Из опыта работы «Применение экосенсорных накопителей, как одна из форм работы с детьми ОВЗ»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Черных Инна Николаевна

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка дошкольного возраста? Одним из аспектов данной проблемы является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_chernyh_ovz.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Применение экосенсорных накопителей, как одна из форм работы с детьми ОВЗ»

Черных Инна Николаевна, воспитатель

 СП ГБОУ СОШ № «ОЦ» с. Кинель-Черкассы,

детский сад «Василек»

Здоровье – основное и истинное

достояние человека.

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка дошкольного возраста? Одним из аспектов данной проблемы является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

 Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выявлена закономерность: если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Умственные способности развиваются под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики достаточно развиты память, внимание, связная речь.

          Сравнительный анализ выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей-дошкольников за последние 10 лет. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонением в речевом развитии.

         Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна и для дошкольников нашего села Кинель-Черкассы и  нашего детского сада «Василек».

         Именно поэтому с 2015 года одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения является: познавательно-речевое развитие и коррекционная работа с детьми ОВЗ.

         Воспитательно-образовательная деятельность с детьми с общим недоразвитием речи осложнена тем, что у детей с данными проблемами задерживается формирование познавательных процессов, затрудняется общение с окружающим, слабо развиты сенсомоторные функции, отмечается отклонение формирования коммуникативных навыков, а их несовершенство не обеспечивает процесс общения. Всё это в конечном итоге препятствует формированию полноценной личности. И как следствие, сказывается и на адаптации в детском коллективе.

        Игровая деятельность в данном случае выполняет не только задачу развития руки, ее мелкой моторики, но и формирования предпосылок творческой личности ребенка, личности, уверенной в себе и своих силах, способной впоследствии к креативному мышлению. Поэтому необходимо в ДОУ и дома создать такие условия, чтобы  манипулирование детей с предметами и игрушками с самого начала приобрело черты творческой деятельности, а ребенок при этом сталкивался бы с необходимостью речевого общения, формирования мелкой моторики пальцев рук, осмыслением собственного замысла. Важно, чтобы указанная предпосылка была заложена уже на первых этапах обучения.

И перед нами, педагогами детского сада встала задача - поиска новых подходов, методов и приёмов по оздоровлению дошкольников и коррекции имеющихся нарушений.

Одним из таких приемов в работе с детьми ОНР и стало применение экосенсорных накопителей.

Сама форма использования данных атрибутов не нова в педагогической практике ДОУ, но вместе с тем очевидна ее эффективность в работе с дошкольниками.

 Известно, что дети в любом возрасте любят играть с  игрушками-вкладышами, матрешками, пособиями со шнуровкой, пуговицами, кнопками и т.д. Накопители  могут в полном объеме удовлетворить потребности детей в этом.

Цель создания накопителей - побуждать детей к играм «рядом», вызывать желание убирать за собой игровую атрибутику в специально изготовленные контейнеры,  совершенствовать мелкую координацию пальчиков рук, сенсомоторику, закреплять знания о геометрических формах,  об экологии, упражнять в театрализованной деятельности, в развитии связной речи.

В  работе с сенсорными накопителями решаются следующие задачи:

  • способствовать устранению недостатков речевого развития малышей;
  • формировать накопление значительного запаса слов активного словаря;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук через сенсомоторные манипуляции с накопителями;
  • воспитывать усидчивость и навыки самообслуживания.

Что же такое экосенсорные накопители? Это различные по своему оформлению контейнеры, модули, выполненные в различных техниках и обтянутые различными по своей фактуре материалами и тканями (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)  

        На данных изделиях размещены застёжки различных видов: пуговицы, кнопки, «молния», «липучки», пряжки, стопора, шнуровки.

        Но основной особенностью в работе с накопителями, помимо манипуляций с различными застежками, является внутреннее содержание изделий. Возможны различные вариации игр и заданий на развитие связной речи извлечению из него игрушек, геометрических фигур и т.д., находящихся внутри контейнера.

        Для определения качеств и свойств предмета, учим детей обследовать НАКОПИТЕЛИ. Обследование - это специально организованное восприятие, направленное на определение детьми формы, величины предмета, его свойств. Например, в игровой деятельности предлагаем внимательно рассмотреть предметы, с которыми они будут работать - различные кубики, мячики, игрушки, фишки, геометрические фигуры, и т. п. Все это дает возможность различать предметы по форме, цвету, качествам. При знакомстве с предметами дети узнают и их словесное обозначение - шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Знакомятся с понятиями "гладкий",  "пушистый", "твердый",  "мягкий", "холодный", "теплый". Словесное усвоение обозначения или названия предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предметов и в окружающей действительности в целом. Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей, от простого к сложному, формируя ситуацию успеха.

        Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, НАКОПИТЕЛИ изготовила в близкой  малышам серии диких и домашних животных. Эстетично и ярко оформленные контейнеры уже сами по себе привлекают внимание дошколят, а также побуждают узнать, угадать, что же интересного сегодня принесло то или иное животное.         Целевые установки должны зависеть от вида  деятельности, а содержимое контейнера – от программных задач организуемого  занятия. Так для знакомства с геометрическими формами  в  накопителе могут находиться  призмы, кубы, шары разных размеров и цветов; для уточнения  экологических знаний – предметы питания (котов), осенние листья, иллюстрации с изображением птиц и животных; для физического развития – игрушки животных, которые нужно изобразить в движениях: попрыгать, поскакать, нагнуться, перепрыгнуть и т.д.

              Содержание работы по выполнению проекта:

1. Обсуждение создания серии экосенсорных накопителей на основе использования образов животных – кошки, зайца, поросенка и т.д.. Разработка плана действий.

2. Беседа с родителями, с целью привлечения их к оказанию посильной помощи в изготовлении накопителей для детей.

3. Привлечение родителей к акции по сбору тканей и деталей (пуговицы, тесьма, замки-молнии, крючки, кнопки), необходимых в оформлении накопителей.

4. Изготовление экосенсорных накопителей для игрового уголка групповой комнаты детского сада.

5. Презентация экосенсорных накопителей для воспитателей дошкольных учреждений.

         Таким образом, данный опыт работы детского сада с детьми, имеющими речевые нарушения, раскрывает основные направления работы: познавательно-речевое, физкультурно – оздоровительное, художественно – эстетическое, работа с родителями по оздоровлению детей с общим недоразвитием речи.

        В работе с ЭКОСЕНСОРНЫМИ НАКОПИТЕЛЯМИ  мы стремимся создать все условия для сознательно-стимулирующей деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Для выполнения доступных по сложности и объёму заданий детям предлагается достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала, который служит «строительным» материалом для их умственного роста,  а «специальное» игровое оборудование и игрушки помогают сделать занятия увлекательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"

Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей;  2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...

Театрализованная деятельность как одна из форм работы с детьми с речевым отставанием.

в статье рассказывается об опыте работы по развитию речи детей по средствам театрализованной деятельности....

Театрализованная деятельность как одна из форм работы с детьми с речевым отставанием.

в статье описывается опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности....

Презентация: "Театрализовано-коррекционное занятие как одна из форм работы с детьми с ЗПР"

Цель: описание одной из эффективных форм коррекционной работы с детьми с ЗПР...

Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...