
− реализация проектов.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать интерактивный комплекс и внедрять его в свою деятельность.
Интерактивный комплекс «Играй и развивайся» имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:
1. Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Применение компьютерной техники и интерактивного комплекса «Играй и развивайся» позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
1.3. Развитие познавательной активности детей в процессе игровой деятельности с использованием интерактивного комплекса
«Играй и развивайся»
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Практика показала, что при активном внедрении информационных технологий, значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, помогает развить произвольное внимание, познавательную активность ребенка. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.
Возможности интерактивного комплекса «Играй и развивайся» позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал может повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. В процессе выполнения заданий интерактивного комплекса «Играй и развивайся» детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться пользоваться манипулятором - рукой.
Кроме того, важным моментом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием интерактивного комплекса «Играй и развивайся». Создается принципиально новая связь между ручными действиями ребенка и их результатом. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей.
Интерактивная игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.
Используя интерактивный комплекс «Играй и развивайся» в образовательной деятельности дошкольник проходит следующие этапы познавательного развития: - Любопытство - Любознательность - Развитие познавательного интереса - Развитие познавательной активности.
Дети редко играют в игры интерактивного комплекса «Играй и развивайся» поодиночке. Обычно играют группы из 3-4 детей. Вокруг компьютера у детей происходит более интенсивное общение, чем в других зонах игровой комнаты. Дети обсуждают то, что они делают, они поправляют друг друга... и сотрудничают при выполнении задачи, которую сами себе ставят. Задания, которые выбирают дети, становятся все более сложными и более упорядоченными. Развитие мышления, памяти, внимания, любознательности, формирование специальных способов ориентации, развитие познавательной мотивации, воображения и творческой активности, все это возможно с помощью игрового комплекса «Играй и развивайся».
Интерактивные игры — это одно из средств решения основных задач дошкольного образования, с их помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Педагог должен быть не только профессионален и компетентен, но главным образом, вести политику грамотного применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
1.4. Применение игрового комплекса «Играй и развивайся» при проведении мониторинга воспитанников старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Название темы | Название игр | Цель |
«Осень» (проекты «Времена года», «Что нам осень принесла?», «Урожай» и т.д. | «Краски осени», «Описательный рассказ», «Запоминай-ка» «Описательный рассказ» | Расширить представления детей о растениях, деревьях, кустарниках; развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; закрепить знания детей об одежде. Закрепит знания об уборке овощей и фруктов; развивать умение сравнивать предметы; формировать умение составлять рассказ по картинкам. |
«Семья» (проекты «Моя мама лучше всех», «Папа – защитник», «Семейные традиции» и т.д.) | «Посчитай-ка», «Составление слова по загадке», «Загадки про семью», «Профессии родителей» | Продолжать знакомить с семейными традициями; учить связно и последовательно рассказывать историю своей семьи. |
«Фольклор» (проекты «Фольклорная мозаика», «Народные промыслы», «Музыка сердца» и т.д.) | «Национальный костюм», «Народная игрушка» | Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; учить создавать и раскрашивать узоры народных росписей, самостоятельно выбирать элементы и цветовую гамму. |
«ЗОЖ» (проекты «В здоровом теле – здоровый дух», «Малые олимпийские игры», «Масленица» и т.д.) | «Полезная и вредная еда», «Распорядок дня» | Формировать знания об уходе за внешним видом, закрепить знания о предметах личной гигиены; знакомить с понятиями «режим дня», «правильное питание». |
«Безопасность» (проекты «Красный, желтый, зеленый», «Будьте осторожны с огнем» и т.д.) | «ПДД», «Безопасность», «Это не игрушки» | Продолжать формировать правила безопасности. |
Заключение
Подводя итог работы по применению инновационных интерактивных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить дошкольников активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых воспитанники не могут не научиться; стимулируют творческие способности; помогают приблизить процесс образования к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки, но и активную жизненную позицию. Особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют:
- эффективному усвоению знаний,
- формируют навыки практических исследований,
- позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности,
- повышают познавательную активность,
- развивают творческие способности,
- создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности дошкольника.
Использование ИКТ технологий является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм деятельности, всего уклада жизни детского сада. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что информационные технологии становятся базой современного дошкольного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если воспитатель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. На современном этапе развития дошкольного образования воспитатель, владеющий информационными технологиями, уже просто необходим современному детскому саду. Дополняя традиционные методы обучения современными информационными технологиями, можно снять остроту проявления некоторых противоречий, присущих стандартной системе обучения. Появление новой техники выдвинуло новые требования и к воспитателю.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов приводит к тому, что дети показывают более высокий уровень формирования интегративных качеств и естественно вхождение в мир взрослых, в завтрашний мир. Человечеству доступно еще одно средство развития, и его надо профессионально и умело использовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования интерактивного обучающего комплекса «Играй и развивайся» в работе с дошкольниками
Здесь представлен материал по работе с детьми-дошкольниками с использованием ИКТ технологий....
Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной игры обучающей системы «Играй и развивайся» на тему «Поможем Петушку собрать фрукты» (овощи) в младшей группе
Конспект образовательной деятельности с использованием игрового компьютерного комплекса "Играй и развивайся" на тему "Поможем Петушку собрать фрукты" ...
«Использование интерактивных обучающих материалов для развития наглядно-образных музыкальных представлений дошкольников».
Семинар для музыкальных руководителей по теме: "Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС"....
Конспект открытого занятия с презентацией и использованием интерактивного игрового комлекса "Играй и развивайся" (кинект) "Дикие животные зимой"
Конспект открытого занятия для старшей группы с презентацией...
Возможности использования интерактивного обучающего комплекса играй и развивайся
Выступление на педсовете...
Использование интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinect по теме: «Осенняя фантазия» «Краски осени» «Осенняя одежда»
Цель:расширить представления детей о растениях, деревьях, кустарниках; развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; закрепить знания детей об одежде, ...
Проект. "Применение интерактивной обучающей системы "Играй и Развивайся" в развитии детей логопедических групп". Презентация.
Внедрение инновационных технологий в работе с детьми ОНР....