Кейс-технология, как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению
методическая разработка

Григорьева Людмила Игоревна

Презентация на тему " Кейс-технология, как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologiya.docx23.3 КБ
Файл buklet_keys-tehnologiya.docx1022.94 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим познакомить вас с новой технологией, которая используется в детском саду. «Кейс-технология, как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению!»

2 слайд

Начнем с определения, что же такое кейс? Кейс-это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию:

        - для принятия решения,

        -разрешения конфликта или проблемы, которая может быть        предложена для обсуждения в группе,

        -выявления позиций слушателей по существу вопроса.

3 слайд

Для чего же нужны кейсы? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

4 слайд

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

5 слайд

Правила работы с кейс-технологиями

  • Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию. После инициативу и главенство нужно не бояться отдать.
  • Главные действующие лица в кейс-обучении – дети, коллектив детей. Педагог находится с ними в равной позиции.
  • Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.
  • Акцент в образовательной деятельности нужно перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество детей и педагога.
  • При работе с кейсом следует выдерживать технологические этапы. Этапы лучше наглядно обозначить символами.
  • Наглядность – это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс-технологиями.
  • В процесее обсуждения кейса педагого обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям, чтобы они сами отвечали на них.

6 слайд

Кейс может содержать.

Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)

Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

7 слайд

Существуют определённые методы кейс-технологий.

  • Метод инцидента;
  • Метод ситуационно-ролевых игр;
  • Метод разбора деловой корреспонденции;
  • Игровое проектирование;
  • Метод дискуссии.
  • Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных    ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс- стади, фото-кейсы, кейс-иллюстрации);

8 слайд

Традиционная классификация кейсов (читаем со слайда). Сегодня мы рассмотрим практические кейсы.

  1. слайд

Формы практических кейсов:

  1. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования культуры безопасности – ситуации опасности для жизни и здоровья детей).

В кейсы-инциденты входят:

Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией.

 Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (в нашем случае – для опасности жизни здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

  1. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов мы применяем для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Мы применяем следующие кейсы:

В кейсы вариации и догадки входят:

Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш);

 Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простой мяч – ведь сколько можно предположить вариантов – от выкатывания на дорогу до драки за мяч с другом.

Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.

Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

10 слайд

Чаще всего в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт     возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные                         ситуации. Сущностью предоставленной технологии является              анализ проблемной ситуации.

11 слайд

По каждому кейсу работа организованна по следующим четырём этапам:

1.Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т.д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?»

2.Это этап выявления причинно-следственных связей. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.

3.Это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4. Этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.

12 слайд

Польза кейс-технологии и использовании кейсов в развитии и воспитании дошкольников

  • учатся получать необходимую информацию в общении со сверстником, с взрослым;
  • научаются соотносить свои устремления с интересами других;
  • учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
  • учатся воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно, применять к себе обстоятельства;
  • происходит формирование у детей навыков работы в команде;
  • развивается умение адекватно вести себя в возникающих конфликтных   и проблемных ситуациях;
  • обеспечивается взаимосвязь с жизнью, практикой и игрой ребенка;
  • развивается информационная компетентность детей; дети учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания    в реальной жизни без затруднений.

13 слайд

Давайте вспомним немного о здоровьесбережении

Здоровье, как предмет здоровьесбрегающих технологий, предусматривает

Здоровье физическое.

Здоровье психическое.

Здоровье социальное.

Здоровье нравственно.

  • Благодаря здоровьесберегающих технологий у тебе происходит улучшение памяти, внимания, мышления;
  • Повышение способности к произвольному контролю;

Улучшение общего эмоционального состояния

14 слайд

Виды здоровьесбрегающих технологий, в ДОУ

  • Медика - профилактическое;
  • Физкультурно - оздоровительное;
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • Валеологического просвещения родителей;
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии           в детском саду.

15 слайд

Формы организации здоровьесбрегающей работы

  • Физкультурные занятия;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Подвижные игры;
  • Утренняя гимнастика;
  • Двигательно-оздоровительные физкультминутки;
  • Физические упражнения после сна ;
  • Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
  • Физкультурные прогулки;
  • Физкультурные досуги;
  • Спортивные праздники;
  • Оздоровительное процедуры в водной среде.

Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии , сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий , их подготовки и проведения.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

К кейс- технологиям, активизирующим образовательный процесс,

*метод инцидента;

*метод ситуационно-ролевых игр; *игровое проектирование; *метод дискуссии.

