МАСТЕР - КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал по развитию речи

Елена Геннадьевна Мартынова

Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не случайно считается, что речь человека – это его визитная карточка, а речь педагога – это его лицо. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_martynova.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8»города Сорочинска Оренбургской области

МАСТЕР - КЛАСС

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                         Подготовила и провела

                                                 Мартынова Е.Г., воспитатель

                                                   МБДОУ «Детский сад №8»

                                        2024 г.

Начать свое выступление я хотела бы со слов Е. И. Тихеевой: "Мы

должны вводитьдетей в сокровищницунашего богатейшегоязыка, но

для этого мы сами должны уметь пользоваться еесокровищами".

Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не случайно считается, что речь человека – это его визитная карточка, а речь педагога – это его лицо. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.

Сегодня я хочу показать вам несколько инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и то, как их можно использовать на практике.

Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моегомастер-класса«Использование инновационных технологий в развитии речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»  

Цельмастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей младшего дошкольного возрастачерез использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий(приёмов, методов и форм).

Задачи.

  1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
  2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Материал :компьютер, два таза с водой, полотенца 2 шт, камешки Марблс, карточки к игре , картинка петушка и отдельно цветные пёрышки, дорожка цветная. Музыка для релаксации, видео для лого ритмики, музыка для приветствия.

«Актуальность темымастер-класса».

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

- Я надеюсь, что процесс будет двусторонним, и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.  

Прежде чем, мы начнём мастер класс, я хочу рассказать вам притчу «Иди вперёд».

Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

— Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых успехов, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины.

Эпиграфом к нашему мастер-классу будут служить слова:

 

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

- Для начала давайте поприветствуем друг друга . Прошу встать в круг .Включаю муз.сопровождение «Приветствие»

1.Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Смотрим все перед собою
Топнем весело ногою,
Покачаем головой,
Улыбнемся мы с тобой.
Скажем: «здравствуйте» друг другу
И опять пойдем по кругу.

2. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.

Повстречаться мы спешим,

Поздороваться хотим.

Смотрим все перед собою

Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И помашем всем рукой.

 Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.

3. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Смотрим все перед собою
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Хлопнем по плечам рукой.

Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.

4. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Смотрим все перед собою
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И обнимемся с тобой

Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.

Всем спасибо. Прошу всех сесть.

Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов, обучения образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностномразвитииребёнка в современных условиях.

 Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, можно использовать следующие инновационные технологии:

1.Технология наглядного моделирования;

2.ИКТ-технологии;

3.Синквейны;

4.Мнемотехника;

5.Кинизиология;

6.Технология ТРИЗ;

7.LEGO-технология.

8.Сказкотерапия

9.Литотерапия (камешки «Марблс»)

10.Игровые технологии

11.Методика развития связной речи В.К. Воробьевой (картографическая схема)

-  Мы рассмотрим несколько технологий касающиеся детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватныхвозрастуформах работы с детьми. Скажите, что является основной формой работы с детьмидошкольного возраста и ведущим видомдеятельности?(ответы слушателей).

- Конечно же - это игра.  значит, мы с вами сегодня тоже поиграем.

Вспоминая слова К. Д. Ушинского, что ребенок мыслит образами, звуками, сегодня я Вам предлагаю окунуться в мир логоритмики. И так одна из новационныхздоровьесберегающихтехнологий:

  ЛОГОРИТМИКА

Логоритмика – это игры или упражнения на подражание взрослому, сопровождаемые специально подобранной музыкой.

То есть ребенок слушает воспитателя или родителя, видит, что он делает, повторяет за ним сказанное и сделанное. Лучше всего маленькие дети реагируют на рифмованную речь, но это не обязательно: подойдут любые забавные, интересные истории.

Главное назначение логоритмики для детей – коррекция или развитие речевых навыков.

Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Давайте вместе с вами выполним логоритмическое упражнение «У жирафа пятна».Включаем слайды с песенкой и словами.

Следующая здоровьесберегающая  технология:

АКВА-ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ И РУК.

В отличие от традиционных технологий инновационные – формируюттворческие способности, развивают нестандартное видения мира, новоемышление.

Аква – гимнастика. Аква-гимнастика для пальчиков и рук – этозанимательные игры в воде. Вода – одно из первых веществ, с которым детиначинают играть и экспериментировать. Ни для кого не секрет, чтомаленькие дети любят игры с водой. Если соединить это увлечение соспециальными пальчиковыми упражнениями, то получится отличнаяпальчиковая гимнастика в воде.

