Возможности использования комплекса Balametrics на логопедических занятиях
консультация по коррекционной педагогике
В данном материале представлены теоретические аспекты применения мозжечковой стимуляции в том числе и на занятиях у логопеда, а также приведены практические упражнения, которые может использовать логопед на разных этапах занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_ispolzovaniya_kompleksa_balametrics_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности использования комплекса Balametrics на логопедических занятиях
Проблема развития речи у современных детей день ото дня становится всё более актуальной.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Необходимо отметить, что увеличивается число детей, которые имеют тяжёлую речевую патологию, которая сочетается с выраженной неравномерностью психического развития, а также с недостаточностью таких психических функций, как внимание и память. Если в 1970 – 1980 годах речевые дефекты были у каждого четвёртого ребёнка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений, увеличилось количество детей, у которых речь не появляется до трёх лет.
Причин этого явления много – это и экологическая обстановка, и гипоксия, оказывающая губительное воздействие на нервную систему, и влияние патогенных факторов в пренатальный и постнатальный периоды. Но хотелось бы обратить внимание на следующую ситуацию. Мы живём в эпоху, когда образование детей начинается слишком рано. Детей, по сути, лишают детства: огромное количество времени малыши проводят сидя неподвижно за партами, перед телевизором, а словом «игра» мы часто называем компьютерные игры, забывая про сюжетно – ролевые, подвижные и прочие виды игровой деятельности, так необходимые в дошкольном возрасте. Как результат, в школу приходит всё больше детей, не имеющих достаточного сенсорного, двигательного, игрового, музыкального опыта, и оттого дети оказываются не готовы воспринимать то, что предлагает им образование.
Речь – это один из самых сложных видов движения. Н.А. Бернштейн пришёл к выводу, что одновременно несколько уровней мозга управляют каждым нашим сложным движением, то же самое происходит и с речью: эту работу выполняет практически весь мозг, а не отдельные «речевые» центры.
Движения способствуют формированию мозга и образованию миллионов нейронных связей у эмбриона, плода и растущего организма. Повторяющиеся движения участвуют в укреплении нейронных связей между мозгом и телом. Сеть таких связей представляет собой систему, позволяющую человеку взаимодействовать с окружающим миром.
Обращаясь к теории сенсорной интеграции, разработанной Э. Джин Айрес, мы видим, что сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
Учитывая всё вышесказанное и понимая невозможность применения для современного ребёнка подходов и методов, которые были актуальны несколько десятилетий назад, наше внимание было обращено к программе мозжечковой стимуляции с применением оборудования Balametrics.
Любая коррекционно – развивающая программа, методика, оборудование, должны иметь своё теоретическое обоснование и разработанную методологию. Остановимся на основных теоретических аспектах:
1) Головной мозг является частью нервной системы человека и регулирует все жизненные функции. Несмотря на огромное количество проведённых исследований и научных работ, он до сих пор полностью не изучен.
На долю мозжечка приходится 10% массы мозга и примерно 50% всех нейронов. Функционально мозжечок обеспечивает любые двигательные акты (непроизвольные и произвольные), сенсорно – двигательную интеграцию и эмоциональные компоненты. Совместно с мозолистым телом мозжечок определяет быстроту переработки информации, поступающей из других частей мозга. Регулятивная функция мозжечка заключается в контроле внимания и эмоций, связи с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Червь мозжечка отвечает за стабилизацию центра тяжести, равновесие, устойчивость, позу, регуляцию тонуса реципрокных мышечных групп. Полушария мозжечка отвечают за формирование целенаправленных движений, определяют инициацию движения, их координацию и коррекцию. Активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей.
В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, планировать свои действия.
2) Помимо общепризнанного строения головного мозга человека, в основе программы мозжечковой стимуляции лежит теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия. Эта теория широко известна, поэтому подробнее на ней останавливаться не будем.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что одним из ключевых связующих звеньев головного мозга человека является мозжечковая система. Она лежит в основе психофизического развития ребёнка, а нарушения её функционирования приводят к различным детским патологиям.
3) Вестибулярная система анатомически и функционально связана со всеми другими системами головного мозга человека. Она не просто специализируется на движении, но и тренируется в процессе движения. Чувство равновесия развивается параллельно с обретением контроля над положением тела, а контроль, в свою очередь, невозможен без сигналов, поступающих от зрительной, проприоцептивной и двигательной систем. Дети, у которых наблюдаются проблемы с учёбой, такие как дислексия, диспраксия, трудности с концентрацией внимания, нарушения развития речи и эмоциональные проблемы, часто имеют функционально незрелую вестибулярную систему.