*метод ситуационного анализа  

(метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения;) 

Метод инцидента 

В центре внимания находится  процесс получения информации.

Цель  — поиск информации самим ребенком  , и  обучение его  работе с необходимой информацией, ее сбором,  систематизацией и анализом.

 

Метод ситуационно-ролевых игр 

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией   Социально психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить  поступки и поведение  участников игры. Одна из разновидностей  метода инсценировки  — ролевая игра.

 

По наличию сюжета: сюжетные кейсы -рассказ о  произошедших событиях, включают действия лиц и организаций; бессюжетные кейсы, представляют  собой совокупность статистических  материалов, расчетов, выкладок,  которые должны помочь  

ситуации, восстановлению сюжета Игровое проектирование 

 

Цель — процесс создания или  совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет  разрабатывать свой проект.

 

Метод дискуссии Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в  соответствии с более или менее определѐнными  правилами процедуры.

 

 

Метод ситуационного анализа 

 

 (метод анализа конкретных ситуаций,  ситуационные задачи и упражнения;  кейс-стади;фото-кейсы;кейс иллюстрации) Кейс-иллюстрация - это иллюстрация,  которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.  

 

Цель -разбор сути проблемы, анализ  возможных решений и выбор лучшего из них.

 Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства.  А иллюстрация с продолжением  мотивирует интерес детей.  

 

                                          МБДОУ

«Детский сад №47 «Чудо-остров» г.Йошкар-Ола

«Кейс-технологии»

в ДОУ

 кейс- технология 

от латинского «casus» - запутанный,  необычный случай;  

 от английского «case» - портфель,  чемоданчик.  

Подготовили:

воспитатель Григорьева Л.И,

воспитатель Котова Е.Д.

 

Для чего нужен кейс? 

Кейс  дает возможность приблизиться к  практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Кейс-метод  - это рассмотрение и оценка  реальной ситуации , дает возможность понять, как принятые  на практике те  или иные решения, к чему они приводят.          Преимущества кейс - метода;  *возможность работы группы на  едином проблемном поле; * принципов  проблемного обучения

*возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого  понимания теоретических  концепций; *возможность создания новых  продуктивных моделей  деятельности; *выработки навыков простейших  обобщений. *кейс - метод :дает знакомство с реальной жизнью помогает углубиться в процесс  принятия решений; тренирует остроту реакции обучаемого на проблемы;  дает аналогии;

По объему:

*мини-кейс 

*кейс средних размеров 

      *макро-кейс

 

Виды «кейсов». 

Печатный кейс (иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс  (наиболее  популярный в  последнее время,  но зависит от  технического оснащения).

Видео кейс  

(может содержать фильм, аудио и видео  материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).

 

По временной последовательности  материала: кейсы с естественной Временной последовательностью   событий (от прошлого к настоящему)  позволяют хорошо выявлять  причинно-следственные связи.

 

кейсы-воспоминания   время в них прокручивается назад:  герои что-то  вспоминают, но воспоминания  

Отрывочны, несистемные, фрагментарны,  

что затрудняет восстановление  времен-        ных цепочек.

 

Как разработать “кейс”? 

Ряд типовых шагов для создания Кейса:

1 Тема и вопрос исследования;

2.Выбор объекта исследования –

 «конкретной ситуации»;

  1. Определение контекста;
  2. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;
  3. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития  ситуации;
  4. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для  дальнейшего обсуждения ситуации.

 

Структура кейса: 

 

1.название (интригующее,

проблемное) 2. контекст (значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать кейс); 3. случай (это определенная вещь, которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования); 4. факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов,  результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.); 5. решения (вариативная часть кейса   содержит рефлексию, комментарии,  сценарий).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"

Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей;  2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...

Формы работы c детьми по здоровьесбережению.

в презентации рассказано как мы проводим в группе работу для сохранения здоровья детей...

Театрализованная деятельность как одна из форм работы с детьми с речевым отставанием.

в статье рассказывается об опыте работы по развитию речи детей по средствам театрализованной деятельности....

Театрализованная деятельность как одна из форм работы с детьми с речевым отставанием.

в статье описывается опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности....

Презентация: "Театрализовано-коррекционное занятие как одна из форм работы с детьми с ЗПР"

Цель: описание одной из эффективных форм коррекционной работы с детьми с ЗПР...

Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...

Из опыта работы «Применение экосенсорных накопителей, как одна из форм работы с детьми ОВЗ»

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка дошкольного возраста? Одним из аспектов данной проблемы является развитие мелкой моторики и координации движен...