«Аква-гимнастика» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй,сказок при помощи пальцев. Эти игры способствуют развитию речи, памяти,развивается воображение и фантазия.

Вода должна быть 37- 37,5 градусов, постепенно снижаем до комнатнойтемпературы. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводим до20 минут.

Я вам предлагаю самим показать, как бы вы провели пальчиковую игру вводе.

-Мне нужны помощники. Приглашаю двоих воспитателей и показываю вместе с ними  (нужны два таза с водой и полотенчики).  Вам предлагается коротенькое стихотворение, на его примере выдолжны продемонстрировать показ пальчиковой игры в воде, как бы выпоказывали её детям.

-Начнём.

Показ педагогами пальчиковой игры в воде:

Мы ладошки в воду опускаем

И в воде немного отдыхаем

(Положить ладони в воду, почувствовать полное расслабление)

Кулачки сжимаем, разжимаем

Воду пальчиками мы хватаем

(Погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки)

Морские обитатели

В море буря!

В море шторм!

Кто живёт на дне морском?

(Погрузить пальцы в воду и лёгкими движениями создать «волны»)

Вот ползёт огромный краб

(Опустить ладони в воду, растопырить пальцы, медленно передвигаться подну таза)

Он коньку морскому рад,

Мимо рыбка проплывала

(Опустить руки в воду, соединить ладони, показать движения плывущейрыбки)

И медузу увидала,

(Погрузить растопыренные пальцы в воду и немного ими подвигать)

Море их родимый дом!

Хорошо живётся в нём!

(Легко похлопать ладонями по воде)

Игра «Рыбка»

Исходное положение – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьем кистямипо воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Игра «Акула»

И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладонипоставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большойпалец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движенияпальцами.

Вот зубастая акула

Мне хвостом своим махнула.

Игра «Маленькая лодочка»

И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения поповерхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы на лодочке вдвоем

К бабе в гости поплывем.

Игра «Волны»

И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг кдругу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями отсебя и к себе так, чтобы образовались волны.

Волны по морю гуляют

И кораблик подгоняют.

- Спасибо за помощь.

Один из эффективных игровых методик речевого развития является методика«Расскажи стихи руками»Алябьевой Е. А.

Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности.

   -И сейчас я вам предлагаю обыграть и разучить одно из стихотворений вместе со мной.

(воспитатель предлагает отодвинуть немного стулья от стола, сесть поудобнее и повторять за ней движения)

-Едем, едем на машине, (имитация движения рулём)

-Нажимаем на педаль. (ногу согнуть, выпрямить)

-Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть к себе, от себя)

-Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)

-Дворники считают капли:

-вправо-влево, чистота (руки согнуть в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно влево-вправо)

-Волосы ерошит ветер, (поводить над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами)

-Мы - шофёры хоть куда! (большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак) (Воспитатель предлагает участникам мастер – класса повторить стихотворение ещё раз уже с проговариванием слов.)

А затем повторить стихотворение смотря на движения.

Литотерапия (камушки Марблс)один из нетрадиционных приемов в работе с детьми младшего возраста. Камешки можно использовать для создания сюрпризного момента, релаксации и конечно же в развивающих играх. Работая с ними у детей, развиваетсяречь память, мышление, внимание.

В совместной деятельности воспитателя с детьми игры с камешками используются для решения следующих задач:

• Сенсорное развитие.

• Развитие мелкой моторики руки.

• Развитие речи.  

Игра «Назови ласково».

Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков марблс или кабошонов, называя при этом слова уменьшительно - ласкательно. Например: фонарик, столик, домик.

Игра «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце.

Следующая технология «ГОВОРЯЩАЯ СТЕНА».

- Что же это такое?

 Суть технологии «Говорящая стена» заключается в том,

что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выборапланировать свою деятельность и конструктивно использоватьинформационный ресурс. Это «волшебный инструмент», который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, своеобразный живой экран.

«Говорящая стена» включает в себяразвивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающейсреде группы.Главная составляющая «Говорящей стены» – магнитная доска сразличными элементами: леской, прищепками, наборным полотном и тд.

Неотъемлемые части «говорящей стены» - материалы, игры и пособия –собираются на полках, шкафчиках и доступны детям.