4) В основе методологии программы мозжечковой стимуляции с применением оборудования Balametrics лежит теория межполушарной ассиметрии мозга, из положений которой следует, что развитие межполушарного взаимодействия является базисом эффективной работы обоих полушарий мозга и нормативного формирования ВПФ. К сожалению, на сегодняшний день обучающие программы для детей разрабатываются так, что в процессе обучения левое полушарие перегружается, а правое – стимульно обкрадывается. Поэтому следует уделять больше внимания развитию межполушарного взаимодействия в коррекционно – развивающих мероприятиях, чего легко добиться применяя комплекс Balametrics.
Мозжечковую стимуляцию можно определить как серию коррекционно – развивающих и реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.
Существуют разные виды мозжечковой стимуляции: с использованием стабилоплатформ, интерактивных платформ. Достоинством комплекса Balametrics является то, что он компактен, не требует больших материально – технических вложений, доступен, мобилен.
В комплект комплекса входит:
- балансировочная доска Ф. Бельгау (доктор Френк Белгау – известный американский учёный, автор известного бестселлера, посвящённого применению Balametrics в коррекционной работе со школьниками, испытывающими трудности в чтении и обучении);
- комплект сенсорных мешочков;
- мяч – маятник;
- цветная планка;
- мяч – попрыгунчик;
- доска с цифрами;
- стенд с кубиками.
Первоначальным и ключевым элементом оборудования LBK (Balametrics) является балансировочная доска. Один из фундаментальных принципов, который лёг в основу создания балансировочной доски, а в дальнейшем и всего комплекса – любое повседневное действие человека, не важно, простое оно или сложное, влияет на функционирование его мозга в будущем. И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их.
Следующим основополагающим принципом создания балансировочного комплекса является принцип сенсорной интеграции всех систем мозга: вовлечение различных сенсорных систем в формирование ответной реакции человека на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом. Изменение работы одной системы приводит к изменениям функционирования остальных систем. В занятиях с комплексом задействуются и интегрируются моторная, зрительная, тактильная, слуховая, вестибулярная системы.
Следующий важный принцип – совершенствование вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем. С помощью комплекса Balametrics возможно совершенствование вестибулярной системы ребёнка. Балансировочная доска предполагает удержание баланса на ней, это сложная деятельность, в основе которой лежит работа вестибулярной системы. Под руководством вестибулярной системы в деятельности принимают участие тактильная, двигательная, зрительная и слуховая системы.
Еще один принцип – в основе эффективной деятельности человека лежит развитие обоих полушарий коры головного мозга и их успешное взаимодействие друг с другом. Развитие межполушарного взаимодействия с помощью комплекса достигается за счёт одновременной тренировки и равноценного задействования в упражнениях обоих полушарий, распределения нагрузки на правую и левую стороны руки/ноги/тела ребёнка.
Ассоциация детских нейропсихологов г. Москвы рекомендует проводить занятия по программе мозжечковой стимуляции как курсами, так и использовать этот метод как вспомогательный. Наиболее значимые результаты и высокую положительную динамику занятия с Balametrics показали именно в сочетании с логопедической или нейропсихологической коррекцией. Кроме того, эта программа является удачным методом работы с детьми со сниженной учебной мотивацией или наличием дефицита внимания и/или гиперактивности.
Варианты использования комплекса Balametrics на логопедических занятиях:
- Выполнение артикуляционной гимнастики, стоя на балансировочной платформе. Артикуляционные упражнения выполняются по показу логопеда, возможно добавление движений руками, ритмизированное выполнение упражнений с использованием счёта, звука метронома, музыки.
- Пропевание гласных звуков с движениями стоя на балансировочной доске. Все гласные звуки пропеваются на выдохе. Рекомендуется использовать игровые упражнения из пособия Н.Ю. Костылевой «Покажи и расскажи».
Пример упражнения: «Обнимаем солнышко» - звук О. Исходное положение – стоя на балансировочной доске, руки опущены вдоль туловища. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, продвигаясь вперёд и изображая букву О – поём «О-О-О – выдох».
- Произношение слоговых дорожек стоя на балансировочной доске и отбивая мяч – маятник.
Пример упражнения: Повторить за логопедом слоговую цепочку «па – та – ка», отбивая при этом на каждый слог мяч – маятник. Возможно выполнять это движение правой, левой рукой и поочерёдно двумя руками.