«Говорящая стена» используется в режимном моменте «Утро улыбок»,который является одной из форм организации образовательного процесса, где ребенок может получить положительный настрой на весь день, проявить  свои речевую активность, а педагог может закрепить полученные детьми знания.

«Говорящую стену» можно использовать, как элемент любого ОД. Вмладших группах задания даются на один день.

Показ фото на слайде и пособиях принесённых с собой.

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ

Технология ТРИЗ была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом СауловичемАльтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

Как расшифровывается ТРИЗ ? ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников выступают: (смотрим на слайдах)

  • формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
  • развитие творческих способностей;

У детей младшего дошкольного  возраста нет опыта рассказывания текстов, недостаточно активный словарь. Дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа, поэтому важно, чтобы современный ребенок овладел не только объёмом знаний и умений, а мог бы активно мыслить (размышлять), делать выводы, доказывать, объяснять, обладая определенной речевой активностью.

Триз помогает повышать уровень понимания речи, обогащать словарный запас.

Наиболее эффективны в работе с воспитанниками следующие методы: мозговой штурм, мнемотехника, круги(кольца) Луллия, метод морфологического анализа, типовые приемы фантазирования (уменьшение (увеличение), изменение строения, подвижности, преобразование свойств времени, прием «наоборот», метод каталога).

Рассмотрим МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЯ:

-С помощьюметода противоречий  мы учимся с детьми видеть в любом объекте и положительные, и отрицательные моменты.

Например, в игру "Хорошо-плохо” можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни.

На улице сегодня дождь. Дождь -это хорошо. Почему? Дождь – это плохо. Почему? Или например: объект конфета:

В: Съесть конфету — хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету — плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».

Девиз тризовцев: «можно говорить всё». Выслушивать нужно каждого, давая при этом только положительную оценку «интересно», «необычно», «хорошо», «молодец». Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные идеи. Все идеи разбираем их с детьми по оценке, что в них хорошо, а что не очень. Из всех решений выбираем оптимальное.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темы могут быть самые разные

МЕТОД «МОРФОЛОГИЧЕСКОГО  АНАЛИЗА»разработанный швейцарским астрономом Ф. Цвикки также как и круги Луллия уточняет знания детей о признаках объектов материального мира, развивает способность давать большее количество вариантов имён признаков какого – либо объекта. Применяется при проведении НОД, в игровых обучающих ситуациях, в совместной деятельности.

Для создания нового образа объекта рассматривается взаимодействие горизонтальных и вертикальных показателей морфологической таблицы, осуществляется перебор вариантов соединения характеристик объектов.

В первой младшей группе характеристики  объекта заносятся на «волшебную» дорожку, расположенную горизонтально. Это может быть цвет, форма, размер, части. На вертикальной  - расположены объекты природного, рукотворного или сказочного мира. Для малышей первой младшей группы берём один вертикальный показатель. Например, петушок.

Детям предлагается творческое задание – сделать красивым петушка, отправив его гулять по «волшебной» дорожке. Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет. Такое задание уточняет знания детей о некоторых цветах и оттенках; побуждает  фантазировать на основе изменения цвета. Развивает речь.

ЛЕГО – ТЕХНОЛОГИЯ.

Как же можно развить словарь с использованием Лего-конструктора?

В процессе работы с детьми используем разные детали ЛЕГО конструктора,  в ходе которого они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.

Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.

ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Использование ЛЕГО-технологий даёт возможность осуществлять работу над пересказом, рассказом, диалогом. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Одним из самых эффективных методов развития коммуникации в процессе диалога является ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры)

ИТОГ

  • Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.

Процитирую слова Я. Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этомумешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было чтоделать».

 Мы хорошо потрудились предлагаю провести релаксацию, которую в последствии можно проводить с детьми.

Упражнение «Семь свечей»

Цель: релаксация способствует расслаблению мышц тела, развивает дыхательные способности, мышцы губ и лица.

Воспитатель: Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатенённом помещении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Интересный материал по использованию различных современных технологий в детском саду. Самое главное, что эффективный в работе и деткам очень нравится....

Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не...

Мастер-класс "Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию старших дошкольников в рамках ФГОС ДО."

Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию...

Мастер-класс «Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Мастер-класс  «Использование инновационной  технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»...

Мастер-класс "Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников"

Цель мастер-класса: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....