- Автоматизация звуков в словах, слогах, стоя на балансировочной доске и используя при этом сенсорные мешочки. Мешочки можно перекидывать из одной руки в другую, подкидывать вверх, перекидывать мешочки специалисту. Выполнять эти движения нужно правой рукой, левой рукой, двумя руками. Кроме мешочков можно использовать мяч – маятник и отбивать его либо руками, либо цветной планкой. Важно, чтобы движение совпадало с повторением автоматизируемого слова.
- Упражнения, способствующие развитию активного и пассивного словаря. Выполняются стоя на балансировочной доске с использованием сенсорных мешочков или мяча – маятника. Используются такие игровые упражнения как «Скажи наоборот», «Животные и их детёныши», «Скажи ласково», «Ассоциации».
Пример упражнения: «Скажи наоборот» - ребёнок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или сенсорный мешочек и произносит слово, а ребёнок возвращает мяч (сенсорный мешочек) и называет слово, противоположное по значению (тяжёлый – лёгкий, мокрый – сухой).
- Упражнения, направленные на развитие грамматической стороны речи. Выполняются стоя на балансировочной доске с использованием сенсорных мешочков или мяча – маятника, цветной планки, доска с цифрами, мяч – попрыгунчик, стенд с целями. Используются упражнения «Подбери признак», «Посчитай – ка», «Один – много», отрабатывается употребление предлогов в речи.
Пример упражнения: игра «Посчитай – ка» (согласование существительных с числительными) – Ребёнок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед называет один предмет, а ребёнок отвечает, как будет звучать 2 – 5 предметов (один цыплёнок, два цыплёнка, пять цыплят), при этом отбивая мяч – маятник цветной планкой с соответствующей цифрой (вариант упражнения – попадая мячом – прыгунком на соответствующую цифру на доске). Перед введением речевого материала в эти упражнения, необходимо их отработать без него.
- Упражнения на запоминание цветов, геометрических фигур. Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Используется мяч – маятник, цветная планка, доска с цифрами, мяч – попрыгунчик. Специалист называет геометрическую фигуру, а ребёнок должен в неё попасть мячом – попрыгунчиком, либо найти все геометрические фигуры и попасть в них. Такое же задание можно выполнять с использованием стенда с целями, где ребёнок мячом – маятником с использованием цветной планки должен сбить указанную специалистом цель. Задания можно усложнять (развивая внимание и память ребёнка): специалист называет фигуру, в которую ребёнку нужно попасть мячом – попрыгунчиком, по двум параметрам – цвету и форме.
- Отгадывание загадок. Специалист произносит загадку, отгадкой на которую является одна из картинок на наклонной доске или стенде с целям. Ребёнок должен попасть в картинку – отгадку мячом – маятником или мячом - прыгунком.
Пример упражнения:
Спрятан этот цвет в листочках
И в гороховых стручочках.
Даже огурец солёный
Тоже летом был…
Ребёнок должен произнести отгадку и сбить мячом – маятником зелёный кубик на стенде с целями.
Результаты занятий мозжечковой стимуляцией появляются через 15 – 20 занятий, при этом динамика в развитии ребёнка наблюдается как в процессе цикла занятий, так и проявляются отсроченные изменения в психофизическом развитии ребёнка.
Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие вестибулярной, зрительной, кинестетической, тактильной систем, что улучшает способность мозга обрабатывать информацию, полученную от разных органов чувств и использовать эту информацию для планирования и выполнения моторных действий.
Мозжечковая стимуляция помогает улучшить восприятие ребёнком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, письменные навыки, стимулировать развитие всех видов внимания и памяти.
Для современного ребёнка невозможно применять подходы и методы, бывшие актуальными 20 – 50 лет назад.
В современном мире хотя и заложены огромные резервы для развития каждого ребёнка и становления его личности, но они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям современного ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ
В статье рассказывается, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на логопедических занятиях в ДОУ....
Использование компьютерных игр на логопедических занятиях.
Н. К. Крупская в одном из своих выступлений говорила:«...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная — пр...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
как использовать здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Проведение логопедических занятий связано с использованием здоровьесберегающих технологий. В статье перечислены применяемые технологии....
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! Здоровьесберегающие технолог...
Мастер – класс для педагогов «Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»
Мастер – класс для педагогов«Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»....
Мастер – класс для педагогов «Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»
Цель: Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности....